Проблема семьи в соответствии с общепринятыми ценностями особое значение приобретает в период изменения социальных структур и социально-экономических отношений. Важно отметить, что события последних лет и изменения в обществе нелегко переживаются взрослым поколением. Это оказывает влияние на молодое поколение. Дети стремятся к самоутверждению и проявлению индивидуальности. Именно национальные традиции выступают в роли контроля поведения и деятельности взрослых и детей в семье и социуме, формируют основы педагогической культуры родителей, обогащают культурное наследие народа.
Проблемами сущности традиций, их роль в духовном развитии социума, изменения в исторической закономерности даются в трудах А.К Алиева, А.Н. Антонова, Ю.Б. Бромлей, Н.П. Лобачовой, В.Д. Плахова, И.В.Суханова и других.
Объектом исследования являются этнопедагогические условия воспитания детей в семье.
Предмет исследования: процесс возрождения этнопедагогических традиций саха как средство повышения педагогической культуры семьи.
Цель исследования - осмысление взаимосвязи теории и практики этнопедагогики воспитания в семье, определение путей эффективного использования достижений национальных и семейных традиций в повышении педагогической культуры родителей, особенности развития традиций.
Задачи исследования: 1) проследить ход развития этнопедагогических традиций в якутской семье; 2) определить способы внедрения новых традиций в практику семейного воспитания; 3) изучить процесс возрождения этнопедагогических традиций саха как средство повышения педагогической культуры семьи.
Педагогическая культура родителей - педагогическая подготовленность, развитие тех качеств личности, которые выражают степень зрелости родителей как воспитателей и раскрываются в процессе семейного и общественного воспитания.
В исследовании аргументируется необходимость повышения педагогической культуры семьи, вызванная следующими факторами: относительно молодым возрастом современных родителей, низким уровнем их образования, новой роли женщины-матери в семье и социуме, повышением статуса отца в воспитании детей, отсутствие навыков и умений воспитания и обучения детей в повседневной жизни, повышением интеллектуального развития детей и подготовке их к школе.
Мы считаем, что в определении путей и форм повышения педагогической культуры семьи важно уделять особое внимание популяризации воспитательных традиций. При этом должны приниматься к сведению возраст родителей и структура семьи. Это положение актуально, потому как структура семьи у якутов, особенно в сельской местности, многопоколенная, разновозрастная, и каждое поколение со своими традициями.
Структурная численность изученных нами семей выглядит следующим образом: малодетные семьи имеют от одного до трех детей, живут отдельно и охватывают два поколения - родителей и детей. Многодетные семьи из 3 и более детей, имеющие разновозрастную структуру - родители и дети разного социального статуса: дети дошкольного и школьного возрастов. Большие семьи - разновозрастная и многопоколенная структура: дети, родители и их родители. Неполные семьи - семьи, занимающиеся воспитанием детей - одна мать или отец.
Полученные данные утверждают о том, что у 61 % родителей отсутствуют знания и интерес к этнопедагогическим традициям, пассивные, обладают низким уровнем изучения этнопедагогических умений, методикой воспитания в семье. В связи с возрастом некоторые родители продемонстрировали маловерие в оценке традиционных правил поведения, бессистематичность при соблюдении норм поведения. К 18 % родителей относятся те, которые имеют неполные, не систематические знания о национальных традициях и обычаях, используют их в воспитательной работе частично и редко, не проявляют интерес к традициям. Решение воспитательных задач возлагают на других: бабушек, дедушек, педагогов детских садов и школ.
15 % родителей опираются на этнопедагогические традиции саха, стараются дать детям гуманистическую направленность по мере личного осознания потребности адекватного воспитания в семье.
У 6 % родителей отмечается серьезное отношение к вопросам семейного воспитания, интерес к этнопедагогическим традициям. Основываясь на опыт старшего поколения, занимаются самообразованием. По преимуществу предпочитают семейные традиции, направленные на семейные праздники, конкурсы, а также для создания положительной морально-психологической атмосферы организуют семейный ужин, чтение книг вслух, изготовление семейных альбомов, совместные прогулки, походы, пикники, поездки и т.д.
В данный момент являюсь членом Совета молодежи Тулагино-Кильдямского наслега. Ежемесячно по плану проводим мероприятия для школьников, молодых родителей, детей-инвалидов, молодых отцов и т.д. Проведенный мною круглый стол в поселке Тулагино по проблеме «Повышение педагогического потенциала молодых родителей» показало, что повышение педагогической культуры родителей, безусловно, требует совершенствования форм и методов работы. В день якутской письменности организовали викторину «Киhи сиэринэн, ебугэ угэhинэн», где участвовало более 12 семей. Таким образом, мы старались выявить необходимость и пути повышения педагогической культуры семей средствами этнопедагогических традиций саха. Также, был проведен конкурс «Хозяин усадьбы» для отцов и сыновей. В конкурсе приняли участие 5 семей. Ловко и отважно соревновались по следующим этапам: визитная карточка, разведение огня, колка дров, бег по снегу, прорубь. После проведенных мероприятий выявила для себя, что в работе с родителями необходимо включить такие формы работы, как родительские собрания, совместное проведение национального праздника ысыах, проведение игр предков, дни открытых дверей, беседы, рекомендации литературы для самообразования родителей, конференции, создания уголка для родителей, вечера вопросов и ответов, показ фильмов, диспуты, папки-передвижки, стенгазеты о жизни детей в семье и детском саду и другие.
Хотелось бы отметить, что под научным руководством Прокопьевой М.М. с 2013 г. успешно реализуется социальный проект «Центр психолого-педагогической помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Тэрчи». Отрадно, что этот Центр оказывает поддержку малоимущим, многодетным семьям и семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации, систематически проводятся занятия в «Школе для родителей».
Мы выявили, что этнопедагогические традиции саха являются главными условиями обеспечения результативности работы по повышению педагогической культуры родителей: присутствие сплочённой, дружной, ответственной семьи с наилучшим психологическим микроклиматом; планомерное повышение педагогической культуры всех членов семьи; наличие семейных традиций; знание о национальных традициях; отсутствие негативного психологического барьера внутри семьи; частая потребность ребенка в общении с родителями, каждодневный взаимный обмен информацией; преемственность родителей с ДОУ, школой и обществом.
Наше исследование показало, что в повышении педагогической культуры родителей средствами этнопедагогических традиций саха играет немаловажную роль деятельности учреждений: центры культуры и досуга, семейные клубы, фольклорные кружки, библиотеки.
Таким образом, прогрессивные национальные традиции, являясь частью этнопедагогики, играют огромную роль в повышении педагогической культуры родителей. В процессе использования этнопедагогических традиций обеспечивается взаимосвязь поколений, которая является условием непрерывного развития. В дальнейшем необходимо создание специальных программ воспитания и обучения с учётом материальных и духовных особенностей культуры народа саха, комбинируя народный опыт воспитания с современными знаниями об обществе, культуре, технике.