Технология организации самостоятельной работы студентов-бакалавров

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Никонец О. Е. Технология организации самостоятельной работы студентов-бакалавров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 186–190. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55281.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Никонец Олеся Евгеньевнак.э.н., доцент, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, г.Брянскnikon4832@mail.ruТехнология организации самостоятельной работы студентов –бакалавровАннотация: встатье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентовКлючевые слова: компетенции, самостоятельная работа, портфолио, эссе.В современном образовательном процессе ВУЗов одной из наиболее важных и значимых проблем становится организация самостоятельной работы студентов. Современные образовательные стандарты вывели самостоятельную работу на высшие ступени пьедестала среди прочих видов деятельности студента. В связи с этим возникает вопрос об активизации самостоятельной работы. При этом под активизацией понимают не просто увеличение объема самостоятельной работы, а повышение ее эффективности. Самостоятельная работа студентов –это планируемая работа, которая выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но безего непосредственного участия. Организованная самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, развитию познавательных способностей.Самостоятельную работу студентов можно условно разделить на две группы:1.Аудиторная самостоятельная работа –это различного вида контрольные, творческие и практические задания во время семинаров.2.Внеаудиторная самостоятельная работа –это выполнение письменного домашнего задания, подготовка доклада, выполнение реферата и т.п.Как показывает инновационный российский и зарубежный опыт модернизации системы высшего образования, повышение эффективности самостоятельной работы студентов достигается путем вопервых, увеличения количества часов, отводимых на самостоятельную работу. Вовторых, при помощи формирования общих и специальных компетенций в процессе организации и выполнения самостоятельной работы. Втретьих, необходимо улучшить качество планирования самостоятельной работы и организовать систематический контроль за ее выполнением.В процессе совершенствования процесса организации самостоятельной работы необходимо повысить ответственность студентов за качественное и неформальное выполнение работ. С этой целью следует сформировать для каждого студента собственный образовательный маршрут. Варианты индивидуального маршрута студентов:

ориентированный на получение знаний;

формирование себя как человека образованного;

формирование себя как будущего специалиста;

на научную деятельность.

Самостоятельная работа способствует формированию профессиональной компетентности, обеспечивает процесс развития методической зрелости студентов, способствует развитию навыков самоорганизации и самоконтроля собственной деятельности.Самостоятельная работа не только формирует профессиональные компетенции, но и создает методические основы самостоятельного решения профессиональных задач.Руководство работой студентов включает требования вести конспект и контроль конспектирования, объяснение методик конспектирования и помощь при записи (темп, паузы, вычерчивание таблиц и т.д.).После рассмотрения теоретических вопросов предполагается практическая часть, которая предусматривает самостоятельную работу студентов.На лекциях в рамках аудиторной самостоятельной работы используются следующие виды работы: прямое перефразирование, терминологический диктант, пятиминутный опрос на каждой лекции.В основу организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов положен компетентностный подход. С этой целью выделены три блока заданий длясамостоятельной работы студентов. Блок 1 подразумевает формирование теоретических и методологических основ развития денежнокредитных отношений. Блок 2 связан с компетенциями в сфере научноисследовательской работы в области денежнокредитных отношений. Блок 3 формирует профессиональные компетенции в области денежнокредитных отношений.В каждом блоке задания даны с учетом выделенных ранее уровней самостоятельной работы студентов и учебных стратегий студентов, которые позволяют им выполнить задания.Взаимосвязь уровней самостоятельной работы, учебных стратегий и профессиональных компетенций представлены в таблице 1.Таблица 1 Внеаудиторная самостоятельная работа Уровень самостоятельной работыУчебные стратегииПрофессиональные компетенциикогнитивныеметакогнитивныеповторениеэлаборацияорганизацияпланированиенаблюениерегуляцияПервый уровеньПисьменные ответы на вопросыОпределение понятий своими словами

+



+



Блок 1Компетенция в сфере теоретических и методологических основ банковского делаВторой уровеньСоставить миниглоссарий

+

Третий уровеньСоставить тестовые задания



+

+

Четвертый уровеньНаписать эссе



+

+

Пятый уровеньСоставить портфолио

+

+

+

+

+

+Третий уровеньЗаконспектировать специальную литературу

+

+



Блок 2Компетенция в сфере научноисследовательской работыЧетвертый уровеньПодготовить обзор по теме+++

Пятый уровеньВыполнить миниисследование++++++Третий уровеньПодготовить доклад++++++Блок 3Компетенция в сфере практического применения теоретических знанийЧетвертый уровеньСоставить портфолио++++++Пятый уровеньРазработать стратегию развития банка++++++Контроль осуществляется как на занятиях, так и на групповых и индивидуальных консультациях в устной форме. Проводится коллективное обсуждение типичных ошибок и анализ индивидуальных.Данная технология организации самостоятельной работы студентов способствует активизации учебнопознавательной деятельности студентов в процессе обучения, имеет большое значение в стимулировании их познавательной активности.