Межпредметная интеграция при изучении специальных дисциплин подготовки бакалавров в области IT-технологий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Виштак О. В., Токарев А. Н. Межпредметная интеграция при изучении специальных дисциплин подготовки бакалавров в области IT-технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4831–4835. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55231.htm.
Аннотация. Настоящая работа посвящена проблеме реализации межпредметной интеграции при изучении специальных дисциплин подготовки бакалавров в области информационных систем и технологий. Сформированы циклы дисциплин с позиций дидактического принципа системности. Доказано, что на основе реализации междисциплинарного взаимодействия происходит расширение тем изучения отдельного курса без потери его качественных особенностей, происходит углубление систематизации знаний, обеспечивающее целостное представление сферы IT-технологий, а также наблюдается развитие и углубление профессиональных умений и навыков в информационной сфере.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Виштак Ольга Васильевна,доктор педагогических наук,заведующий кафедрой «Информационные системы и технологии» Балаковского института техники, технологии и управления (филиал) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет» имениГагарина Ю.А.kafist2007@mail.ru

Токарев Андрей Николаевич,кандидат технических наук,доцент кафедры «Информационногои документационного обеспечения управления» Балаковского филиалаФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»kpi.ranhigs.bf@gmail.com

Межпредметная интеграцияпри изучении специальных дисциплинподготовки бакалавров в области ITтехнологий

Аннотация. Настоящаяработапосвящена проблеме реализации межпредметной интеграции при изучении специальных дисциплин подготовки бакалавров в области информационных систем и технологий. Сформированы циклы дисциплин с позиций дидактического принципа системности. Обосновано, что на основе реализации междисциплинарного взаимодействия происходит расширение тем изучения отдельного курса без потери его качественных особенностей, происходит углубление систематизациизнаний, обеспечивающее целостное представление сферы ITтехнологий, а также происходит развитиеи углублениепрофессиональные умения и навыкив информационной сфере.Ключевые слова: межпредметная интеграция, информационные системы и технологии, содержание рабочих программ по дисциплинам, междисциплинарное взаимодействие, систематизация и координация учебного контента.

Развитие инновационной экономики и рынка информационных технологий обуславливает все возрастающую потребность в ITспециалистов, которые наряду с глубокими базовыми знаниями в области информационных технологий (ИТ) обладают такими компетенциями,как: коммуникативные навыки;способность эффективно работать в команде;владеть спецификой предметной области субъекта автоматизации;способность осуществлять сопровождение информационной системы на всех этапах ее жизненного цикла. Эти компетенции, указанные в Профессиональных стандартах в области информационных технологий [1] трансформированы в формат модели компетенций в Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО) по подготовке бакалавров по направлению «Информационные системы и технологии».Динамичный и сложный характер деятельности специалистов, работающих в сфере информационных систем и технологий обуславливают объективную потребность в совершенствование системы профессиональной подготовки, включая качественное обучение базовым знаниям и умениям в области программирования, информационных систем, компьютерного дизайна, а также научнотехнической подготовки и навыкам самообразования.Реализация фундаментальной и практической подготовки предопределяет обновление содержания образования, методов, форм и средств обучения, что обеспечит не просто качественное образования в рамках будущей профессии, но и обучениебудущего специалиста умениям и навыкам, которые позволяют максимально быстро и эффективно приступить к своим обязанностям в рабочей среде. Такой подход предполагает построение учебных планов и программ по дисциплинам с учетом сквозной фундаментальной подготовки, что обеспечивается согласованностью содержания изучаемых курсов, позволяет обучаемым осознавать значимость изучаемого учебного материала одной дисциплины для освоения учебного материала последующих дисциплин. То есть междисциплинарная интеграция, как один из базовых дидактических принципов обучения будущих специалистов, должнабыть реализованачерез содержание, формы и методы обучения будущих ITспециалистов.Проблема междисциплинарной интеграции исследуется с различных позиций:как дидактическое условие повышения научного уровня знаний [2]; как целевая направленность обучения на формированиепрофессионально значимых межпредметных знаний, умений и навыков [3]; как целенаправленное создание условий для использования междисциплинарных связей учебных дисциплин в целях формирования профессиональной компетенции студентов [4] и др. И.Д. Зверев предложил подход к проблеме междисциплинарной интеграции с позиций дидактического принципа системности. При этом он подчеркивает, что «межпредметныесвязи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которое определенно общими целями образования, а также оптимальным учетомвоспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета» [5].Используя подход И.Д. Зверева и анализируя содержательноинформационные и организационнометодические связи, проанализируем подготовку бакалавров по направлению Информационные системы и технологии.Анализ требования ФГОС ВПО по этому направлению подготовки ITспециалистов и анализу содержания рабочих программ по дисциплинам показал, что некоторые темы рассматриваются многократно, используемая терминология в этих дисциплинах совпадает, поэтому необходима координация и систематизация учебного материала, что позволит расширить и углубить изучение отдельного курса без потери его качественных особенностей.Так, например, изучение дисциплины «Информатика» (1, 2 семестр) предполагает изучение аппаратных и программных средств. Отдельные разделы рабочих программ, терминология дисциплин «Информационные технологии» (2 семестр), «Технологии обработки информации» (3 семестр),«Современные среды визуального программирования» (3 семестр) совпадают. Поэтому после совместного осуждения на научнометодическом семинаре было принято решение блок,связанный с изучением программного обеспечения скорректировать при изучении дисциплины «Информатика» и расширить блок, связанный с устройством ПК, физическими и логическими основами ЭВМ, то есть с аппаратной частью. Это решение в свою очередь значительно повысилоэффективность изучения дисциплины «Архитектура информационных систем» (5 семестр). Более того было решеновыстроить последовательность дисциплин, объединив их в единый методологический цикл «Программирование»:«Языки программирования» (2семестр);«Технология программирования» (3 семестр);«Современные среды визуального программирования» (3семестр);«Объектноориентированное программирование» (4 семестр);Интерактивное программирование Webприложений (4 семестр);«Современные технологии объектноориентированного программирования» (5 семестр).Таким образом, выстраивая такую последовательность дисциплин, направленных на изучение языков и методов программирования, появляется возможность особое внимание уделить фундаментальным понятиям и терминологии дисциплин 1 и 2 семестров, что позволяет устранитьдублирование изучения этих понятий в дисциплинах 3 и 4 семестрах.За счет этого обеспечиваетсязначительнаяэкономияучебноговремени, что позволяетуделить больше внимания специфическим вопросам каждой из последующихдисциплин.Аналогично были сформированы методологические циклы:«Моделирование»:Математическое моделирование (4 семестр);Математическое статистика и прогнозирование (4 семестр);Исследование операций (4 семестр);Моделирование процессов и систем (5 семестр);Теория принятия решений (6 семестр);«Информационные системы»:Управление данными(3 семестр);Архитектура информационных систем (5семестр);Интеллектуальные системы и технологии (6 семестр);Администрирование в информационных системах (6 семестр);Протоколы и интерфейсы информационных систем(7 семестр);Методы и средства проектирования информационных системи технологий (7 семестр);Инфокоммуникационные системы и сети (8 семестр);«Информационные технологии»:Технологии обработки информации (3 семестр);Управление информационными ресурсами (4 семестр);Современные технологии управления базами данных(5 семестр);Технологии создания Webресурсов (5 семестр);Мультимедиа технологии (5 семестр);Протоколы и интерфейсы информационных систем (7 семестр);Современные технологии разработки программного обеспечения(8 семестр);«Качество информационных систем»:Информационная безопасность (7 семестр);Качествоинформационных систем(7 семестр);Стандартизация разработки программногообеспечения (8 семестр);Информационный менеджмент(8 семестр).Основной задачей для преподавателей явилось согласование учебного материала, количества часов внутри выше обозначенных циклов, что позволиловыстроить единую концепцию междисциплинарной интеграции изучения курсов, построения логической схемы учебной программы.В настоящее время разрабатываются вопросымеждисциплинарной интеграции в аспекте логических взаимосвязей методов и формучебной и оценочной деятельности, по способам усвоения различных видов знаний.Решение проблемы междисциплинарного взаимодействия, направленное на систематизацию и координацию учебного материала, на оптимизацию временных затрат определенных конкретных учебных тем, на установление многосторонних межпредметных связей, позволяет:расширить вопросы изучения отдельного курса без потери его качественных особенностей;способствует систематизация знаний, соответственно помогает дать целостное представление сферы ITтехнологий;развивать и углублять профессиональные умения и навыки,то есть повышаетэффективность образовательного процесса в целом.

Ссылки на источники1.Профессиональные стандарты в области информационных технологий. –М.: АП КИТ, 2008. –616 с.2.УсоваА.В. проблемы теории и практики обучения в современной школе Челябинска: Изд. ЧГПУ. 2000. –221 с.3.Баркун Н.И. Реализация межпредметных связей при изучении общепрофессиональных дисциплин в военном вузе. Диссертацияна соискание ученой степени кандидата педагогических наук:13.00.08. –Орел:2007. 227 с.4.Перехожева Е.В. Формирование профессиональной компетенции студентов технических вузов на основе междисциплинарной интеграции:Автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.08–Чита., 2012. 5.Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. М.:Знание. 1977. 164 с.

Vishtak Olga Vasilievnadoctor of pedagogical Sciences, head of chair «Information systems and technologies» BalakovoInstitute of technique, technology and management (a branch) of the MINISTRY of education «Saratov state technical University named after Gagarin Y.A.»kafist2007@mail.ruTokarev Andrey NikolaevichCandidate of technical Sciences, associate Professor of the Department «Information and documentary support of management of Balakovo branch of the MINISTRY of education «the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation»kafist2007@mail.ruCrosscurricular integration at studying special disciplinestraining of bachelors in the field of ITtechnologiesAnnotation.The present work is devoted to the problem of realization of intersubjectintegration at studying special subjects of bachelors in the field of information systems and technologies. Formed cycles of disciplines from positions of didactic principle of consistency. It is proved that, on the basis of implementation of interdisciplinary interaction, expansion of the study specific course without losing its qualitative characteristics, is the deepening of systematization of knowledge, providing a holistic view of the sphere of ITtechnologies, and develop and deepen professional knowledge and skills in the information sphere.Key words:crosscurricular integration, information systems and technologies, the content of curriculum, interdisciplinary interaction, systematization and coordination of educational content.