Формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с помощью комплексной речевой гимнастики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бушинская Е. А. Формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с помощью комплексной речевой гимнастики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55268.htm.
Аннотация. В статье описывается комплексная речевая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, отмечается актуальность её применения в современных условиях. Рассматривается структура построения комплексной речевой гимнастики, предлагаются методические рекомендации при выполнении упражнений, входящих в состав комплексной речевой гимнастики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бушинская Елена Александровна,учительлогопед(воспитатель)МАДОУ №1«Голубой кораблик», г.Режbushinskaya.elena@mail.ru

Формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с помощью комплексной речевой гимнастики

Аннотация.В статье описывается комплексная речевая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, отмечается актуальность её применения в современных условиях. Рассматривается структура построениякомплексной речевой гимнастики, предлагаются методические рекомендации при выполнении упражнений, входящих в составкомплексной речевой гимнастики.Ключевые слова: звукопроизношение, комплексная речевая гимнастика, речевые нарушения, речь, фонематический слух.

Правильная, хорошо развитая речь –это один из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе, который имеет важное значение для формирования полноценной личности дошкольника. По данным российских медицинских и образовательных организаций, сегодня около 85% детей имеет нарушение речевого развития [6,с.87], что оказывает отрицательное влияние на процесс обучения грамоте, развитие высших психических функций и овладение чтением и письмом. Кроме того, такое положение дошкольников с речевыми нарушениями в современной системе образования усугубляет ещё и закрытие логопедических групп, открытие логопедических пунктов, а также отсутствие учителейлогопедов в большинстве дошкольных образовательных организаций (далее ДОО). Все проблемы, связанные с нарушением речевого развития дошкольников, ложатся на плечи воспитателей, не имеющих специального дефектологического образования, а также родителей, дети которых посещают ДОО. В детскихсадах, где нет ставки учителялогопеда, воспитателям и родителям дошкольников с нарушениями речи приходится надеяться на самих себя, так как только они могут помочь ребёнку говорить правильно, чётко и красиво, проговаривая все звуки.Но в тех ДОО, в которых есть учительлогопед, очень часто отмечается присутствие только логопедического пункта, где образовательная ситуация и образовательные отношения с позиции коррекционной помощи дошкольникам с речевыми нарушениями выглядят не лушчим образом. Работая в условиях логопедического пункта, учительлогопед не может комплексно оказать логопедическую помощь ребёнку, имеющему нарушения речи, что связано с большим количеством детей, посещающих логопедический пункт (2025 человек) и сложностью их речевого дефекта. У большинства дошкольников отмечается общее недоразвитие речи, обусловленное лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, преодоление которого требует целенаправленного и системно организованного логопедического воздействия. В условиях логопедического пункта создать и организовать такое воздействие оказывается очень трудно, так как учительлогопед проводит занятия с каждым ребёнком в количестве 2х раз в неделю, что крайне недостаточно для нормализации речевой функции дошкольника. Кроме того, часто воспитатели и родители надеются на высокий уровень профессионализма учителялогопеда и не оказывают ему никакого содействия в коррекции речевых нарушений. Для того чтобы коррекция нарушений звукопроизношения осуществилась более быстро и качественно необходимо взаимодействие всех участников педагогического процесса. Учительлогопед, воспитатель и родители должны работать в системе, в которой 2никто ни на кого не надеется, а помогает друг другу ради осуществления одной цели: научить ребёнка правильно слышать и произноситьвсе звуки отчётливо, нарушенные в произношении. Это является первой основополагающей ступенью в формировании личностной успешности, которой отводиться ведущее место в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Важно помнить, что речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин, а также от совместных усилий родителей, педагогов, в окружении которых ребёнок растёт и развивается. Овладение грамотной, чёткой, чистой и ритмической речью осуществляется только при наличии правильного произношения звуков, которое обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать полноценные, согласованные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата, развить фонематический слух, необходимый для формирования правильного звукопроизношения, осуществить постановку звука, нарушенного в произношении, его автоматизацию и дифференциацию помогает комплексная речевая гимнастика. Комплексная речевая гимнастика–это комплекс упражнений, направленный на нормализацию речевой функции у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Её методологической основойявляется положение о системном строении языка и речи (Т.В. Ахутина, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А.А.Леонтьев), о тесном взаимодействии речевой активности, общемоторных движений и моторики пальцев рук (М. М. Кольцова), а также положение о взаимодействии речевых процессов (Т. В. Ахутина, В. И. Бельтюков, Н. И.Жинкин, А.А.Леонтьев). Комплексная речевая гимнастика опирается на следующие принципы: –принцип системностипозволяет осуществлять формирование правильного звукопроизношения в определённой системе, отражающей онтогенетические закономерности появления звуков в речи и особенности введения нарушенных звуков в речь у дошкольников с речевыми нарушениями;–принцип комплексности предполагает тесное взаимодействие голосового, дыхательного, артикуляционного аппаратов, общемоторных движений и движений пальцев рук в процессе формирования правильного звукопроизношения;–принцип дифференцированости позволяет учитывать индивидуальные артикуляционные и речевые возможности детей дошкольного возраста с нарушениями речи и осуществлять нормализацию речевой функции в соответствии с выявленными показателями;–комплекснотематический принцип даёт возможность формировать правильное звукопроизношение с опорой на цикл лексических тем, изучаемых в ДОО и закреплённых в примерной основоной образовательной программе.В комплексахупражнений, представленных в комплексной речевой гимнастике, большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, способствующих быстрому восстановлению нарушенных функций. В них органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, дифференцированных движений пальцев рук, общемоторных движений, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения, а также на развитие эмоциональноволевой сферы ребёнка. Кроме развития подвижности мимикоартикуляционных мышц и выработки чётких артикуляционных позиций губ и языка, предложенные упражнения помогают решить следующие задачи:–улучшить координацию движений пальцев рук;–выработать правильное речевое дыхание;–развить интонационную выразительность речи;–развить познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление и воображение);3–уточнить уровень сформированности координаторных (верх –низ, право –лево, покругу, вперёд –назад) и метрических (оценка расстояния) параметров пространственной ориентировки;–осуществить постановку, автоматизацию и дифференциацию часто нарушенных звуков у детей дошкольного возраста ([с], [з], [ш], [ж], [л], [л’], [р]) изолированно и в слогах, с постепенным переходом на двусложные или односложные словапаронимы.Все артикуляционные упражнения, входящие в состав комплексной речевой гимнастики, сопровождаются голосовым оформлением и движениями рук, либо дифференцированными движениями пальчиков рук, что усиливает воздействие на двигательный центр, снимает и забирает на себя напряжение с органов артикуляции. Синхронизация движений рук и органов артикуляции способствует расширению зрительного диапазона, равномерному распределению внимания, заключающемуся в необходимости следить одновременно за движениями языка и рук [9, с. 16], а также способствует активизации моторных речевых зон головного мозга, что, по мнению М.М.Кольцовой, приводит к развитию речевой функции, формированию правильного звукопроизношения [7].Комплексная речевая гимнастика является авторской разработкой, в основу которой положен комплексноигровой метод коррекции речевых и психофизических нарушений. Она построена с учётом лексических тем, изучаемых в ДОО и закреплённых в примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика», на основе стихотворного материала. Данная форма работы соответствует психологическим и психофизиологическим возможностям дошкольников и способствует поддержанию эмоционального состояния детей, их интереса и внимания к занятию. Комплексная речевая гимнастика позволяет максимально активизировать работу всех мышц артикуляционного аппарата и пальчиковой моторики, автоматизировать нарушенные звуки изолированно и в слогах, развить речевое дыхание и интонационную выразительность речи. Формирование правильного звукопроизношения начинается с формирования артикуляционного уклада на звук [ш] (см. Таблица 1), так как поднятие языка, его боковых краёв требует более длительного времени в процессе коррекционной работы. Кроме того, сформированность артикуляционного уклада на звук [ш] вдальнейшем позволяет осуществлять параллельно постановку и автоматизацию сонорных звуков ([л], [л’], [р]). Формирование артикуляционного уклада на звук [с] начинается только с первой недели октября (см. Таблица 1), когда изолированное произношение звука [ш] находится на стадии автоматизации. Со второй недели ноября вводится звук[ж] (см. Таблица 1), постановка, а затем автоматизация, которого осуществляется параллельно со звуком [ш], где основной упор делается на закрепление кинестетических ощущений от положения языка и работы голосовых связок, а также на развитие фонематического слуха. С первой недели февраля вводится звук [з] (см. Таблица 1). Основное направление работы с данным звуком связано также с закреплением кинестетических ощущений от положения языка и работы голосовых связок, с развитием фонематического слуха. Формирование артикуляционного уклада на звук [л] начинается с четвёртой недели сентября, с третьей недели марта вводится звук [л’], где основное внимание обращается на закрепление кинестетических ощущений от положения языка. И только с первой недели февраля ведётся работа по формированию артикуляционного уклада на звук [р], с опорой на формирование кинетических ощущений от вибрации кончика языка в области альвеол. Такая последовательность введения нарушенных звуков в речь в процессе формирования правильного звукопроизношения обусловлена не только артикуляционными трудностями звуков, но и особенностями становления фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями.

4Каждый артикуляционный уклад нарушенного в произношении звука формируется в комплексной речевой гимнастике в течение 1,5 –2 месяцев. Продолжительность данного периода связана с трудностями формирования кинестетических ощущений от положения языка и слабостью артикуляционной моторики. Затем каждый звук, нарушенный в произношении, отрабатывается в слогах в определённой последовательности. При формировании правильного произношения звуков [с], [з], [ш], [ж], [л], [л’], [р] следует обращать внимание на графу «Важно», которая учитывает индивидуальные артикуляционные и речевые возможности ребёнка и способствует организации коррекционноразвивающего процесса в соответствии с уровнем речевого развития. Звук [ш] отрабатывается сначала в открытых слогах ([ша], [ши] и т.д) и в обратных слогах ([аш], [иш] и т.д). После чего вводится звук [ж] и осуществляется его автоматизация в изолированном виде и формирование кинестетических ощущений от работы голосовых связок, а также развитие фонематического слуха. Далее звуки [ш] и [ж] автоматизируются параллельно также сначала в открытых слогах, а затем в закрытых и обратнооткрытых слогах. В конце года дети должны чётко произносить словапаронимы, содержащие звуки [ш], [ж] и состоящие из двух открытых слогов («каша», «кожа»). Использование указанных звуков на материале данной конструкции свидетельствует о введении их в речь на уровне двусложных слов с открытым слогом. Звук [л] отрабатывается сначала в изолированном виде и в обратном слоге с помощью межзубного его произношения, так как большинство детей не могут поднять и убрать кончик языка за верхние зубы. Затем звук [л] автоматизируется в закрытых слогах ([мал], [мыл] и т.д.), в открытых слогах ([ла], [лы] и т.д.) и в обратнооткрытых слогах ([ала], [ыла] и т.д.). После чего вводится звук [л’] и осуществляется его автоматизация в открытом слоге [ля], а также формирование кинестетических ощущений от положения языка, развитие фонематического слуха. Звуки [л] и [л’] закрепляются параллельно сначала в открытых слогах ([ла], [ля] и т.д.), а затем в закрытых слогах ([был], [быль], [лук], [люк] и т.д.), образующих односложные словапаронимы. Использование указанных звуков на материале данной конструкции свидетельствует о введении их в речь на уровне односложных слов.Автоматизация звук [р] осуществляется только в звуковых сочетаниях [тр] или [др]. Первоначально вводится открытый слог [тра] или [дра] в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка. Далее закрепляются сочетания [тр] или [др], стоящие в начале слова («трап», «драп»), затем в конце слова («Пётр», «Фёдр», «федр», «кедр»). Данная последовательность введения звука [р] в речь обусловлена фонетическими и артикуляционными особенностями данного звука. Автоматизация звук [р] осуществляется только в звуковых сочетаниях [тр] или [др]. Первоначально вводится открытый слог [тра] или [дра] в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка. Далее закрепляются сочетания [тр] или [др], стоящие в начале слова («трап», «драп»), затем в конце слова («Пётр», «Фёдр», «федр», «кедр»). Данная последовательность введениязвука [р] в речь обусловлена фонетическими и артикуляционными особенностями данного звука. Автоматизация звук [р] осуществляется только в звуковых сочетаниях [тр] или [др]. Первоначально вводится открытый слог [тра] или [дра] в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка. Далее закрепляются сочетания [тр] или [др], стоящие в начале слова («трап», «драп»), затем в конце слова («Пётр», «Фёдр», «федр», «кедр»). Данная последовательность введения звука [р] в речь 5Таблица 1Название месяцаНеделя месяцаШипящие звукиСонорные звукиСвистящие звукиСонорые звуки[ш][ж][л][ль][с][з][р]Сентябрь3я [ш]––––––4я [ш]–[л]––––Октябрь1я [ш]–[л]–[с]––2я [ш]–[л]––––3я [ша], [ши]–[л]–[с]––4я[ша], [ши]–[л]–[с]––Ноябрь1я [аш], [ыш]–[л], [ал]–[с]––2я [ш][ж][л], [ал]–[са]––3я [ша][жа][ыл]–[са]––4я [ша][жа][ыл]–[са]––Декабрь1я [шам][жам][бал], [был]–[сы]––2я [шам][жам][бал], [был]–[сы]––3я[ши][жи][мал], [мыл]–[сэ]––4я [ши][жи][мал], [мыл]–[сэ]––Январь2я [ша], [ши][жа], [жи][бал], [был],[мал], [мыл]–[са],[сы], [сэ]––3я [шим][жим][ла], [лы]–[ас],[ыс]––4я [шим][жим][ла], [лы]–[ас],[ос]––Февраль1я [шик][жик][ла], [лу]–[с][з][тр], [др]2я [шик][жик][ла],[лу]–[са][за][тр], [др]3я [шу][жу][ала], [ылы]–[сам][зам][тр], [др]4я[шу][жу][ала], [ыла]–[сы][зы][тра], [дра]Март1я [шум][жум][мала],[мыла]–[сым][зым][тра], [дра]2я [шуть][жуть][мала], [мыла]–[сэ][зэ][трап], [драп]3я [уши][ужи][ла][ля][сэм][зэм][трап], [драп]4я[уши][ужи][лак][ляк][аса][аза][тры], [дры]Апрель1я [аша][ажа][лы][ли][асы][азы][тры], [дры]2я [аша][ажа][лык][лик][басы][базы][трын], [дрын]3я [аша][ожа][лу][лю][оса][оза][пётр], [фёдр]4я [аша][ожа][лук][люк][коса][коза][пётр], [фёдр]Май1я [каша][кожа][ыл][ыль][косы][козы][кедр], [федр]2я [каша][кожа][был][быль][усы][узы][кедр], [федр]

Последовательность введения нарушенных звуков в речь ребёнка старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в процессе использования комплексной речевой гимнастикиобусловлена фонетическими и артикуляционными особенностями данного звука. Автоматизация звук [р] осуществляется только в звуковых сочетаниях [тр] или [др]. Первоначально вводится открытый слог [тра] или [дра] в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка. Далее закрепляются сочетания [тр] или [др], стоящие в начале слова («трап», «драп»), затем в конце слова («Пётр», «Фёдр», «федр», «кедр»). Данная последовательность введения звука [р] в речь обусловлена фонетическими и артикуляционными особенностями данного звука. Звука [с] автоматизируется сначала в открытых ([cа], [cэ]и т.д.) и обратных слогах ([ас], [ис] и т.д.). После чего вводится звук [з] и осуществляется его автоматизация параллельно со звуком [с] в определённой слоговой конструкции. При этом основной упор делается на формирование кинестетических ощущений от работы голосовых связок и на развитие фонематического слуха. Закрепление звуков [с] и [з], после их отработки в открытых слогах ([са], [за], [сэ], [зэ] и т.д.), осуществляется в закрытых ([сам], [зам], [сэм], [зэм] и т.д.) и в обратнооткрытых слогах ([аса], [аза], [ыса], [ыза] и т.д.). Далее автоматизация указанных звуков происходит в двусложных словахпаронимах («усы», «узы», «коза», «коса»). Последовательность введения звуков [с] и [з] в речь обусловлена онтогенетическими 6закономерностями формирования правильного звукопроизношения и фонетическими особенностями данных звуков. Формирование каждого артикуляционного уклада на нарушенный звук в произношении осуществляется на фоне общей артикуляционной и пальчиковой гимнастики, упражнения в которой предлагаются в следующей последовательности. Сначала даются самые простые упражнения, развивающие подвижность мышц губ, щёк (упражнения для губ и щёк) и дифференцированные движения пальцев рук. Постепенно вводятся упражнения, позволяющие формировать кинестетические ощущения от положения языка и кинетические ощущения от движений языка. Данные упражнения выполняются одновременно с пальчиковой гимнастикой, развитием дифференцированных движений пальцев рук и развитием синхронизации голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Первоначальные артикуляционные упражнения заменяются упражнениями, которые направлены на формирование определённого артикуляционного уклада, являющегося основой для правильного произношения звука, нарушенного в произношении (упражнения, направленные на формирование кинестетических ощущений от положения языка). Выполнение указанных упражнений осуществляется параллельно с формированием условнорефлекторной связи между акустическим и артикуляционным образом определённого звука (развитие фонематического слуха).Данное направление работы основывается на положении о том, что кора задней трети верхней височной извилины (зона Вернике), участвующая в слуховом анализе и синтезе, имеет тесные ассоциативные связи с задними отделами нижнелобной зоны (зона Брока), что и делает эту часть височной зоны весьма приспособленной для анализа и синтеза речевых звуков, в которых существенную роль играет артикуляционный аппарат [10, с. 91]. Поэтому, развитие артикуляционной моторики и фонематического слуха осуществляется одновременно с формированием правильного звукопроизношения, так как данный вид коррекционноразвивающей работы оказывает компенсаторное воздействие на поражённые речевые участки коры головного мозга и способствует дальнейшему речевому развитию.

Затем отрабатываются чёткие артикуляционные уклады, проводится работа по развитию речевого дыхания и интонационной выразительности речи. Также используются упражнения на переключаемость движений, согласованную работу органов артикуляционного аппарата (упражнения, направленные на формирование кинетических ощущений от движений языка) и дифференцированных движений пальцев рук или движений кистей рук. Любое упражнение, входящее в состав комплексной речевой гимнастики, осуществляется параллельно с развитием мышц пальцев икистей рук. При разучивании отдельного упражнения следует обращать внимание как на точность выполнения, так и на синхронизацию и координацию движений.Надо отметить, что выработка артикуляционного уклада на определённый звук представляет собой длительный и трудоёмкий процесс, требующий систематической работы. Одни комплексы упражнений ребёнок может освоить за несколько занятий, а другие –за несколько месяцев. Например, формирование «чашечки» (артикуляционный уклад для звуков [ш] и [ж]), «горочки» (артикуляционный уклад уклад для звуков [с] и [з]), поднятие языка вверх, за верхние зубы и к альвеолам (артикуляционный уклад для звуков [л], [л’] и [р]) вызывают у детей значительные трудности, которые оказывают отрицательное влияние на развитие речевой функции.В связи с этим при формировании артикуляционного уклада следует обращать внимание на графу «Важно», в которой родители, воспитатели или учителялогопеды найду для себя важную информацию, направленную на учёт индивидуальных артикуляционных и речевых возможностей ребёнка, имеющего речевые нарушения.7Выполнение упражнений, входящих в состав комплексной речевой гимнастики, требует от дошкольника больших энергетических затрат, определённых усилий и терпения. Эффективность выработки артикуляционного укладана нарушенный звук зависит от систематического повторения и выполнения комплекса упражнений. Однако иногда ребёнок отказывается выполнять упражнение, что связано с необходимостью многократного повторения артикуляционных укладов, создание которых вызывает у дошкольника трудности. В связи с этим комплексная речевая гимнастика, содержащая упражнения, которые имеют условные названия или связаны с определённым игровым образом, вызывает интерес, не утомляет и способствует воспитанию устойчивости внимания, а также усидчивости у детей. Все предлагаемые задания тесно взаимосвязаны между собой: голосовые упражнения позволяют развивать речевое дыхание, повторение слоговых сочетаний –подвижность и переключаемость органов артикуляции, а развитие дифференцированных движений пальцев влияет на развитие речевой функции в целом. При проведении комплексной речевой гимнастики следует придерживаться следующих методических рекомендаций:1. Проводить комплексную речевую гимнастику следует ежедневно, желательно дватри раза в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более точными.2. Непосредственная работа над развитием артикуляционной и пальчиковой моторики должна занимать не менее 5 минут, а всё занятие 1520 минут, при условии наличия коротких перерывов (пауз) перед каждым новым движением. Они позволяют взрослому контролировать качество движения, а ребёнку –ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои движения.3. Комплексную речевую гимнастику необходимо выполнять сидя перед зеркалом, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать ребёнка перед зеркалом надо так, чтобы он хорошо видел лицо логопеда (педагога, родителя) и его губы. Если дошкольник выполняет упражнение с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.4. Упражнения следует выполнять поэтапно. Кроме того, необходимо осуществлять поэтапную проверку выполняемого упражнения, так как это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.5. Все упражнения в комплексной речевой гимнастике, направленные на развитие дифференцированных движений пальцев рук, следует выполнять сначала с помощью ведущей руки,а затем –неведущей, так как именно проекция ведущей руки в коре головного мозга тесно связана с речевыми зонами. Их взаимодействие оказывает более эффективное воздействие на нормализацию речевой функции у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.6. При выполнении комплексной речевой гимнастики взрослый (педагог, родитель) должен обязательно обращать внимание на графу «Важно», следить за качеством, точностью и синхронизацией выполняемых движений, в противном случае комплексная речевая гимнастика не достигает своей цели.Таким образом, комплексная речевая гимнастика –это эффективное средство формирования правильного звукопроизношения и развития фонематического слуха, развития дифференцированных движений пальцев рук, речевого дыхания и интонационной выразительности речи, а также эмоциональноволевой сферы ребёнка. Её творческое использование педагогами и родителями приведёт не только к устранению речевых недостатков, но и гармоничному развитию личности дошкольника, его познавательной и эмоциональнойсферы.

8Ссылки на источники:1.Бушинская, Е. А. Формирование правильного звукопроизношения и развития фонематического слуха у детей с помощью комплексной речевой гимнастики в условиях общеобразовательного ДОУ / Е. А. Бушинская // Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии: сб. материалов Всеросс. науч.практич. конференции 27 марта 2014 года в 2 частях. –2014. –Часть 2. –С.351356.2.Бушинская, Е. А. Комплексная речевая гимнастика для детей 37 лет (авторская разработка Е. А. Бушинская) / Е. А. Бушинская // Вестник магистратуры. –2013. –№12. –С.6368. 3.Бушинская, Е. А. Комплексная речевая гимнастика для детей 37 лет: учеб. пособие для педагогов и родителей / Е. А. Бушинская. –Екатеринбург: центр Учебная книга, 2013. –64 с.4.Бушинская, Е. А. Комплексное календарнотематическое планирование по формированию правильного звукопроизношения и развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: учеб. пособие для педагогов и родителей / Е. А. Бушинская. –Екатеринбург: ООО «Меридиан», 2014. –144 с.5.Бушинская, Е. А. Скоро в школу я пойду: учеб.метод. пособие для методистов, воспитателей и учителейлогопедоа / Е. А. Бушинская. –Екатеринбург: ООО «Меридиан», 2014. –74 с.6.Гурьянова, Т. Л. Проблемы формирования компетенций / Т. Л. Гурьянова // Логопед. –2013. –№5. –С. 8689.7.Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка: роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребёнка / М. М. Кольцова. –М.: Педагогика, 1973. –144 с.8.Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика: метод. рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. / Е.А.Пожиленко. –СПб.: Каро, 2006. –92 с.9.Пятница, Т. В. Системакоррекционного воздействия при моторной алалии: часть 2. / Т. В. Пятница, Т. В. Башинская. –М.: ТЦ Сфера, 2011. –64 с.10.Цветкова, Л. С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения. / Л. С. Цветкова. –М.: Моский психологосоц..