Особенности развития фонетико–фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фахретдинова
А.
А. Особенности развития фонетико–фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2931–2935. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54850.htm.
Аннотация. Статья посвящена особенностям развития фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений — дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.
Ключевые слова:
дифференциация, автоматизация, стертая дизартрия, фонетико-фонематическое нарушение речи, артикуляционный аппарат, дыхательное нарушение, звуковое расстройство
Текст статьи
Фахретдинова Анна Александровна,учительлогопед, г. Сургут. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 19 «Ручеёк»ivanovaann140689@mail.ru
Особенности развития фонетико–фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Аннотация. Статья посвящена особенностям развития фонетикофонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Стертая дизартрия —речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетикофонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.Ключевые слова: стертая дизартрия, фонетикофонематическое нарушение речи, артикуляционный аппарат, дыхательное нарушение, дифференциация, автоматизация, звуковое расстройство.
Термин "стертая" дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления "стертой дизартрии" как легкие (стертые) проявления "псевдобульбарной дизартрии", которые отличаются особой трудностью преодоления.
Стертая дизартрия речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).В настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушениями фонетико фонематической стороны речи. Нарушения звукопроизношения, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляционными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.Общее речевое развитие детей со стертой дизартрией условно можно распределить на три группы:
1 группа.Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией. Часто логопеды занимаются с ними как с детьми с дислалией и только в процессе логопедической работы, когда нет положительной динамики при автоматизации звуков, становится очевидным, что это стертая дизартрия. Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога. Как правило, эти дети имеют хороший уровень речевого развития. Но многие из них испытывают трудности в усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарный запас, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т.п.). 2 группа.Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха (ФФН). В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексикограмматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками. Допускают ошибки в ответ на просьбу показать нужную картинку(мышкамишка, удочкауточка ,косакоза и т.д.).Таким образом, у некоторых детей можно констатировать несформированность слуховых и произносительных дифференцировок звуков. Словарь отстает от возрастной нормы. Многие дети испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др.Дефекты звукопроизношения являются стойкими и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Эта группа детей с фонетикофонематическим недоразвитием и стертой дизартрией должна направляться логопедом поликлиники на ПМПК (психологомедикопедагогическую комиссию), в специализированный детский сад (в группу ФФН).3 группа.Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки грамматического строя, невозможность связного высказывания, значительные трудности возникают при усвоении слов различной слоговой структуры.
Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей со стертой дизартрией.Самыми распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонор [р] и [л].Нарушения в произношении звуков проявляются следующим образом:
нарушения звукопроизношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков (23,3%) (межзубное и боковое произношение различных групп звуков);
нарушения звукопроизношения, характеризующиеся различным видом искажений звуков (33,3%) (межзубный сигматизм и боковой ротацизм);
искажение и отсутствие различных групп звуков (33,7%) (межзубный сигматизм и отсутствие звуков [р], [л];
искажение и замена различных групп звуков (6,7%) (межзубный сигматизм и замена звука [ч] на звук [т']).[11]Были выявлены следующие особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией. Нарушения звукопроизношения проявляются в зависимости от фонетических условий и носят в ряде случаев непостоянный характер. В зависимости от фонетических условий звук может произноситься поразному: в одних случаях звук произносится верно, в других искажается или даже заменяется. Характер произношения зависит от места звука в слове, от длины слова и от слоговой структуры слова, от расширения контекста.Наиболее благоприятной для верного произношения звуков является сильная (ударная) позиция звука, нахождение его в начале слова, в коротких словах и в словах простой слоговой структуры. И, напротив, качество звука ухудшается в слабой позиции (безударной), при удлинении слова, при усложнении слоговой структуры и расширении контекста.В исследовании Карелиной «Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами» отмечается, что общим характерным признаком для этой категории детей является полиморфное нарушение звукопроизношения. Результаты обследования состояния произносительной стороны речи детей «с минимальными дизартрическими расстройствами» отражены на гистограмме.На гистограмме выделены наиболее типичные нарушения звукопроизношения.
Рис. 1 Типичные нарушения звукопроизношенияНаиболее трудными в произношении для детей со стертой дизартрией оказываются твердые свистящие: [с] 98%, [з] 96%. Для свистящих характерно межзубное произношение, реже встречается губнозубное и призубное произношение. Аналогичные нарушения наблюдаются в группе шипящих: [ш], [ж] 95%. Иногда шипящие заменяются искаженными свистящими. Среди аффрикат чаще страдает произношение [ц] и составляет 95% от нарушений всей группы аффрикат. Нарушение произношения [ч] 80%, отмечается реже. Звук [ц] обычно заменяется на [с'] или искаженное [с], а звук [ч] заменяется на [т'] или искажается, звук [щ] заменяется на искаженное [ч] или [ш], реже на звук [с']. Сонорные нарушаются следующим образом: среди нарушений произношения звука [л] преобладают нарушения, выражающиеся в искажении звука [л]
85%: имеет место губногубной, губнозубной и межзубный ламбдацизм. Звук [л'] заменяется на [j]. Часто звук [л] отсутствует. Среди расстройств произношения звуков [р]. [р'] 80% по самым распространенным искажением является велярное произношение. Иногда [р'] заменяется звуком [j]. Заднеязычные [г] 25% и [к] заменяются на [т] и [д] или отсутствуют. Основным вариантом дефектного произношения твердых переднеязычных [т] и [д] является межзубное произношение, которое сочетается с межзубным произношением свистящих и шипящих. Частый дефект мягких переднеязычных [т'], [д'] боковое произношение, которое сочетается с боковым сигматизмом. Встречается смягченное произношение всех согласных, возникающее вследствие спастичного напряжения средней части спинки языка.[16]Остальные согласные, как правило, остаются относительно сохранными. Сложным для детей являются слова со стечением согласных. Чаще в этих случаях выпадает один согласный звук. Вследствие трудностей, возникающих при переключении с одного артикуляционного уклада к другому (кинетическая диспраксия), встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова. В исследованиях А.М. Пискунова отмечается, что в одних случаях во время произношения артикуляция осуществляется вяло, без активности и четкости. Двигательный акт не завершается, как бы «замирает» на полпути, тогда звук замещается гласным или паузой.В других случаях артикуляция неотрегулирована, уклад приблизительно соответствует фонеме, при этом язык может чрезмерно сближаться с твердым небом и отклоняться в сторону, кончик может проходить в межзубную щель, а корень излишне приподниматься к мягкому небу, вследствие чего возникает искажение (шипящие и свистящие сигматизмы, гортанный [р], смягчение) и замены на другие (чаще оппозиционные) звуки.[5]Недостаточно тонкая дифференцировка артикуляционных движений нижней челюсти, языка, губ ведет к нечеткому звучанию гласных. Так, например, звук [у] приближается к [о], звук [и] к [э]. Могут быть замены на гласные, близкие по артикуляции [а = о], [о = у], [э = и]. Гласные иногда «смягчаются», произносятся редуцированно (кратко), усредненно.
Согласные нарушаются поразному, например, при произнесении [т], [д] кончик языка находится между зубами (неравномерность поражения черепномозговых нервов), передняя часть спинки языка смыкается с твердым небом.При спастическом парезе корень языка прикасается к тонически напряженному мягкому небу и язычку, под воздействием воздушной струи язычок вибрирует, тело языка, опущенное на дно полости рта, во время произнесения остаетсянеподвижным, что приводит к искаженному произнесению [р]. Задняя область полости рта сужена приподнятым корнем языка и получается звук, близкий к [и, j, ы, э]; возможны близкие замены на [д, л], отдаленные замены на [в, г, к] (при спастике). Спастические парезы или параличи приводят в основном к дефектам формирования проторных щелевых звуков. Массивный корень языка и его напряжение приводят к задненебному (носовому) оттенку при произнесении [л], похожему на [г, х], [н, г]; при интенсивной моторике в органах артикуляции кончик языка может прилегать к твердому небу на значительном участке, получается звук, похожий на мягкий [л'] или французский [L]. При произнесении [с], [з], [ш], [ж] корень языка приподнят к мягкому небу, что приводит к носовому сигматизму (А.М. Пискунов).
Проблема особенностей восприятия речи (как на перцептивном, так и на фонематическом уровне) у детей со стертой дизартрией до настоящего времени остается недостаточно изученной. При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи. В случаях нарушений функции речедвигательного анализатора между сенсорным и моторным компонентами образуются сложные отношения, отличающиеся от существующих в норме. Одним из необходимых условий овладения правильным звукопроизношением является способность различать звуки по их акустическим признакам. Дети дошкольного возраста со стертой дизартрией практически не подмечаютнедостатки произношения в моментговорения; легче распознаютими дефекты в чужой речи, аналогичные собственным, а также в собственной речи, воспроизведенной через магнитофон. Возможность распознавания правильного и дефектного произношения звука возрастала при предъявлении чужой речи, имеющей недостатки произношения, отличающиеся от собственных. Но даже в этих условиях распознавания способность дифференцировать на слух правильно и искаженно произносимый звук отмечалась лишь в 37% случаев. Распознавание нормативного и дефектного звучания сложнее всего осуществлялось в словах, включающих искаженно произносимый звук, близкий по своей акустической характеристике к норме и находящийся в сложной фонетической позиции (в закрытом слоге, середине слова, при стечении согласных звуков).
Таким образом,нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей со стертой дизартрией. Взаимозависимость этих процессов и является причиной стойких нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией. Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное участие родителей в коррекционнологопедическом процессеи включает в себя пять этапов:1 этап –подготовительный.Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.Он включает в себя шесть направлений:–нормализация мышечного тонуса;–нормализация моторики артикуляционного аппарата;–нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха;–нормализация голоса;–нормализация просодики;–нормализация мелкой моторики рук.2 этап –выработка новых произносительных уменийНаправления:–выработка основных артикуляционных укладов;–определение последовательности работы над звуками;–развитие фонематического слуха;–постановка звука;–автоматизация;–дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).3 этап –выработка коммуникативных умений и навыковНаправления:–выработка самоконтроля;–тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.4 этап –преодоление или предупреждение вторичных нарушений.5 этап –подготовка к обучению в школе.Направления:–формирование графомоторных навыков;–развитие связной речи;–развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный логопедический массаж. Массаж —это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией является:—нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;— устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;—
стимуляция положительных кинестезии;—улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);—увеличение силы мышечных сокращений;—активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.У детей дошкольного возраста механизм координации дыхания, фонации и артикуляции формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание. Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхнегрудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом. У детей со стертой дизартрией речевой выдох ухудшается недостаточностью иннервации мышц диафрагмы. Недостатки речевого дыхания выражаются в аритмичности вдоха—выдоха, в слабости внеречевого и речевого выдоха, в дискоординации выдоха, голосообразования (фонации) и артикуляции.При организации логопедической работы с детьми, страдающими стертой дизартрией, необходимо учитывать следующие характерные для них нарушения речевого дыхания:— чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха;— форсированное начало фазы выдоха;— сокращение длительности речевого выдоха;— неравномерность выдоха на протяжении фразы;— судорожность вдоха и выдоха;— спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожность вдоха и выдоха;—расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией. Задачей этого раздела логопедической работы является систематизация различных приемов дыхательной гимнастики, направленной на увеличение длительности и силы внеречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз.Цель дыхательных упражнений—научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе. Дыхательные упражнения дифференцируются в зависимости от возраста.Комплексы артикуляционных упражнений для коррекции конкретных звуков широко распространены и активно используются в логопедической практике.Для детей с дизартрией артикуляционная гимнастика проводится в трех вариантах: пассивно, пассивно
активно, активно.Пассивная гимнастика применяется, когда у ребенка нет возможности выполнения заданных движений. В этом случае логопед, механически воздействуя на органы артикуляции руками или зондами, воссоздает артикуляционные позы и движения. Каждое пассивное упражнение должно выполняться в три стадии:Первая стадия —вход в артикуляционную позу (экскурсия);Вторая стадия —фиксация артикуляционного уклада (выдержка);Третья стадия —выход из артикуляционного уклада (рекурсия).Такая последовательность способствует созданию более прочных кинестезии, так как в движении задействованы мышцы, создающие уклад, а также мышцыантагонисты, возвращающие органы артикуляции в исходное положение.После нескольких повторений переводят эти движения в пассивноактивный и активный план, то есть выполнение без механической помощи.Активной гимнастикой называетсясистема упражнений для органов артикуляции, которые проводятся по инструкции логопеда. Цель активной гимнастики —улучшить качество артикуляционных движений, выработать тонкие дифференцированные движения, сформировать кинестетическую основу артикуляционных движений, знаковых для конкретных звуков. Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от подготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного.Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации:1 этап.Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] автоматизируются. На этом этапе планируют дифференциацию: [пм, мн, кх, тс, ауоы].2 этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ,ч, ц, р]. Дифференцируют: [сз, шж, цч, чщ, чт'].Таким образом, в онтогенезе развитие и становление фонетико фонематической стороны речи происходит постепенно. Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезуречевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем.
Ссылки на источники1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебнометодическое пособие для логопедов и воспитателей. —СПб.: Детствопресс, 2005. —48 с.2. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. М.: Издво МГУ, 1970. –С.5562.3. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. –М., 2002.4. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 1994.5. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальгых педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под6. Соботович Е Ф., Чернопольская А.Ф.. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. –М., 19747. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.: МГОПИ, 1993. 72 с.
Fakhretdinova Anna Alexandrovna,teacher speech therapist, Surgut. Municipal budget preschool educational institution combined type №19 "Rucheyok" ivanovaann140689@mail.ruPeculiarities of phoneticphonemic aspects of speech in preschool children with obliterate dysarthriaAbstract. Article concerns the peculiarities of development of phoneticphonemic aspects of speech in preschool children with the obliterate dysarthria.The obliterate dysarthria speech pathology manifested in phonetic and prosodic disorders components of speech functional system and resulting unexpressed microorganic brain lesions.Examination of children in mass gardens showed that older and preparatory school groups from 40 to 60% of children have deviation of speech development. Among the most common violations: dyslalia, rinofoniya, phonetic andphonemic hypoplasia, obliterate dysarthria.Keywords:obliteratedysarthria, phoneticphonemic speech disorder articulation apparatus, respiratory disorders, differentiation, automation, sound disorder.
Особенности развития фонетико–фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Аннотация. Статья посвящена особенностям развития фонетикофонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Стертая дизартрия —речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетикофонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.Ключевые слова: стертая дизартрия, фонетикофонематическое нарушение речи, артикуляционный аппарат, дыхательное нарушение, дифференциация, автоматизация, звуковое расстройство.
Термин "стертая" дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления "стертой дизартрии" как легкие (стертые) проявления "псевдобульбарной дизартрии", которые отличаются особой трудностью преодоления.
Стертая дизартрия речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).В настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушениями фонетико фонематической стороны речи. Нарушения звукопроизношения, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляционными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.Общее речевое развитие детей со стертой дизартрией условно можно распределить на три группы:
1 группа.Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией. Часто логопеды занимаются с ними как с детьми с дислалией и только в процессе логопедической работы, когда нет положительной динамики при автоматизации звуков, становится очевидным, что это стертая дизартрия. Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога. Как правило, эти дети имеют хороший уровень речевого развития. Но многие из них испытывают трудности в усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарный запас, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т.п.). 2 группа.Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха (ФФН). В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексикограмматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками. Допускают ошибки в ответ на просьбу показать нужную картинку(мышкамишка, удочкауточка ,косакоза и т.д.).Таким образом, у некоторых детей можно констатировать несформированность слуховых и произносительных дифференцировок звуков. Словарь отстает от возрастной нормы. Многие дети испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др.Дефекты звукопроизношения являются стойкими и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Эта группа детей с фонетикофонематическим недоразвитием и стертой дизартрией должна направляться логопедом поликлиники на ПМПК (психологомедикопедагогическую комиссию), в специализированный детский сад (в группу ФФН).3 группа.Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки грамматического строя, невозможность связного высказывания, значительные трудности возникают при усвоении слов различной слоговой структуры.
Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей со стертой дизартрией.Самыми распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонор [р] и [л].Нарушения в произношении звуков проявляются следующим образом:
нарушения звукопроизношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков (23,3%) (межзубное и боковое произношение различных групп звуков);
нарушения звукопроизношения, характеризующиеся различным видом искажений звуков (33,3%) (межзубный сигматизм и боковой ротацизм);
искажение и отсутствие различных групп звуков (33,7%) (межзубный сигматизм и отсутствие звуков [р], [л];
искажение и замена различных групп звуков (6,7%) (межзубный сигматизм и замена звука [ч] на звук [т']).[11]Были выявлены следующие особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией. Нарушения звукопроизношения проявляются в зависимости от фонетических условий и носят в ряде случаев непостоянный характер. В зависимости от фонетических условий звук может произноситься поразному: в одних случаях звук произносится верно, в других искажается или даже заменяется. Характер произношения зависит от места звука в слове, от длины слова и от слоговой структуры слова, от расширения контекста.Наиболее благоприятной для верного произношения звуков является сильная (ударная) позиция звука, нахождение его в начале слова, в коротких словах и в словах простой слоговой структуры. И, напротив, качество звука ухудшается в слабой позиции (безударной), при удлинении слова, при усложнении слоговой структуры и расширении контекста.В исследовании Карелиной «Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами» отмечается, что общим характерным признаком для этой категории детей является полиморфное нарушение звукопроизношения. Результаты обследования состояния произносительной стороны речи детей «с минимальными дизартрическими расстройствами» отражены на гистограмме.На гистограмме выделены наиболее типичные нарушения звукопроизношения.
Рис. 1 Типичные нарушения звукопроизношенияНаиболее трудными в произношении для детей со стертой дизартрией оказываются твердые свистящие: [с] 98%, [з] 96%. Для свистящих характерно межзубное произношение, реже встречается губнозубное и призубное произношение. Аналогичные нарушения наблюдаются в группе шипящих: [ш], [ж] 95%. Иногда шипящие заменяются искаженными свистящими. Среди аффрикат чаще страдает произношение [ц] и составляет 95% от нарушений всей группы аффрикат. Нарушение произношения [ч] 80%, отмечается реже. Звук [ц] обычно заменяется на [с'] или искаженное [с], а звук [ч] заменяется на [т'] или искажается, звук [щ] заменяется на искаженное [ч] или [ш], реже на звук [с']. Сонорные нарушаются следующим образом: среди нарушений произношения звука [л] преобладают нарушения, выражающиеся в искажении звука [л]
85%: имеет место губногубной, губнозубной и межзубный ламбдацизм. Звук [л'] заменяется на [j]. Часто звук [л] отсутствует. Среди расстройств произношения звуков [р]. [р'] 80% по самым распространенным искажением является велярное произношение. Иногда [р'] заменяется звуком [j]. Заднеязычные [г] 25% и [к] заменяются на [т] и [д] или отсутствуют. Основным вариантом дефектного произношения твердых переднеязычных [т] и [д] является межзубное произношение, которое сочетается с межзубным произношением свистящих и шипящих. Частый дефект мягких переднеязычных [т'], [д'] боковое произношение, которое сочетается с боковым сигматизмом. Встречается смягченное произношение всех согласных, возникающее вследствие спастичного напряжения средней части спинки языка.[16]Остальные согласные, как правило, остаются относительно сохранными. Сложным для детей являются слова со стечением согласных. Чаще в этих случаях выпадает один согласный звук. Вследствие трудностей, возникающих при переключении с одного артикуляционного уклада к другому (кинетическая диспраксия), встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова. В исследованиях А.М. Пискунова отмечается, что в одних случаях во время произношения артикуляция осуществляется вяло, без активности и четкости. Двигательный акт не завершается, как бы «замирает» на полпути, тогда звук замещается гласным или паузой.В других случаях артикуляция неотрегулирована, уклад приблизительно соответствует фонеме, при этом язык может чрезмерно сближаться с твердым небом и отклоняться в сторону, кончик может проходить в межзубную щель, а корень излишне приподниматься к мягкому небу, вследствие чего возникает искажение (шипящие и свистящие сигматизмы, гортанный [р], смягчение) и замены на другие (чаще оппозиционные) звуки.[5]Недостаточно тонкая дифференцировка артикуляционных движений нижней челюсти, языка, губ ведет к нечеткому звучанию гласных. Так, например, звук [у] приближается к [о], звук [и] к [э]. Могут быть замены на гласные, близкие по артикуляции [а = о], [о = у], [э = и]. Гласные иногда «смягчаются», произносятся редуцированно (кратко), усредненно.
Согласные нарушаются поразному, например, при произнесении [т], [д] кончик языка находится между зубами (неравномерность поражения черепномозговых нервов), передняя часть спинки языка смыкается с твердым небом.При спастическом парезе корень языка прикасается к тонически напряженному мягкому небу и язычку, под воздействием воздушной струи язычок вибрирует, тело языка, опущенное на дно полости рта, во время произнесения остаетсянеподвижным, что приводит к искаженному произнесению [р]. Задняя область полости рта сужена приподнятым корнем языка и получается звук, близкий к [и, j, ы, э]; возможны близкие замены на [д, л], отдаленные замены на [в, г, к] (при спастике). Спастические парезы или параличи приводят в основном к дефектам формирования проторных щелевых звуков. Массивный корень языка и его напряжение приводят к задненебному (носовому) оттенку при произнесении [л], похожему на [г, х], [н, г]; при интенсивной моторике в органах артикуляции кончик языка может прилегать к твердому небу на значительном участке, получается звук, похожий на мягкий [л'] или французский [L]. При произнесении [с], [з], [ш], [ж] корень языка приподнят к мягкому небу, что приводит к носовому сигматизму (А.М. Пискунов).
Проблема особенностей восприятия речи (как на перцептивном, так и на фонематическом уровне) у детей со стертой дизартрией до настоящего времени остается недостаточно изученной. При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи. В случаях нарушений функции речедвигательного анализатора между сенсорным и моторным компонентами образуются сложные отношения, отличающиеся от существующих в норме. Одним из необходимых условий овладения правильным звукопроизношением является способность различать звуки по их акустическим признакам. Дети дошкольного возраста со стертой дизартрией практически не подмечаютнедостатки произношения в моментговорения; легче распознаютими дефекты в чужой речи, аналогичные собственным, а также в собственной речи, воспроизведенной через магнитофон. Возможность распознавания правильного и дефектного произношения звука возрастала при предъявлении чужой речи, имеющей недостатки произношения, отличающиеся от собственных. Но даже в этих условиях распознавания способность дифференцировать на слух правильно и искаженно произносимый звук отмечалась лишь в 37% случаев. Распознавание нормативного и дефектного звучания сложнее всего осуществлялось в словах, включающих искаженно произносимый звук, близкий по своей акустической характеристике к норме и находящийся в сложной фонетической позиции (в закрытом слоге, середине слова, при стечении согласных звуков).
Таким образом,нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей со стертой дизартрией. Взаимозависимость этих процессов и является причиной стойких нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией. Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное участие родителей в коррекционнологопедическом процессеи включает в себя пять этапов:1 этап –подготовительный.Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.Он включает в себя шесть направлений:–нормализация мышечного тонуса;–нормализация моторики артикуляционного аппарата;–нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха;–нормализация голоса;–нормализация просодики;–нормализация мелкой моторики рук.2 этап –выработка новых произносительных уменийНаправления:–выработка основных артикуляционных укладов;–определение последовательности работы над звуками;–развитие фонематического слуха;–постановка звука;–автоматизация;–дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).3 этап –выработка коммуникативных умений и навыковНаправления:–выработка самоконтроля;–тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.4 этап –преодоление или предупреждение вторичных нарушений.5 этап –подготовка к обучению в школе.Направления:–формирование графомоторных навыков;–развитие связной речи;–развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный логопедический массаж. Массаж —это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией является:—нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;— устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;—
стимуляция положительных кинестезии;—улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);—увеличение силы мышечных сокращений;—активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.У детей дошкольного возраста механизм координации дыхания, фонации и артикуляции формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание. Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхнегрудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом. У детей со стертой дизартрией речевой выдох ухудшается недостаточностью иннервации мышц диафрагмы. Недостатки речевого дыхания выражаются в аритмичности вдоха—выдоха, в слабости внеречевого и речевого выдоха, в дискоординации выдоха, голосообразования (фонации) и артикуляции.При организации логопедической работы с детьми, страдающими стертой дизартрией, необходимо учитывать следующие характерные для них нарушения речевого дыхания:— чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха;— форсированное начало фазы выдоха;— сокращение длительности речевого выдоха;— неравномерность выдоха на протяжении фразы;— судорожность вдоха и выдоха;— спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожность вдоха и выдоха;—расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией. Задачей этого раздела логопедической работы является систематизация различных приемов дыхательной гимнастики, направленной на увеличение длительности и силы внеречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз.Цель дыхательных упражнений—научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе. Дыхательные упражнения дифференцируются в зависимости от возраста.Комплексы артикуляционных упражнений для коррекции конкретных звуков широко распространены и активно используются в логопедической практике.Для детей с дизартрией артикуляционная гимнастика проводится в трех вариантах: пассивно, пассивно
активно, активно.Пассивная гимнастика применяется, когда у ребенка нет возможности выполнения заданных движений. В этом случае логопед, механически воздействуя на органы артикуляции руками или зондами, воссоздает артикуляционные позы и движения. Каждое пассивное упражнение должно выполняться в три стадии:Первая стадия —вход в артикуляционную позу (экскурсия);Вторая стадия —фиксация артикуляционного уклада (выдержка);Третья стадия —выход из артикуляционного уклада (рекурсия).Такая последовательность способствует созданию более прочных кинестезии, так как в движении задействованы мышцы, создающие уклад, а также мышцыантагонисты, возвращающие органы артикуляции в исходное положение.После нескольких повторений переводят эти движения в пассивноактивный и активный план, то есть выполнение без механической помощи.Активной гимнастикой называетсясистема упражнений для органов артикуляции, которые проводятся по инструкции логопеда. Цель активной гимнастики —улучшить качество артикуляционных движений, выработать тонкие дифференцированные движения, сформировать кинестетическую основу артикуляционных движений, знаковых для конкретных звуков. Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от подготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного.Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации:1 этап.Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] автоматизируются. На этом этапе планируют дифференциацию: [пм, мн, кх, тс, ауоы].2 этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ,ч, ц, р]. Дифференцируют: [сз, шж, цч, чщ, чт'].Таким образом, в онтогенезе развитие и становление фонетико фонематической стороны речи происходит постепенно. Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезуречевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем.
Ссылки на источники1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебнометодическое пособие для логопедов и воспитателей. —СПб.: Детствопресс, 2005. —48 с.2. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. М.: Издво МГУ, 1970. –С.5562.3. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. –М., 2002.4. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 1994.5. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальгых педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под6. Соботович Е Ф., Чернопольская А.Ф.. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. –М., 19747. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.: МГОПИ, 1993. 72 с.
Fakhretdinova Anna Alexandrovna,teacher speech therapist, Surgut. Municipal budget preschool educational institution combined type №19 "Rucheyok" ivanovaann140689@mail.ruPeculiarities of phoneticphonemic aspects of speech in preschool children with obliterate dysarthriaAbstract. Article concerns the peculiarities of development of phoneticphonemic aspects of speech in preschool children with the obliterate dysarthria.The obliterate dysarthria speech pathology manifested in phonetic and prosodic disorders components of speech functional system and resulting unexpressed microorganic brain lesions.Examination of children in mass gardens showed that older and preparatory school groups from 40 to 60% of children have deviation of speech development. Among the most common violations: dyslalia, rinofoniya, phonetic andphonemic hypoplasia, obliterate dysarthria.Keywords:obliteratedysarthria, phoneticphonemic speech disorder articulation apparatus, respiratory disorders, differentiation, automation, sound disorder.