Авторский курс "Комплексная система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике за курс основной школы"
Международная
публикация
Выпуск:
ART 55282
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сунцова
Е.
В. Авторский курс "Комплексная система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике за курс основной школы" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
191–195. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55282.htm.
Аннотация. В статье обсуждается вопрос о необходимости совершенствования методической системы обучения современных школьников математике. Автор анализирует результаты экспериментального преподавания за два года, в основе которого лежит комплексная система обучения, базирующаяся на синтезе реализации основной образовательной программы и средств дополнительного образования учащихся.
Текст статьи
КозловаЕлена Владимировна,аспирант кафедры фундаментальной и компьютерной математики ФГБОУ ВПО «Вятскийгосударственныйгуманитарный университет», г. Кировlenakoz84@mail.ru
Авторский курс «Комплексная система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике за курс основной школы»
Аннотация.Встатье обсуждаетсявопрос о необходимостисовершенствованияметодической системы обучения современных школьников математике.Автор анализирует результаты экспериментального преподавания за два года, в основе которого лежит комплекснаясистемаобучения, базирующаяся на синтезе реализации основной образовательной программы и средств дополнительного образования учащихся.
Ключевые слова:комплексная система обучения, итоговая аттестация, дополнительное образование.
Впоследниедесятилетия активно конструируютсяметодические системы обучения, обеспечивающие осуществление образовательного процесса в условиях дифференциации и индивидуализации, профилизации, информатизации, интенсификации, фундаментализации, гуманизациии гуманитаризацииобразования (Епишева О. Б., Гусев В. А., Тестов В. А., Мартиросян Л. П., Левченко И. В., Берулава Н. М., Саранцев и др.)[1–7]. К сожалению, на сегодняшний день не существует методической системы обучения предметным областям, которая бы в комплексерассматривала образовательный процесс без отрыва от многофакторных внешних условий, поэтому актуальным является вопрос разработки комплексной методической системы обучения школьников математике[8].Комплексная система обучения–система мер в организации учебного процесса, при которой выбор содержания, методов, способов, приёмов, средств и форм обучения реализуется с учетом многофакторных внешних условий, приводящих в совокупности к достижению школьниками высоких учебных результатов не только в рамках основной образовательной программы, но и с привлечением потенциала дополнительного образования[9]. Современный школьный курс математики необходимо рассматривать как общеобразовательный предмет, в содержании которого присутствует значительная фундаментальная научная составляющая,и который ориентирован не только на изучение основ науки математики, как таковой, но и на образование школьника посредством математики. В связи с этим приоритетным направлением является развитие личности учащегося, создание фундамента его математической культуры, формирование и развитие у школьников тех качеств мышления, которые необходимы для адаптации к полноценной жизни и успешной деятельности в современном обществе. В то же время необходимо понимать, что формирование и развитие качеств интеллекта учащегося основывается на приобретении им конкретных знаний и умений в области математики, на познании окружающего мира методами и средствами математики.Один из важных аспектов при подготовке к итоговой аттестации школьников –деятельность педагогов дополнительного образования. Основное направление здесь –организация и проведение курсов, включающих в себя систематизацию всех полученных знаний для успешной сдачи экзаменов. Стоит отметить, что в рамках дополнительного образования подготовку может осуществлять как учитель
математики, работающий с данным классом, так и приглашенный специалист. Заметим, в последнее время наблюдается увеличение количества именно привлеченных педагогов, работающих в высших учебных заведениях и организациях, занимающихся непосредственно дополнительным образованием школьников. Прежде всего, это связано с тем, что мы живем в век, когда все развивается очень динамично и быстро устаревает, при этом школьные учителя в этих условия не всегда успевают повысить свою квалификацию.Поэтому роль дополнительного образования в современном мире чрезвычайно велика и ее нельзя недооценивать[10].C2012/2013учебногогода, на базе одной из общеобразовательных школг. Кирова нами был организован курс подготовки учащихся девятых классов к итоговой аттестации по математике. Данный курс преподавалсяв школе приглашенным специалистом Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании». Курс представлял собой комплексную систему обучения, включающую взаимодействие учителяпредметника, администрации, школьников, родителей и педагога дополнительного образования. Кроме систематизации знаний по математике(как в группах, так и индивидуально)были проведены консультациипо организации экзамена, психологической подготовке с учетом психологопедагогических особенностей школьников.По результатам двухлетней экспериментальной работы школьники из экспериментальной группы, имеющиеболее низкие показатели уровня знаний на начало эксперимента, показали на государственной итоговой аттестации за курс основной школы более высокие качественные показатели, чем школьники из контрольной группы. Так как учитель математики в обеих группах работал один и тот же по одинаковым образовательным программам, то можно сделать вывод о том, что полученные результаты связаны с занятиями, организованными педагогом дополнительного образования. Данные, полученные в результате эксперимента, подтверждают, чтопри подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике за курс основной школы целесообразно ориентироваться на комплексный подход, способствующий достижению максимального образовательного результата. Использование данного подхода вместе с введением новых методов и технологий обучения активизирует познавательную деятельность учащихся, формирует высокий уровень самостоятельности и ответственности. Следует помнить, что в современных условиях только при вкладе должных усилий всех участников образовательного процесса в подготовку школьников к итоговой аттестации мы можем говорить об успешности ее прохождения.
Ссылки на источники:1.Епишева О. Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике [Текст]: автореф. дис. ... дра пед. наук: 13.00.02 / О. Б. Епишева; Тобол. гос. пед. инт им. Д. И. Менделеева. –М., 1999. –54 с.; 2.Гусев В. А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: Дис. ...докт. пед. наук. –М.: 1990. –364 с.; 3.Тестов В. А. Переход к новой образовательной парадигме в условиях сетевого пространства // Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2012, № 4 (1), с. 50–56; 4.Мартиросян Л. П. Теоретикометодические основы информатизации математического образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Москва –2010 –42 c.; 5.Левченко И. В. Предпосылки и особенности фундаментализации образования на современном этапе. URL: http://www.mgpu.ru/download.php?id=17051 [дата обращения: 09.02.2013]; 6.Берулава Н. М. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. М., 1996. –№4. –С. 32–34;
7.Миракова Т. Н. Гуманитаризация школьного математического образования (методология, теория и практика). М.: ИОСО РАО, 2000. –398 с.; 8.Козлова Е. В. Подготовка учащихся основной школы к итоговой аттестации по математике в современных условиях // Физикоматематическое образование в школе и вузе: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской научнопрактической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и учителей / Под ред. Е. Н. Перевощиковой. –Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. –С. 149–153.9.Козлова Е. В. Обучение школьников математике в условиях модернизации образования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. 2013. №2(3). –С. 98–103.10.Козлова Е. В. Роль дополнительного образования в комплексной системе подготовки учащихся основной школы к итоговой аттестации по математике // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Выпуск 2. –ART 55237. –URL: http://ekoncept.ru/2014/55237.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
Elena Kozlova, graduatestudent of fundamental mathematics and computer FGBOU VPO "Vyatka State University of Humanities", Kirovlenakoz84@mail.ruAbstract.The article discusses the need to improve the methodology of modern students learning mathematics. The author analyzes the results of the experimental teaching for two years, which is based on a comprehensive system of learning based on a synthesis of theimplementation of the basic educational program and the supplementary education to students.Keywords:integrated learning system, final examination, additional education.
Авторский курс «Комплексная система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике за курс основной школы»
Аннотация.Встатье обсуждаетсявопрос о необходимостисовершенствованияметодической системы обучения современных школьников математике.Автор анализирует результаты экспериментального преподавания за два года, в основе которого лежит комплекснаясистемаобучения, базирующаяся на синтезе реализации основной образовательной программы и средств дополнительного образования учащихся.
Ключевые слова:комплексная система обучения, итоговая аттестация, дополнительное образование.
Впоследниедесятилетия активно конструируютсяметодические системы обучения, обеспечивающие осуществление образовательного процесса в условиях дифференциации и индивидуализации, профилизации, информатизации, интенсификации, фундаментализации, гуманизациии гуманитаризацииобразования (Епишева О. Б., Гусев В. А., Тестов В. А., Мартиросян Л. П., Левченко И. В., Берулава Н. М., Саранцев и др.)[1–7]. К сожалению, на сегодняшний день не существует методической системы обучения предметным областям, которая бы в комплексерассматривала образовательный процесс без отрыва от многофакторных внешних условий, поэтому актуальным является вопрос разработки комплексной методической системы обучения школьников математике[8].Комплексная система обучения–система мер в организации учебного процесса, при которой выбор содержания, методов, способов, приёмов, средств и форм обучения реализуется с учетом многофакторных внешних условий, приводящих в совокупности к достижению школьниками высоких учебных результатов не только в рамках основной образовательной программы, но и с привлечением потенциала дополнительного образования[9]. Современный школьный курс математики необходимо рассматривать как общеобразовательный предмет, в содержании которого присутствует значительная фундаментальная научная составляющая,и который ориентирован не только на изучение основ науки математики, как таковой, но и на образование школьника посредством математики. В связи с этим приоритетным направлением является развитие личности учащегося, создание фундамента его математической культуры, формирование и развитие у школьников тех качеств мышления, которые необходимы для адаптации к полноценной жизни и успешной деятельности в современном обществе. В то же время необходимо понимать, что формирование и развитие качеств интеллекта учащегося основывается на приобретении им конкретных знаний и умений в области математики, на познании окружающего мира методами и средствами математики.Один из важных аспектов при подготовке к итоговой аттестации школьников –деятельность педагогов дополнительного образования. Основное направление здесь –организация и проведение курсов, включающих в себя систематизацию всех полученных знаний для успешной сдачи экзаменов. Стоит отметить, что в рамках дополнительного образования подготовку может осуществлять как учитель
математики, работающий с данным классом, так и приглашенный специалист. Заметим, в последнее время наблюдается увеличение количества именно привлеченных педагогов, работающих в высших учебных заведениях и организациях, занимающихся непосредственно дополнительным образованием школьников. Прежде всего, это связано с тем, что мы живем в век, когда все развивается очень динамично и быстро устаревает, при этом школьные учителя в этих условия не всегда успевают повысить свою квалификацию.Поэтому роль дополнительного образования в современном мире чрезвычайно велика и ее нельзя недооценивать[10].C2012/2013учебногогода, на базе одной из общеобразовательных школг. Кирова нами был организован курс подготовки учащихся девятых классов к итоговой аттестации по математике. Данный курс преподавалсяв школе приглашенным специалистом Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании». Курс представлял собой комплексную систему обучения, включающую взаимодействие учителяпредметника, администрации, школьников, родителей и педагога дополнительного образования. Кроме систематизации знаний по математике(как в группах, так и индивидуально)были проведены консультациипо организации экзамена, психологической подготовке с учетом психологопедагогических особенностей школьников.По результатам двухлетней экспериментальной работы школьники из экспериментальной группы, имеющиеболее низкие показатели уровня знаний на начало эксперимента, показали на государственной итоговой аттестации за курс основной школы более высокие качественные показатели, чем школьники из контрольной группы. Так как учитель математики в обеих группах работал один и тот же по одинаковым образовательным программам, то можно сделать вывод о том, что полученные результаты связаны с занятиями, организованными педагогом дополнительного образования. Данные, полученные в результате эксперимента, подтверждают, чтопри подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике за курс основной школы целесообразно ориентироваться на комплексный подход, способствующий достижению максимального образовательного результата. Использование данного подхода вместе с введением новых методов и технологий обучения активизирует познавательную деятельность учащихся, формирует высокий уровень самостоятельности и ответственности. Следует помнить, что в современных условиях только при вкладе должных усилий всех участников образовательного процесса в подготовку школьников к итоговой аттестации мы можем говорить об успешности ее прохождения.
Ссылки на источники:1.Епишева О. Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике [Текст]: автореф. дис. ... дра пед. наук: 13.00.02 / О. Б. Епишева; Тобол. гос. пед. инт им. Д. И. Менделеева. –М., 1999. –54 с.; 2.Гусев В. А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: Дис. ...докт. пед. наук. –М.: 1990. –364 с.; 3.Тестов В. А. Переход к новой образовательной парадигме в условиях сетевого пространства // Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2012, № 4 (1), с. 50–56; 4.Мартиросян Л. П. Теоретикометодические основы информатизации математического образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Москва –2010 –42 c.; 5.Левченко И. В. Предпосылки и особенности фундаментализации образования на современном этапе. URL: http://www.mgpu.ru/download.php?id=17051 [дата обращения: 09.02.2013]; 6.Берулава Н. М. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. М., 1996. –№4. –С. 32–34;
7.Миракова Т. Н. Гуманитаризация школьного математического образования (методология, теория и практика). М.: ИОСО РАО, 2000. –398 с.; 8.Козлова Е. В. Подготовка учащихся основной школы к итоговой аттестации по математике в современных условиях // Физикоматематическое образование в школе и вузе: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской научнопрактической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и учителей / Под ред. Е. Н. Перевощиковой. –Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. –С. 149–153.9.Козлова Е. В. Обучение школьников математике в условиях модернизации образования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. 2013. №2(3). –С. 98–103.10.Козлова Е. В. Роль дополнительного образования в комплексной системе подготовки учащихся основной школы к итоговой аттестации по математике // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Выпуск 2. –ART 55237. –URL: http://ekoncept.ru/2014/55237.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
Elena Kozlova, graduatestudent of fundamental mathematics and computer FGBOU VPO "Vyatka State University of Humanities", Kirovlenakoz84@mail.ruAbstract.The article discusses the need to improve the methodology of modern students learning mathematics. The author analyzes the results of the experimental teaching for two years, which is based on a comprehensive system of learning based on a synthesis of theimplementation of the basic educational program and the supplementary education to students.Keywords:integrated learning system, final examination, additional education.