Курс «Портфель читателя-исследователя: опыты, эксперименты, открытия» для инициативной пробы ученика
Выпуск:
ART 55254
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кулешова
Ю.
М. Курс «Портфель читателя-исследователя: опыты, эксперименты, открытия» для инициативной пробы ученика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
51–55. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55254.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы, актуальность и практическая направленность новой разработки – программы интегрированного курса внеурочной деятельности, раскрыты её методический, содержательный, и оценочный блоки.
Ключевые слова:
системно-деятельностный подход, субъектная позиция учащихся, личностные и метапредметные результаты образования, учебная инициативная проба и самостоятельность
Текст статьи
Кулешова Юлия Михайловна,заместитель директора по НМР МБОУ «Лицей № 2» г. Братска Иркутской областиlyceum2bratsk@yandex.ru
Курс «Портфель читателяисследователя: опыты, эксперименты, открытия» для инициативной пробы ученика
Аннотация.В данной статьерассматриваются подходы, актуальность и практическая направленность новой разработки программы интегрированного курса внеурочной деятельности, раскрыты её методический, содержательный, и оценочный блоки.
Ключевые слова:субъектная позиция учащихся, системнодеятельностный подход, личностные и метапредметные результаты образования, учебная инициативная проба и самостоятельность.
Разработка курса «Портфель читателяисследователя: опыты, эксперименты, открытия» обусловлена следующей проблемой:на фоне новых образовательных стандартов, в которых заявлены принципы учебной инициативы, самостоятельности, ответственности, выявлено, что в педагогическом арсенале, как оказалось, не так уж и много разработок, курсов, технологий, ориентированных на культивирование субъектной позиции учащихся. Ряд педагогических исследований последних лет открыто демонстрирует проблемы школьного образования:Низкая мотивация детей к обучению в быстро изменчивом мире. Ученики не понимают, зачем необходимо изучать одно, когда реальная жизнь требует от них другого.Недостаточный учет личностных особенностей школьника. Их практически не спрашивают о смысле и целях их обучения.Недостаточно методик индивидуальноличностного, эвристического обучения предметам. Налицо противоречие междунеобходимостью раскрытия потенциала ученика и ограниченностью средств для его реализации. Актуально обучать всех поразному, с использованием креативных и продуктивных методов обученияОриентация на тестовознаниевый уровень. Гипертрофированно усиленное внимание к ЕГЭ лишает учителей и учеников возможностей творческой самореализации.Актуальность модульного курса «Портфель читателяисследователя: опыты, эксперименты, открытия» для учащихся 5,6 класса обусловлена введением ФГОС ООО и качественно иным требованиями к планируемым результатам образования (личностным, метапредметным), а также федеральными требованиями в части математического и естественнонаучного образования.Авторская адаптационная педагогическая разработка модульного курса «Портфель читателяисследователя: опыты, эксперименты, открытия» для учащихся 5,6 класса составлена на основе «Программы Школьной лиги Роснано на 20122015 год» АНО «Образовательный центр «Участие», АНПО «Школьная лига» (г. СанктПетербург), реализующего совместные проекты продвижения естественанонаучного образования и технопредпринимательства и популяризации нанотехнологических инноваций, а также на основе подпрограмм «Образовательные программы и технологии нового поколения», «Обучение в увлеченном сообществе» («edutainment»), рекомендованные Министерством образования и науки РФ (Письмо Департамента науки и технологий РФ от 24.02.2014 № 14192), в основу разработки положено учебное пособие для учащихся «Текст науки. Портфель читателя исследователя: опыты, эксперименты, открытия», АНПО «Школьная лига», СПетербург. 2012г.В основе программы курса лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:
определение ведущим в построении содержания образования задачный принцип обучения; раскрытие базовых научных понятий через цели, способы и средства, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;
создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебнопознавательную деятельность обучающихся;
создание инструментов, позволяющих соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его участников.Реализация программы модульного курса «Портфель читателяисследователя: опыты, эксперименты, открытия» приходится на первый этап 56 классыи рассматривается как одна из образовательных площадок, способствующих образовательному переходу от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный, безстрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую. Таким образом, новизнакурса и его ценностные ориентиры будут состоять в том, что курс предполагаетсоздание условий и предоставление возможности для пробы учащимися 5, 6 классов следующих действий:инициативной пробы самостоятельного продвижения в области естественных наук, математики, литературы в рамках программы курса (проявление образовательного интереса и образовательной амбиции в индивидуальных образовательных траекториях учащихся);наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;произвольного соотнесения выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств (схем, таблиц, текстов и т.п.);произвольного перехода от одних знаковых средств к другим и их соотнесение (например, соотнесение плана и текста, гипотезы и аргументов, графика и формулы);координации предметных способов и средств действий между отдельными учебными предметами, а также между предметными областями; самостоятельного владения различными формами публичного выражения собственной точки зрения (дискуссия, презентация, демонстрация, доклад, эссе, экспертная оценка и т.п.) и их инициативное опробование;адекватной самооценки собственного образовательного продвижения на больших временных отрезках (полугодие, год).Программа модульного курса «Портфель читателяисследователя: опыты, эксперименты, открытия» интегрированная, т.к. строится на списке художественных и научнопопулярных книг из разных областей естественнонаучного знания. Есть гипотеза, что чтение этих книг будет способствовать развитию интереса детей к науке. Кроме того, в Портфеле представлены разные виды творческих заданий, учитывающих логические и художественные способности юных читателей. Элемент игры и соревнования позволяет поддерживать интерес. Яркие, эмоционально насыщенные события «старта» и «завершения» создают общую позитивную тональность. Книга и чтениестановятся в курсе средством освоения естественных наук и математики, предметом личного внимания, обсуждения и одобрения. Курс состоит из двух модулей, удобен для формировании учебного плана: возможно освоение одного или двух модулей за один или два годаобучения.Первый модуль «Портфель исследователя» реализуется на материале научнопопулярной и художественной литературы, предлагаемой педагогом курса, второй модуль «Портфель читателя» усложняется в части присвоения информационной и естественнонаучной грамотности и строится уже на материале предложенных детьми книг, причем в логике курса (литература естественнонаучной и математической направленности).Реализация программы курса будет осуществляться в следующих видах деятельности подростков:
совместной распределенной учебной деятельности в личностно ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);
учебноисследовательской деятельности в ее разных формах, в том числе осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;
деятельности управления системными объектами (техническими объектами, группами людей);
творческой деятельности (моделирование, художественной, технической и др. видах деятельности);
рефлексивной деятельности, направленной на построение образа себя, самоизменение.Продуктивные формы работы будут предполагать следующие образовательные продукты:1.Дневник одного открытия2.Заметки исследователя3.Вопросник4.Тест для друга5.Интеллекткарта, кластер6.
Рисунок, коллаж7.Наномодель8.Флешсборниканимированных опытов9.Видеосборник экспериментов10.Письмо учёному11.Бортовой журнал12.Банк гипотез (предположений)13.Саквояж с открытиями14.Карта
Формы предъявления результатов занятий:1.Презентация2.Демонстрация3.Публичная защита4.Взаимопроверка5.Экспертная оценкаДиагностический блок программы составят сводные данные по результатам качества исполнения образовательных продуктов и их критериальные оценки. Оценка достижения планируемых результатов будет осуществляться через работу с оценочными листами в части информационной компетентности, владения УУД (приложение 1) образовательных продуктов и их защиты, публичного представления и коммуникации/Основная цель оценочных листов выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности. Для педагога это карта фиксации и динамики предметных и метапредметных уменийс их перечнем и соответствующими им контрольными заданиями, для обучающегося включение в процесс организации учения и самооценки. Оценочные листы способствуют формированию самостоятельности учащихся, оказывают помощь в организации своей учебной деятельности по предмету в период между темами. Возможно, подобная форма организации контрольнооценочной деятельности будет более продуктивной, если содержание оценочных листов будет определяться самими учащимися или совместно с ними.Итогом освоения курса в части оценки достижения планируемых результатов станет сводная характеристика присвоенных умений, обозначенная ведущим курса, экспертом (учителем), а также рефлексивный лист учащегося.
Список литературы 1.Акперова И.А.. От умений к компетентностям: практика реализации компетентностного подхода в гимназии //Методист. 2008. № 10.2.Голубева Л.М. К вопросу об оценивании учебных достижений школьников в свете современной образовательной парадигмы //Оценка качества образования. 2009. № 5.3.Киселёва Н.Б., БрагинаТ.А., Макеева С.А.. Способы и стратегии работы с учебными текстами //ОКО. 2008. № 2.4.Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И., Цукерман Г.А.. Качество чтения и понимания текста //ОКО. 2008. № 2.5.Лидин А. Как измерить свой IQ. Тесты. РостовнаДону: Феникс,2008.6.Озеркова И.А. Возможности учебного текста в индивидуализации обучения. www.uroknet.ru/20037.Фишман Б. Развивающаяся школа: информационный и аналитический портреты //Директор школы.8.
Фрумин И.Д. Компетентности учащихся //Учительская газета. 2002. № 36.9.Хуторской А.. Ключевые компетенции технология конструирования //Народное образование. 2003. № 5.Интернетресурсы1.https://sites.google.com›site/kursusfunctreading/…2.litcey.ru›literatura/420/index.html…3.inka.duma.midural.ru›images/rabota/kursi/kursi_…4.http://gvozdikova.ucoz.ru/stati/PISA.pdf5.http://www.gks.ru/
Kuleshova Julia Michailovna,Head teacher of methodical and research work,«Lyceum № 2» of the city Bratsk, Irkutsk region, Russialyceum2bratsk@yandex.ru
A course “The portfolio of a reader and researcher: experience, experiments and discoveries”
Annotation.This article discusses the approaches, the relevance and practicalfocus on the new integrated course in extracurricular activities, disclosing its methodical, contents andassessment units.
Key words:childcentered education, practical approach, competencybased education, learning bуdoing, independent study, personal and metacognitive learning outcomes, a training initiative sample.
Курс «Портфель читателяисследователя: опыты, эксперименты, открытия» для инициативной пробы ученика
Аннотация.В данной статьерассматриваются подходы, актуальность и практическая направленность новой разработки программы интегрированного курса внеурочной деятельности, раскрыты её методический, содержательный, и оценочный блоки.
Ключевые слова:субъектная позиция учащихся, системнодеятельностный подход, личностные и метапредметные результаты образования, учебная инициативная проба и самостоятельность.
Разработка курса «Портфель читателяисследователя: опыты, эксперименты, открытия» обусловлена следующей проблемой:на фоне новых образовательных стандартов, в которых заявлены принципы учебной инициативы, самостоятельности, ответственности, выявлено, что в педагогическом арсенале, как оказалось, не так уж и много разработок, курсов, технологий, ориентированных на культивирование субъектной позиции учащихся. Ряд педагогических исследований последних лет открыто демонстрирует проблемы школьного образования:Низкая мотивация детей к обучению в быстро изменчивом мире. Ученики не понимают, зачем необходимо изучать одно, когда реальная жизнь требует от них другого.Недостаточный учет личностных особенностей школьника. Их практически не спрашивают о смысле и целях их обучения.Недостаточно методик индивидуальноличностного, эвристического обучения предметам. Налицо противоречие междунеобходимостью раскрытия потенциала ученика и ограниченностью средств для его реализации. Актуально обучать всех поразному, с использованием креативных и продуктивных методов обученияОриентация на тестовознаниевый уровень. Гипертрофированно усиленное внимание к ЕГЭ лишает учителей и учеников возможностей творческой самореализации.Актуальность модульного курса «Портфель читателяисследователя: опыты, эксперименты, открытия» для учащихся 5,6 класса обусловлена введением ФГОС ООО и качественно иным требованиями к планируемым результатам образования (личностным, метапредметным), а также федеральными требованиями в части математического и естественнонаучного образования.Авторская адаптационная педагогическая разработка модульного курса «Портфель читателяисследователя: опыты, эксперименты, открытия» для учащихся 5,6 класса составлена на основе «Программы Школьной лиги Роснано на 20122015 год» АНО «Образовательный центр «Участие», АНПО «Школьная лига» (г. СанктПетербург), реализующего совместные проекты продвижения естественанонаучного образования и технопредпринимательства и популяризации нанотехнологических инноваций, а также на основе подпрограмм «Образовательные программы и технологии нового поколения», «Обучение в увлеченном сообществе» («edutainment»), рекомендованные Министерством образования и науки РФ (Письмо Департамента науки и технологий РФ от 24.02.2014 № 14192), в основу разработки положено учебное пособие для учащихся «Текст науки. Портфель читателя исследователя: опыты, эксперименты, открытия», АНПО «Школьная лига», СПетербург. 2012г.В основе программы курса лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:
определение ведущим в построении содержания образования задачный принцип обучения; раскрытие базовых научных понятий через цели, способы и средства, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;
создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебнопознавательную деятельность обучающихся;
создание инструментов, позволяющих соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его участников.Реализация программы модульного курса «Портфель читателяисследователя: опыты, эксперименты, открытия» приходится на первый этап 56 классыи рассматривается как одна из образовательных площадок, способствующих образовательному переходу от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный, безстрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую. Таким образом, новизнакурса и его ценностные ориентиры будут состоять в том, что курс предполагаетсоздание условий и предоставление возможности для пробы учащимися 5, 6 классов следующих действий:инициативной пробы самостоятельного продвижения в области естественных наук, математики, литературы в рамках программы курса (проявление образовательного интереса и образовательной амбиции в индивидуальных образовательных траекториях учащихся);наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;произвольного соотнесения выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств (схем, таблиц, текстов и т.п.);произвольного перехода от одних знаковых средств к другим и их соотнесение (например, соотнесение плана и текста, гипотезы и аргументов, графика и формулы);координации предметных способов и средств действий между отдельными учебными предметами, а также между предметными областями; самостоятельного владения различными формами публичного выражения собственной точки зрения (дискуссия, презентация, демонстрация, доклад, эссе, экспертная оценка и т.п.) и их инициативное опробование;адекватной самооценки собственного образовательного продвижения на больших временных отрезках (полугодие, год).Программа модульного курса «Портфель читателяисследователя: опыты, эксперименты, открытия» интегрированная, т.к. строится на списке художественных и научнопопулярных книг из разных областей естественнонаучного знания. Есть гипотеза, что чтение этих книг будет способствовать развитию интереса детей к науке. Кроме того, в Портфеле представлены разные виды творческих заданий, учитывающих логические и художественные способности юных читателей. Элемент игры и соревнования позволяет поддерживать интерес. Яркие, эмоционально насыщенные события «старта» и «завершения» создают общую позитивную тональность. Книга и чтениестановятся в курсе средством освоения естественных наук и математики, предметом личного внимания, обсуждения и одобрения. Курс состоит из двух модулей, удобен для формировании учебного плана: возможно освоение одного или двух модулей за один или два годаобучения.Первый модуль «Портфель исследователя» реализуется на материале научнопопулярной и художественной литературы, предлагаемой педагогом курса, второй модуль «Портфель читателя» усложняется в части присвоения информационной и естественнонаучной грамотности и строится уже на материале предложенных детьми книг, причем в логике курса (литература естественнонаучной и математической направленности).Реализация программы курса будет осуществляться в следующих видах деятельности подростков:
совместной распределенной учебной деятельности в личностно ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);
учебноисследовательской деятельности в ее разных формах, в том числе осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;
деятельности управления системными объектами (техническими объектами, группами людей);
творческой деятельности (моделирование, художественной, технической и др. видах деятельности);
рефлексивной деятельности, направленной на построение образа себя, самоизменение.Продуктивные формы работы будут предполагать следующие образовательные продукты:1.Дневник одного открытия2.Заметки исследователя3.Вопросник4.Тест для друга5.Интеллекткарта, кластер6.
Рисунок, коллаж7.Наномодель8.Флешсборниканимированных опытов9.Видеосборник экспериментов10.Письмо учёному11.Бортовой журнал12.Банк гипотез (предположений)13.Саквояж с открытиями14.Карта
Формы предъявления результатов занятий:1.Презентация2.Демонстрация3.Публичная защита4.Взаимопроверка5.Экспертная оценкаДиагностический блок программы составят сводные данные по результатам качества исполнения образовательных продуктов и их критериальные оценки. Оценка достижения планируемых результатов будет осуществляться через работу с оценочными листами в части информационной компетентности, владения УУД (приложение 1) образовательных продуктов и их защиты, публичного представления и коммуникации/Основная цель оценочных листов выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности. Для педагога это карта фиксации и динамики предметных и метапредметных уменийс их перечнем и соответствующими им контрольными заданиями, для обучающегося включение в процесс организации учения и самооценки. Оценочные листы способствуют формированию самостоятельности учащихся, оказывают помощь в организации своей учебной деятельности по предмету в период между темами. Возможно, подобная форма организации контрольнооценочной деятельности будет более продуктивной, если содержание оценочных листов будет определяться самими учащимися или совместно с ними.Итогом освоения курса в части оценки достижения планируемых результатов станет сводная характеристика присвоенных умений, обозначенная ведущим курса, экспертом (учителем), а также рефлексивный лист учащегося.
Список литературы 1.Акперова И.А.. От умений к компетентностям: практика реализации компетентностного подхода в гимназии //Методист. 2008. № 10.2.Голубева Л.М. К вопросу об оценивании учебных достижений школьников в свете современной образовательной парадигмы //Оценка качества образования. 2009. № 5.3.Киселёва Н.Б., БрагинаТ.А., Макеева С.А.. Способы и стратегии работы с учебными текстами //ОКО. 2008. № 2.4.Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И., Цукерман Г.А.. Качество чтения и понимания текста //ОКО. 2008. № 2.5.Лидин А. Как измерить свой IQ. Тесты. РостовнаДону: Феникс,2008.6.Озеркова И.А. Возможности учебного текста в индивидуализации обучения. www.uroknet.ru/20037.Фишман Б. Развивающаяся школа: информационный и аналитический портреты //Директор школы.8.
Фрумин И.Д. Компетентности учащихся //Учительская газета. 2002. № 36.9.Хуторской А.. Ключевые компетенции технология конструирования //Народное образование. 2003. № 5.Интернетресурсы1.https://sites.google.com›site/kursusfunctreading/…2.litcey.ru›literatura/420/index.html…3.inka.duma.midural.ru›images/rabota/kursi/kursi_…4.http://gvozdikova.ucoz.ru/stati/PISA.pdf5.http://www.gks.ru/
Kuleshova Julia Michailovna,Head teacher of methodical and research work,«Lyceum № 2» of the city Bratsk, Irkutsk region, Russialyceum2bratsk@yandex.ru
A course “The portfolio of a reader and researcher: experience, experiments and discoveries”
Annotation.This article discusses the approaches, the relevance and practicalfocus on the new integrated course in extracurricular activities, disclosing its methodical, contents andassessment units.
Key words:childcentered education, practical approach, competencybased education, learning bуdoing, independent study, personal and metacognitive learning outcomes, a training initiative sample.