Развитие у детей эмпатии в условиях перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова
Н.
В.,
Турбаева
А.
А. Развитие у детей эмпатии в условиях перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2586–2590. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54781.htm.
Аннотация. В статье охарактеризованы целевые ориентиры, задачи и особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста в условиях перехода от ФГТ к ФГОС.
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ruТурбаева Альбина Александровнастудентка факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева», г. Саранск
Развитие у детей эмпатии вусловиях перехода от ФГТ к ФГОС
дошкольного образования
Аннотация.В статье охарактеризованыцелевые ориентиры, задачи и особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста в условиях перехода от ФГТ к ФГОС.Ключевые слова: эмпатия, развитие, дошкольник, стандарт, федеральные государственные требования
В условиях развития стандартизации, модернизации и регионализации дошкольногообразования важное место занимает духовнонравственное воспитание детей, а именно сложный педагогически организованный процесс, направленный на расширение представлений дошкольников о нравственных и национальных ценностях ближайшего социокультурного окружения, обогащение нравственного опыта и развитие гуманных чувств детей и т. д. Развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает духовнонравственное становление и успешную адаптацию в современном социокультурном и поликультурном пространстве. Поэтому основополагающей задачей духовнонравственного воспитания детей в период дошкольного детства является развитие эмпатии(способностичувствовать состояние другого человека и умениявставать на его позицию) и предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств [14]. В настоящее время усиливается общекультурная, этическая и духовная миссия дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ), которое призвано содействовать решению культурновоспитательных и духовнонравственных проблем. При этом каждому ДОУ следует работать на опережение и качественно изменяться в следующих направлениях: становиться центром образования и духовного воспитания детей в конкретном населенном пункте, быть способным своевременно оказывать консультативнуюпомощь родителям, помогать им в воспитании и присмотре за детьми; совершенствовать работу по разностороннему развитию ребенка, развитию эмпатиииформированию основ базиса личностной культуры и т. д.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требованийк структуре основной образовательной программы дошкольного образования» в современных основных общеобразовательных программахдолжно предусматриваться развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей. К примеру, приосвоении образовательной области «Социализация»предусмотрено приобщение дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); при освоении образовательной области «Коммуникация»предусмотрена работа по развитию свободного общения дошкольников со взрослыми и детьми и т. д.[5]. Согласно Федеральным государственным требованиям (далее ФГТ) итоговымирезультатамиосвоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются следующие интегративные качества ребенка:
эмоционально отзывчивый (откликается на эмоции близких людей и друзей сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов, эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы);овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации);способный управлять поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо»)[5].
В утвержденном 17.10.2013 г. Федеральном государственном образовательном стандарте(далее ФГОС) в отличие от ФГТ предусмотрены требования не только к структуре основной образовательной программы, но и к условиям реализации программ (в том числе кадровым, финансовым, материальным и др.) и к результатам освоения основных образовательных программ[6].
Согласно ФГОС содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностейдетей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественноэстетическое развитие; физическое развитие.В частности, социальнокоммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослыхи т. д.Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации,формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и пр.
Особое внимание в ФГОС дошкольного образования уделено вопросам создания среды, в которой важное значение имеет характер взаимодействия со взрослыми илидругими детьми,система отношений ребенка к другим людям и самому себе, а также условия для создания социальной ситуации развитиядетей, обеспечивающей эмоциональное благополучие, поддержку индивидуальности и инициативы,доброжелательные отношения между детьми и пр.В этой связи важно максимально эффективного использовать возникающие жизненные ситуации взаимодействия детей между собой, непосредственно организованную образовательную деятельности и режимные моменты с целью развития способности дошкольника чувствовать состояние другого человека и умения вставать на его позицию в условиях интеграции основных образовательных областейи объединения усилий семьи и педагогов.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования предусматривает не требования к уровнюосвоения программ, а лишь целевые ориентиры образования детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Применительно к нашей темеследует акцентировать внимание на следующих ориентирах: в младенческом и раннем возрастеребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусстваи т. д. на этапе завершениядошкольного образованияребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний и т.д.[6].Учитывая представленные в ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры, следует подчеркнуть, что процесс развития эмпатии в период дошкольного детства сложный и многоэтапный. В этой связи важными следует опираться на результаты исследованийЭ.Р.Овчаренко, которойописаны3 этапа работы по развитию эмпатии у дошкольников. Во время первого этапа педагогам следует акцентировать внимание на освоении «языка эмоций», фиксировании на эмоциональных состояниях других и их распознавание (выделение зафиксированнойэмоции (пиктограммы, картинки,иллюстрации к книге, фотографииэмоциональных проявлений с содержательным фоном и без него; «конструирование» эмоций;распознавание интонацийи интонированной речи, изучении речевойи поведенческойэтики на эмоциональной основе и т.д.). Второй этап предполагает организацию работы по обогащению эмоционального опыта и изучению «языка чувств и переживаний» в процессе работынад книгой(сопереживание персонажам художественныхпроизведений, сказок), рассматривания, беседпо сказкам, слушания музык, постановкикукольного спектакля, организации творческихсюжетныхигры и т.д. Третий этап направлен наобогащение опыта в ситуациях сочувствия–действияпосредством решениянравственных ситуаций, формирование позитивного отношения к младшим, к родителям и пр.[7]В современных документах (ФГТ и ФГОС) предусмотрен мониторинг развития дошкольника, который важен для оптимизации и индивидуализации работы с детьми. Поскольку внастоящее время зарубежные и отечественные психологи не дают однозначного толкования термина «эмпатия» в связи с многогранностью его использования. Относительно дошкольного возраста эмпатия рассматривается как способность ребенка эмоционально откликаться на состояние другого, умение правильно распознавать эмоциональное состояние человека, в т. ч. выражать сопереживание, сочувствие, стремление к содействию и, наконец, оказывать реальное содействие [8,с.86]. Основными критериями сформированности эмпатии у дошкольников следует считать: интерес к состоянию других, способность замечать эмоциональное состояние другого, распознавать и адекватно реагировать на это состояние, эмоциональносоциальная направленность поведения, способностьмысленно переносить себя в мысли, чувства, действия другого, восприниматьи пониматьвнутренниймира другого человека. На наш взгляд, особое внимание при проведении мониторинга следует уделять поведенческомукомпонентусформированности эмпатии, который следует рассматривать как практическую готовность ребенка к определенному виду отношений совзрослыми и сверстниками: способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдание другого человекаи т.д.
При проведении мониторинга в разных возрастных группах ДОУ следует учитывать, что развитие эмпатии, в период раннего и дошкольного детства, по мнению Т. А., Гайворонской,В. А.Деркунскойи других ученых, проходит в несколько этапов. Первый этап «эмоционального заражения» (1 г. жизни ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения в процессе общения с близкими людьми) сменяется периодом «сострадания» (2 г. жизни малышначинает проявлять активный интерес к другим детям и взрослым и различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои: может заплакать, когда плачет другой ребенок, или начать смеяться, когда смеются его родители), а затем на34 годужизни, выделяя себя из окружающего мира, ребенок приобретает «способность понимать других» (осознавать, что
у людей есть свои чувства и желания, но пока, в силу своего возраста, он очень эгоцентричен, и поэтому чаще всего ребенок этого возраста склонен
игнорировать чувства и желания других людей). В 46 лет начинается четвертый этап «сочувствия и отзывчивости» (ребенок учиться сосредоточиться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, стремиться и может предвидеть последствия своих и чужих поступков, проявляет стремление к содействию, правда, пока еще он не всегда знает, что делать и как помочь страдающему), Завершающий этап «сорадование»(испытание радости от успехов других людей)
формируется между шестью и девятью годами. В этот период, если развитие ребенка шло правильно, он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников, и оказывает им адекватное и действенное содействие[910]. Итак, ориентация в эмоциональном мире людей является необходимым условием их совместной деятельности. Вдошкольном детстве сопереживание является одним из главных механизмов воспитания нравственных чувств. Подлинная эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса, проявляющийся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. По мере становления второгокомпонента эмпатийного процесса доминирующуюроль начинают играть когнитивные компоненты (моральные знания и социальные ориентации ребенка). На основе первых двух компонентов эмпатийного процесса у дошкольников возникает стремление к содействию другим, которое побуждает ребенка к конкретным поступкам. Вусловиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и перехода к реализации ФГОС дошкольного образования целесообразно переосмыслить работу в этом направлении, поскольку, на наш взгляд, в области дошкольного образования в результате стандартизации обнаруживается противоречиемежду необходимостью перехода от ФГТ к ФГОС,сложностью организации процесса развития эмпатии у дошкольников и важностью определения содержания, средств и методов для эффективной реализации этого процесса в условиях перехода от ФГТ к ФГОС (максимально эффективного использования организованной образовательной деятельности и режимных моментов, педагогических ситуаций и т.д.).
Ссылка на источники:1.Наврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. –1975. № 2. –С. 78.2.Хвостова, И. С. Нравственное воспитание дошкольников в ДОУ / И.С.
Хвостова // Дошкольное воспитание. –2008. № 2. –С. 1519.3.Семенака, С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать / С. И. Семенака. − М. : Аркти, 2003. − 79 с. 4.Тимохина, Э. Н. Воспитание сочувствия у дошкольников / Э. Н. Тимохина // Школа духовности. –2000. –№ 2. –С. 8589.5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obrdok.htm.6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/7.Овчаренко Э. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольногои младшего школьного возраста: дис. канд. пед. наук. URL : http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskieusloviyarazvitiyaempatiiudeteidoshkolnogoimladshegoshkolnogovozrast8.Тимохина, Э. Н. Воспитание сочувствия у дошкольников / Э. Н. Тимохина // Школа духовности. –2000. –№ 2. –С. 8589.9.Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие −М.: Центр педагогического образования, 2007. – 244 с.10.Овчаренко Э. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: дис. канд. пед. наук. URL : http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskieusloviyarazvitiyaempatiiudeteidoshkolnogoimladshegoshkolnogovozrast
Kondrashova Natalya Vladimirovnacandidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogics of preschool and primary education «State Mordovian Pedagogical institute named after M.E. Evseveva», SaranskТуrbaeva Albina Aleksandrovna5th year student of the faculty of pedagogical and artistic education «State Mordovian Pedagogical institute named after M.E. Evseveva», SaranskThe development of empathy in children in the transition from the Federal government requirements federal governmentstandard.Abstract.The article outlines the targets, tasks and characteristics of the development of empathy in children of preschool age in the transition from the Federal government requirements federal government standardpreschool education.Keywords:empathy, development, preschool, multicultural society the standard, Federal state requirements.
Развитие у детей эмпатии вусловиях перехода от ФГТ к ФГОС
дошкольного образования
Аннотация.В статье охарактеризованыцелевые ориентиры, задачи и особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста в условиях перехода от ФГТ к ФГОС.Ключевые слова: эмпатия, развитие, дошкольник, стандарт, федеральные государственные требования
В условиях развития стандартизации, модернизации и регионализации дошкольногообразования важное место занимает духовнонравственное воспитание детей, а именно сложный педагогически организованный процесс, направленный на расширение представлений дошкольников о нравственных и национальных ценностях ближайшего социокультурного окружения, обогащение нравственного опыта и развитие гуманных чувств детей и т. д. Развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает духовнонравственное становление и успешную адаптацию в современном социокультурном и поликультурном пространстве. Поэтому основополагающей задачей духовнонравственного воспитания детей в период дошкольного детства является развитие эмпатии(способностичувствовать состояние другого человека и умениявставать на его позицию) и предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств [14]. В настоящее время усиливается общекультурная, этическая и духовная миссия дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ), которое призвано содействовать решению культурновоспитательных и духовнонравственных проблем. При этом каждому ДОУ следует работать на опережение и качественно изменяться в следующих направлениях: становиться центром образования и духовного воспитания детей в конкретном населенном пункте, быть способным своевременно оказывать консультативнуюпомощь родителям, помогать им в воспитании и присмотре за детьми; совершенствовать работу по разностороннему развитию ребенка, развитию эмпатиииформированию основ базиса личностной культуры и т. д.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требованийк структуре основной образовательной программы дошкольного образования» в современных основных общеобразовательных программахдолжно предусматриваться развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей. К примеру, приосвоении образовательной области «Социализация»предусмотрено приобщение дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); при освоении образовательной области «Коммуникация»предусмотрена работа по развитию свободного общения дошкольников со взрослыми и детьми и т. д.[5]. Согласно Федеральным государственным требованиям (далее ФГТ) итоговымирезультатамиосвоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются следующие интегративные качества ребенка:
эмоционально отзывчивый (откликается на эмоции близких людей и друзей сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов, эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы);овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации);способный управлять поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо»)[5].
В утвержденном 17.10.2013 г. Федеральном государственном образовательном стандарте(далее ФГОС) в отличие от ФГТ предусмотрены требования не только к структуре основной образовательной программы, но и к условиям реализации программ (в том числе кадровым, финансовым, материальным и др.) и к результатам освоения основных образовательных программ[6].
Согласно ФГОС содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностейдетей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественноэстетическое развитие; физическое развитие.В частности, социальнокоммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослыхи т. д.Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации,формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и пр.
Особое внимание в ФГОС дошкольного образования уделено вопросам создания среды, в которой важное значение имеет характер взаимодействия со взрослыми илидругими детьми,система отношений ребенка к другим людям и самому себе, а также условия для создания социальной ситуации развитиядетей, обеспечивающей эмоциональное благополучие, поддержку индивидуальности и инициативы,доброжелательные отношения между детьми и пр.В этой связи важно максимально эффективного использовать возникающие жизненные ситуации взаимодействия детей между собой, непосредственно организованную образовательную деятельности и режимные моменты с целью развития способности дошкольника чувствовать состояние другого человека и умения вставать на его позицию в условиях интеграции основных образовательных областейи объединения усилий семьи и педагогов.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования предусматривает не требования к уровнюосвоения программ, а лишь целевые ориентиры образования детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Применительно к нашей темеследует акцентировать внимание на следующих ориентирах: в младенческом и раннем возрастеребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусстваи т. д. на этапе завершениядошкольного образованияребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний и т.д.[6].Учитывая представленные в ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры, следует подчеркнуть, что процесс развития эмпатии в период дошкольного детства сложный и многоэтапный. В этой связи важными следует опираться на результаты исследованийЭ.Р.Овчаренко, которойописаны3 этапа работы по развитию эмпатии у дошкольников. Во время первого этапа педагогам следует акцентировать внимание на освоении «языка эмоций», фиксировании на эмоциональных состояниях других и их распознавание (выделение зафиксированнойэмоции (пиктограммы, картинки,иллюстрации к книге, фотографииэмоциональных проявлений с содержательным фоном и без него; «конструирование» эмоций;распознавание интонацийи интонированной речи, изучении речевойи поведенческойэтики на эмоциональной основе и т.д.). Второй этап предполагает организацию работы по обогащению эмоционального опыта и изучению «языка чувств и переживаний» в процессе работынад книгой(сопереживание персонажам художественныхпроизведений, сказок), рассматривания, беседпо сказкам, слушания музык, постановкикукольного спектакля, организации творческихсюжетныхигры и т.д. Третий этап направлен наобогащение опыта в ситуациях сочувствия–действияпосредством решениянравственных ситуаций, формирование позитивного отношения к младшим, к родителям и пр.[7]В современных документах (ФГТ и ФГОС) предусмотрен мониторинг развития дошкольника, который важен для оптимизации и индивидуализации работы с детьми. Поскольку внастоящее время зарубежные и отечественные психологи не дают однозначного толкования термина «эмпатия» в связи с многогранностью его использования. Относительно дошкольного возраста эмпатия рассматривается как способность ребенка эмоционально откликаться на состояние другого, умение правильно распознавать эмоциональное состояние человека, в т. ч. выражать сопереживание, сочувствие, стремление к содействию и, наконец, оказывать реальное содействие [8,с.86]. Основными критериями сформированности эмпатии у дошкольников следует считать: интерес к состоянию других, способность замечать эмоциональное состояние другого, распознавать и адекватно реагировать на это состояние, эмоциональносоциальная направленность поведения, способностьмысленно переносить себя в мысли, чувства, действия другого, восприниматьи пониматьвнутренниймира другого человека. На наш взгляд, особое внимание при проведении мониторинга следует уделять поведенческомукомпонентусформированности эмпатии, который следует рассматривать как практическую готовность ребенка к определенному виду отношений совзрослыми и сверстниками: способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдание другого человекаи т.д.
При проведении мониторинга в разных возрастных группах ДОУ следует учитывать, что развитие эмпатии, в период раннего и дошкольного детства, по мнению Т. А., Гайворонской,В. А.Деркунскойи других ученых, проходит в несколько этапов. Первый этап «эмоционального заражения» (1 г. жизни ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения в процессе общения с близкими людьми) сменяется периодом «сострадания» (2 г. жизни малышначинает проявлять активный интерес к другим детям и взрослым и различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои: может заплакать, когда плачет другой ребенок, или начать смеяться, когда смеются его родители), а затем на34 годужизни, выделяя себя из окружающего мира, ребенок приобретает «способность понимать других» (осознавать, что
у людей есть свои чувства и желания, но пока, в силу своего возраста, он очень эгоцентричен, и поэтому чаще всего ребенок этого возраста склонен
игнорировать чувства и желания других людей). В 46 лет начинается четвертый этап «сочувствия и отзывчивости» (ребенок учиться сосредоточиться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, стремиться и может предвидеть последствия своих и чужих поступков, проявляет стремление к содействию, правда, пока еще он не всегда знает, что делать и как помочь страдающему), Завершающий этап «сорадование»(испытание радости от успехов других людей)
формируется между шестью и девятью годами. В этот период, если развитие ребенка шло правильно, он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников, и оказывает им адекватное и действенное содействие[910]. Итак, ориентация в эмоциональном мире людей является необходимым условием их совместной деятельности. Вдошкольном детстве сопереживание является одним из главных механизмов воспитания нравственных чувств. Подлинная эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса, проявляющийся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. По мере становления второгокомпонента эмпатийного процесса доминирующуюроль начинают играть когнитивные компоненты (моральные знания и социальные ориентации ребенка). На основе первых двух компонентов эмпатийного процесса у дошкольников возникает стремление к содействию другим, которое побуждает ребенка к конкретным поступкам. Вусловиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и перехода к реализации ФГОС дошкольного образования целесообразно переосмыслить работу в этом направлении, поскольку, на наш взгляд, в области дошкольного образования в результате стандартизации обнаруживается противоречиемежду необходимостью перехода от ФГТ к ФГОС,сложностью организации процесса развития эмпатии у дошкольников и важностью определения содержания, средств и методов для эффективной реализации этого процесса в условиях перехода от ФГТ к ФГОС (максимально эффективного использования организованной образовательной деятельности и режимных моментов, педагогических ситуаций и т.д.).
Ссылка на источники:1.Наврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. –1975. № 2. –С. 78.2.Хвостова, И. С. Нравственное воспитание дошкольников в ДОУ / И.С.
Хвостова // Дошкольное воспитание. –2008. № 2. –С. 1519.3.Семенака, С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать / С. И. Семенака. − М. : Аркти, 2003. − 79 с. 4.Тимохина, Э. Н. Воспитание сочувствия у дошкольников / Э. Н. Тимохина // Школа духовности. –2000. –№ 2. –С. 8589.5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obrdok.htm.6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/7.Овчаренко Э. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольногои младшего школьного возраста: дис. канд. пед. наук. URL : http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskieusloviyarazvitiyaempatiiudeteidoshkolnogoimladshegoshkolnogovozrast8.Тимохина, Э. Н. Воспитание сочувствия у дошкольников / Э. Н. Тимохина // Школа духовности. –2000. –№ 2. –С. 8589.9.Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие −М.: Центр педагогического образования, 2007. – 244 с.10.Овчаренко Э. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: дис. канд. пед. наук. URL : http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskieusloviyarazvitiyaempatiiudeteidoshkolnogoimladshegoshkolnogovozrast
Kondrashova Natalya Vladimirovnacandidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogics of preschool and primary education «State Mordovian Pedagogical institute named after M.E. Evseveva», SaranskТуrbaeva Albina Aleksandrovna5th year student of the faculty of pedagogical and artistic education «State Mordovian Pedagogical institute named after M.E. Evseveva», SaranskThe development of empathy in children in the transition from the Federal government requirements federal governmentstandard.Abstract.The article outlines the targets, tasks and characteristics of the development of empathy in children of preschool age in the transition from the Federal government requirements federal government standardpreschool education.Keywords:empathy, development, preschool, multicultural society the standard, Federal state requirements.