Возрождение гармонии человека и природы как нравственный императив мировой экономики
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Завойчинская
И.
Г. Возрождение гармонии человека и природы как нравственный императив мировой экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4836–4840. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55232.htm.
Аннотация. В данной статье анализируется, как развитие мировой цивилизации, производство, распределение и потребление материальных и духовных благ влияют на природу, как наше мышление и нравственность влияют на развитие экономики, а экономика - на мышление и мораль и почему стратегия эволюции человечества состоит в возрождении и сохранении гармонии человека и природы.
Ключевые слова:
экономика, мышление, нравственность, природа, экологический кризис, экологическая экономика, возрождение гармонии человека и природы, нравственный императив
Похожие статьи
Текст статьи
Завойчинская Ирина Гриорьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет»,г.Кировigz1012@yandex.ru
Возрождение гармонии человека и природы как нравственный императив мировой экономики
Аннотация: В данной статье я анализирую, как развитие мировой цивилизации, производство, распределение и потребление материальных и духовных благ влияют на природу, и как наше мышление и нравственность влияют на развитие экономики, а экономика влияет на мышление и мораль. И почему стратегия эволюции человечества состоит в возрождение и сохранении гармонии человека и природы.Ключевые слова: экологический кризис, экономика, нравственность, природа, мышление,экологическая экономика, возрождение гармонии человека и природы, нравственный императив
В настоящее время наша планета находится в состоянии экологического кризиса. Нарушены многочисленные системы взаимосвязей и взаимоотношений как в живой, так и в неживой природе. В ближайшее время процессы, которые уже приобрели необратимый характер, будут продолжаться. Это может привестик уничтожению жизни на Земле. Проанализируем причины данного явления.В мировой экономике за время её развития сформировалось несколько типов экономических систем и моделей. Все они основаны на частной собственности и конкуренции с целью получение прибыли.Экономика ставит перед собой задачу удовлетворения постоянно растущих и неограниченных потребностей людей посредствомпроизводства благ из ограниченного числа ресурсов. В результате кругооборота товаров и услуг их производства, обмена, распределения и потребления,
получается постояннаяприбыль, приводящую к личному обогащениювладельцев частного капитала. Однако при этом происходят не только положительные процессы, касающиеся получения финансовой выгоды, удовлетворения спросанаселения,но и отрицательные. Например, загрязнение окружающей среды, разрушение экологических цепей питания и нарушение соотношения различных элементов в окружающей среде.В настоящее время это привело к таким явлениям в масштабах планеты, как кислотные дожди, загрязнение мирового океана, нарушение озонового слоя,парниковый эффект;породилопроблемууничтожения отходов, влияет наздоровьенаселения.В экономической науке разработано и применяется немало методов борьбы с отрицательными внешними эффектами экологического порядка. Одна группа методов связана с государственным урегулированием ииспользованием административно правовых средстви ценового механизма разнообразных денежных выплат (например, плата за вредные выбросы и др.). Вторая ориентирована на рыночное саморегулирование без государственного вмешательства. Каждый из предложенных методов имеет свои недостатки и не даёт окончательного решения вопроса отрицательных внешних эффектов.Приходиться признать, что ни однаиз известных в истории экономики систем и моделейхозяйствования, основанная на разработанных экономических учениях,не являетсяуниверсальнойв решении экологических проблем. Это относится как к рыночной экономике, так и к административно государственному управлению.Наоборот, сами эти способы и порождают проблемы, связанные с экологией.В таком случае, проанализируем те источники, из которых формируются экономические учения, на которых основаны существующиеэкономические системы и модели.Таких источника два. Ими являются, во первых, научное познание; вовторых, практическое познание. Научное познание выдвигает и обосновывает теоретические постулаты, внедряемые впоследствии в практику хозяйствования. Практическое познание основывается на эмпирическом опыте и предоставляет материал для научного анализа. Со времени своего возникновения человечество в целом и отдельные индивиды в частности в процессе развития вольно или невольно преследовали определенные цели, на которые было направлено их познание окружающего мира. Современная философия мирового хозяйства есть результат этого процесса. Начиная с древнейших времен целью человеческого познания было покорение и использование природы. В европейской культуре существовало две тенденции во взглядах на природу: древнегреческая и древнеримская. Первая провозглашала власть над природными явлениями, вторая мирное согласие, гармонию человеческой культуры и природы. Две цели познания эволюционировали параллельно, переплетаясь друг с другом. Первая это изучение окружающего мира для поддержания жизнедеятельности человека и функционирования хозяйства. Она исходилаиз потребности сохранения и поддержания жизни. И вторая это развитие наук. Как пишет Б.И. Липский, античные философы различали два рода познания: теоретическое постижение истинной сущности вещи, созерцание истины и практическое, ориентированное на изменение, преобразование вещи, что предполагает её постижение в отношении к другим вещам. В Эпоху Возрождения главная ценность знания состояла в его практическом применении. Теоретическое знание уже не являлось самоцелью, а рассматривалось как набор «лекал».[1,с.4].Но, тем не менее, ход исторического процесса, прогресс науки и техники определялся именно крупнейшими открытиями в различных областях знаний. В современном мире изменилась цель познания. Можно сказать, что в процессе развития человечества возобладал прагматический подход. Совершенствование в производстве товаров волнует мир больше, нежели стремление познать истину и сделать научное открытие. Мы изобрели всё, необходимое для жизни на этой планете и уже не нуждаемся в простейшем поддержании жизнедеятельности. 20 век продемонстрировал, как высокие теоретические идеи были применены при технических изобретениях орудий массового уничтожения людей. [2, с.88]. Целью познания стало получение прибыли, нажива, бездумное или корыстное использование плодов высокой теоретизации знаний независимо от того, как это скажется на окружающем мире. Результатом явился наблюдаемый в настоящее время экологический кризис. Что же спасет человечество? И здесь мы вновь обращаемся к проблемам познания. Только ещё более детальное изучение сущности явлений и вытекающих из них закономерностей природных процессов тот путь, который может вывести кривую выживания человечества вверх. Как писал К.Поппер, законы природы «неизменны, они не могут быть нарушены или созданы. Хотя мы можем использовать их в технических целях…, а их незнание или игнорирование может привести к беде».[3, с.9212]. Все виды познания и их результаты, в том числе и экономические теории, являются продуктом деятельности головного мозга человека, его разума,сознания, мышления, интеллекта. Таким образом, велика роль субъекта хозяйствования человека и присущих ему черт личности. В установлении того или иного способа экономического управления также играет роль мнение большинства субъектов. Следовательно, экономическое мышление большинства людей планеты породило её нынешнее экологически кризисное состояние.Таким образом,человек, являясь субъектом хозяйствованияи одновременнобиологическими социальнымвидом, сам подрывает экологические устои своего существования, создавая своим мышлением определённые способыхозяйствования, которыеразрабатываются,внедряются ипринимаютсяв качестве законов и закономерностей экономического развития стран и народов. Данные факты свидетельствуют о низком уровне сформированности экологического мышления и нравственности, а также о том, что толькоэкономическими методами невозможно решить проблемы сохранения окружающей среды. Необходимо обратиться к нравственно смысловой составляющей сознания человека, её идеалам и ценностям.Историческую сменувзаимоотношения экономических и экологических целей общественного развития можно представить четырьмя этапами. Первый это технологии с экономическими ограничениями, но без экологических ограничений. Второй технология и экономика с экологическими ограничениями. Третий
охрана среды с технологическими и экономическими ограничениями. Четвёртый охрана среды без ограничений (ради выживания). Переход от второго к третьему этапу назван гуманитарно экологической революцией. В её основе нравственный императив. В соответствии с ним цель развития цивилизации в совершенствовании человека, формировании гуманистических идеалов, новой системы ценностей. Важнейшим регулятором отношений общества и природы является культура человека. Исторически прослеживается несколько моделей культурного человека. Например, в эпоху античности платоновская модель предполагала образование,самообладание, нравственность. Эпоха Возрождения выдвинула гуманистический идеал, включавший широкую образованность, универсальность(например, Леонардо да Винчи). Мировое хозяйство можно рассматривать как явление культуры и одновременно как часть этой культуры, прошедшей длительный период исторического развития.История экономики как науки это совокупность теорий, школ, концепций, созданных человеческим мышлением на пути познания. И поскольку они создаются мышлением индивида, то поэтому не являются объективными, а сугубо индивидуальны. История экономики как практики это исторический опыт человечества, содержащий пробы и ошибки, единство и борьбу противоположностей, полагание и разрешение противоречий, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. В этом проявляется диалектика развития мирового хозяйства.
Необходимо отметить, что экономисты до настоящего времени не смогли полностью объяснить явления и процессы, происходящие в мировом хозяйстве на протяжении последних десятилетий. Именно поэтому современная экономика и как наука, и как практика, требуют переосмысления и глубокого философского анализаНа современном этапе перед человечеством стоят проблемы, связанные между собой: состояние окружающей среды и состояние самого человека. Учёные говорят о глобальном кризисе личности, который проявляется вросте агрессивности, приоритете материальных ценностей над духовными, дефиците ответственности перед будущими поколениями за состояние окружающей среды. Современный экологический кризис это кризис смысла существования техногенной цивилизации.Экологическая проблема сводится к человеческим качествам и путям их совершенствования. Источники кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа. Будущность человечества в решающей степени зависит от того, насколько каждый человек окажется способным принять «нравственный императив» и следовать ему. Особое внимание необходимо уделить перестройке сознания. В связи с этим рассмотрим представления о природе сознания, механизмах и направлениях становления сознанияиндивидуума и человечества, его внутренних резервах, путях нравственного развития. Необходимо определить, какие именно функциональные процессы в мыслительной деятельности и как влияют на формирование положительных нравственных качеств у однихлюдей и отрицательных у других. Проблема определения сущности человеческого сознания рассматривалась, начиная с Античности до наших дней. Сократ решал вопрос определениядуховного и нравственного познания. Аристотель, Платон, Плотин механизмов развития сознания. Философские системы Р. Декарта, И. Канта, В. Гегеля ставили мышление и рассудочные способности в основу всей сознательной деятельности индивида. Была создана механистическая рассудочная модель сознания. Экзистенциалисты (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, М.Бубери др.) выявили в сознании особые духовно нравственные свойства, не сводимые к рассудку. А. Бергсон сформулировал идею о двух уровнях человеческого сознания: рассудочного (рационального) и мистико интуитивного. Определению природы сознания и мышления посвятили свои труды психоаналитики. В новейшей аналитической философии сознание рассматривается как функция мозга (Р. Рорти, Д. Денет). В дальнейшем весомый вклад в рассматриваемую проблему внесли такие учёные, какД.И.Дубровский, И.Ильин, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Э.В.Ильенков,И.А. Бескова, Г.Бейтсон, В.И. Медведев, А.А.Алдашева, К Лоренц, К.Поппер, В.А.Лекторский, В.Ф.Юлов, Л.А. Микешина, Л.Н. Роднов,А.Н. Книгин, Н.С.Юлина, О.Леопольд, В.И.Вернадский и др. .[4; 5]. В предложенном ими системном понимании мира человек и природа предстают как относительно самостоятельные, но взаимодополняющие субъекты взаимодействия.Функции сознания не сводятся лишь к адаптивным, языковым и переработке информации.Назначение основных функций сознания обусловлено их применением в индивидуальной и общественной жизни, в сфере познания и самопознания, саморазвития, и самоограничения, необходимостью оформления нравственной чувственности в устойчивое содержание сознания, что должно определять гуманистическую деятельность человека как нравственно разумную, хотя ряд учёных сомневаются в возможности гуманизма как формы духовно нравственного развития человечества.Актуализировалась задача философского осмысления происходящей модернизации экономики и анализ роли мышления в процессе познания и преобразования хозяйственной жизни общества. Способно ли мышление в рамках создания экономической теории быть фактором преобразования? Экономическая теория, по словам выдающегося английского экономиста XX века Дж. Кейнса, не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике.Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления. В соответствии с технологической парадигмой мышления В.Ф.Юлова, проблема детерминирует возникновение акта мобилизации инструментальных ресурсов. Единицей интеллектуального роста является акт, в котором знание структурируется в «предметпроблему» и в «средствометод». Инструментальное воздействие последнего на первое формирует «когнитивный результат». «Метод мышления не относится к раз и навсегда заданным образованиям. Его реальное бытие начинает складываться тогда, когда поставлена проблема. Только она вызывает к жизни то средство, которое способно определить её решение. Если задача является традиционной в своей сути, то формирование метода происходит быстро, по аналогии. Ситуация усложняется, когда проблема содержит новизну» [6,с.438]. Итак, в начале акта мышления возникает проблема, а затем метод её решения. Некоторые философы (К.ЛевиСтрос) считают, что в мысли учёного вначале возникает метод, а затем он ищет ему сферу приложения. Примером является творческая дискуссия о понимании способа научного мышления между К.Леви
Стросом и В. Проппом [6,с.439]. Таким образом, данные подходы позволяют проанализировать традиционные концепции, появившиеся в результате практического и научного познания экономических процессов, и рассмотреть особенности экономического мышления на различных исторических этапах развития мирового сообщества.Мировое хозяйство можно рассматривать как явление культуры и одновременно как часть этой культуры, прошедшей длительный период исторического развития. История экономики как науки это совокупность теорий, школ, концепций, созданных человеческим мышлением на пути познания. И поскольку они создаются мышлением индивида, то поэтому не являются объективными, а сугубо индивидуальны. История экономики как практики это исторический опыт человечества, содержащий пробы и ошибки, единство и борьбу противоположностей, полагание и разрешение противоречий, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. В этом проявляется диалектика развития мирового хозяйства. Необходимо отметить, что экономисты до настоящего времени не смогли полностью объяснить явления и процессы, происходящие в мировом хозяйстве на протяжении последних десятилетий. Именно поэтому современная экономика и как наука, и как практика, требуют переосмысления и глубокого философского анализаВажную роль в процессе гармонизации отношений человека и природы играют система образования, наука,общение с природой и религия. Каждая эпоха выдвигает свои духовно нравственные идеалы.Поэтому взаимосвязь светского и православного начал в педагогике всегда определяется господствующими идеалами данного общества. Длительное время считалось, чтовоспитание нравственных качеств личности происходит преимущественно в процессе изучения предметов гуманитарного цикла. В меньшей степени естественного. Но уже К.Д. Ушинский считал,что«духовное развитие, духовное воспитание человека в отдельности и народа вообще совершается не одной школой, но несколькими великими воспитателями: природой, жизнью, наукой, религией» [7,с.238]
В процессе культурно исторического развития церковь стремилась восстановить духовно нравственную гармонию человека и природы. С религиозной точки зрения духовность выражает степень совершенства души каждого человека по отношению к христианскому идеалу, состояние богоподобия человека. Духовность характеризует внутренний мир нашей души, её согласие с совестью. Просвещение и духовное образованиеведут к духовному развитию личности, особенно детской.
Сегодня перед мировым сообществом стоит задача возродить гармонические отношения между человеком и природой.И нравственное саморазвитие может быть условием возрождения гуманизма в человеческом обществе.Стратегия выживаниячеловечестватребует произвести переоценку ценностей, которыми регулируется экономическая жизнь планеты. Необходимо действовать в двух направлениях: ограничить хозяйственные преобразования Земли и формировать новое мышление, основанное нанравственных идеалах,ориентированныхв направлении их экологической гуманизации, духовного совершенствования самого человека,Нравственный императив, стоящий перед миром и его экономикой,определил концепцию устойчивого развития, под которым понимается развитие, удовлетворяющеепотребности настоящего времени, но не ставящее под угрозу способность будущих поколенийудовлетворять свои потребности. Воплощение концепции в жизнь связано с возникновением новой отрасли традиционной экономики экологической экономики. Экономика, её предмет и методы являются пограничными между техническими и гуманитарными науками. Поэтому экологическая экономика, изучающая взаимосвязи между экосистемами и экономическими системами это междисциплинарная область знаний, рассматривающая и экономические аспекты гуманитарной экологии, и экологические направления экономики. Её особенностью является то, что человек рассматривается в качестве одного из компонентов экологической системы наравне с другими потребителями, а не как доминирующая и центральная сила. В центре экологической экономики находится устойчивое управление экономикоэкологической системой, а временные рамки рассматриваются шире, чем в традиционной экономике[8]. Таким образом, экологическая экономика это наука, изучающаявзаимоотношения между природными экосистемами и социальноэкономическими системами. Мировое сообщество в целом и каждый человек в отдельности должны осознать, что наше благополучие зависитот состояния природы.Экосистемы не нуждаются в существовании человека, в то же время сам человек не сможет существовать без них.Таким образом, дальнейшая стратегия эволюциичеловечества состоит в возрождениеи сохранениигармонии человека и природы.
Ссылки на источники1.Основы теории познания: учебное пособие / Б.И. Липский, С.С.Гусев, Ю.М. Шилков и др. Под. ред.Б.И. Липского.СПб.: Издво С.Петербургского университета, 2000.336с.2.Овчинников, Н.Ф. Знание болевой нерв философской мысли: к истории концепций знания от Платона до Поппера // Вопросы философии. 2001.№1.С.831133.Поппер, К. Открытое общество и его враги /Карл Поппер.М., 19924.ГруздеваМ.Л. Генезис и самоорганизация полифункциональной системы и нравственного содержания сознания:диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук. Киров: ВятГГУ,2009. 380с.5.Савельева М.Ю. Введение в метатеорию сознания. Киев, 2002.6.Юлов В.Ф. Мышление в контексте сознания. М.: Академический проект, 2005.496с.(Серия«Окна и зеркала»).7.Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах.Избранные педагогические сочинения: В 2т.Т.2.С.238.8.Экологическая экономика: статья / Всероссийский институт научной и технической информации РАН, Экология.М., 20042010.С.1
Zavoychinskaya Irina GrigorievnaVyatka State University, Kirovigz1012@yandex.ruRevival of harmony people andnatureis a moral choose of the world economics Abstract:In this article I analyze, how development of world civilization, process of production, distribution and consumption materialistic and spiritual welfares influence on thenature, and how our mentality and morals can influence on development economic andeconomic structure influences on mentality and morals.And why the strategy ofthe evolution humanity consistsin revival of harmony people andnature.
Key words: ecological crisis, economic structure, morals,nature, mentality, ecological economics,revival of harmony people andnature,moral choose.
Возрождение гармонии человека и природы как нравственный императив мировой экономики
Аннотация: В данной статье я анализирую, как развитие мировой цивилизации, производство, распределение и потребление материальных и духовных благ влияют на природу, и как наше мышление и нравственность влияют на развитие экономики, а экономика влияет на мышление и мораль. И почему стратегия эволюции человечества состоит в возрождение и сохранении гармонии человека и природы.Ключевые слова: экологический кризис, экономика, нравственность, природа, мышление,экологическая экономика, возрождение гармонии человека и природы, нравственный императив
В настоящее время наша планета находится в состоянии экологического кризиса. Нарушены многочисленные системы взаимосвязей и взаимоотношений как в живой, так и в неживой природе. В ближайшее время процессы, которые уже приобрели необратимый характер, будут продолжаться. Это может привестик уничтожению жизни на Земле. Проанализируем причины данного явления.В мировой экономике за время её развития сформировалось несколько типов экономических систем и моделей. Все они основаны на частной собственности и конкуренции с целью получение прибыли.Экономика ставит перед собой задачу удовлетворения постоянно растущих и неограниченных потребностей людей посредствомпроизводства благ из ограниченного числа ресурсов. В результате кругооборота товаров и услуг их производства, обмена, распределения и потребления,
получается постояннаяприбыль, приводящую к личному обогащениювладельцев частного капитала. Однако при этом происходят не только положительные процессы, касающиеся получения финансовой выгоды, удовлетворения спросанаселения,но и отрицательные. Например, загрязнение окружающей среды, разрушение экологических цепей питания и нарушение соотношения различных элементов в окружающей среде.В настоящее время это привело к таким явлениям в масштабах планеты, как кислотные дожди, загрязнение мирового океана, нарушение озонового слоя,парниковый эффект;породилопроблемууничтожения отходов, влияет наздоровьенаселения.В экономической науке разработано и применяется немало методов борьбы с отрицательными внешними эффектами экологического порядка. Одна группа методов связана с государственным урегулированием ииспользованием административно правовых средстви ценового механизма разнообразных денежных выплат (например, плата за вредные выбросы и др.). Вторая ориентирована на рыночное саморегулирование без государственного вмешательства. Каждый из предложенных методов имеет свои недостатки и не даёт окончательного решения вопроса отрицательных внешних эффектов.Приходиться признать, что ни однаиз известных в истории экономики систем и моделейхозяйствования, основанная на разработанных экономических учениях,не являетсяуниверсальнойв решении экологических проблем. Это относится как к рыночной экономике, так и к административно государственному управлению.Наоборот, сами эти способы и порождают проблемы, связанные с экологией.В таком случае, проанализируем те источники, из которых формируются экономические учения, на которых основаны существующиеэкономические системы и модели.Таких источника два. Ими являются, во первых, научное познание; вовторых, практическое познание. Научное познание выдвигает и обосновывает теоретические постулаты, внедряемые впоследствии в практику хозяйствования. Практическое познание основывается на эмпирическом опыте и предоставляет материал для научного анализа. Со времени своего возникновения человечество в целом и отдельные индивиды в частности в процессе развития вольно или невольно преследовали определенные цели, на которые было направлено их познание окружающего мира. Современная философия мирового хозяйства есть результат этого процесса. Начиная с древнейших времен целью человеческого познания было покорение и использование природы. В европейской культуре существовало две тенденции во взглядах на природу: древнегреческая и древнеримская. Первая провозглашала власть над природными явлениями, вторая мирное согласие, гармонию человеческой культуры и природы. Две цели познания эволюционировали параллельно, переплетаясь друг с другом. Первая это изучение окружающего мира для поддержания жизнедеятельности человека и функционирования хозяйства. Она исходилаиз потребности сохранения и поддержания жизни. И вторая это развитие наук. Как пишет Б.И. Липский, античные философы различали два рода познания: теоретическое постижение истинной сущности вещи, созерцание истины и практическое, ориентированное на изменение, преобразование вещи, что предполагает её постижение в отношении к другим вещам. В Эпоху Возрождения главная ценность знания состояла в его практическом применении. Теоретическое знание уже не являлось самоцелью, а рассматривалось как набор «лекал».[1,с.4].Но, тем не менее, ход исторического процесса, прогресс науки и техники определялся именно крупнейшими открытиями в различных областях знаний. В современном мире изменилась цель познания. Можно сказать, что в процессе развития человечества возобладал прагматический подход. Совершенствование в производстве товаров волнует мир больше, нежели стремление познать истину и сделать научное открытие. Мы изобрели всё, необходимое для жизни на этой планете и уже не нуждаемся в простейшем поддержании жизнедеятельности. 20 век продемонстрировал, как высокие теоретические идеи были применены при технических изобретениях орудий массового уничтожения людей. [2, с.88]. Целью познания стало получение прибыли, нажива, бездумное или корыстное использование плодов высокой теоретизации знаний независимо от того, как это скажется на окружающем мире. Результатом явился наблюдаемый в настоящее время экологический кризис. Что же спасет человечество? И здесь мы вновь обращаемся к проблемам познания. Только ещё более детальное изучение сущности явлений и вытекающих из них закономерностей природных процессов тот путь, который может вывести кривую выживания человечества вверх. Как писал К.Поппер, законы природы «неизменны, они не могут быть нарушены или созданы. Хотя мы можем использовать их в технических целях…, а их незнание или игнорирование может привести к беде».[3, с.9212]. Все виды познания и их результаты, в том числе и экономические теории, являются продуктом деятельности головного мозга человека, его разума,сознания, мышления, интеллекта. Таким образом, велика роль субъекта хозяйствования человека и присущих ему черт личности. В установлении того или иного способа экономического управления также играет роль мнение большинства субъектов. Следовательно, экономическое мышление большинства людей планеты породило её нынешнее экологически кризисное состояние.Таким образом,человек, являясь субъектом хозяйствованияи одновременнобиологическими социальнымвидом, сам подрывает экологические устои своего существования, создавая своим мышлением определённые способыхозяйствования, которыеразрабатываются,внедряются ипринимаютсяв качестве законов и закономерностей экономического развития стран и народов. Данные факты свидетельствуют о низком уровне сформированности экологического мышления и нравственности, а также о том, что толькоэкономическими методами невозможно решить проблемы сохранения окружающей среды. Необходимо обратиться к нравственно смысловой составляющей сознания человека, её идеалам и ценностям.Историческую сменувзаимоотношения экономических и экологических целей общественного развития можно представить четырьмя этапами. Первый это технологии с экономическими ограничениями, но без экологических ограничений. Второй технология и экономика с экологическими ограничениями. Третий
охрана среды с технологическими и экономическими ограничениями. Четвёртый охрана среды без ограничений (ради выживания). Переход от второго к третьему этапу назван гуманитарно экологической революцией. В её основе нравственный императив. В соответствии с ним цель развития цивилизации в совершенствовании человека, формировании гуманистических идеалов, новой системы ценностей. Важнейшим регулятором отношений общества и природы является культура человека. Исторически прослеживается несколько моделей культурного человека. Например, в эпоху античности платоновская модель предполагала образование,самообладание, нравственность. Эпоха Возрождения выдвинула гуманистический идеал, включавший широкую образованность, универсальность(например, Леонардо да Винчи). Мировое хозяйство можно рассматривать как явление культуры и одновременно как часть этой культуры, прошедшей длительный период исторического развития.История экономики как науки это совокупность теорий, школ, концепций, созданных человеческим мышлением на пути познания. И поскольку они создаются мышлением индивида, то поэтому не являются объективными, а сугубо индивидуальны. История экономики как практики это исторический опыт человечества, содержащий пробы и ошибки, единство и борьбу противоположностей, полагание и разрешение противоречий, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. В этом проявляется диалектика развития мирового хозяйства.
Необходимо отметить, что экономисты до настоящего времени не смогли полностью объяснить явления и процессы, происходящие в мировом хозяйстве на протяжении последних десятилетий. Именно поэтому современная экономика и как наука, и как практика, требуют переосмысления и глубокого философского анализаНа современном этапе перед человечеством стоят проблемы, связанные между собой: состояние окружающей среды и состояние самого человека. Учёные говорят о глобальном кризисе личности, который проявляется вросте агрессивности, приоритете материальных ценностей над духовными, дефиците ответственности перед будущими поколениями за состояние окружающей среды. Современный экологический кризис это кризис смысла существования техногенной цивилизации.Экологическая проблема сводится к человеческим качествам и путям их совершенствования. Источники кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа. Будущность человечества в решающей степени зависит от того, насколько каждый человек окажется способным принять «нравственный императив» и следовать ему. Особое внимание необходимо уделить перестройке сознания. В связи с этим рассмотрим представления о природе сознания, механизмах и направлениях становления сознанияиндивидуума и человечества, его внутренних резервах, путях нравственного развития. Необходимо определить, какие именно функциональные процессы в мыслительной деятельности и как влияют на формирование положительных нравственных качеств у однихлюдей и отрицательных у других. Проблема определения сущности человеческого сознания рассматривалась, начиная с Античности до наших дней. Сократ решал вопрос определениядуховного и нравственного познания. Аристотель, Платон, Плотин механизмов развития сознания. Философские системы Р. Декарта, И. Канта, В. Гегеля ставили мышление и рассудочные способности в основу всей сознательной деятельности индивида. Была создана механистическая рассудочная модель сознания. Экзистенциалисты (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, М.Бубери др.) выявили в сознании особые духовно нравственные свойства, не сводимые к рассудку. А. Бергсон сформулировал идею о двух уровнях человеческого сознания: рассудочного (рационального) и мистико интуитивного. Определению природы сознания и мышления посвятили свои труды психоаналитики. В новейшей аналитической философии сознание рассматривается как функция мозга (Р. Рорти, Д. Денет). В дальнейшем весомый вклад в рассматриваемую проблему внесли такие учёные, какД.И.Дубровский, И.Ильин, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Э.В.Ильенков,И.А. Бескова, Г.Бейтсон, В.И. Медведев, А.А.Алдашева, К Лоренц, К.Поппер, В.А.Лекторский, В.Ф.Юлов, Л.А. Микешина, Л.Н. Роднов,А.Н. Книгин, Н.С.Юлина, О.Леопольд, В.И.Вернадский и др. .[4; 5]. В предложенном ими системном понимании мира человек и природа предстают как относительно самостоятельные, но взаимодополняющие субъекты взаимодействия.Функции сознания не сводятся лишь к адаптивным, языковым и переработке информации.Назначение основных функций сознания обусловлено их применением в индивидуальной и общественной жизни, в сфере познания и самопознания, саморазвития, и самоограничения, необходимостью оформления нравственной чувственности в устойчивое содержание сознания, что должно определять гуманистическую деятельность человека как нравственно разумную, хотя ряд учёных сомневаются в возможности гуманизма как формы духовно нравственного развития человечества.Актуализировалась задача философского осмысления происходящей модернизации экономики и анализ роли мышления в процессе познания и преобразования хозяйственной жизни общества. Способно ли мышление в рамках создания экономической теории быть фактором преобразования? Экономическая теория, по словам выдающегося английского экономиста XX века Дж. Кейнса, не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике.Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления. В соответствии с технологической парадигмой мышления В.Ф.Юлова, проблема детерминирует возникновение акта мобилизации инструментальных ресурсов. Единицей интеллектуального роста является акт, в котором знание структурируется в «предметпроблему» и в «средствометод». Инструментальное воздействие последнего на первое формирует «когнитивный результат». «Метод мышления не относится к раз и навсегда заданным образованиям. Его реальное бытие начинает складываться тогда, когда поставлена проблема. Только она вызывает к жизни то средство, которое способно определить её решение. Если задача является традиционной в своей сути, то формирование метода происходит быстро, по аналогии. Ситуация усложняется, когда проблема содержит новизну» [6,с.438]. Итак, в начале акта мышления возникает проблема, а затем метод её решения. Некоторые философы (К.ЛевиСтрос) считают, что в мысли учёного вначале возникает метод, а затем он ищет ему сферу приложения. Примером является творческая дискуссия о понимании способа научного мышления между К.Леви
Стросом и В. Проппом [6,с.439]. Таким образом, данные подходы позволяют проанализировать традиционные концепции, появившиеся в результате практического и научного познания экономических процессов, и рассмотреть особенности экономического мышления на различных исторических этапах развития мирового сообщества.Мировое хозяйство можно рассматривать как явление культуры и одновременно как часть этой культуры, прошедшей длительный период исторического развития. История экономики как науки это совокупность теорий, школ, концепций, созданных человеческим мышлением на пути познания. И поскольку они создаются мышлением индивида, то поэтому не являются объективными, а сугубо индивидуальны. История экономики как практики это исторический опыт человечества, содержащий пробы и ошибки, единство и борьбу противоположностей, полагание и разрешение противоречий, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. В этом проявляется диалектика развития мирового хозяйства. Необходимо отметить, что экономисты до настоящего времени не смогли полностью объяснить явления и процессы, происходящие в мировом хозяйстве на протяжении последних десятилетий. Именно поэтому современная экономика и как наука, и как практика, требуют переосмысления и глубокого философского анализаВажную роль в процессе гармонизации отношений человека и природы играют система образования, наука,общение с природой и религия. Каждая эпоха выдвигает свои духовно нравственные идеалы.Поэтому взаимосвязь светского и православного начал в педагогике всегда определяется господствующими идеалами данного общества. Длительное время считалось, чтовоспитание нравственных качеств личности происходит преимущественно в процессе изучения предметов гуманитарного цикла. В меньшей степени естественного. Но уже К.Д. Ушинский считал,что«духовное развитие, духовное воспитание человека в отдельности и народа вообще совершается не одной школой, но несколькими великими воспитателями: природой, жизнью, наукой, религией» [7,с.238]
В процессе культурно исторического развития церковь стремилась восстановить духовно нравственную гармонию человека и природы. С религиозной точки зрения духовность выражает степень совершенства души каждого человека по отношению к христианскому идеалу, состояние богоподобия человека. Духовность характеризует внутренний мир нашей души, её согласие с совестью. Просвещение и духовное образованиеведут к духовному развитию личности, особенно детской.
Сегодня перед мировым сообществом стоит задача возродить гармонические отношения между человеком и природой.И нравственное саморазвитие может быть условием возрождения гуманизма в человеческом обществе.Стратегия выживаниячеловечестватребует произвести переоценку ценностей, которыми регулируется экономическая жизнь планеты. Необходимо действовать в двух направлениях: ограничить хозяйственные преобразования Земли и формировать новое мышление, основанное нанравственных идеалах,ориентированныхв направлении их экологической гуманизации, духовного совершенствования самого человека,Нравственный императив, стоящий перед миром и его экономикой,определил концепцию устойчивого развития, под которым понимается развитие, удовлетворяющеепотребности настоящего времени, но не ставящее под угрозу способность будущих поколенийудовлетворять свои потребности. Воплощение концепции в жизнь связано с возникновением новой отрасли традиционной экономики экологической экономики. Экономика, её предмет и методы являются пограничными между техническими и гуманитарными науками. Поэтому экологическая экономика, изучающая взаимосвязи между экосистемами и экономическими системами это междисциплинарная область знаний, рассматривающая и экономические аспекты гуманитарной экологии, и экологические направления экономики. Её особенностью является то, что человек рассматривается в качестве одного из компонентов экологической системы наравне с другими потребителями, а не как доминирующая и центральная сила. В центре экологической экономики находится устойчивое управление экономикоэкологической системой, а временные рамки рассматриваются шире, чем в традиционной экономике[8]. Таким образом, экологическая экономика это наука, изучающаявзаимоотношения между природными экосистемами и социальноэкономическими системами. Мировое сообщество в целом и каждый человек в отдельности должны осознать, что наше благополучие зависитот состояния природы.Экосистемы не нуждаются в существовании человека, в то же время сам человек не сможет существовать без них.Таким образом, дальнейшая стратегия эволюциичеловечества состоит в возрождениеи сохранениигармонии человека и природы.
Ссылки на источники1.Основы теории познания: учебное пособие / Б.И. Липский, С.С.Гусев, Ю.М. Шилков и др. Под. ред.Б.И. Липского.СПб.: Издво С.Петербургского университета, 2000.336с.2.Овчинников, Н.Ф. Знание болевой нерв философской мысли: к истории концепций знания от Платона до Поппера // Вопросы философии. 2001.№1.С.831133.Поппер, К. Открытое общество и его враги /Карл Поппер.М., 19924.ГруздеваМ.Л. Генезис и самоорганизация полифункциональной системы и нравственного содержания сознания:диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук. Киров: ВятГГУ,2009. 380с.5.Савельева М.Ю. Введение в метатеорию сознания. Киев, 2002.6.Юлов В.Ф. Мышление в контексте сознания. М.: Академический проект, 2005.496с.(Серия«Окна и зеркала»).7.Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах.Избранные педагогические сочинения: В 2т.Т.2.С.238.8.Экологическая экономика: статья / Всероссийский институт научной и технической информации РАН, Экология.М., 20042010.С.1
Zavoychinskaya Irina GrigorievnaVyatka State University, Kirovigz1012@yandex.ruRevival of harmony people andnatureis a moral choose of the world economics Abstract:In this article I analyze, how development of world civilization, process of production, distribution and consumption materialistic and spiritual welfares influence on thenature, and how our mentality and morals can influence on development economic andeconomic structure influences on mentality and morals.And why the strategy ofthe evolution humanity consistsin revival of harmony people andnature.
Key words: ecological crisis, economic structure, morals,nature, mentality, ecological economics,revival of harmony people andnature,moral choose.