Технология организации самостоятельной работы студентов-бакалавров
Выпуск:
ART 55281
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Никонец
О.
Е. Технология организации самостоятельной работы студентов-бакалавров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
186–190. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55281.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентов.
Текст статьи
Никонец Олеся Евгеньевнак.э.н., доцент, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, г.Брянскnikon4832@mail.ruТехнология организации самостоятельной работы студентов –бакалавровАннотация: встатье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентовКлючевые слова: компетенции, самостоятельная работа, портфолио, эссе.В современном образовательном процессе ВУЗов одной из наиболее важных и значимых проблем становится организация самостоятельной работы студентов. Современные образовательные стандарты вывели самостоятельную работу на высшие ступени пьедестала среди прочих видов деятельности студента. В связи с этим возникает вопрос об активизации самостоятельной работы. При этом под активизацией понимают не просто увеличение объема самостоятельной работы, а повышение ее эффективности. Самостоятельная работа студентов –это планируемая работа, которая выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но безего непосредственного участия. Организованная самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, развитию познавательных способностей.Самостоятельную работу студентов можно условно разделить на две группы:1.Аудиторная самостоятельная работа –это различного вида контрольные, творческие и практические задания во время семинаров.2.Внеаудиторная самостоятельная работа –это выполнение письменного домашнего задания, подготовка доклада, выполнение реферата и т.п.Как показывает инновационный российский и зарубежный опыт модернизации системы высшего образования, повышение эффективности самостоятельной работы студентов достигается путем вопервых, увеличения количества часов, отводимых на самостоятельную работу. Вовторых, при помощи формирования общих и специальных компетенций в процессе организации и выполнения самостоятельной работы. Втретьих, необходимо улучшить качество планирования самостоятельной работы и организовать систематический контроль за ее выполнением.В процессе совершенствования процесса организации самостоятельной работы необходимо повысить ответственность студентов за качественное и неформальное выполнение работ. С этой целью следует сформировать для каждого студента собственный образовательный маршрут. Варианты индивидуального маршрута студентов:
ориентированный на получение знаний;
формирование себя как человека образованного;
формирование себя как будущего специалиста;
на научную деятельность.
Самостоятельная работа способствует формированию профессиональной компетентности, обеспечивает процесс развития методической зрелости студентов, способствует развитию навыков самоорганизации и самоконтроля собственной деятельности.Самостоятельная работа не только формирует профессиональные компетенции, но и создает методические основы самостоятельного решения профессиональных задач.Руководство работой студентов включает требования вести конспект и контроль конспектирования, объяснение методик конспектирования и помощь при записи (темп, паузы, вычерчивание таблиц и т.д.).После рассмотрения теоретических вопросов предполагается практическая часть, которая предусматривает самостоятельную работу студентов.На лекциях в рамках аудиторной самостоятельной работы используются следующие виды работы: прямое перефразирование, терминологический диктант, пятиминутный опрос на каждой лекции.В основу организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов положен компетентностный подход. С этой целью выделены три блока заданий длясамостоятельной работы студентов. Блок 1 подразумевает формирование теоретических и методологических основ развития денежнокредитных отношений. Блок 2 связан с компетенциями в сфере научноисследовательской работы в области денежнокредитных отношений. Блок 3 формирует профессиональные компетенции в области денежнокредитных отношений.В каждом блоке задания даны с учетом выделенных ранее уровней самостоятельной работы студентов и учебных стратегий студентов, которые позволяют им выполнить задания.Взаимосвязь уровней самостоятельной работы, учебных стратегий и профессиональных компетенций представлены в таблице 1.Таблица 1 Внеаудиторная самостоятельная работа Уровень самостоятельной работыУчебные стратегииПрофессиональные компетенциикогнитивныеметакогнитивныеповторениеэлаборацияорганизацияпланированиенаблюениерегуляцияПервый уровеньПисьменные ответы на вопросыОпределение понятий своими словами
+
+
Блок 1Компетенция в сфере теоретических и методологических основ банковского делаВторой уровеньСоставить миниглоссарий
+
Третий уровеньСоставить тестовые задания
+
+
Четвертый уровеньНаписать эссе
+
+
Пятый уровеньСоставить портфолио
+
+
+
+
+
+Третий уровеньЗаконспектировать специальную литературу
+
+
Блок 2Компетенция в сфере научноисследовательской работыЧетвертый уровеньПодготовить обзор по теме+++
Пятый уровеньВыполнить миниисследование++++++Третий уровеньПодготовить доклад++++++Блок 3Компетенция в сфере практического применения теоретических знанийЧетвертый уровеньСоставить портфолио++++++Пятый уровеньРазработать стратегию развития банка++++++Контроль осуществляется как на занятиях, так и на групповых и индивидуальных консультациях в устной форме. Проводится коллективное обсуждение типичных ошибок и анализ индивидуальных.Данная технология организации самостоятельной работы студентов способствует активизации учебнопознавательной деятельности студентов в процессе обучения, имеет большое значение в стимулировании их познавательной активности.
ориентированный на получение знаний;
формирование себя как человека образованного;
формирование себя как будущего специалиста;
на научную деятельность.
Самостоятельная работа способствует формированию профессиональной компетентности, обеспечивает процесс развития методической зрелости студентов, способствует развитию навыков самоорганизации и самоконтроля собственной деятельности.Самостоятельная работа не только формирует профессиональные компетенции, но и создает методические основы самостоятельного решения профессиональных задач.Руководство работой студентов включает требования вести конспект и контроль конспектирования, объяснение методик конспектирования и помощь при записи (темп, паузы, вычерчивание таблиц и т.д.).После рассмотрения теоретических вопросов предполагается практическая часть, которая предусматривает самостоятельную работу студентов.На лекциях в рамках аудиторной самостоятельной работы используются следующие виды работы: прямое перефразирование, терминологический диктант, пятиминутный опрос на каждой лекции.В основу организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов положен компетентностный подход. С этой целью выделены три блока заданий длясамостоятельной работы студентов. Блок 1 подразумевает формирование теоретических и методологических основ развития денежнокредитных отношений. Блок 2 связан с компетенциями в сфере научноисследовательской работы в области денежнокредитных отношений. Блок 3 формирует профессиональные компетенции в области денежнокредитных отношений.В каждом блоке задания даны с учетом выделенных ранее уровней самостоятельной работы студентов и учебных стратегий студентов, которые позволяют им выполнить задания.Взаимосвязь уровней самостоятельной работы, учебных стратегий и профессиональных компетенций представлены в таблице 1.Таблица 1 Внеаудиторная самостоятельная работа Уровень самостоятельной работыУчебные стратегииПрофессиональные компетенциикогнитивныеметакогнитивныеповторениеэлаборацияорганизацияпланированиенаблюениерегуляцияПервый уровеньПисьменные ответы на вопросыОпределение понятий своими словами
+
+
Блок 1Компетенция в сфере теоретических и методологических основ банковского делаВторой уровеньСоставить миниглоссарий
+
Третий уровеньСоставить тестовые задания
+
+
Четвертый уровеньНаписать эссе
+
+
Пятый уровеньСоставить портфолио
+
+
+
+
+
+Третий уровеньЗаконспектировать специальную литературу
+
+
Блок 2Компетенция в сфере научноисследовательской работыЧетвертый уровеньПодготовить обзор по теме+++
Пятый уровеньВыполнить миниисследование++++++Третий уровеньПодготовить доклад++++++Блок 3Компетенция в сфере практического применения теоретических знанийЧетвертый уровеньСоставить портфолио++++++Пятый уровеньРазработать стратегию развития банка++++++Контроль осуществляется как на занятиях, так и на групповых и индивидуальных консультациях в устной форме. Проводится коллективное обсуждение типичных ошибок и анализ индивидуальных.Данная технология организации самостоятельной работы студентов способствует активизации учебнопознавательной деятельности студентов в процессе обучения, имеет большое значение в стимулировании их познавательной активности.