Питейная толерантность в семье и её последствия: психологический аспект

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Каунова Е. В. Питейная толерантность в семье и её последствия: психологический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3541–3545. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54972.htm.
Аннотация. В статье анализируется вопрос психологического вхождения детей в круг алкогольных традиций через призму семейного воспитания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
КауноваЕлена Викторовна,преподаватель ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»alen@bk.ru

Питейная толерантность в семье и её последствия: психологический аспект

Аннотация.В статье анализируется вопрос психологического вхождения детей в круг алкогольных традиций через призму семейного воспитания.Ключевые слова:дети, алкогольные традиции, семья, воспитание, психическое развитие ребенка.

Уж так сложилось исторически, что употребление спиртных напитков стало чуть ли ненашим национальным достоянием. Алкоголькак атрибут всех сфер жизни сопровождает человекапостоянно,начиная с самого раннего возраста.Проблема слишком раннего приобщения детей к вредным привычкам, в том числе к употреблению спиртных напитков,в последние годы стала весьма обсуждаемой и как никогда актуальной. Этот вопросисследуется многими специалистами различных отраслей знаний: медиками, социологами, криминалистами, культурологами, философами, педагогами, психологами и др. Тревогу бьёт отечественнаястатистика, говорящая о ежегодном снижении возраста приобщения детей к алкоголю, табаку и наркотикам. По последним, опубликованным в научных кругах,данным регулярно (дватри раза в месяц) курить и пить наши дети начинают уже в 11 –13 лет. Неуклонно растет и процент подростков, подверженных вредным привычкам. Более 80% выпускников российских школ уже являются активными потребителями алкоголя, около 60% выпускников курят. 10% школьников уже пробовали различныенаркотики. Все эти цифры не обещаютничего хорошего. Раннее приобщение детей к алкоголю, табаку и наркотикам значительно сокращает продолжительность жизни молодого поколения, наносит непоправимый урон их здоровью, духовному, нравственному и интеллектуальному потенциалу, а также травмирует и дезорганизуетближайшее окружение. Попытаемся рассмотреть причинно –следственную связь,по которой происходит столь раннее приобщение наших детей к алкогольным и другимнаркотическим ядам.

Итак, обратимся к истокам. Даже от обоих родителей потаторов,дети не рождаются алкоголиками, хотя такие предположения раньше бытовали. Еще древнегреческий мыслитель Плутарх (46 –126 до н.э.) писал, что пьяницы рождают пьяниц.Современные генетики всё же доказали, чтодети у пьющих родителей рождаютсясмножественными отклонениями,как в физическом, так и психическом анамнезе, а вот алкоголизм —этовсётаки приобретённая болезнь в абсолютном измерении. Безусловно, влияние наследственности никто не отменял,но это лишь предрасположенность или предпосылка для возникновения алкогольной зависимости. А вот как будут формироватьсяотношения человек –алкоголь зависит в первую очередь от семейной среды. Именносемейная микросреда тот фундамент,на котором начинается формироватьсяличность ребёнка. Родители являются самыми первыми и самыми убедительными образами для ребёнка.Выдающийся педагог А. С. Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение–самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях,как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету все это имеет для ребенка большое значение. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете… вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут» [11, с.12].Доверяяавторитету выдающегося педагога,рассмотрим,как обстоит алкогольное воспитание в семьях, речь пойдето так называемых благополучных семьях, члены которых не валяются под забором, а разъезжают на дорогих авто изанимают приличные местав социуме.Именно такие семьи являются главными пропагандистами,так называемого культурного потребления алкогольных напитков.Хотя два понятия культура и алкоголь,по всей видимости,взаимоисключаемы.Выдающийся физиологИ. П. Павлов доказал, что после приёма даже малых доз алкоголя в мозгу исчезает всё то, что дано человеку воспитанием, т. е. культура.

Из курса возрастной психологии известно, что дошкольный возраст характеризуетсяпознаниеммира путем образного восприятия окружающей обстановки. Враннем возрасте человеческий мозг еще не способен выстраивать самостоятельные умозаключения и логические цепочки. А лишь идётпроцесс непрерывного накопления информации. Главный механизм познания –это категория наблюдения. Именно, через наблюдение ребёнок входит вреальный мир, обучается элементарным навыкам, формирует образные понятия о различных видах человеческой деятельности, подсознательно увязывая их с эмоциональным фоном, сопровождающим произошедшее событие. Так под воздействием окружающей среды ребенок подсознательно учится различать плохие и хорошие, вредные и полезные поступки. Этот возраст большинство родителей недооценивает, тем самым допуская огромную ошибку в своей воспитательной работе с ребенком, не принимая во внимание особенности раннего развития ребенка. Многим родителям кажется, что раз ребенок еще мал, то он ничего и не понимает. Это действительно так, ребенок ничего не понимает, а потому просто впитывает в себя, как губка, все увиденные модели поведения взрослых. Родители курят и тут же улыбаются заинтересованно смотрящему на них ребенку. Ребенок воспринимает новый незнакомый ему образ и увязывает его с положительной эмоциональной реакцией взрослого (улыбка). В подсознании закладывается информация о том, что новое усвоенное действие вызывает положительные эмоции, следовательно, полезно. То же самое происходит и с алкоголем. Застолье всегда проходит весело и задушевно. Подвыпившиеродители и гости особенно благодушны с ребенком, постоянно улыбаются, громко смеются, излучают доброту и радость. Все это подсознанием ребенка образно увязывается с неизвестным ему доселе процессом застолья. И так многократно повторяется из раза в раз на протяжении всего этапа развития и взросления ребенка. А, как известно, повторение –мать учения! Можно считать,механизм алкоголизации запущен,в детском восприятии мираалкоголь осознается как бесспорно ценный объект,именно здесь впервые алкоголь воспринимается залогом счастья,радости, безудержного веселья.Социальнаяспецифика человекамногозначна и многогранна: сознание, речь, эмоциональность, воображение,за счет набора этих социальных категорийпроисходит расширение возможности и диапазон усвоения чужих смыслов. У детей формируется определенная социальная установка, где главным способом передачи смысла становятся социокультурные знаковые ситуации.Именно это отличительное свойство человека –способность к воображению, мысленному конструированию, позволяет сформировать реально существующую ситуацию для ещё несуществующей,а только подражаемой и воображаемой. Вот почемув детском коллективе безобидное поднятие бокалов, чокание, произнесение тоста,являясь результатом метких детскихнаблюдений и воображений,как бы выступают прологом к усвоению алкогольных ритуалов.На повседневном уровне алкогольнеосознанно, но необычайнопрочно монтируется в зарождающее детское сознание как положительный знак.

В дальнейшем отложенные в подсознание образы находят свое логическое подтверждение и дальнейшее развитиеуже в более позднем возрасте (7 –12 лет), когда ребенок начинает выстраивать собственные логические связи и научится делать осознанные выводы. И когда взрослые в ходе очередного праздника выпивают и курят сами, но запрещают это делать своим детям, обосновывая свой запрет вредностью алкоголя и табака, то в рассуждения ребенка закрадывается сомнение: раз взрослым не вредно, то почему мне вредно?Ребенок весьма тонко чувствует обман и фокусирует на этом все свое внимание. Неспособность ребенка понять и осмыслить огромный объем информации о вреде сигарет и алкоголяи подсознательная память из глубокого детства дают ему основание сделать вывод о целенаправленном обмане со стороны взрослых. Так рождается тяга к запретному плоду, доступному взрослым, но категорически запрещенному длядетей.

Затем наступает подростковый возраст, ужевмонтированное запретное искушение накладывается на стремление скорее повзрослеть и вырваться наконецто из под надоевшейопеки родителей. В этот момент свою определяющую роль начинают играть уже не внутренние, а внешние факторы, формирующие личность человека. В первую очередь это массовая реклама сигарет и алкоголя, в том числе и скрытая, создающая привлекательный образ беззаботной и роскошной жизни с элегантной сигаретой и красивым бокалом в руке. Здесь стоит подчеркнуть,что телевидение, как самый доступный вид информации и коммуникации выступает в роли мощнейшего пропагандиста человеческих пороков. Во вторую очередь это массовая шаговая доступность алкоголя и табака, позволяющая подростку легко найти торговую точку, свободно реализующую эту «продукцию» даже детям. В третью очередь свое веское слово говорит низкая цена на алкоголь и табак, что дает возможность, экономя на карманных расходах, выкраивать деньги на пачку сигарет или бутылку алкоголя.

Мозг ребёнка в особенно интенсивном развитии пребывает сначала подросткового возраста и до 21 года (не случайно в некоторых странах именно этот возраст считается точкой отсчета во взрослую жизнь), на этом этапе развития происходят сложнейшие процессыформирования и программирования интеллектуального потенциала.И если во время этой критической фазы роста мозг отравляется алкогольным и табачнымядом,подростки, прибегающие к суррогатным удовольствиям, рискуют оказаться умственными импотентамив зрелом возрасте.Но самое большое и очевидное зло, это ранняя алкоголизация детей, со своими чудовищными последствиями.

Итак, у детей система алкогольных взглядов формируется очень рано,и закладывается она под непосредственным влиянием взрослых. Дети в кругу семьи программируются на бессознательное, а в дальнейшем и сознательноеприобщение к алкоголю и с возрастом,этот процесс становится более очевидным. Еще до наступления совершеннолетия большая часть детей психологически готова к употреблению алкоголя. Именно так называемые «культурно пьющие» родители несут установку на позитивное отношение к алкоголю, программируют наркотизацию своих любимых чад.

Семья как главный нравственный ориентир может выступать и как пропагандист алкогольного потребления и как разоблачитель мифов, бытующих в общественном сознании. Ценностные нормы, заложенные семьёй, являются,безусловно,важными, так как обладают чрезмерной устойчивостью, именно потому,что воспринимаются и закрепляются до наступления психофизической способности критически осмыслить происходящее вокруг.

Ссылки на источники

1. АргоновВ. Ю. Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития// Вопросы философии. 2008. –№12.2. Арефьев A. JI. Поколение, которое теряет Россия// Социологические исследования. –2002. № 8.3. БернЭ.Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб.: МФИН, 1992. 448 с.4. Галина И. В. Алкоголь и дети. —М.: Знание, 1985. 96 с.5. Груббэ Ю. А. Алкоголь, семья, потомство. —Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1974. 71 с.6. ДружининВ.Н. Психодиагностика общих способностей. –М.:Издательский центр "Академия", 1996. 224 с.7. КругликовР. И., Майзелис М. Я. Алкоголизм и потомство. М. Наука, 1987. 126 с.8. КуусиП. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. 368 с.9. ЛебедевБ. А., Дунаевский В. В. Алкоголь и семья. 2е изд., перераб. и доп. Л., 1986. 122 с.10. Макаренко А. С. Воспитание детей в семье. Т.2. –М.: Педагогика, 1977. С.12.11. Углов Ф. Г. Правда и ложь о разрешенных наркотиках. –М., 2004. 167 с.

Kaunov Elena ViktorovnaTeacher FSEI HPE «the Krasnodar state University of culture and arts»alen@bk.ru

Drinking tolerance in the family and its consequencesAbstract:the article examines the question of psychological occurrences of children in a range of alcoholic traditions through the prism of family education.Key words:children, alcohol traditions, family, education, mental development of the child.