Реализация методов активного обучения как основа эффективной учебной деятельности в процессе изучения иностранного языка студентами

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чалых Н. А., Чалых О. П. Реализация методов активного обучения как основа эффективной учебной деятельности в процессе изучения иностранного языка студентами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3946–3950. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55054.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации методов активного обучения в процессе профессионально направленного изучения иностранного языка в рамках компетентностного подхода. Рассматриваются различные методы активного обучения и их применение в учебном процессе вуза.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чалых Наталья Анатольевна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры “Английский язык” ФГБОУ ВПО “Пензенский государственный университет”, г. Пензаtchna@mail.ru

Чалых Олег Павлович,начальник учебной части –заместитель начальника кафедры ПГУ, г. Пензаchalih_pnz@mail.ru

Реализация методовактивного обучения как основа эффективной учебной деятельности в процессе изучения иностранного языкастудентами

Аннотация.Статья посвящена проблеме реализации методов активного обучения в процессе профессионально направленного изучения иностранного языка в рамках компетентностного подхода. Рассматриваются различные методы активного обучения и их применение в учебном процессе вуза. Ключевые слова:компетентностный подход, иностранный язык, технология активного обучения, методы активного обучения, мотивация учебной деятельности.

Образование является ведущим фактором социальноэкономического развития современного общества, так как его главной ценностью является способный к поиску, освоению новых знаний и принятию нестандартных решений человек.

На современном этапе появляющиеся в высшем профессиональном образовании инновации вносят принципиальные изменения в обучение и воспитание личности студентов. Внедрение инноваций в области образования требует от преподавателей реализации компетентностного подхода, что невозможно без применения технологии активного обучения.

Технология активного обучения предусматривает ориентацию учебного процесса, при которойкаждый учащийся имеет определенные ролевые задания, и от деятельности каждого студента зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.Для реализациипредметного и социального содержания будущей деятельности специалистаА. А. Вербицкийсчитает необходимым реализацию методов активного обучения. Данные группы методовспособствуют развитию мышлениястудентов, формируют умения общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию[1].О. А. Артемьева, М. Н. Макеева, Р. П. Мильрудпредставляют методы активного обучения как совокупность организации учебнопознавательной деятельности студентов, активизирующих их мыслительную деятельность при усвоении нового материала и реализации уже имеющихся знаний[2].В. П. Беспалькосчитает, что методы активного обучения развивают профессиональную мотивацию будущих специалистов[3].В методической литературе выделяются следующие методы активного обучения: неимитационные (дискуссии, проблемные лекции и др.); имитационные (анализ ситуации, решение задач и др.); имитационные игровые (ролевые и деловые игры, игровое моделирование).Данные методы обучения используются в практике преподавания иностранных языков. Принято деление игр на “языковые” и “речевые”. Для языковых игр характерно использование отдельных слов или предложений (дидактические лото, кроссворды и т.д.), для речевых игр характерно использование средств иностранного языка для решения содержательных экстралингвистических задач (ситуационные, ролевые, статуснопозиционные игры и др.)[4].По мнению Е. И. Пассова, использование ролевых игр в процессе в обучении иностранным языкам предполагает отбор материала на основе интересных для студентов коммуникативных ситуаций[5]. Обсуждение проблемных ситуаций предполагаетих совместный анализ и нахождение возможных путей решения на основе педагогического сопровождения группового обсуждения. Во время обсуждения проблемной ситуации преподаватель задает студентам вопросы, побуждая их к высказыванию своейточки зрения на поставленную проблему. В процессе педагогического сопровождения обсуждения проблемных ситуаций преподаватель корректируетпроизносительные, лексические и грамматические ошибки студентов, побуждая ихк профессионально значимой рефлексии.В процессе учебных занятий преподаватель развиваетумение задавать вопросы и адекватно реагировать на них, говорить в нормальном темпе, выражать свои мысли в связном высказывании. Порождаемые речевые высказывания включаютдиалоги и монологи. Диалоги(вопросноответные высказывания, беседы, скетчи, инсценировки)характеризуютсяярко выраженной обращенностью, ситуативностью, спонтанностью, реактивностью, относительно быстрым темпом протекания. Монологи (пересказ, описание, резюме, доклад) характеризуютсяразвернутостью, ситуативноконтекстным характером, инициативностью, последовательностью, логичностью. Большие возможности в практике преподавания иностранного языка представляютречевые игры, для которых характерно использование средств иностранного языка для решения учебных задач. Для этого используютсяситуативные, ролевые игры и др.Использованиеметодаанализа конкретных ситуаций предполагаетразработку преподавателем конкретной ситуации и ознакомление с ней студентов, ориентацию на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения с последующим разбором на учебных занятиях. Для проведения анализа студентам, предоставляется следующая информация: 1) введение или фоновое описание ситуации; 2) описание произошедшего события или сложившейся проблемы; 3) варианты принятых решений и мер (для их последующего группового или парного обсуждения и индивидуальных рассуждений).Учебные заданияразработаны таким образом, чтобы побудить студентов к изучению стоящей перед нимизадачи, которая не имеетоднозначного решения. Обычноработа проводится в группах из нескольких человек в виде дискуссии, в ходе которой студенты отстаивают свои мнения, аргументируя их имеющимися данными о проблемной ситуации. Преподаватель задает контрольные вопросы и ведет дискуссию по предлагаемым решениям, затем оцениваются итоги дискуссии и результаты разбора данной ситуации.Проведение ролевых игр предполагает определение цели,создание мотивационной основы игры, в которой познавательные мотивы играютопределяющую роль. Этапы игры включаютвведение в ситуацию, распределениеролей среди студентов и саму игру, введение в ходе игрового процесса корректирующих условий преподавателем, подведение итогов игры, выделение лучших студентов. В процессе игрового обсуждения общение студентов являетсяактивным, ситуативнообусловленным, мотивированным. Студенты, обсуждая тему, интересуютсямнением партнеров по общению, выслушиваютих точку зрения и стремятся высказать собственное мнение о проблеме. Побуждениестудентов к активности исходит от ситуации, илиот партнера по игре, преподаватель не вмешиваетсяв ход игры, являясь так называемым “арбитром”.Ситуативные игры предполагаютвведение в определенную ситуацию, описание роли, отведенной для студента в данной ситуации. Например, “Интервью с автором новеллы”, и т.д. Ситуативные игры могут бытьпредставлены следующими формами занятий: конференция, круглый стол, которые проводятся по итогам пройденной темы. Проведение конференций и круглых столов побуждает студентов к поиску дополнительной информации по теме и к обсуждению интересных для них новых фактов, что соответствуетих возрастным потребностям и затрагиваетмотивационную и эмоциональную сферу их личности.

Учебные цели достигаются в совместной деятельности студентов, организуемой преподавателем как диалогическое общение. Это создает возможности для обмена мнениями, участия в общем обсуждении и выработки коллективного решения. Использование сети Интернет и оригинальных сайтов с изучаемой проблематикой побуждает студентов к активности в поле языковой деятельности.Студенты осуществляют поиск интересной для них новой информации, самостоятельно выбирая тему. Преподаватель на основе профессионально значимого взаимодействия ориентирует студентов на творческую самореализацию в учебной и будущей профессиональной деятельности.

Кроме этого, студентам предлагается пройти тестирование в рамках данной темы. Компьютерное тестирование позволяет каждому студенту пройти тест в комфортном для них темпе с учетом их возможностей и индивидуальнопсихологических особенностей. Поиски анализ информации в сети Интернет предполагает актуализацию творческого потенциала студентов при подготовке докладов по изучаемой теме. В конце каждой изученной темы составляется комплексный план возможных для обсуждения тем. Преподавателем проводятся конференции с презентациями, в ходе которых каждый студент представляет ту или иную проблему со своей позиции. После всех выступлений студентов проводится итоговая дискуссия с подведением итогов конференции.Реализация метода решения конкретных задач предполагает наличие проблемы, содержащей противоречие. Студенты находятпути ее решения, опираясь на те знания и умения, которыми они уже владеют. Данная ситуация связана с преодолением определенных трудностей, мобилизацией познавательной активности, включением элементов творческой мыслительноречевой деятельности, что обеспечивает не только овладение новыми знаниями и способами их добывания, но и развитие творческих способностей студентов и формированиенавыка принятия решений.Учебной единицей метода решениязадач является проблемнокоммуникативная задача как средство интеллектуального затруднения в языковом и содержательном плане, а структура курса обучения может быть представлена как система проблемных задач.Применение активных методов обучения способствует развитию речемыслительной деятельности студентов, развивает умение общаться, принимать участие в коллективном обсуждении рассматриваемых проблем, воспринимать и анализировать полученную информацию, в целом повышает их учебную активность. Ю.П. Зинченко, И.А. Володарская выделяютследующие основные пути повышения активности обучаемого и эффективностиучебного процесса:

повышение мотивации учебной деятельностиза счетвнутренних и внешних мотивовстимулов;

создание условийдля формирования новых и более высоких форм мотивации;

использование новых и более эффективных средствдля реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями;

обеспечение большегосоответствияорганизационных форм и средств обучения его содержанию;

интенсификация умственной работы студентовза счет более рационального использования времени учебного занятия;

интенсификации общения преподавателяи студентов;

обеспечение научно обоснованногоотбораподлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного содержания;

учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей студентов.

В вариантах активных методов обучения акцентируется вниманиена одном или нескольких из перечисленных выше приемов повышения эффективности обучения, при этомни один из известных методов не может в равной степени использовать все приемы[6].

Преподаватель располагает определенным набором таких методов и имеет возможность выборав каждом конкретном случае того метода, который наиболеесоответствует характеру педагогических задач, требующих решения в конкретных условиях.Таким образом, применение методов активного обучения способствует росту мотивации учебной деятельности студентов, их учебной активности, развитию интереса к реализации навыков говорения в иноязычной культуре. При подготовке к докладам и презентациям, студенты пользуются сайтами с оригинальной лексикой, проявляют творческий подход к выполнению заданий.

Ссылки на источники1.Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие –М.: Высш. шк., 1991. –207 c.2.Артемьева О. А., Макеева М. Н., Мильруд Р. П. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации –Тамбов: Изд –во ТГТУ, 2005. –160 с.3.Беспалько В. П. Системнометодическое обеспечение учебновоспитательного процесса подготовки специалистов –М.: Высш. шк., 1999.–141 с.4.Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению–2е изд.: Просвещение, 1991. –222 c.5. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Коростелев В. С. Цель обучения иностранным языкам на современном этапе развития общества // Общая методика обучения иностранному языку: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А.. –М.: Рус. Язык, 1991. –360 c.6.Психологопедагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / Под ред.Ю.П. Зинченко,И.А. Володарской М.: Издво МГУ, 2007. –120 с.

ChalihNatalia,Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the English Department at Penza State University, PenzaChalih Oleg,Head of the Educational Department –Deputy Head of the Chair at Penza State University, PenzaRealization of active teaching methods as the basis of effective learning activity in course of studying foreign language by the students Abstract.The article deals with realization of active teaching technology on the basis of competence approach in course of studying foreign language by the students in a professionally meaning way. Different kinds of active teaching methods are analyzed. Keywords:competence approach, foreign language,active teaching technology, active teaching methods, motivation of learning activity.