Тьюторский подход и компетентностная модель специалиста-предпринимателя

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Роганова С. Ю., Подольская Т. О. Тьюторский подход и компетентностная модель специалиста-предпринимателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2791–2795. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54822.htm.
Аннотация. В данной работе рассмотрен вопрос об использовании системы тьюторства в вузе. Внедрение данной системы способствует индивидуализации, максимальному раскрытию личного потенциала, развитию компетенций, необходимых для успешной социализации. Система тьюторства наиболее полезна для развития предпринимательских способностей и формирования лидерской позиции личности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Роганова Светлана Юрьевна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Коммерция» Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского г. Н.Новгородsvetlana627@mail.ru

Подольская Татьяна Олеговна,ассистент кафедры «Коммерция»Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского г.Н.Новгородpodolskaya79@yandex.ru

Тьюторский подход и компетентностная модель специалистапредпринимателя

Аннотация.В данной работе рассмотрен вопрос об использовании системы тьюторства в вузе. Внедрение данной системы способствует индивидуализации, максимальному раскрытию личного потенциала, развитию компетенций, необходимых для успешной социализации. Система тьюторства наиболее полезна для развития предпринимательских способностей и формирования лидерской позиции личности.Ключевые слова:тьютор, тьюторская позиция, тьюторское сопровождение; принципы вариативности, открытости, индивидуализации; открытая система, современные формы образования, активные методы обучения.

Программа модернизации российского образования ориентирована на достижение нового качества образования, которое призвано обеспечить «наряду с внедрением компетентностногоподхода, расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся», и влечет за собой существенные изменения всей системы образовательной деятельности вуза.Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но овладение способами этого усвоения, развитие познавательной потребности и творческого потенциала обучающихся. Достижение личностных результатов обучения требует личностноориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого студента.В связи с введением образовательных стандартов третьего поколения, построенных на усилении принципов вариативности, открытости, практической направленности образовательных программ в вузах тьюторы, по мнению Т.М. Ковалевой, будут более востребованы, чем в других учреждениях системы образования. Запрос на профессию тьютора в системе ВПО, введенной в перечень профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования

Приказом Минздравсоцразвития в мае 2008 года, продиктован также введением кредитномодульной системы, рассчитанной на построение индивидуальных векторов обучения для каждого студента на основе самостоятельного выбора значительной доли (до 50%) курсов и модулей. Компетентностная направленность, студентоцентрированная ориентация основных образовательных программ на основе ФГОС3 предполагает переход на индивидуальные учебные планы обучения, определяющие для каждого студента траекторию его движения в пространстве образования, самоопределению и самореализации студентов в профессиональной и

общественной жизни. Главным содержание принципа открытости образования становится осознанный заказ студента на собственный процесс образования[1].Целенаправленное и организованное педагогическое сопровождение транспортируется в тьюторское сопровождение, которое формирует индивидуальный образ будущего специалиста. Тьюторское сопровождение может преломляться клюбой деятельности, где ставятся образовательные задачи, т.е. можно сказать, что это эффективная образовательная технология для применения индивидуализации обучения, определения качества образования и получения определенной степени отдачи в будущем.Тьютор–это человек, который эффективно использует доступные образовательные ресурсы, владеет способами и средствами содействия студенту в создании индивидуальной образовательной программы.Объективной оценкой тьюторского сопровождения является то, что студент сам определяет критерии достижимого, далее,обсуждая свои идеи с тьютором,определяет степень их эффективности и целесообразности.

Несмотря на различные интерпретации тьюторства, широко представленные сегодня как в международной, так и в отечественной практике, под тьюторством в высшей школе понимается особый тип педагогического сопровождения, направленного на создание индивидуального образовательного (учебного) специализированного проекта (маршрута) с учетом интереса, способности, вовлеченности и других особенностей учащегося. [3]Необходимость данного наставничества (тьюторства) особенно необходима в обучении предпринимательству, поскольку это та сфера,где важнейшими компетенциями выпускника являются самостоятельность, ответственность, лидерская позиция и т.п. Тьютор (наставник, коуч) сможет помочь учащемуся осознать и сформировать свой индивидуальный заказ на образование, будет сопровождать построение индивидуальной образовательной программы, а также помогать находить образовательные ресурсы для реализации этой программы как внутри, так и за пределами университета.Поэтому, предлагаем ввести систему предварительной оценки по компетентностному подходу с учетом ориентирования на заданный вектор предпринимательства.Согласно федерального образовательного стандарта компетенции бывают профессиональные (ПК)и общекультурные компетенции (ОК). Для оценки тьюторанта по профилю его подготовки, например «предпринимательство»,необходима система предварительной оценки, чтобы отталкиваясь от результата выбрать вектор развития.Для наглядности, изобразим поле графически в виде двухвзаимно перпендикулярных координатных осей. Профессиональные компетенции –осьХ,общекультурные компетенции –ось У. Введемсистему предварительной оценки по компетентностному подходу с учетом ориентирования на заданный вектор предпринимательства.Рассмотрим каждую из осей подробнее (методика предполагает набор конкретных компетенций).Отметим полянизкая подготовка, средняя подготовка, высокая степень, т.е. степень готовности тьюторанта к предпринимательству. Экспертнымпутем устанавливаем шкалуисогласно авторской методики делим тьюторантапредпринимателеляна три группы: 1. Инноватор, 2. Традиционный 3. Франчайзи.Таким образом, проводим предварительное тестирование, строим с помощью программного продукта наглядно график по всем типах компетенции ( оцениваем в какое поле попал наш тьюторант),а далее разрабатываем индивидуальный план, график консультацийпо четко заданному вектору в зависимости от индивидуальных целей (от первичных условий, амбиций , типа выбранного предпринимательства,т. е. например навык (компетенции) при инновационном предпринимательстве требует более высокой

подготовки специалиста, чем при подготовкепредпринимателя традиционного сектора, а также предпринимателяфранчайзи.

Рис. 1. Оценка компетенций предпринимателя.

Итак, вопервых,подготовка предпринимателей с помощью тьютораопирается на предварительную оценку заданных компетенций(ПКиОК) с учетом заданного вектора подготовки по типу предпринимательства. Таким образом, предпринимательинноватор и предприниматель традиционного бизнеса и предпринимательфранчази должны обладать разными компетенциями, а соответственно,необходим индивидуальный план подготовки. Вовторых,на сегодняшний день вообще нет такого профиляподготовки как предприниматель, нет деления при обучении предпринимательству на их разные типы, соответственно неткритериев оценки. Предложенная методика предлагает такое деление («Инноватор, «Традиционный», «Франчайзи»).По мнению ряда ученых,тьюторскаяпозиция –это отражение культурного опыта в той предметной сфере, где работает обучающийся, а также тех культурных способов деятельности (уже существующих в культуре), которые позволяют студенту быть эффективным.

В студентоцентрированной концепции преподаватель реализует новую функцию руководителя и консультантав деле приобретения студентом тех или иных компетенций. Студентоцентрированное образование –основополагающий принципреформ в свете Болонского процесса в высшем образовании, предполагающий смещение акцентов вобразовательном процессе с преподавания (как основной роли профессорскопреподавательского состава в «трансляцию» знаний) на учение как активную образовательную деятельность студента [2].Как и любая другая деятельность, тьюторскоесопровождение в рамках своейреализации в вузедолжно опираться на определенные принципы.Намивыделяются пять основных принципов, которыми необходимо руководствоваться при внедрениитьюторства в вузе.1. Открытость.Суть принципа открытости связана для нас, в первуюочередь, с преодолением границ школьного контекста, положенного системойтрадиционного образования как основного, и пониманием того, что каждый элементсоциальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательныйэффект,если его использовать соответствующим для этого образом.2. Вариативность.Этот принцип предполагает создание разнообразной «избыточной» среды, поотношению к которой становится возможным осуществление реального выбора впостроении индивидуальной образовательной программы.3. Непрерывность.Соблюдение принципа непрерывности позволяет обеспечить последовательность ицикличность процесса тьюторского сопровождения на каждой возрастной ступениразвития школьников.4. Гибкость.Принцип гибкости проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на любоенаправление индивидуальной образовательнойпрограммы тьюторанта, поддержкелюбой инициативы в выборе способов, темпов, форм получения им собственногообразования.5. Индивидуальный подход.Исторически принцип индивидуального подхода заключается в осознаниинеобходимости передачи и усвоения каждым человеком общезначимых элементовкультуры в виде знаний, умений и навыков.Обеспечивается за счет самостоятельного выбора старшеклассниками учебныхпредметов, форм обучения, мест стажерской практики, самостоятельного определениятем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности.Этотвыбор оформляется студентамикак индивидуальная образовательная программа, котораясоздается на основе исследования доступных имобразовательных ресурсоввуза, региона, сети Интернет. Важным условием индивидуализации учебного процессаявляется открытость и вариативность авторских программ преподавателей.

Отметим главный принцип тьюторской деятельности: тьютор –это тот, кто стоит не над студентами (как куратор, руководитель), а рядом с ними

вдохновляет, направляет. Тьюторское сопровождение студентов представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов(рис.2), при этом может быть индивидуальным и групповым.



Рис.2. Этапы тьютерского сопровожденияв вузе.

Информационномотивационный

происходит перваявстреча тьютора со своим подопечным (тьюторантом).Тьюторант фактически представляет тьютору свойпознавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса.На данном этапе тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы,склонности, определяет значимость данного интереса и перспективы совместной работы вэтом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего.Для этого тьютор использует такие приемы и методы,как анкетирование, тестирование, свободное интервью с целью определения имеющегосяу тьюторанта начального объема знаний потеме заявленного интереса.Наначальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимосоздание ситуации психологического комфорта, которыйспособствует вхождению учащихсяв тьюторское взаимодействие, готовностипродолжать сотрудничество.В целом же работа на данном этапе направлена, прежде всего, на развитие истимулирование у тьюторантовмотивации к дальнейшей образовательной деятельности.Проектный этап условием реализации данного этапа является первичный сбор и изучение информации по выбраннойтематике. Далее тьторант формирует информационное портфолио. Совместно с тьютором на основе этой информации строится индивидуальная программа с установленными сроками (дедлайнами) на ее осуществление. Реализационный этап на этом этапе тьюторантосуществляет реальный поиск (проект, исследование) изатем представляет полученные результаты исследования.Наиболее удобной формой предоставления результатов является презентация.Корректирующий этап позволяет тьютору и тьюторантупроверить по выделенным критериям и показателям результаты сделанного, выделить уточняющие и корректирующие вопросы, углубляющие понимание и усвоение познавательного интереса студента,сделать промежуточные выводы, внести уточнения в предлагаемые рекомендации для продолжения исследования.

Результативный этап

направлен нарефлексию студентас помощью тьютора пройденного пути, достигнутых наданном этапе результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки,умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действияокружающих, понимать 1 этап•информационномотивационный2 этап•проектный3 этап•реализационный4этап•корретирующий5 этап •результативный

происходящие всебе и в окружающих изменения.Таким образом, определяются перспективы продолжения поиска по той же теме илиаргументируется смена соответствующего интереса к другой теме.Как уже отмечалось,сопровождение может бытьне только одногостудента,но и сформированных

команд «по проектам» или же выявленным общим интересам.Вэтом случае,возможно применить в тьюторской деятельности групповыеактивные методы обучения, например,тьюториал (учебный тьюторский семинар).Тьюториал предполагает активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных ирефлексивных способностей студентов. Это открытое учебное занятие сприменением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное наприобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построениииндивидуальных образовательных программ и т.д.[6]В зависимости от содержания и целей используютсяразличные формы занятий:деловая или ролевая игра, тренинг, мозговой штурм, презентация,анализ учебной ситуации, круглый стол, конференция, защита проекта и т.д.Для работы в каждом из этих направлений тьютор опирается на определенныеоткрытые образовательные технологии, позволяющие ему в условиях занятия более эффективно достичь своих задач. В настоящее время вовсем мире идет активный поиск и отбор образовательных технологий, обладающихименно таким потенциалом.Среди технологий, отличающихсявысокимивозможностямии эффективностью,можно отметить«Дебаты», «Чтение и письмо через критическое мышление»,«Портфолио», «Кейсобучение»,«Робинзонада», «Образовательные путешествия» идр.[5]Основными формами тьюторскогосопровождения исторически являютсяразличного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультации (коуч –сессии).

В современных университетах делается упор на результаты обучения, которые становятся главным критерием образовательного процесса для студента с точки зрения знания, понимания и способностей, которые используют преподаватели для достижения этих результатов.

Итак, внедрение данной системы способствует индивидуализации, максимальному раскрытию личного потенциала, развитиюкомпетенций, необходимых для успешной социализациистудента. А работа тьютора должна совмещать в себе работу эксперта, аналитика, исследователяи управленца в целом. Тьютерство в вузе позволяет формировать осознанный заказ обучающегося на собственныйпроцесси качество образованияв построении открытого образовательного пространства в современном социуме.

Ссылки на источники1.Ковалева Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики. http://www.thetutor.ru/history/article02.html2.Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / Авт. сост.: В.И. Байденко, Н.А. Селезнева, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карачарова, Л.Н. Тарасюк / Под. Науч. ред. дра пед. наук, профессора В.И. Байденко, дра тех. наук, профессора Н.А. Селезневой. –М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.3.Ковалева Т.М. Профессия «тьютор»/ Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю.; М.Тверь: «СФКофис».

20124.Пилипчевская Н. В. Тьюторская деятельность: теория и практика: учебнометодическое пособие для студентов, тьюторов и педагогов высшей школы /Пилипчевская Н. В. Краснояр. гос. пед. унт им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2009. 136 с.

5.Грудзинская Е.Ю. Активные методы обучения в высшей школеУчеб. метод. пособие./ Грудзинская Е.Ю, Марико В.В. —Н. Новгород: Издво ННГУ, 2007. —182 с.6.

Чередилина М.Ю.Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы в профессиональном образовании: педагогическая фантазия или реальная возможность? // Вопросы профессионализации молодежи. М.: Перспектива, 2013. 258 с.—С. 2452537.Копасовская Н.Г., Подольская Т.О. Ориентация на предпринимательство студентов экономических специальностей. // Вестник Белорусского государственного экономического университета. № 6. 2011. С. 107112.8.Яшина Н.И., Роганова С.Ю. Определение результативности расходов на образование для обоснования эффективности использования бюджетных средств.// Финансы и кредит. № 21 Москва. 2006. С.319.

References1. Kovalev TM Public education and tutoring modern practice. http://www.thetutor.ru/history/article02.html2 . Bologna process: Glossary ( based on the experience of monitoring research ) / Auto. comp. : VI Baydenko , NA Selezneva , OL Vorozheykina , EN Karacharova LN Tarasyuk / Under . Scientific . Ed. Dr. ped. Sciences, Professor VI Baydenko Dr those . Sciences, Professor NA Selezneva . M.: Research Center of Problems quality of training, 2009 .3 . Kovalev TM Profession " tutor " / Kovalev TM, Kobyshcha EI, Popov ( Smolik ) SY, ters AA Cheredilina M. , M. Tver " SC office ." 20124 . Pilipchevskaya NV tutoring activities : Theory and Practice : Textbook for students, tutors and teachers of the higher school / Pilipchevskaya NV Krasnoyarsk . Reg. ped. Univ . VP Astaf'ev . Krasnoyarsk, 2009 . 136 .5 . Grudzinskaya EJ Active learning methods in higher education Studies. method . allowance. / Grudzinskaya E.YU Mariko VV N. Novgorod Univ UNN , 2007 . 182 p.6. Cheredilina M. Tutor support individual educational programs in vocational education : pedagogical imagination or a real possibility ? / / Questions professionalization of youth. M. : Perspective, 2013 . 258 p. S. 2452537. 7. Kopasovskaya NG, Podolsky TS Orientation for entrepreneurship students of economic specialties. / / Bulletin of the Belarusian State Economic University. Number 6. 2011. Pp. 107112.8. Yashin NI RoganovaSY Determining the impact of spending on education to justify the efficiency of budgetary funds. / / Finance and credit. Number 21 Moscow. 2006. P.319.

Roganova Svetlana,PhD, assistant professor of "Commerce" Nizhny Novgorod State University . NI Lobachevsky Nizhny Novgorodsvetlana627@mail.ruPodolsky Tatiana O.,Assistant of the Department "Commerce" Nizhny Novgorod State University . NI Lobachevsky Nizhny Novgorodpodolskaya79@yandex.ruTutoring approach and competence model specialist entrepreneurAbstract.In this paper we consider the question of the use of tutoring in high school . Implementation of this system helps customize , maximum disclosure of personal potential , develop competencies necessary for successful socialization. Tutoring system is most useful for the development of entrepreneurial skills and personality formation leadership position .Keywords:tutor ,tutoring position , tutor support ; principles of variation , openness, customize ; open system , modern forms of education , active learning methods .