Представление об эталонах красоты у современных девушек

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Погонцева Д. В. Представление об эталонах красоты у современных девушек // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2496–2500. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54763.htm.
Аннотация. На эмпирическом уровне рассматриваются представления современных молодых девушек об идеальном Другом: красивой женщине и красивом мужчине. Сформированы усредненные изображения эталонов, приведены оценки усредненной внешности. Подчеркивается роль внешнего облика для оценки и категоризации Другого.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Погонцева Дарья Викторовна,кандидат психологических наук, доцент, Южный Федеральный университет, г.РостовнаДонуdashapgn@rambler.ru

Представление об эталонахкрасоты у современных девушек

Аннотация.На эмпирическом уровне рассматривается представления современных молодых девушек об идеальном Другом: красивой женщине и красивом мужчине. Сформированы усредненные изображения эталонов, приведены оценки усредненной внешности. Подчеркивается роль внешнего облика дляоценкии категоризации Другого.Ключевые слова: красивый мужчина, красивая женщина, эталон, идеал, внешность.

Динамика жизни, а также изменения в социальной, политической и экономической сферах российской действительности, возникшиев 90е гг. XX века, повлекиза собой глубокие изменения в социальной структуре, смену культурноидеологических интересов, смену идеалов и эталонов. В современной науке все чаще поднимается проблема изучения представлений об эталоннойвнешности и красоте, что диктуется активным развитием рекламы косметических средств, фитнессцентров, спасалонов, пластических операций, а также такой категории как appearanceперфекционизм ‬т.е стремление обладать эталонной внешностью. Каждая вторая реклама демонстрирует современные стандартыкрасоты, к которым следует стремиться, что бы обладать высоким социальным статусом и успехом [16], а также не подвергаться дискриминации, связанной с внешним обликом [4]. Следует так же подчеркнуть, что в данном контексте мы говорим об эстетическом идеале, как об образе ©должной красотыª, которыйсуществует в сознании человека.Также можно отметить рост количества исследований, посвященных роли физической аттракции, т. е. внешней привлекательности или непривлекательности как факторам, влияющим на поведение людей в различных сферах жизни (реклама, судебные решения, трудоустройство, выборы и т. д.), а также феноменам категоризации и дискриминации другого по внешнему облику.Используя различный стереотипные суждения мы делим людей на группы по внешнему облику, а каждую из этих групп наделяем определенными характеристиками, которые могут, как соответствовать данной группе так и быть ложными. Как результат, ©внешний облик становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни. … Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификацииª [5].В 1988 году А.В. Петровским была предложена трехфакторнаямодель "значимого другого". Данная модель включает: авторитет, который обнаруживается в признании окружающими за "значимым другим" права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах; эмоциональный статус "значимого другого" (аттракция), его способность привлекать или отталкивать окружающих, быть социометрически избираемым или отвергаемым, вызывать симпатию или антипатию; властные полномочия субъекта или статус власти [12,13]. Под эталоном мы понимаем некий образец, который влияет на оценку чеголибо или коголибо. Как пишет И. Кант, ©естественная склонность человека сравнитьсебя в своем поведении с кемнибудь более авторитетным и подражать его манерамª [4, С. 489]. Такое поведение в некоторых работах связывают с модой, так, по мнению Е. Аброзе [1, С. 17], мода является ©способом достижения установленных временем идеаловª. К.А. Абульханова также отмечает, что ©при отсутствии адекватного представленияо себе некоторые легко поддаются навязанному или случайно найденному внешнему образцуª [2, C.86].В свою очередьЛ.В. Петров [11] отмечает, что эталонный образ человека, в нашем случае красивой женщины/мужчины, включает в себя характеристики ©образов Яª и множества образов конкретных людей: знакомых и незнакомых, близких и далеких, существующих и существовавших, в единстве идеального и реального, возможного и актуального, желаемого и имеющегося. Внешний облик ‬это конструкт, который является полисемантичным, ценностносмысловым образованием, на интерпретацию которого влияет весь комплекс характеристик ситуации общения, встроенной в определенный социокультурный контекст. В.А. Лабунская [7] указывает на то, что внешностьличности определяется как совокупность устойчивых (физиогномика, индивидуальноконституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное, невербальное поведение), организующихся в пространственновременные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социальнопсихологических компонентов структуры личности миром. Таким образом, можно отметить, что современная ©индустрия красотыª влияет не только на изменения среднеустойчивых и динамических параметров, но и активно влияет на устойчивые параметры (фигура, телосложение).

Ряд авторов [4, 6, 8, 16]отмечает, что внешний облик является ©пусковым механизмомª интерпретации личности и участвует в создании социально желательного, приемлемого образа у партнера по взаимодействию. При этом значимость различных компонентов внешнего облика в управлении впечатлением, в идентификации человека с определенной социальной группой, в статусноролевой дифференциации и категоризации людей может отличаться.В.А. Лабунская также подчеркивает важность изучения невербального выражения принадлежности к определенной группе, поскольку оно формируется в пространстве социокультурных и социальнопсихологических координат, в процессе интериоризации социальных представлений, содержание которых непостоянно [6, С.31].Сам феномен категоризации заключается в том, что, воспринимая некоего человека, о котором мы предварительно ничего не знаем, мы, тем не менее, по внешним признакам его облика, выражению лица, одежде, манере движения его категоризуем, т. е. относим к тому или иному социальному типажу, возрастной группе, социальному статусу и т. п., и исходяиз знания этого типажа (не только лично приобретенного, но и полученного из книг и газет, просмотра художественных и документальных фильмов, рассказов близких людей и дальних), мы проецируем на него (приписываем ему) некие личностные характеристики и поведенческие ожидания. Т. е. в результате процесса категоризации субъект имеет дополнительную информацию о воспринимаемом, почерпнутую из перцептивных эталонов, поведенческих сюжетов. В большинстве работ посвященных феномену внешнего облика объектом исследования является женщина. Это обусловлено тем, что долгое время средства по уходу за собой, своей внешностью были направлены преимущественно на женщин, SPAи фитнесс центры, новейшие технологии косметологии, услуги салонов красоты (маникюр, педикюр, маски длялица и тела и т.д.) и парикмахерские имели основной доход за счет женщин. Проведенное нами исследование [14, 15] показало, что одной из основных характеристик красивой женщины является ее ухоженность (ухоженные руки, волосы, маникюр, педикюр, прическа и т.д.). Однако современный рынок указывает на то что, ©красотаª стала не только целью достижения для женщин, но и для мужчин.В рамках нашего исследования мы поставили задачу сравнить атрибуты внешнего облика, которые способствуют категоризациимужчины и женщины как ©красивыхª. Мы опросили 120 респондентов(девушки, в возрасте от 18 до 25 лет, средний возраст 22года) попросив их назвать эталон мужской красоты (не более 3х имен)и женскойкрасоты. В верхний квартиль представлений о красивойженщине вошли: Анджелина Джоли (М=27); Одри Хепберн (М=14); Мерилин Монро (М=13); Кейт Мосс (М=13); Моника Беллуччи (М=12); Джесика Альба (М=10); Дженифер Энистон (М=7); Меган Фокс (М=7); Шарлиз Терон (М=7).Средний возрасткрасивой женщины ‬около 36лет.Анализ фотоизображений названных красивых женщин показал, что это чаще брюнетка, реже крашеная блондинка, с выраженными глазами (большие, яркие, выразительные), средней комплекции, с пропорциональной фигурой. Эти данные свидетельствуют о том, что у участниц исследования не совпадают образы красивой женщины, вместе с этим, они подтверждают, что участницы нашего исследования имеют представления о женской красоте и красивой женщине. Далее мы рассмотрели представления женщин о красивом мужчине. Нами был полученсписок из 92именкрасивых мужчин. После чего мы выделили, при помощи квартилирования среднее значение выборов, и оставили в списке, тех, кто был назван более 5 раз. В списке красивых мужчин, в верхний квартиль попали: Б.Питт (М=14); Х.Джекман, ©мой парень/мужª (М=13); Д.Стетхем (М=11); М.Касас, К.Ривз, Дж.Депп (М=9); Р.Даунимладший, Ш. Коннери (М=7); П.Броснан, Й.Сомерхолдер, ©папаª (М=6); В. Дизель (М=5).Средний возраст красивого мужчины около 48 лет. Внешний облик красивого мужчины, это темноволосый высокий мужчина с темносерыми или зелеными глазами, с достаточно четко очерченными чертами лица, со спортивным телосложением.Таким образом, высказывая предположение о том, что эталонные образы влияют на формирование самооценки, оценки и отношения к другому человеку. В данной работе можно говорить о том, что экранные образы, как мужские, так и женские, формируют представление у современной молодежи о нормах телесности и красоте. Существует положение о том, что к ключевым элементам культуры относятся эталонные образы мужчины и женщины, которые определяют половую идентификацию каждого поколения. Таким образом, можно предполагать, что те эталоны, которые были названы респондентами, наполнены характеристиками тех персонажей, которых они играют в кино. Большинство женщин, названных как эталон отображают классический вариант фемининности (мягкая, ранимая, заботливая), в то время амплуа большинства актеровмужчин это архетип Героя, что соответствует классическим представлениям о маскулинности.Интересно отметить, что в верхний квартиль попадают самые медийные личности, актеры, фильмы с которыми выходили в последнее время. Таким образом, можно говорить о том, что представление об эталоне красоты является динамичной характеристикой, и, скорее всего, связанос актерскимамплуа. Важно также отметить, что в верхний квартиль попали представители западной киноиндустрии и индустрии музыки, однако необходимо отметить, что, вопервых, в нижнем квартиле присутствуют имена российских актеров, актрис, музыкантов. Вовторых, медийность зарубежных звезд находится на уровень выше, они известны и обсуждаемы, они являются культовыми фигурами, как для Европы, так и для Америки. Более того, эти эталоны носят скорее ситуативный характер,и список будет меняться в зависимости отвыхода определенных фильмов и клипов на экраны. Так, вошедший в верхний квартиль М.Касас ‬актер, ставший известным благодаря съемкам в лирической мелодраме ©Три метра над уровнем небаª, и его называли юные девушки (1820 лет), в то время как более взрослые респондентки (от23и старше) отметили, что это имя им не известно. Можно предположить, что через некоторое время данный актер может исчезнуть из списка ©эталоновª и его место займет иной актер.На втором этапе нашего исследования, мы создали усредненные изображения красивых мужчин и женщин, при помощи программы EasyMorph мы наложили портреты красивых людей и вывели средний образ(см. рисунок 1).Процесс сопоставления образов начинался с менее популярных актеров и актрис и последними были наложены портреты А.Джоли и Б.Пита, данная схема была обусловлена тем, что наибольшее проявление черт характерно для лиц наложенных в последнюю очередь.Далее мы попросили оценить привлекательность данных людей теми же респондентами (приняли участие 87 девушек из 120), средний балл оценки женщины М=8,5; мужчины М = 8,2; что соответствует пониманию данных образов как эталонных или близких к эталонным.

Рис.1 Усредненные портреты красивой женщины и красивого мужчины.

Можно также предположить, что эти идеалы являются некой воображаемой референтной группой, поскольку оказывают на человека воздействие и влияют на самооценку оценку других людей, при этом ‬эталоны красоты ‬выступают как объекты для подражания, формируют определенную моду на аксессуары, цвет, стиль одежды, прически ит.д.

Ссылки на источники1.Аброзе Е.А. Мода в динамике культурных процессов Европы. СПб.: Нестор, 2005. 130 с.

2.Абульханова К. Социальное мышление личности / Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Издво Институт психологии РАН, 2002, С. 88103.

3.Кант И. Сочинения в шести томах, том 6. М.: Мысль, 1966. 743 с.

4.Лабунская В.А., Бзезян А.А. Особенности оценивания различных компонентов этнокультурных типов внешнего облика как проявление дискриминационного отношения // Российский психологический журнал. 2013. Т. 10. № 3. С. 3743. 5.Лабунская В.А. ©Видимый человекª как социальнопсихологический феномен // Социальная психология и общество. № 1, 2010, С. 2639.6.Лабунская В.А. Теоретикоэмпирический анализ феномена аттрактивности внешнего облика женщиныпредпринимателя и готовности других предпринимателей к сотрудничеству с ней // Человек. Сообщество. Управление. №4, 2008. С.30407.Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. ‬Ростов н/Д: Феникс, 1999. ‬608 с.8.НестероваМаликова К.Г. Особенности идентификации женщин с группой предпринимателей на основе их внешнего облика (на примере изучения представителей среднего и малого бизнеса): Автореф. дис. … канд.психол. наук. РостовнаДону: ЮФУ, 2008. 25 с.9.Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей //Вопросы психологии. 1982. №5. С.139 ‬141.10.Петренко В.Ф. Категоризация. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А.Бодалева. М. Издво ©КогитоЦентрª, 2011 г С. 62.11.Петров Л. В. Феномен моды в процессе межличностного общения // Сб. науч. трудов Категории этики и эстетики. Ленинград: Ленинградский ордена трудового красного знамени государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, 1973. с. 147158.12.ПетровскийА. В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии, 1991, № 1, с 718.13.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретическойпсихологии М.: ИНФРАМ, 1998.14.Погонцева Д.В. Представления современной молодежи о внешней красоте женщины // Российский психологический журнал. 2008. Т.5. № 4. С. 110112. 15.Погонцева Д.В. Представления о телесной красоте в современной культуре // NB: Психология и психотехника.2013, №8, с.7179.16.Погонцева Д.В., Узлова Д.Д. Категоризация мужчин как успешных и красивых // Educationsciencesandpsychology, 2013, №2 (24), С.3538.

Pogontseva DariaCandidate of psychology scienses, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov onDondashapgn@rambler.ruPRESENTATION OF THE IDEAL BEAUTY IN MODERN GIRLS Abstract. At the empirical level thearticle presenta view of modern young girls the perfect beauty: a beautiful woman and a handsome man. Formed averaged image standards, presents estimates averaged appearance. Emphasizes the role of appearance for evaluation and categorization of the Other. Keywords: handsome man, beautiful woman, the standard, ideal, appearance