«Над вымыслом слезами обольюсь…»?
Выпуск:
ART 53659
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Холопова
Л.
А. «Над вымыслом слезами обольюсь…»? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
3266–3270. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53659.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам жизни современного общества, ценности которого всё больше соотносятся с потребительским, материальным началом, что, в свою очередь, порождает бездуховность. Автор считает, что
одной из причин этого является стандартизация в образовании, которое, прежде всего, должно решать задачи нравственного и духовного развития личности
Ключевые слова:
экономика, образование, нравственность, деградация, коррупция, природа, стандарты, советская школа, уроки литературы, формула жизни л.н. толстого, духовность, бездуховность, бюджетные деньги, чиновник, энергетический поворот
Похожие статьи
- К ВОПРОСУ О НЕВОЗМОЖНОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗ ОСМЫСЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ
- Творчество А. С. Пушкина как средство нравственного и эстетического воспитания учащихся киргизских школ
- Возрождение гармонии человека и природы как нравственный императив мировой экономики
Текст статьи
Холопова Любовь АлексеевнаКандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета (ЮТИ НИТПУ) kholopova_53@mail.ru
©Над вымыслом слезами обольюсь…ª ?
Аннотация. Статья посвящена проблемам жизни современного общества, ценности которого всё больше соотносятся с потребительским, материальным началом, что, в свою очередь, порождает бездуховность.Автор считает, что одной из причин этого является стандартизацияв образовании, которое, прежде всего, должно решать задачи нравственного и духовного развития личности.Ключевые слова: образование, стандарты, деградация, советская школа, уроки литературы, формула жизниЛ.Н. Толстого, коррупция, духовность, бездуховность,бюджетные деньги, чиновник, природа,экономика, энергетический поворот, нравственность.
Сегодня очень много говорится об образовании, о ЕГЭ, о новых стандартах по литературе в старших классах, о том, насколько оправдано уменьшение часов, как это повлияет на всякое живое, духовное начало личности. В этом же русле вела разговор с Президентом, показанный по центральному телевидению, телеканал©Россияª, 17 ноября 2012 года, Наталья Солженицына, вдова А. И. Солженицына. С ней нельзя не согласиться. Новый стандарт, предусматривающий объединение русского языка и литературы и выделение на всё пяти часов, вряд ли будет способствовать привитию интереса к русской литературе, а значит, приведёт к ещё большей нравственной деградации будущих выпускников школы, заинтересованных, прежде всего, в сдаче ЕГЭ. И, безусловно, в ущерб урокам литературы, чтобы выполнить показатели и хорошо выглядеть, школы будут вынуждены отдавать предпочтение урокам русского языка с целью подготовки к единому экзамену. А по литературе можно ©пройтисьª в виде чтения отдельных глав, беглого просмотра фильмов. Впрочем, уже и так ©прошлисьª. Мы перестали быть ©самой читающей страной в миреª, сдав ещё одну позицию. В этом отношении стандарты советской школы по литературе были более продуманными, предусмотренное в них количество часов позволяло больше времени отводить на знакомство с творчеством каждого писателя, а значит, и чтение было более осмысленным, помогало соотнести себя, свои поступки с поступками героев, задуматься о своём месте в жизни. Литература выступала неким опознавательным знаком нашей жизни. И этот опознавательный знак утверждал, что с нравственным началомне всё так плохо в нашей стране. Сейчас наоборот. От формулы жизни, предложенной писателем Л.Н. Толстым, ©чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться, а спокойствие душевная подлостьª, [4, с. 270] мы ушли. Всё больше соотносим ценности нашей жизни с материальным началом, потребительским, и той самой сытостью, от которой и возникает душевная подлость. А между тем ©самый большой вклад в личную силу даёт духовностьª[1]. Если Богом стали деньги, то человек легко продаётся и покупается, его талант и способности тоже. Он может купить столько нарушений законов и правил, сколько ему понадобится. Последний пример с коррупцией в Министерстве обороны Россиияркое тому доказательство. Человек всё больше попадает в зависимость ©от денежного мешкаª, по верному определению классика марксизмаленинизма. Несвобода порождает деградацию личности. ©Только свободное существование человека, свободное от грехаª[1] в самом широком смысле этого понятия и не только в христианском преломлении, замечает великий философ Н. Бердяев, ©желанно для Бога и задано Богом, только оно отвечает на Божью тоску по человеку. Бог ждёт от человека свободного дерзновения творчестваª[1] .Но в исторической судьбе человека, в конкретной человеческой истории постоянно происходят срывы с пути свободы на путь принуждения и необходимости. Россия заплатила страшную цену за проверку на опыте, что будет, если на первое место поставить экономикуи довести эту идею К. Маркса до логического конца. ©Утверждать, что социальный прогресс производит нравственность, всё равно, что утверждать, что постройка печей производит теплоª (Л.Н. Толстой ©Религия и нравственность). Истинно свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно самим собой. Когда человек духовно не развивается и не растёт, он умирает. Именно поэтому назвал помещиков ©мёртвымидушамиªН.В. Гоголь, показывая, как оборотистый Чичиков наживает капитал, используя жадность, никчёмность, неспособность видеть и понимать©настоящуюжизньª,беспринципность своих продавцов. Хорошо помню уроки литературы в школе и понимаю, что во многом они сформировали мой вкус к чтению, развили интерес к будущей профессии. А чтение научило осмысленно подходить ко многим жизненным вопросам и ситуациям, отделяя добро от зла. Конечно, высокое небо Андрея, героя романа Л.Н. Толстого ©Война и мирª, его бесконечность были поняты во всём многообразии позднее, когда уже был пройден определённый жизненный путь, но то, что искания Андрея это настоящее, определилосьименно на школьной скамье, и хотелось соответствовать этому настоящему. Шаг за шагом Толстой показывает нам, как от мечты о Тулоне, суетной славе: ©но ежели я хочу этого, хочу славы. Я люблю и дорожу торжеством над всеми, дорожу этою таинственной силой и славой, которая вот тут носится в этом туманеª [6, с. 335336] Андрей приходит к христианской любви. Но для этого нужно было увидеть мелкость Наполеона на фоне бесконечного неба Аустерлица: © …это был Наполеон его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душойи этим высоким бесконечным небом…. Где это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидел нынче… И страдания этого я не знал так же… Да, я ничего, ничего не знал до сих пор…ª[6,с.335336], пережить смерть жены, снова пройти через испытание тщеславием, встретив Сперанского, простить измену Наташе и понять, что самыйважный момент бытия это любовь, та любовь, которая прощает, терпит, помогает, не раздражается, именно эта любовь настоящая, ибо в основе её духовность. Исходя из этого,жизнь, настоящая жизнь, по мысли Толстого,постоянное движение вперёд в своём духовном развитии. Случайностей в ней нет. Всё обусловлено. Обусловлено нашими делами, словами, поступками, обусловлено тем обществом, в котором мы живём. Поэтому грустно и больно смотреть, как самой главной ценностью становятся деньги, ©баблоª, ©бабкиª, деньги ради денег. Я не ханжа и вовсе не утверждаю, что без денег можно прожить. Я против того, что человек, его ценность определяется их количеством и неважно, как они у него появились. Важно, что он на эти деньги покупает и строит особняки, скупает земли, устраивает клозеты, отделывая их мрамором и позолотой. И ведёт себя как истинный хозяин жизни, которому позволено всё, аостальные, так, букашки. Чичиков с его махинациями по приобретению мёртвых душ, что называется, ©отдыхаетª. Новое значение приобрели слова ©распилыª, ©откатыª. Это денежные ©распилыª и ©откатыª.Герой И. Ильфа и Е.Петрова, Шура Балаганов, обманутый Паниковским, пилил гирю, желая найти золото. Его деловой друг приговаривал: ©Пилите гири, Шура, пилите! Они золотые!ª. Это эпизод всегда вызывает смех. Но совсем не смешно, когда бюджетные деньги миллионами и миллиардами оседают в карманах чиновников от власти в виде тех самых ©откатов и распиловª, когда власть и государство в целом ассоциируются скоррупцией, воровством, а значит, непорядочностью и нечестностью. ©Как подсчитал председатель Счётной палаты Сергей Степашин, ежегодно только на госзакупках в России похищают один триллион рублейª[3, с. 8] . А в это время нужны средства на помощь людям, больным детям, необходимое улучшение качества жизни каждого россиянина, который не входит в пресловутые 5 %. Бездуховность порождает насилие и безответственное отношение к природе. Мы буквально вырубаем и выжигаем российские леса, загрязняем атмосферу различными отходами, убиваем животных. Природа для нас склад, где, как нам кажется, запасы полезных ископаемых бесконечны, этимнарушаем природный ландшафт и мало заботимся о новых, возобновляемых, источниках энергии, чем давно уже занимаются на Западе. ©Это можно назвать демократизацией экономики, но по сути дела происходит техническая организационная революция. В 2009 году немецкое правительство решило, что до 2020 года 30 % электороэнергии в стране может быть произведено с помощью возобновляемых источников энергии. Потом планку подняли до 47%, а уже сейчас 100%ное обеспечение к 2050 году считается реальнымª[5] .Идея смелая попрощаться с ископаемыми энергоносителями, нефтью и газом, а заодно и с атомной энергетикой. У нашего правительства есть план поднять долю возобновляемых источников к 2020 году на 4,5%. Однако из 690 млрд. руб. инвестиций в этот план 680 млрд. должны найти частные инвесторы. А между тем, по оценке Всемирного банка, половина энергии, выработанной в России, обогревает небо над Родиной, в то время как старушка Европа увлечена новой национальной идеей, которую называют ©энергетическим поворотомª[5].
©Десятилетия назад мы были страной, образование в которой находилось на высочайшем уровне. Доказательства? В Израиль переехали 1 млн 200 тыс. выходцев из СССР врачи, учителя, инженеры, программисты. Они не просто там прижились, они подняли экономику этой страны!ª[2, с. 5] считает представитель Общественной палаты, поэт Андрей Дементьев. Он, безусловно, прав. Из тойшколы вышлидети, у которых была способность видеть зло, было желание нести добро, поэтому им, как и старшему поколению, трудно жить сегодня в мире вселенской несправедливости и обмана. Но и последнее поколение из них, родившееся в 80х и окончившее школу в нулевых, любит свою страну, хочет жить в ней, рожать и воспитывать детей и чувствовать себя ЧЕЛОВЕКОМ, ©человеком, который звучит гордоª. Что делать?По верному определению Юрия Мороза, ©в области образования и просвещения есть две альтернативы. Это педагогика, которую финансирует государство и которая готовит кадры для того, чтобы потом использовать их. И та педагогика, которая даёт человеку свободу выбора, некий духовный компас, и делает его независимым от государства. Она не внушает человеку единственно верные ответы на вопросы, а обучает мыслить самому и самому находить ответыª [6]. Именно такая педагогика нравственна, и здесь самая главная роль принадлежит литературе, урокам литературы в школе, знание которой стандартами и заданиями ©Сª не проверишь. Это можно проверить состоянием общества, насколько оно духовно. А пока всё остаётся постарому и всё меньше и меньше времени отводится в школе на воспитание чувств, о которых Пушкин сказал ©над вымыслом слезами обольюсь…ª.
Ссылки на источники1.Бердяев Н.А.Смысл истории. М: Мысль, 1990.2.ДементьевА.На ©культуркеª не наваришь? Аргументы и факты. 2012.
№ 47. С. 5.3.Кому страна, а кому кормушка. ©Аргументы и факты. 2012.№ 47. С.8.11. 4.Русская литература: учебное пособие для 9 класса. М.: Издво ©Просвещениеª, 1968. 431 с.5.Сырьевой сверхдержаве скоро конец? ШтефанШтоль. Ligest.subschribe.ru/economics/news/n94488 1869.html
ТолстойЛ. Н. Война и мир. Т.1. М.: ©Художественная литератураª, 1956.6. Ю. Мороз. Бизнес. Пособие для гениев.www.moros.onego.ru(дата обращения 05.10.2012 г.)
Lubov Alexeevna KholopovaCandidate of pedagogical sciences, senior lecturer of economics and automated control systems chair of Yurga institute of technology (branch) of National research Tomsk polytechnic university, Yurga, Kemerovo regionkholopova_53@mail.ru©Over fiction by tears I will have a shower bath …ª?Summary. Article is devoted to social problems of life of the modern society which values correspond with the consumer, material beginning more and more that, in turn, generates inspirituality. The author considers that one of the reasons of it is standardization in education which, first of all, should solve problems of moral and spiritual development of the personality.Keywords: education, standards, degradation, Soviet school, literature lessons, formula of life of L.N.Tolstoy, corruption, spirituality, inspirituality, budget money, official, nature, economy, power turn, moral.
©Над вымыслом слезами обольюсь…ª ?
Аннотация. Статья посвящена проблемам жизни современного общества, ценности которого всё больше соотносятся с потребительским, материальным началом, что, в свою очередь, порождает бездуховность.Автор считает, что одной из причин этого является стандартизацияв образовании, которое, прежде всего, должно решать задачи нравственного и духовного развития личности.Ключевые слова: образование, стандарты, деградация, советская школа, уроки литературы, формула жизниЛ.Н. Толстого, коррупция, духовность, бездуховность,бюджетные деньги, чиновник, природа,экономика, энергетический поворот, нравственность.
Сегодня очень много говорится об образовании, о ЕГЭ, о новых стандартах по литературе в старших классах, о том, насколько оправдано уменьшение часов, как это повлияет на всякое живое, духовное начало личности. В этом же русле вела разговор с Президентом, показанный по центральному телевидению, телеканал©Россияª, 17 ноября 2012 года, Наталья Солженицына, вдова А. И. Солженицына. С ней нельзя не согласиться. Новый стандарт, предусматривающий объединение русского языка и литературы и выделение на всё пяти часов, вряд ли будет способствовать привитию интереса к русской литературе, а значит, приведёт к ещё большей нравственной деградации будущих выпускников школы, заинтересованных, прежде всего, в сдаче ЕГЭ. И, безусловно, в ущерб урокам литературы, чтобы выполнить показатели и хорошо выглядеть, школы будут вынуждены отдавать предпочтение урокам русского языка с целью подготовки к единому экзамену. А по литературе можно ©пройтисьª в виде чтения отдельных глав, беглого просмотра фильмов. Впрочем, уже и так ©прошлисьª. Мы перестали быть ©самой читающей страной в миреª, сдав ещё одну позицию. В этом отношении стандарты советской школы по литературе были более продуманными, предусмотренное в них количество часов позволяло больше времени отводить на знакомство с творчеством каждого писателя, а значит, и чтение было более осмысленным, помогало соотнести себя, свои поступки с поступками героев, задуматься о своём месте в жизни. Литература выступала неким опознавательным знаком нашей жизни. И этот опознавательный знак утверждал, что с нравственным началомне всё так плохо в нашей стране. Сейчас наоборот. От формулы жизни, предложенной писателем Л.Н. Толстым, ©чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться, а спокойствие душевная подлостьª, [4, с. 270] мы ушли. Всё больше соотносим ценности нашей жизни с материальным началом, потребительским, и той самой сытостью, от которой и возникает душевная подлость. А между тем ©самый большой вклад в личную силу даёт духовностьª[1]. Если Богом стали деньги, то человек легко продаётся и покупается, его талант и способности тоже. Он может купить столько нарушений законов и правил, сколько ему понадобится. Последний пример с коррупцией в Министерстве обороны Россиияркое тому доказательство. Человек всё больше попадает в зависимость ©от денежного мешкаª, по верному определению классика марксизмаленинизма. Несвобода порождает деградацию личности. ©Только свободное существование человека, свободное от грехаª[1] в самом широком смысле этого понятия и не только в христианском преломлении, замечает великий философ Н. Бердяев, ©желанно для Бога и задано Богом, только оно отвечает на Божью тоску по человеку. Бог ждёт от человека свободного дерзновения творчестваª[1] .Но в исторической судьбе человека, в конкретной человеческой истории постоянно происходят срывы с пути свободы на путь принуждения и необходимости. Россия заплатила страшную цену за проверку на опыте, что будет, если на первое место поставить экономикуи довести эту идею К. Маркса до логического конца. ©Утверждать, что социальный прогресс производит нравственность, всё равно, что утверждать, что постройка печей производит теплоª (Л.Н. Толстой ©Религия и нравственность). Истинно свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно самим собой. Когда человек духовно не развивается и не растёт, он умирает. Именно поэтому назвал помещиков ©мёртвымидушамиªН.В. Гоголь, показывая, как оборотистый Чичиков наживает капитал, используя жадность, никчёмность, неспособность видеть и понимать©настоящуюжизньª,беспринципность своих продавцов. Хорошо помню уроки литературы в школе и понимаю, что во многом они сформировали мой вкус к чтению, развили интерес к будущей профессии. А чтение научило осмысленно подходить ко многим жизненным вопросам и ситуациям, отделяя добро от зла. Конечно, высокое небо Андрея, героя романа Л.Н. Толстого ©Война и мирª, его бесконечность были поняты во всём многообразии позднее, когда уже был пройден определённый жизненный путь, но то, что искания Андрея это настоящее, определилосьименно на школьной скамье, и хотелось соответствовать этому настоящему. Шаг за шагом Толстой показывает нам, как от мечты о Тулоне, суетной славе: ©но ежели я хочу этого, хочу славы. Я люблю и дорожу торжеством над всеми, дорожу этою таинственной силой и славой, которая вот тут носится в этом туманеª [6, с. 335336] Андрей приходит к христианской любви. Но для этого нужно было увидеть мелкость Наполеона на фоне бесконечного неба Аустерлица: © …это был Наполеон его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душойи этим высоким бесконечным небом…. Где это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидел нынче… И страдания этого я не знал так же… Да, я ничего, ничего не знал до сих пор…ª[6,с.335336], пережить смерть жены, снова пройти через испытание тщеславием, встретив Сперанского, простить измену Наташе и понять, что самыйважный момент бытия это любовь, та любовь, которая прощает, терпит, помогает, не раздражается, именно эта любовь настоящая, ибо в основе её духовность. Исходя из этого,жизнь, настоящая жизнь, по мысли Толстого,постоянное движение вперёд в своём духовном развитии. Случайностей в ней нет. Всё обусловлено. Обусловлено нашими делами, словами, поступками, обусловлено тем обществом, в котором мы живём. Поэтому грустно и больно смотреть, как самой главной ценностью становятся деньги, ©баблоª, ©бабкиª, деньги ради денег. Я не ханжа и вовсе не утверждаю, что без денег можно прожить. Я против того, что человек, его ценность определяется их количеством и неважно, как они у него появились. Важно, что он на эти деньги покупает и строит особняки, скупает земли, устраивает клозеты, отделывая их мрамором и позолотой. И ведёт себя как истинный хозяин жизни, которому позволено всё, аостальные, так, букашки. Чичиков с его махинациями по приобретению мёртвых душ, что называется, ©отдыхаетª. Новое значение приобрели слова ©распилыª, ©откатыª. Это денежные ©распилыª и ©откатыª.Герой И. Ильфа и Е.Петрова, Шура Балаганов, обманутый Паниковским, пилил гирю, желая найти золото. Его деловой друг приговаривал: ©Пилите гири, Шура, пилите! Они золотые!ª. Это эпизод всегда вызывает смех. Но совсем не смешно, когда бюджетные деньги миллионами и миллиардами оседают в карманах чиновников от власти в виде тех самых ©откатов и распиловª, когда власть и государство в целом ассоциируются скоррупцией, воровством, а значит, непорядочностью и нечестностью. ©Как подсчитал председатель Счётной палаты Сергей Степашин, ежегодно только на госзакупках в России похищают один триллион рублейª[3, с. 8] . А в это время нужны средства на помощь людям, больным детям, необходимое улучшение качества жизни каждого россиянина, который не входит в пресловутые 5 %. Бездуховность порождает насилие и безответственное отношение к природе. Мы буквально вырубаем и выжигаем российские леса, загрязняем атмосферу различными отходами, убиваем животных. Природа для нас склад, где, как нам кажется, запасы полезных ископаемых бесконечны, этимнарушаем природный ландшафт и мало заботимся о новых, возобновляемых, источниках энергии, чем давно уже занимаются на Западе. ©Это можно назвать демократизацией экономики, но по сути дела происходит техническая организационная революция. В 2009 году немецкое правительство решило, что до 2020 года 30 % электороэнергии в стране может быть произведено с помощью возобновляемых источников энергии. Потом планку подняли до 47%, а уже сейчас 100%ное обеспечение к 2050 году считается реальнымª[5] .Идея смелая попрощаться с ископаемыми энергоносителями, нефтью и газом, а заодно и с атомной энергетикой. У нашего правительства есть план поднять долю возобновляемых источников к 2020 году на 4,5%. Однако из 690 млрд. руб. инвестиций в этот план 680 млрд. должны найти частные инвесторы. А между тем, по оценке Всемирного банка, половина энергии, выработанной в России, обогревает небо над Родиной, в то время как старушка Европа увлечена новой национальной идеей, которую называют ©энергетическим поворотомª[5].
©Десятилетия назад мы были страной, образование в которой находилось на высочайшем уровне. Доказательства? В Израиль переехали 1 млн 200 тыс. выходцев из СССР врачи, учителя, инженеры, программисты. Они не просто там прижились, они подняли экономику этой страны!ª[2, с. 5] считает представитель Общественной палаты, поэт Андрей Дементьев. Он, безусловно, прав. Из тойшколы вышлидети, у которых была способность видеть зло, было желание нести добро, поэтому им, как и старшему поколению, трудно жить сегодня в мире вселенской несправедливости и обмана. Но и последнее поколение из них, родившееся в 80х и окончившее школу в нулевых, любит свою страну, хочет жить в ней, рожать и воспитывать детей и чувствовать себя ЧЕЛОВЕКОМ, ©человеком, который звучит гордоª. Что делать?По верному определению Юрия Мороза, ©в области образования и просвещения есть две альтернативы. Это педагогика, которую финансирует государство и которая готовит кадры для того, чтобы потом использовать их. И та педагогика, которая даёт человеку свободу выбора, некий духовный компас, и делает его независимым от государства. Она не внушает человеку единственно верные ответы на вопросы, а обучает мыслить самому и самому находить ответыª [6]. Именно такая педагогика нравственна, и здесь самая главная роль принадлежит литературе, урокам литературы в школе, знание которой стандартами и заданиями ©Сª не проверишь. Это можно проверить состоянием общества, насколько оно духовно. А пока всё остаётся постарому и всё меньше и меньше времени отводится в школе на воспитание чувств, о которых Пушкин сказал ©над вымыслом слезами обольюсь…ª.
Ссылки на источники1.Бердяев Н.А.Смысл истории. М: Мысль, 1990.2.ДементьевА.На ©культуркеª не наваришь? Аргументы и факты. 2012.
№ 47. С. 5.3.Кому страна, а кому кормушка. ©Аргументы и факты. 2012.№ 47. С.8.11. 4.Русская литература: учебное пособие для 9 класса. М.: Издво ©Просвещениеª, 1968. 431 с.5.Сырьевой сверхдержаве скоро конец? ШтефанШтоль. Ligest.subschribe.ru/economics/news/n94488 1869.html
ТолстойЛ. Н. Война и мир. Т.1. М.: ©Художественная литератураª, 1956.6. Ю. Мороз. Бизнес. Пособие для гениев.www.moros.onego.ru(дата обращения 05.10.2012 г.)
Lubov Alexeevna KholopovaCandidate of pedagogical sciences, senior lecturer of economics and automated control systems chair of Yurga institute of technology (branch) of National research Tomsk polytechnic university, Yurga, Kemerovo regionkholopova_53@mail.ru©Over fiction by tears I will have a shower bath …ª?Summary. Article is devoted to social problems of life of the modern society which values correspond with the consumer, material beginning more and more that, in turn, generates inspirituality. The author considers that one of the reasons of it is standardization in education which, first of all, should solve problems of moral and spiritual development of the personality.Keywords: education, standards, degradation, Soviet school, literature lessons, formula of life of L.N.Tolstoy, corruption, spirituality, inspirituality, budget money, official, nature, economy, power turn, moral.