Применение информационно-коммуникационных технологии в высшем образовании: на пути к «информационному обществу»

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воробьева Е. Г., Плеханова Е. А. Применение информационно-коммуникационных технологии в высшем образовании: на пути к «информационному обществу» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3901–3905. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55045.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу роли информационно-коммуникационных технологий в высшем образовании; опыта применения в преподавании и возникающих в связи с этим проблем; возможностей и видов, применяемых в высшей школе; обосновывается необходимость их применения, что является актуальной проблемой повышения качества образования с помощью инновационного подхода в условиях формирования информационного общества.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Воробьева Елена Геннадьевна,кандидат экономических наук, доценткафедры экономики кооперации и предпринимательства, Саранский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации», г. Саранскmiss.vorobeyva@yandex.ru

Плеханова Елена Александровна,кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики кооперации и предпринимательства, Саранский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации», г. Саранскplehanova1975@rambler.ru

Применение информационнокоммуникационныхтехнологии в высшем образовании: на пути к «информационному обществу»

Аннотация. Статья посвящена анализу роли информационнокоммуникационных технологий в высшем образовании; опыта применения в преподавании и возникающих в связи с этим проблем; возможностей и видов, применяемых в высшей школе; обосновывается необходимость их применения, что является актуальной проблемой повышения качества образования с помощью инновационного подхода в условиях формирования «информационного общества».Ключевые слова:информационнокоммуникационные технологии, высшее образование, проблемы, формирование, «информационное общество», инновационный подход.

Стремление современного общества стать «информационным», к созданиюконкурентоспособной «инновационнойэкономики», основанной на новом качестве «человеческого капитала» и инновационном подходев образовании, предполагает активное использование в образовании инноваций, как педагогических, так и технических, что отражено вФедеральномЗаконе«Об образовании в Российской Федерации», принятым Государственной Думой Российской Федерации 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ[1]. Одними из наиболее эффективных инновационных образовательных технологий, являются,так называемые,информационнокоммуникационные технологии (далее ИКТ).В связи с этим, и так как,данная статья посвящается оценке роли ИКТ в современном образовании,анализу проблем, связанных с их применением в высшей школе,оценке современных возможностей преподавателя в условиях формирования «информационного общества»,актуальность выбранной темы не вызывает сомнения. Проблема заключается в недостаточном применении в высшем образовании средств ИКТ. В России этот процесс находится в зачаточном состоянии, что связано, прежде всего,с низкими темпами формирования «информационного общества», под которым понимаютобщество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы —знаний

[2]. «Информационное общество это общество, в котором: информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, и ВВП"[3, с.20].

Исследование вышеназванной проблемы в контексте и с учетом условий формирования «информационного общества» отличает данную статью от предшествующих публикаций, так как тема примененияИКТ в образовании сегодня привлекает многих исследователей. Имеется много публикаций, направленных на обмен опытом педагогами не только ВПО, но и СПО и общеобразовательной школы; освещаются отдельные вопросы и проблемы применения ИКТ при преподавании, их виды, плюсы и минусы, перспективы. Так, в основу некоторых выводов данной статьи легли Материалы конференции«Электронная образовательная среда: технологии, концепции, ресурсы, услуги», проходившей с 31 октября по 3 ноября 2013 г. в г. Москва[4].

Цель данной статьи –определить роль ИКТ в современном образовании, обосновать необходимость и возможности применения их в преподавании, как удобный и эффективныйинструментпреподавателя, а также поделиться практическим опытомпримененияИКТ на кафедре экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперациив условиях формирования «информационного общества».Под ИКТпонимаются «технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука» [5].В ГОСТе Р 526532006 Информационнокоммуникационные технологии в образовании. Термины и определения дается следующее определение «ИКТв образовании»: «Информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации» [6, п.3.1.5.]. Под ИКТ в образовании можно пониматьтехнические устройства, ПО и дидактические материалы, применяемые в преподавании с целью повышения эффективности обучения; это различные устройства, механизмы, алгоритмы обработки информации[7]. Современный национальный опыт массового применения ИКТ в высшем образовании, связан с реализациейСтратегии «Развитие информационного общество»на20112015гг., а также Госпрограммы «Информационное общество 20112020 гг.»[8],Федеральной целевойпрограммой(ФЦП) развитияобразования на 20112015 годы, в соответствии с которыми в условиях подготовки к созданию информационного общества ИКТ понемногу проникают во все сферы жизни страны, атакже в сферу образования.Развитие человеческого капитала, в том числе за счет развития профильного образования и популяризации профессий в сфере ИТотрасли отнесеныкосновным задачам по развитию ИКТотрасли в России[9].Сегодня уже создана достаточная нормативноправовая база для применения ИКТ в образовании.Так, в НовомЗаконеоб образовании в РФпредусмотрена реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, электронныхобразовательных и информационныхресурсов [Ст.16,18]. Хотя процессы эти продолжаются. Так, В.В. Путин дал задание доработать законодательствопо дистанционномуобучению:«…следует ускорить принятие правовых актов, которые позволят российским вузам активно развивать массовое дистанционное образование, также ориентированное, прежде всего, на наших соотечественников и граждан СНГ»[10].Действительно, во всем мире, сегодня новым,модным и массовым явлением становится дистанционное обучение (ДО). Принято считать, чторазвитие его в России началось с 30.05.1997 года, когда был подписан приказ №1050 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О проведении эксперимента в области дистанционного образования», в котором перечислены технологии,которые включают в себя: комплекты специальных учебных пособий для системы ДО в твердых копиях;электронную почту;телеконференции по электронной почте;электронные библиотеки;доступ к базам данных в оперативном режиме;голосовую почту;видеокассеты;электронные учебники;лазерные диски и учебные пособия в среде мультимедиа;системы телекоммуникаций;телевидение, а также системы контроля занятий студентов в СДО:проверкуписьменных работ;тестирование; зачеты;экзамены[11, п.1.3].Все это стало возможным благодаря информатизации общества,созданию рынка информационнокоммуникационных технологий, дальнейшее развитие которого предусмотрено Концепциейразвития ITотрасли в Россиидо 2020 г., утвержденной 11ноября 2013 г..Согласно ей, к 2020 году объем отрасли информационных технологий вырастет в два раза.Развитие человеческого капитала, в том числе за счет развития профильного образования и популяризации профессий отраслиотнесены косновным задачам по развитию ИКТ

отрасли в России[12]. Информатизацияэкономики в РФ характеризуется агрегированным показателем «Индекса готовности регионов России к информационному обществу»;отрасли образования,в частности,

подындексом«ИКТ в образовании», который характеризует готовность системы образования к электронному развитию. В десятку лидеров по этому показателю вошли: Республика Чувашия, Хабаровская, Белгородская и Мурманская области, ХантыМансийскийАО, Республика Карелия, ЯмалоНенецкий и Чукотский АО, Ярославская область и Краснодарский край.

РеспубликаМордовияпо этому показателю достиглатолько44 местоиз 82 регионов РФ(ИРИО, 2010).В2009 году был создан мультивендорный и академическийконсорциумв области информационнокоммуникационных технологий. С инициативой его создания выступили МГТУ им. Н.Э. Баумана, ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», МТУСИ и ведущие ИКТвендоры.Анализ применения ИКТ в высшем образовании России [13] показал, что среди основных видов ИКТ, используемых организациями высшего профессионального образования в России (на 01.01.2012г.): на первом месте находятся персональные компьютеры (98,8%); на втором глобальные информационные сети (в том числе сеть Интернет и широкополосный доступ)97,6%; на третьем электронная почта 95,9%; на четвертом локальные вычислительные сети (92,9%); на пятом ЭВМ других типов (36,5%)(таблица 1). Таблица 1Основные виды ИКТ, применяемые организациями высшего профессионального образования в России (на 01.01.2012г.), в %

№п/пВид ИКТВсего в РоссииВысшее профессиональное образованиеОтклонение, (+;)(гр4гр3)123451Персональные компьютеры94,198,84,72ЭВМ других типов19,736,516,83Локальные вычислительные сети71,392,921,64Электронная почта83,195,912,85Глобальные информационные сети, из них:85,697,612,06сеть Интернет, в том числе:84,897,612,87широкополосный доступ63,487,724,3

Бюджет наИТ Министерства образования и науки РФ в2012 годусоставил 675 млн.рублей, почти столько же, сколько и в 2011 году (700 млн рублей).

Анализ структуры затратна ИКТ в Российской Федерации на 01.01.2012 г. представленыв таблице 2[14].Затраты на ИКТввысшем образованиипреобладают по статье «Затраты на приобретение вычислительной техники» и составили на 01.01.2012г. 25% от всех затрат, приходящихся на ИКТ в сфере высшего образования.Сегодня весь мир, да и наша страна тоже находятся в условиях формирования «информационного общества». Анализ современного вузовского электронного обучения говорит о том, что оно в настоящее время в самом начале пути.Так, реально внедрили технологии дистанционного обучения и применяют электронное обучениетолько 70 вузов из 1 155 высших учебных заведений (без учета их филиалов) России.Таблица 2Распределение затрат организаций на ИКТ по видам затрат в организациями высшего профессионального образования в России(на 01.01.2012г.), в %

№ п/пЗатраты на ИКТВсего в РоссииВысшее профессиональное образованиеОтклонение, (+;)(гр4гр3)123451Затраты на ИКТвсего, в том числе:10010002На приобретение вычислительной техники23,148,1253На приобретение программных средств17,311,75,64На оплату услуг связи, из них:30,717,912,8

оплата к доступу сети Интернет8,87,00,25Обучение сотрудников0,80,806Оплата услуг сторонних организаций и специалистов (кроме услуг связи и обучения)19,97,312,68Прочие затраты8,314,25,9

Текущий объем рынка образовательных услугв высшем образовании, оказываемых с помощью ДОТ в России занижен в 2 десятка раз (около 8 млрд. руб.против потенциально возможного130 150 млрд. руб.).Анализ наличия электронных ресурсов у 30 лучших вузов России, входящих в «Национальный рейтинг университетов» показал, чтоэлектронным обучением,так или иначе,занимаются лишь половина (14 из 30 вузов), занимающих первые строчки рейтинга.Подавляющее большинство этих вузов имеют не более 100 электронных учебных комплексов, и то, которые в большинстве случаев представляют собой электронную книгу с упрощенной навигацией. Однако есть и «передовики». Были признаны лучшими и рекомендованы к использованию электронные курсы только 2 российских вузов:Уральского Федеральногоуниверситетаим. Б.Н. Ельцинаи Национального исследовательского Томскогогосударственного университета[15].

Следует отметить, что роль ИКТ в высшей школе растет быстрыми темпами, с каждым годом их применению уделяется все большее внимание. Особенно логично это выглядит для вузов, выигрывающих гранты, получающих новое современное оборудование и не испытывающих трудности с дорогостоящим обеспечением образовательного процесса.Но, несмотря на все плюсы использования ИКТ, существует

и ряд проблем, замедляющих и усложняющих внедрение информационных компьютерных технологий. Не перечислить их былобы неправильно:низкий уровень информационной культуры населения (то есть умения пользоваться информацией с помощью современных средств ИКТ);низкий уровеньобразования в информационной сфере;недостаточная квалификация преподавателей и руководителей;консервативное отношение к инновациям;неграмотность в вопросах инновационного подхода в образовании;творческая пассивность, нежелание чтолибо менять в методах работы;моральнопсихологический климат в организации; недостаточное техническое оснащениеаудиторий (мультимедийной установки, экрана, ПК, и т.д.);нежелание или неумение преподавателя участвовать в вебинарах по инновационным методам обучения;отсутствие учебного видео по преподаваемой дисциплине или конкретной теме учебной дисциплины; низкийуровень информационнойкультурыпреподавателя;недостаточная подготовленность или компетентность преподавателей в применении ИКТ;отсутствиеопыта в преподаваниис интерактивными методами,с применением ИКТ и, практически, отсутствие обмена им[16;17].В условиях формирования «информационного общества»нельзя не учитыватьтрансформацию образованиявусловиях глобальных тенденций и эволюционных социальных изменений, которые характеризуются:cменойпоколенийот«поколенияY» к поколению V(от поколения«рожденныхв цифре» родившихся в 19802000г.,к поколению«цифровых Аватаров»родившихся в 20002014 г.);развитиемИнтернет и «Сетевого общества»;глобализацией экономики;«экономикойзнаний» и smartобществом;внедрениеминфокоммуникационных технологий в образовании.

Поэтому сегодня просто необходимоиспользовать новые образовательные ресурсы, которые будут востребованы в «информационном обществе», такие как электронные образовательные ресурсы(ЭОР)или ресурсы электронной образовательной среды(ЭОС)[18].Богатый инструментарий предлагает сегодня использование технических инноваций,помимо педагогических[19]:электронные образовательные ресурсы, социальные сети, электронная почта, викитехнологии, сервисы для вебинаров, устройства для дистанционной передачи знаний, учебные игры и видео, собственный сайт преподавателя, виртуальные фирмы и опыты. Все они обеспечивают интерактивное взаимодействие преподавателя со студентами, цель которого повысить качество и эффективность образовательного процесса и образовательных услуг, при условии оптимального соотношения как педагогических, так и технических средств.В связи с этим встает вопрос об информационной культуре преподавателя. Информационная культура преподавателя это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для этого информационные компьютерные технологии.Основными элементами информационной культуры преподавателя являются: первоначальное представление о назначении и возможностях компьютерных систем автоматизированного проектирования; использование электронных таблиц; умение создавать базы данных и вести в них поиск; использование языков программирования; умение создавать и посылать электронные письма, находить нужную информацию в Интернете, участвовать в чатах и т.д.; знание и соблюдение юридических и этических норм и правил; овладение офисными информационными технологиями; умение работать с мультимедиа документами, создавать компьютерные презентации[20].Современный преподаватель должен обладать новымикомпетенциями: знатьинструментыи технологии;уметьими (инструментами и технологиями) пользоваться;обладать навыкамипреподавания в «новой» среде. Открытые образовательные ресурсы сегодня представлены:Coursera.org; EdX.org; KhanAcademy.org;TED.com; ocw.mit.edu; elibrary.ru; ecolledge.ru. Преподавательможет использовать наиболее известные современные технологии иресурсы: elearningpro.ru; disttutor.info; moodle.com; vclass.ru; comdi.com; elearningsoft.ru; ispring.ru; http://prezi.com/learn/; http://www.mindjet.com/; http://coursemarket.ru/; http://www.prometeus.ru/; http://www.3metrix.ru/.Вместо мела и доски, указки, у преподавателя появляются новые«сетевые»инструменты:социальные сети (ВКонтакте, Facebook, и т.д.); сервисы для проведения вебинаров; email; форумы, чаты, имиджборды; специальные платформы elearning; WiKiи Google;ООР (в англ. OER)[21].Специальнымиумениями и навыкамисетевой работыпреподавателя становятся:коммуникативная компетентность;понимание специфики ведения занятий в формате вебинара; речевое мастерствов сети; базовые навыки создания eкурсов; навык постоянного и непрерывного обучения и развития собственных компетенций[22].Опыт применения ИКТ на кафедре экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперациипредставимс помощью таблицы 3.Как видно из таблицы 3, использование ИКТ в преподавании на кафедре не ограничивается традиционными мультимедийными презентациями и обменом учебной и воспитательной информацией со студентами в социальных сетях и по электронной почте. Используютсяэлектронные учебники, словари; Интернетресурсы; создаютсяWEBсайты преподавателя в целях систематизации накопленного педагогического опыта и организации самостоятельной работы учащихся. Есть опыт участия в вебинарах. Нельзя останавливаться на достигнутом. Сегодня имеется интересный и богатый опыт многих коллег, много дискуссионных моментов современной педагогической науки, широко отражаемый в материалах различных научнотеоретических и научнометодических конференций.Так, интересными представляются следующие форматы творческих заданий:hotlist(Полезный список) –изучение темы на основе аннотированного списка ссылок;MultimediaScrapbook(Мультимедийный альбом)создание коллекции мультимедийных материалов по определенной теме на основе аннотированного списка ссылок на мультимедийные ресурсы;TreasureHunt(Поиск сокровищ) –поиск информации, позволяющей ответить на вопросы фактического характера по изучаемой теме;SubjeсtSampler(Коллекция примеров) –личностноориентированные задания по изучаемой теме;WebQuest(вебквест)проблемнопоисковое задание, который объединяет в себе идеи проектного метода и игровых технологий.WebQuest(вебквест) используется преподавателем для того, чтобы создать мотивацию для решения спорных проблем; добиться глубокого осмысления и понимания различных аспектов проблемы; познакомить студентов с различными интерпретациями проблемы; развить навыки работы в группе[23].Сегодня предлагается большое количество платформ для проведения вебинаров, проводится бесплатное обучение –дается 10 дней для тестирования продукта сцелью его дальнейшей реализации. Свою страничку можно зарегистрировать в англоязычном EDMODO.RU, минисайт

на портале PANDIA.RU.Следующее поколение(20002014 г.) –поколение V

«воплощенные в цифре»,или «цифровые аватары» те, для кого общение, построение личных и профессиональных отношений реализуется в основном посредством социальных сетей, виртуальных миров и онлайнигровых платформбудут предъявлять еще более высокие требования к образовательным ресурсам с точки зрения их информатизации. Новым дискуссионным направлением в образовательных технологиях является геймификация, под которой понимается «применение в учебных электронных ресурсах приемов и методов компьютерных игр,в результате чего достигается постоянная обратная связь с пользователемстудентом для корректировки процесса обучения через игру с поэтапным погружением в тему без потери внимания пользователя» [24, 25].Таблица 3Применение ИКТ на кафедре экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института (филиала)Российского университета кооперации

№ п/пВид ИКТВид и форма образовательной деятельности1Мультимедийная установкаВсе; преимущественно лекцияпрезентация; защиты бизнеспланов, проектов (в том числе курсовых и дипломных

ВКР)визуализация, контроль, закрепление знаний, тренинг, проектная деятельность2.Виртуальная экскурсия*Все;визуализация,контроль, закрепление знаний, тренинг, самостоятельная работа2УМК в электронной форме*Все;визуализация,контроль, закреплениезнаний, тренинг, самостоятельная работа3Сетевые ИнтернетресурсыВсе;преимущественно практические и семинарские занятия, информирование,самостоятельная работа, исследовательская деятельность4Сетевые ресурсы(Интернетэкзамен)Визуализация, контроль, закрепление знаний, тренинг, тестирование,самостоятельная работа5Видеотека*Познавательная; лекция, семинарское занятие, визуализация знаний, самостоятельная работа, исследовательская деятельность6Интерактивное взаимодействие с удаленным доступом.

Вебинар, видеоконференция*Информационная, контролирующая; конференция по практике, по организации работы с дипломниками; консультации для студентов в режиме удаленного доступавизуализация знаний, исследовательская деятельность

7Электроннаякнига*Визуализация,контроль, закрепление знаний, тренинг, самостоятельная работа8.Социальные сетиВизуализация,контроль, закрепление знаний, тренинг; воспитательная (кураторы), самостоятельная работа, исследовательская деятельность9.Виртуальная учебная фирма (корпорация)**Визуализация,контроль, закрепление знаний, тренинг, самостоятельная работа, исследовательская деятельность10.Сайт преподавателя(edmodo.com, pandia.ru)*Визуализация,контроль, закрепление знаний, тренинг, самостоятельная работа11.ВИКИтехнологии**Визуализация,контроль, закрепление знаний, тренинг, самостоятельная работа, исследовательская деятельность12.email;Информирующая, контролирующая,самостоятельная работа13Программа «антиплагиат»*ВКР, научные работы, контроль оригинальности14.программа презентаций Power PointДля создания презентаций, изложения нового материала, самостоятельная работа, исследовательская деятельность*работа недавно началась;**планируется;

Еще одной из таких интересных с точки зрения применения в обучении Интернеттехнологий является Wikiтехнология, предоставляющая следующие возможности [26, 27]: редактирования статей непосредственно в браузере, работы нескольких авторов над статьей, хранения всех версий статей отмомента их создания, быстрого создания гиперссылок между статьями. Преподаватель может оформить вводную информацию в виде Wikiстатьи, создать проблемную ситуацию, которую предложит решить студентам. На втором этапе представить наводящую информацию в том же формате, предложить студентам осознать сущность противоречий, сформулировать противоречия в виде Wikiстатьи (или статей, в зависимости от величины рассматриваемой проблемы).На третьем этапе организовать Wikiпроцесс поиска решений, то есть создание статей, представляющих собой решение (или решения) проблемной ситуации, по итогам которой будет сформирована гипотеза. Четвёртый этап будет представлять собой Wikiстатьи, содержащие «агареакции» студентов, формулировать то, чему студент научился, что понял. На основе полученных результатов, уже без Wikiтехнологии, но на её основе, студенты могут представить наработанные результаты, а на шестом этапе преподаватель может на основе полученных наработок проводить анализ результатов[28, с.6465].Важной проблемой примененияИКТ в образовании сегодня является разработка электронных образовательных ресурсов.Кто же в России занимается разработкой электронных образовательных ресурсов?Проще всего, сделать заказ на образовательные курсы фирмам, которые этим занимаются, но это недешево. Как и все, что только начинается, как любой новый продукт на рынке.Интересным опытом в создании электронных образовательных ресурсов поделился И.А. Борисов[29], какв Казанском университете была создана «Лаборатория ЭОР», в которой задействованы три категории участников

заказчик, разработчик и авторы.При этом автор сам снабжает разработчика необходимым контентом курса, т.е. это текстовая информация, графика, аудио и видеоинформацияи т.д. Задача разработчика состоит в синтезировании всех вышеперечисленных данных в программный продукт в виде электронного образовательного курса. В статье описывается очень интересный опыт по созданию "Лаборатории ЭОР", позволяющий решить актуальную и наболевшую проблему по обеспечению современного учебного процессаэлектронными образовательными ресурсами и который можно рекомендовать использовать всем российским вузамна этапе адаптации к электронному обучению.

Преимущества и недостатки использования ИКТв высшем образовании представим в таблице 3.В связи с этим тем, кто только начинаетиспользовать ИКТ в преподавании своих дисциплин рекомендуется: узнаватьзаранее, в каких аудиториях и в каких корпусах вуза аудитории оснащены необходимыми ИКТ; проверять заранее, в рабочем ли они состоянии. прогонять презентацию или видеоматериал, особенно, если пользуетесь им впервые; нельзя применятьнекачественныедидактическиематериалы, так как это может привести к сбою на лекции и дискредитировать саму идею применения ИКТ; лекцию лучше недогрузить, чем перегрузить демонстрацией, так как преподаватель лектор всегда должен сохранять за собой позициюосновного источника информации; преподаватель не должен превращатьсяв комментатораналекции, аматериалы, демонстрируемые с помощьюИКТ должны только иллюстрироватьречь.С позиций будущего «информационного общества» сегодня прогрессивный преподаватель, прежде всего тот, кто владеет компьютером, основами информатики. Некоторых преподавателей пугает сама идея дистанционного образования, так как онибоятся потерять работу, если ИКТ начнут вытеснять преподавателей изучебного процесса. Не смотря на значительную роль ИКТ в образовании, они никогда не заменят живого преподавателя, потому что «всети нет главного для решения задач образования мудрости и нравственного воспитания»[30]. Как отмечает Л.Г. Пугачева [31, c.7172]:«человеку нужен человек», а «Ситуация преподавания,встречи учителя и ученика –это древнейшая универсальная для человеческого общества ситуация», отраженная в истории вмифах. Нет ничего дороже, чем отношения учителя и ученика.Таблица 3Плюсы и минусы применения в высшем образовании ИКТ

№п/пПлюсы, возможностиМинусы1Повышается привлекательность занятий для студентов;интерес и формированиеположительной мотивации студентов;максимальный учетиндивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихсяБоязнь осознания преподавателем как своей обновленной роли в образовательном процессе, так и ответственность за внедрение ИКТ в учебный процесс (психологический аспект)

2Дидактическая эффективностьЧасто выходит из строя3Снижается нагрузка на голосовой аппарат преподавателяБольшая утомляемость пользователей4С их помощью можно заменить выездную экскурсию

Отсутствие вербального общения5Широкийвыбор содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий; позволяют демонстрировать изучаемыйобъектДополнительные функции по обеспечению условий работы с ИКТ, возлагаются на преподавателя6Позволяют представить как функционирует тот или иной бизнесЗатрудняет формирование мыслей умения их излагать7Дают наглядное представление о конкретных ситуациях из практики предприятия и персонала

Ограничение времениобщения с коллегамистудентами и преподавателем8Создание учебных электронных изданий;создание динамических программПотеря соревновательного эффекта группового обучения9Использование вебзаданий определенного форматаБыстро устаревает ПО и не соответствует ПО записи на используемых носителях10Раскрытиетворческого потенциалаобучающихся; освоения студентами современных информационных технологийЗначительная стоимость организации обучения (материальный аспект)11Разработка и использованиесобственных авторских программ

Отсутствие методологии разработки ИКТ для образования (учебнометодический аспект)12Работа с ресурсами Интернета,метод вебпроектов,с электронными библиотеками;создание презентацийНедостаточный уровень ИКкомпетенций у преподавателей (технический аспект)13Работа к подкастами (прослушивание текстовНе востребованоумение вести дискуссию

В современном мире преподаватель обязан использовать предоставляемые сетью возможности и инструменты для решения педагогических и образовательных задач.Стать Мастером в искусстве преподавания, и даже в сети[32].Мы сегодня готовим бакалавров и магистров в формирующемся«информационномобществе». Открываются новые направления бакалавриата и специальности, в частности, и для сферы образования.Например, «Информационные технологии в образовании»в СевероЗападном заочном техническомуниверситете(СЗТУ)».

Итак, не смотря на богатый инструментарий и имеющийся успешный опыт, в России, ИКТв образовании применяются недостаточно. Качественное образование должно базироваться в равной степени на достижениях современной педагогической науки и на современных инфокоммуникационных технологиях. Важно помнитьв процессе использованияИКТ, что в этом процессе главноене общение с компьютером, а общение между самими студентами, а также студентами и преподавателем.В условиях формирования информационного общества, когда студенты с детского садавовлекаются в процессы информатизации общества, в высшей школеможно применятьмалоиспользуемые пока, но перспективные по некоторым оценкам:Викитехнологии, технологии геймитизации, смарттехнологии, и др.Надо развивать в вузе методические объединения преподавателей по созданию методических материалов по использованию новых мультимедийных технологий, проведению вебинаров, обмену опытом по освоению новых ИКТтехнологий, таких как:Викитехнологии, технологии геймитизации, смарттехнологиии другие. К сожалению, в области внедрения информационных технологий в образовательный процесс необходимо отметить большое отставание российской образовательной системы от западной. Таким образом,ИКТ должны представлять собой только вспомогательное средство, инструмент, который используется для более интересного процесса учения и более глубокого усвоения знаний или обучения, приближенного к практике, т.е. на практических примерах.Применять ИКТ в высшем образовании сегодня необходимо, это позволит со временем, повысить эффективность и качество образования в странеи является необходимым условием этого на пути к «информационному обществу».Должна развиваться ИКТ –индустрия для сферы образования, направленная на производство необходимых инновационных образовательных технологий

игровых, оборудования, ПО для вебинаров, создание видеотек, и т.д.

Ссылки на источники1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятым Государственной Думой Российской Федерации 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ2.Зинина Л.И., Петрова Е.С., Аникина Н.В., Бажанова СВ., Глухова Т.В., Ефремова Л.И., Иванова И.А., Кузнецов А.Ф., Соколова М.Ю., Федякова Н.Н. Развитие информационного общества. Саранск: Мордовский государственный университет, 2010. –196 с.3.Там же.4.Материалы конференции «Электронная образовательная среда: технологии, концепции, ресурсы, услуги» 31 октября 3 ноября 2013 г., г. Москва.5.Постановление от 17 июня 2003 г. № 54 «Об утверждениистатистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью дневных общеобразовательных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального образования.6.ГОСТ Р 526532006 Информационнокоммуникационные технологии вобразовании. Термины и определения http://www.gostedu.ru/30.htmlГ7.Электронный научный журнал «Информационнокоммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернетресурс http://journal.kuzspa.ru/8.Госпрограмма Российской Федерации «Информационное общество(20112020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815р

9.Концепция развития ITотрасли в Россииот 11 ноября 2013 г.: http://www.securitylab.ru/news/446908.php10.Послание президента Путина В.В. Федеральному собранию Российской Федерации. 12.12.2013г.11.Приказ №1050 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». http://zakon.law7.ru/base75/part4/d75ru4063.htm12.Концепция развития ITотрасли в России от 11 ноября 2013 г.:http://www.securitylab.ru/news/446908.php13.Россия в цифрах.2013г. http://www.gks.ru/ (дата обращения: 25.12.2013)14.Там же.15.Материалы конференции «Электронная образовательная среда: технологии, концепции, ресурсы, услуги» 31 октября 3 ноября 2013 г., г. Москва.16.Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. М.: Логос, 2011. 288 с. URL: ootkaf.ru/files/oot/Verbitskiy_Iliazova.pdf(дата обращения 28.07.2013).17.Воробьева Е. Г. Использование инновационных методов в преподавании дисциплины «Экономика отрасли» : учеб.метод. пособие / Е. Г. Воробьева ; Саран. кооп. инт РУК. Саранск : ПринтИздат, 2013. 68 с.18.ГОСТ Р 536202009 Информационнокоммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения http://docs.cntd.ru/document/120008219619.Воробьева Е. Г. Проблемы формирования инновационного подхода в преподавании экономических дисциплин в вузе. // Сборник научных трудов SWorld. –Выпуск 4. Том 27. –Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013 –117 с. , С.2025 ЦИТ: 4130466 Воробьева Е.Г. 20.Воробьева Е. Г.,Плеханова Е.А. Применение информационнокоммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин в вузе // Materiały X Międzynarodowej naukowipraktycznej konferencji «Strategiczne pytaniaś wiatowej nauki –2014» Volume 19. Pedagogiczne nauki. : Przemyśl. Nauka i studia –112 str. С.2932 21.Д. В. Волков. Материалы конференции «Электронная образовательная среда: технологии, концепции, ресурсы, услуги» 31 октября 3 ноября 2013 г., г. Москва. http://www.mesi.ru22.Там же.23.Как создать вебквест –www. zunal.com http://www.slideshare.net/AnnaYe1/ss1464764224.Leonard A. Annetta Video Games in Education: Why They Should Be Used and How They Are Being Used // Theory Into Practice. 2008. №47. С. 229–239.25.В.З. Гаркуша. Материалы конференции «Электронная образовательная среда: технологии, концепции, ресурсы, услуги» 31 октября 3 ноября 2013 г., г. Москва26.Гладун А., Рагушина Ю. Wiki технологии.http://www.ht.ua/pub/73725.html (20 нояб 2013)7.12.2013

27.Elizabeth Lane Lawley Collaborative exam creation.http://mamamusings.net/archives/2007/01/24/collaborative_exam_creation.php (7 нояб2013)28.Юдалевич Н.В., Дунаева Я.О. Интерактивные методы организации коллективной работы студентов как средство повышения эффективности современного процесса обучения29.Борисов И.А. Создание авторских электронных образовательных ресурсов// http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogypsychologyandsociology413/

30.Д. В. Волков. Материалы конференции «Электронная образовательная среда: технологии, концепции, ресурсы, услуги» 31 октября 3 ноября 2013 г., г. Москва. http://www.mesi.ru31.Л.Г.Пугачева. Образовательные практики: педагогические инновации?//Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики. Материалы международной научнопрактической конференции 8 июня 2012 г. Под ред. В.П. Делия. –Балашиха, Издво «ДеПо», 2012. –340 с.32.Д. В. Волков. Материалы конференции «Электронная образовательная среда: технологии, концепции, ресурсы, услуги» 31 октября 3 ноября 2013 г., г. Москва. http://www.mesi.ru

Yelena Gennadievna Vorobieva,candidate(PhD) of Sciences (Economics), associate professor(docent) at the department of Economics of cooperation and business activities of Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, Yelena Alexandrovna Plekhanova,head of the Economics cooperation and business activities department, candidate(PhD) of Sciences (Economics), associate professor (docent) at Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation.The use of Information and Communication Technologies in Higher Education: Towards an "information society "

Abstract.This article analyzes the role of information and communication technologies in higher education, shows experience of its usage in teaching and solving the arising problems in connection with it; points out opportunities and types used in high school. Theauthor proves the necessity for their use, that is an urgent problem to improve the quality of education through an innovative approach in conditions of formation of the "information society ."Key words:information and communication technology, higher education , the problems , the formation of " information society" , an innovative approach .