К проблеме диагностики представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бучилова
И.
А.,
Мехнецова
С.
С.,
Стрешникова
С.
С. К проблеме диагностики представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3921–3925. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55049.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема диагностики представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста. Описываются диагностические методики и результаты, полученные по ним результаты.
Текст статьи
Бучилова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», Череповецibuchilova@yandex.ru
Мехнецова Светлана Сергеевна, бакалаврФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», Череповецsweeti2009@mail.ru
Стрешникова Светлана Сергеевна, бакалавр ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», Череповецcvetochk71831@rambler.ru
Кпроблеме диагностики представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема диагностики представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста. Описываются диагностические методики и результаты, полученные по ним результаты.Ключевые слова: диагностика, представления о семье, дети старшего дошкольного возраста
Вопросы, посвященные проблеме детскородительских отношений рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследователями в этой области занимались В.Н. Дружинин[1], И.В. Дубровина[2], А.И. Захаров[3], Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий[4]и многие другие. Специалисты достаточно полно отражают в своих исследованиях вопросы, касающиеся типов воспитания, вариантов и функций семьи, влияющих на личностное развитие детей, их социализацию и адаптацию [5]. Однако, на наш взгляд, на сегодняшний день недостаточно полно освещены особенности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста, что обусловливает актуальность данного исследования.
Основной целью диагностическогоизучения было выявление особенностей представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.Исходя из цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования: определить представления детей о границах семьи, ее составе; изучить представления детей о функциях родителей; выявить эмоциональное отношение детей к каждому члену семьи; установить наличие или отсутствие конфликтных зон в системе межличностных отношений ребенка с родителями.Исследование проводилось в старшей группе на базе МБДОУ ДСОВ № 88 г. Череповца в феврале 2014 года. В эксперименте приняли участие девятнадцать детейстаршего дошкольного возраста. Возраст детей 56 лет. По составу 17 полных семей и 2 неполных; в трех семьях –отчим.Нами использовались следующие методики: беседа с детьми («Методика идентификации детей с родителями», автор А.И. Захаров); семейная социограмма (автор Э.Г. Эйдемиллер); беседа с воспитателями о семьях воспитанников. Так, в ходе беседы с воспитателями мы выявили состав семей воспитанников, некоторые особенности детскородительских отношений. Беседа с детьми включала такие вопросы, как: Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы ты стал изображать, кем бы ты в ней стал –мамой, папой или собой?Кто в семье, потвоему, главный из родителей или в семье нет главного?Когда ты вырастешь, то станешь делать тоже, что делает твой папа (мама–у девочек) на работе или другое?и др. (всего восемь вопросов). Посредством вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, а также особенностиэмоциональных отношений с родителями.Данные, полученные в ходе беседы,дополнялись рисуночным проективным тестом «Семейная социограмма», цель которой заключается в выявлении положениясубъекта в системе межличностных отношений и характеракоммуникации в семье.Перейдем к анализу полученных результатов диагностики. Исследуясемейные социограммы детей, мы можем сделать вывод о несформированности у детей представлений о семейных границах. Всехчленов семьи в соответствии с реальным составом семьи изобразилитолько двое из испытуемых.Пятеро испытуемыхрасширили реальный состав семьи за счет изображения бабушек, дедушек,проживающих отдельно, двоюродных братьев, сестер, дядюшек, тетушек, друзейи домашних животных; в большинстве социограмм (в 14 из 19) отсутствует автор рисунка; в трех социограммах отсутствуют братья и сестры; в двух –не изображен папа; у одного ребенка изображены и папа, и отчим. Отсутствие какоголибо члена семьи может свидетельствовать о наличии конфликтных взаимоотношений с ним, чувства ревности по отношению к сиблингам, отсутствиесамого автора –комплекса неполноценности, а расширение реального состава семьи –недостатком общения с родителями. Данные, полученные с помощью семейной социограммы, нами были дополнены с помощью проведения беседы с детьми.Нами выявлено, что в игре в семью большинство детей предпочли бы изображать себя (7 детей), роль мамы выбрали 5 детей, папы –4 ребенка, брата или сестры –2 ребенка, друзей –1 ребенок. При этом дети, как правило, выбирали роли родителей своего пола, что соответствует возрастным процессам половой идентификации. В шести ответах при оценке составе семьи представлен его расширенный вариант (дети включают в состав семьи бабушек и дедушек, проживающих отдельно, домашних животных, тетушек и дядюшек, крестных и даже гостей). В ответах двух детей «забыты» сиблинги, в ответе одного ребенка вместо отчима назван родной отец, не проживающий с семьей. Пятеро дошкольников считают, что в семье нет «главных», семь испытуемых считают главной в семье маму, а семь –папу. Двенадцать детей готовы,когдавырастут, делать тоже на работе, что и их родители. Остальные выбрали бы другую профессию. Воспитывали бы своих детей также двенадцать испытуемых, остальные –подругому. Восемь дошкольников в первую очередь хотели бы видеть дома маму, семь –папу, два –брата, один –никого,а одна девочкасказала, что хотела бы видеть в первую очередь дома мальчика из группы. Мальчик,воспитывающийся в неполной семье мамой, отец которого покинул семью еще до его рождения, в первую очередь ожидает папу, которого никогда не видел. Все испытуемые, кроме одного ребенка, готовы поделиться своими переживаниями с родителями. Десять дошкольников не боятся наказания со стороны родителей, остальные –боятся. Обобщенные результаты методик нами представлены в таблице 1.
Таблица 1Уровни сформированности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста(данные в процентах)Уровни сформированностипредставлений о семьеКоличество детей высокий10,5 средний
52,6 низкий36,9Итак, большинство дошкольников(52,6 %)имеют средний уровень сформированности представлений о семье. При данном уровне допускается некоторое несоответствие реального состава семьи тому, который указывается ребенком при выполнении методик. Так, в состав семьи включаются бабушки и дедушки, не проживающие совместно, домашние животные. Дети идентифицируют себя с родителем своего пола, в том числе ориентируются и на его профессиональную деятельность, но не всегда могутподробно рассказать о ней. Высокий уровень сформированности представлений о семье продемонстрировали только двое детей(10,5 %). Результаты методик отражают реальный состав семьи ребенка. Дети идентифицируют себя с родителем своего пола, могут рассказать о его профессии. Испытуемые ориентированы на такие же методы воспитания своих детей,каки их родители, не боятся наказаний с их стороны.Достаточно большое количество дошкольников (36,7 %) показали низкий уровень сформированности представлений о семье. У испытуемых данной группы достаточно размытые представления о границах семьи. Детивключили в состав семьи не только бабушек, дедушек, проживающих отдельно, но и двоюродных братьев, сестер, дядюшек, тетушек, племянников, их родителей, друзей; при этом большинство из них не включили себя. Дошкольники «забывали» включить в состав семьибратьев и сестер, отца (отчима), чтоможет свидетельствовать о наличии конфликтных взаимоотношений с ними. Испытуемые данной группы не всегда согласны в будущем выбрать профессию своего родителя и воспитывать своих будущих детей методами, принятыми в их семьях.Полученные в ходе исследования данные убедительно доказывают о необходимости специальной психологопедагогической работы по формированию представлений о семье у современных дошкольников.
Ссылки на источники1.Дружинин В.Н. Психология семьи. –СПб.:Питер, 2006. –176 с.2.Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии. –1998. № 1. –С. 54 –59.3.Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. –2002. № 1. –С. 59 –68.4.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. –СПб.: Питер, 1999. –656 с.5.Бучилова И. А., Соловьева Н. Т. Проблема диагностики и коррекции детскородительских отношений в семьях, воспитывающих детей с речевыми нарушениями // Современные научные исследования. Выпуск 1. Концепт. 2013. [Электронный ресурс]–Режим доступа: URL:http://ekoncept.ru/2013/53542.htm(дата обращения 31.03.14).
Buchilova IrinaAnatolievna, Ph.D., assistant professor of education defectological, Cherepovets State University, Cherepovets ibuchilova@yandex.ru Mehnetsova SvetlanaSergeevna, bachelor, Cherepovets State University, Cherepovets sweeti2009@mail.ru Streshnikova Svetlana Sergeevna, bachelor, Cherepovets State University, Cherepovetscvetochk71831@rambler.ruTHE PROBLEM DIAGNOSIS IDEA OF THE FAMILY HAVE PRESCHOOL CHILDRENAbstract.This article discusses the problem of diagnosis of ideas about family in preschool children. Describes diagnostic methods and the results obtained by the respective results. Keywords:diagnosis, perceptions of the family, the children of the senior preschool age
Мехнецова Светлана Сергеевна, бакалаврФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», Череповецsweeti2009@mail.ru
Стрешникова Светлана Сергеевна, бакалавр ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», Череповецcvetochk71831@rambler.ru
Кпроблеме диагностики представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема диагностики представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста. Описываются диагностические методики и результаты, полученные по ним результаты.Ключевые слова: диагностика, представления о семье, дети старшего дошкольного возраста
Вопросы, посвященные проблеме детскородительских отношений рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследователями в этой области занимались В.Н. Дружинин[1], И.В. Дубровина[2], А.И. Захаров[3], Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий[4]и многие другие. Специалисты достаточно полно отражают в своих исследованиях вопросы, касающиеся типов воспитания, вариантов и функций семьи, влияющих на личностное развитие детей, их социализацию и адаптацию [5]. Однако, на наш взгляд, на сегодняшний день недостаточно полно освещены особенности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста, что обусловливает актуальность данного исследования.
Основной целью диагностическогоизучения было выявление особенностей представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.Исходя из цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования: определить представления детей о границах семьи, ее составе; изучить представления детей о функциях родителей; выявить эмоциональное отношение детей к каждому члену семьи; установить наличие или отсутствие конфликтных зон в системе межличностных отношений ребенка с родителями.Исследование проводилось в старшей группе на базе МБДОУ ДСОВ № 88 г. Череповца в феврале 2014 года. В эксперименте приняли участие девятнадцать детейстаршего дошкольного возраста. Возраст детей 56 лет. По составу 17 полных семей и 2 неполных; в трех семьях –отчим.Нами использовались следующие методики: беседа с детьми («Методика идентификации детей с родителями», автор А.И. Захаров); семейная социограмма (автор Э.Г. Эйдемиллер); беседа с воспитателями о семьях воспитанников. Так, в ходе беседы с воспитателями мы выявили состав семей воспитанников, некоторые особенности детскородительских отношений. Беседа с детьми включала такие вопросы, как: Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы ты стал изображать, кем бы ты в ней стал –мамой, папой или собой?Кто в семье, потвоему, главный из родителей или в семье нет главного?Когда ты вырастешь, то станешь делать тоже, что делает твой папа (мама–у девочек) на работе или другое?и др. (всего восемь вопросов). Посредством вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, а также особенностиэмоциональных отношений с родителями.Данные, полученные в ходе беседы,дополнялись рисуночным проективным тестом «Семейная социограмма», цель которой заключается в выявлении положениясубъекта в системе межличностных отношений и характеракоммуникации в семье.Перейдем к анализу полученных результатов диагностики. Исследуясемейные социограммы детей, мы можем сделать вывод о несформированности у детей представлений о семейных границах. Всехчленов семьи в соответствии с реальным составом семьи изобразилитолько двое из испытуемых.Пятеро испытуемыхрасширили реальный состав семьи за счет изображения бабушек, дедушек,проживающих отдельно, двоюродных братьев, сестер, дядюшек, тетушек, друзейи домашних животных; в большинстве социограмм (в 14 из 19) отсутствует автор рисунка; в трех социограммах отсутствуют братья и сестры; в двух –не изображен папа; у одного ребенка изображены и папа, и отчим. Отсутствие какоголибо члена семьи может свидетельствовать о наличии конфликтных взаимоотношений с ним, чувства ревности по отношению к сиблингам, отсутствиесамого автора –комплекса неполноценности, а расширение реального состава семьи –недостатком общения с родителями. Данные, полученные с помощью семейной социограммы, нами были дополнены с помощью проведения беседы с детьми.Нами выявлено, что в игре в семью большинство детей предпочли бы изображать себя (7 детей), роль мамы выбрали 5 детей, папы –4 ребенка, брата или сестры –2 ребенка, друзей –1 ребенок. При этом дети, как правило, выбирали роли родителей своего пола, что соответствует возрастным процессам половой идентификации. В шести ответах при оценке составе семьи представлен его расширенный вариант (дети включают в состав семьи бабушек и дедушек, проживающих отдельно, домашних животных, тетушек и дядюшек, крестных и даже гостей). В ответах двух детей «забыты» сиблинги, в ответе одного ребенка вместо отчима назван родной отец, не проживающий с семьей. Пятеро дошкольников считают, что в семье нет «главных», семь испытуемых считают главной в семье маму, а семь –папу. Двенадцать детей готовы,когдавырастут, делать тоже на работе, что и их родители. Остальные выбрали бы другую профессию. Воспитывали бы своих детей также двенадцать испытуемых, остальные –подругому. Восемь дошкольников в первую очередь хотели бы видеть дома маму, семь –папу, два –брата, один –никого,а одна девочкасказала, что хотела бы видеть в первую очередь дома мальчика из группы. Мальчик,воспитывающийся в неполной семье мамой, отец которого покинул семью еще до его рождения, в первую очередь ожидает папу, которого никогда не видел. Все испытуемые, кроме одного ребенка, готовы поделиться своими переживаниями с родителями. Десять дошкольников не боятся наказания со стороны родителей, остальные –боятся. Обобщенные результаты методик нами представлены в таблице 1.
Таблица 1Уровни сформированности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста(данные в процентах)Уровни сформированностипредставлений о семьеКоличество детей высокий10,5 средний
52,6 низкий36,9Итак, большинство дошкольников(52,6 %)имеют средний уровень сформированности представлений о семье. При данном уровне допускается некоторое несоответствие реального состава семьи тому, который указывается ребенком при выполнении методик. Так, в состав семьи включаются бабушки и дедушки, не проживающие совместно, домашние животные. Дети идентифицируют себя с родителем своего пола, в том числе ориентируются и на его профессиональную деятельность, но не всегда могутподробно рассказать о ней. Высокий уровень сформированности представлений о семье продемонстрировали только двое детей(10,5 %). Результаты методик отражают реальный состав семьи ребенка. Дети идентифицируют себя с родителем своего пола, могут рассказать о его профессии. Испытуемые ориентированы на такие же методы воспитания своих детей,каки их родители, не боятся наказаний с их стороны.Достаточно большое количество дошкольников (36,7 %) показали низкий уровень сформированности представлений о семье. У испытуемых данной группы достаточно размытые представления о границах семьи. Детивключили в состав семьи не только бабушек, дедушек, проживающих отдельно, но и двоюродных братьев, сестер, дядюшек, тетушек, племянников, их родителей, друзей; при этом большинство из них не включили себя. Дошкольники «забывали» включить в состав семьибратьев и сестер, отца (отчима), чтоможет свидетельствовать о наличии конфликтных взаимоотношений с ними. Испытуемые данной группы не всегда согласны в будущем выбрать профессию своего родителя и воспитывать своих будущих детей методами, принятыми в их семьях.Полученные в ходе исследования данные убедительно доказывают о необходимости специальной психологопедагогической работы по формированию представлений о семье у современных дошкольников.
Ссылки на источники1.Дружинин В.Н. Психология семьи. –СПб.:Питер, 2006. –176 с.2.Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии. –1998. № 1. –С. 54 –59.3.Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. –2002. № 1. –С. 59 –68.4.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. –СПб.: Питер, 1999. –656 с.5.Бучилова И. А., Соловьева Н. Т. Проблема диагностики и коррекции детскородительских отношений в семьях, воспитывающих детей с речевыми нарушениями // Современные научные исследования. Выпуск 1. Концепт. 2013. [Электронный ресурс]–Режим доступа: URL:http://ekoncept.ru/2013/53542.htm(дата обращения 31.03.14).
Buchilova IrinaAnatolievna, Ph.D., assistant professor of education defectological, Cherepovets State University, Cherepovets ibuchilova@yandex.ru Mehnetsova SvetlanaSergeevna, bachelor, Cherepovets State University, Cherepovets sweeti2009@mail.ru Streshnikova Svetlana Sergeevna, bachelor, Cherepovets State University, Cherepovetscvetochk71831@rambler.ruTHE PROBLEM DIAGNOSIS IDEA OF THE FAMILY HAVE PRESCHOOL CHILDRENAbstract.This article discusses the problem of diagnosis of ideas about family in preschool children. Describes diagnostic methods and the results obtained by the respective results. Keywords:diagnosis, perceptions of the family, the children of the senior preschool age