Полный текст статьи
Печать

 Значение человека не сводится к тому, что он после себя оставил,
 а заключается главным образом в том,
как он действовал при жизни и на что откликался,
а также в том, пробудил ли он в своих современниках
потребность действовать и отдаваться новым веяниям.
 И.В. Гёте

«Потребность действовать» в процессе образования

Современные образовательные технологии значительно обогатили образовательную практику высшей школы способами активной деятельности как студента, так и преподавателя. Процесс профессионально-личностного становления будущего педагога в университете создается путем интеграции всех видов деятельности через сотворчество и сотрудничество всех субъектов «образовательной встречи» (В.И. Слободчиков). Современные образовательные технологии создают условия для полилога, для творческой самореализации каждой личности, для становления ее целостности, самобытности, «творческой уникальности», открывают ее новые ресурсы. Профессионально-личностное становление – это процесс активной, самосозидательной деятельности, направленной на формирование педагогической позиции как достижения единства личностных и профессиональных смыслов, на развитие профессионального сознания в единстве с профессиональным поведением как результатом системного освоения педагогической науки и культуры.
Этапы самоопределения в контексте деятельностного подхода психолог В.К. Рябцев раскрывает в такой последовательности:

                                                                                                                                                             Таблица 1
                                        Этапы самоопределения в контексте деятельностного подхода

Освоение образовательных технологий обогащает ресурсы развития личности как студента, так и преподавателя вуза следующими результатами:
1. Знанием алгоритмов деятельности.
2. Обновлением методического инструментария.
3. Формированием корпоративной культуры.
4. Расширением опыта творческой деятельности.
5. Созданием условий социализации личности.
6. Организацией нового качества самостоятельной работы.
7. Освоением современного стиля работы с информацией.
8. Развитием способности к самоорганизации.

«Секреты» образовательных технологий

             Секрет того, как продвинуться вперед,
заключается в том, чтобы начать.
Секрет того, как начать, состоит в том,
чтобы разбить сложную, непреодолимую задачу
на малые части и начать с самой первой.
Марк Твен

Перечень современных образовательный технологий постоянно расширяется, поэтому нельзя останавливаться на достигнутом.  Активно используются в вузе при подготовке педагогов рефлексивные технологии, технологии диалога, технология портфолио, технология составления интеллект-карт Тони Бьюзена, технология проведения учебной конференции студентов, технология модульного обучения и проектной деятельности, технология организации читательских семинаров, технология интегративных образовательных экспедиций, технология чтения и письма для развития критического мышления, кейс-метод, технология трехуровневого экзамена, технология «Шесть шляп», информационные технологии (обучающие презентации на занятиях в вузе) и др. (1)
Второй «секрет» технологий заключается в том, что они требуют от преподавателя и студента осмысленного выбора и самостоятельности в реализации своей активной познавательной потребности.
И третий «секрет» использования технологий заключается в том, что они дают возможность «сделать работу удовольствием» (Марк Твен), то есть наполнить ее креативностью. Креативность рассматривается как способность к творчеству, нестандартному мышлению, готовность к принятию и созданию нового, стремление к генерированию большого числа оригинальных и полезных идей. Поэтому технологии создают условия для профессионально-творческой самореализации студента и преподавателя в процессе обучения, педагогической практики, преподавания и самообразования.

       Профессионально-творческая реализация человека как единство
            его профессиональных, личностных и бытийных проявлений

 Печаль сама позаботиться о себе, но для того,
 чтобы испытать радость в полной мере, нужен кто-то,
с кем можно ее разделить.
 Марк Твен

В процессе освоения образовательных технологий опыт общения будущего педагога значительно обогащается, наполняется педагогическими смыслами для того, чтобы он мог реализовать себя в профессиональной сфере «человек + человек», в которой он будет «жить и работать», а «жить – значит участвовать в диалоге» (М.М. Бахтин). Поэтому процесс профессионально-творческой реализации человека, как доказано в исследовании М.Е.Кузнецовой (2) должен быть основан на следующих принципах:
- Принцип ориентации на коммуникативную сущность творчества.
- Принцип расширения границ осмысления будущим педагогом и преподавателем вуза своей деятельности.
- Принцип вовлечения их в разнообразные виды и формы деятельности.
- Принцип синергетического эффекта, то есть резонансного эффекта точного воздействия на творческую сферу личности в нужное время в нужной точке.
- Принцип ориентации на индивидуальное своеобразие личности будущего педагога.

Критерии профессионально-творческой реализации преподавателя:
– Обращенная внутрь «педагогичность» личности, растущее по мере профессионального роста стремление к творческому «созиданию» себя и своей жизни, интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию.
– Способность к «общению» с материалом своего предмета, переосмыслению его, готовность к новой неожиданной его интерпретации.
– Способность к использованию или созданию метода трансляции материала, который ориентирован на все системообразующие компоненты педагогического процесса.
– Способность к взаимообогащающему общению со студентами на профессионально-личностном уровне, готовность под влиянием этого общения к личностным переменам при сохранении основополагающих ценностных установок.

Критериальные основания готовности личности к творческому освоению технологий:
1. Понимание творчества как межсубъектного общения и межсубъектных связей в широком смысле слова.
2. Преобладание гармонически-полифонических связей открытого типа.
3. Непрагматическая познавательная потребность (познание себя и окружающего мира).
4. Эстетическое отношение к миру, обусловливающее непрагматическую познавательную потребность.
5. Признание за собой возможности в разнообразной творческой реализации.
6. Восприятие своей жизни в ее прошлых и настоящих проявлениях и будущих устремлениях как целостного источника для творческой реализации.
7. Динамическая нестабильность личности как стимул для творческой реализации

Эти критериальные основания дают возможность каждому участнику образовательного процесса осуществить самооценку своей готовности и своего познавательного интереса к освоению технологий.

Развитие языкового творчества как проявление «человеческого в человеке»

Чему же учатся люди?
Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти,
люди учатся Совести. Это три предмета,
которые необходимы в любой Школе
и которые вобрало в себя Искусство,
три правила «воспитания» души».
                                                                                               Ю.М. Лотман

Включение в образовательный процесс педагогического университета воспитывающих и развивающих возможностей искусства необычайно плодотворно, потому что применение педагогических технологий требует «искусства» творческого воплощения алгоритма деятельности в реальных условиях взаимодействия студентов и преподавателей. Ресурсы искусства в развитии языкового творчества будущих педагогов неисчерпаемы, и его вдохновляющий потенциал открыт «воспитанию души» в разных аспектах:
- Развитие способности к метафоризации, к множественным точкам зрения, ассоциациям.
- Развитие способности к языковой игре, к нарушению речевого стереотипа.
- Развитие способности иронического подхода к различным пластам социальной реальности и их интерпретации.
- Создание профессиональных текстов разнообразных жанров, в идеале эстетически совершенных.
Развитию творческого интеллекта (гибкого, оригинального, способного к развитию и проработке идей, ассоциированию) способствует составление интеллект-карт Тони Бьюзена (3) и его методические советы:
- Играйте в игру поэтических ассоциаций.
- Находите в поэзии методы творческого мышления.
- Отыскивайте поэтические моменты своей жизни.
- Создавайте свои поэтические ритуалы.
- Принимайте участие в поэтической деятельности.
- Ведите поэтический блокнот.
- Пишите короткие стихотворения.
- Развивайте свои чувства.
Помните: вы – прирожденный поэт! И гуманист, если человек для вас – это цель, а не средство для педагогических экспериментов.

 Мастер-класс «Призвание педагога» как средство гуманной педагогики

Здесь надо сердцем. Это внушали нам в институте.
 Педагогика – форма творчества.
Только вот сердцем-то выходит не у каждого –
 тут уж кому что дано.
А. А. Лиханов

Проблема формирования педагогического призвания одна из самых актуальных в педагогическом университете, потому что она требует использования всех ресурсов образовательного процесса: и освоения образовательных технологий, и поиска методик творческого развития личности, и герменевтического подхода к преподавательской деятельности, и креативного отношения к жизни, и творческой модели мышления и поведения человека, и развития непрагматической познавательной потребности у будущего педагога. Раскроем алгоритм мастер-класса, в котором используются технологические ресурсы профессионально-личностного становления будущих педагогов.
Постановка проблемы призвания в педагогическом образовании и профессиональном сознании выпускника университета является смысложизненной, потому что герменевтический анализ концепта «призвание учителя» ставит писателя и его читателя перед выбором жизненных приоритетов и духовно-нравственных ценностей. И в центре интерпретации «образа» профессии учителя, как школы понимания ее предназначения становится концепт – слово «призвание», его этимологическое происхождение и его «значение как содержание сознания, материализованное в знаке», его семантический и ассоциативный потенциал и личностный опыт интерпретатора.
Русский язык как система концептуальных ценностей, накопленных предками, хранит понятие «призвание» особенно бережно с XIX века. Концептуальное поле сознания русского человека понимает «призвание» как склонность к тому или иному делу, профессии, как жизненное дело, назначение. «Краткий этимологический словарь» разъясняет, что это слово является словообразовательной калькой нем. Beruf, безаффиксного производного от berufen – «призывать, приглашать». В русском литературном языке укрепилось в XIX веке. «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера уточняет, что немецкое слово первоначально имело религиозный смысл: «призыв бога к людям».

Шаг 1. Мотивация смысложизненного поиска и профессиональ-ного осмысления проблемы педагогического призвания.
Мастер-класс открывается чтением двух цитат, в которых оценивается современное положение учителя. Ведущий предлагает студентам и переподавателям записать самые важные слова из этих двух текстов.
Священник Артемий Владимиров, обращаясь к юношеству, в своем «Учебнике жизни» размышляет о жизненном призвании так: «Какое прекрасное слово – призвание… Чистое и высокое. Когда мы говорим: «он нашел свое призвание», то имеем в виду, что человек обрел себя самого в любимом занятии, отдается ему полностью, без остатка, трудится и служит не за деньги, не как ремесленник, а из любви к творчеству и созиданию».
Это понимание интерпретировал Ю. Лебедев и его лексический выбор и образный строй речи заслуживает внимания и анализа. Ю. Лебедев считает, что «положение учителя в современной духовной смуте и драматично, и подвижнически высоко. Хранить духовный огонь, свято оберегая его на семи ветрах, - может ли быть служба почетнее, благороднее и ответственнее?! Возжигай ежедневно душеспасительную свечу в сердцах доверенных тебе детей и награды за это, как писал Достоевский, никогда не ищи, «ибо и без того уж велика тебе награда на сей земле: духовная радость твоя, которую лишь праведный обретает». Ю.Лебедев использует два синонима к смыслу слова «призвание» – «подвижничество и «служба почетная, благородная и ответственная». Он выбирает высокий стиль православной лексики: «духовная смута, душеспасительная свеча, оберегать, духовная радость, праведный обретает», чтобы подчеркнуть особую духовную миссию учителя, роль учительского служения детям в истории отечества и в сохранении его духовных традиций. Эта интерпретация точки зрения Юрия Лебедева настраивает читателя на встречу с первой страницей повести А. Лиханова, озаглавленной просторечным вариантом названия крестной матери «Кресна».

Шаг 2. Формирование познавательного интереса.
Ведущий предлагает всем участникам сформулировать свои вопросы, на которые нужно получить ответы, чтобы «понять смысл педагогического призвания».
- Что значит это слово «призвание»? Как его можно истолковать?
- Каковы источники призвания педагога?
- В чем это призвание проявляется?
- Есть ли примеры педагогического призвания в вашем жизненном опыте?
- Как понять свое призвание, «встретиться» с ним?

Шаг 3. Этап группового поиска (все участники работают в группах по четыре человека). Каждой группе предлагается сделать выбор материала, с которым она будет работать.
- Публицистические материалы (статьи из газет и журналов, интервью из университетской газеты, рассказывающие о педагогических династиях и биографиях педагогов-современников. Например, «Управление школой», 2006, №16). Из этих материалов нужно «вычитать» источники педагогического призвания и их классифицировать в форме кластера на афише формата А.4.
- Проекты образовательных событий «Призвание учителя». Нужно познакомиться с ними и создать свой проект школьного праздника «Призвание учителя».
- Высказывания выдающихся педагогов, ученых, писателей и общественных деятелей об учителе и его призвании. Их нужно прочитать и выбрать три эпиграфа к мастер-классу. Обосновать свой выбор. 
- Повесть А. Лиханова «Кресна». Прочитать, перелистать, просмотреть повесть А. Лиханова «Кресна» и найти в ней строчки, детали, сцены, в которых проявилось призвание учителя.
- Дайджест из текста повести А. Лиханова «Благие намерения» (три страницы). Прочитать и выбрать мысли автора, которые вы разделяете и можете их назвать «педагогикой сердца» учителя, работающего по призванию.
Все группы работают в течение 10-15 минут и затем предьявляют результаты своего труда всей аудитории в письменной и устной форме. Афиши прикрепляются на доску.

Шаг 4. Этап сопереживания и погружения в художественный текст повести А. Лиханова «Кресна».
Ведущий мастер-класса читает вслух и предлагает это делать всем участникам, а также комментирует самые главные черты характера и проявления призвания героини – учительницы начальной школы Анны Николаевны, он имеет право сократить чтение и комментарий в зависимости от продолжительности работы.
Новое издание повести Альберта Анатольевича Лиханова «Кресна» (М., 2007г.) открывает широкие возможности для педагогической интерпретации ее содержания и понимания авторского художественного способа осмысления призвания учителя ребенком и взрослым человеком, ставшим писателем, «чтобы рассказать про свою учительницу» (4).
Действие повести, художественное исследование характера и судьбы первой учительницы автор разворачивает перед читателем на фоне военного времени тылового города, жизни начальной школы, духовного опыта мальчишки, ставшего взрослым и навестившего свой родной город, кладбище, школу и свою первую учительницу через много лет после ее окончания. Сюжет прост, но память детства дает много материала для воспоминаний автору и пространства для размышлений читателю. Поэтому повесть интересна как школьнику, так и взрослому человеку, как филологу-исследователю художественного текста, так и педагогу, ищущему концептуальную педагогическую интерпретацию призвания учителя.
А.А. Лиханов открывает свое повествование посвящением «Незабвенной учительнице моей Аполлинарии Николаевне Тепляшиной посвящаю. Автор» Выбор эпитета неслучаен, он подчеркивает основную идею всей повести – имя учителя незабвенно, потому что оно сохраняется в благодарной памяти учеников: «Кресна. Крестная мать.
Крестная мать – не та, что родила, а та, что приняла тебя из купели и потом, как родная, всю жизнь свою, как умела, как понимала, как считала нужным, берегла тебя.
Учительница моя не была моей крестной.
А все-таки была…
Где вы, дорогая моя Анна Николаевна? На каком небесном облачке? В какой небесной сини?
Вы слышите меня? Так вот что хочу вам сказать.
Вас давно уже нет. Но вы есть.
Вы есть во мне.
Вы есть – по-разному – во всех, кто учился у вас и кому вы кресна навсегда – вашими уроками и вашей жизнью.
Благодарю и помню вас, милая наша кресна».
Автор разбивает текст на строчки, придавая ему ритмическое неспешное течение, заставляя читателя «держать паузу» размышления и вслушаться в интонацию этого воображаемого диалога взрослого ученика с первой своей учительницей. Наверно, в том и заключается задача писателя, чтобы выразить благодарность всех школьников, помнящих своих учителей.
В этих последних строчках повести А.А. Лиханов разъясняет свой авторский выбор названия повести, подчеркивая «миссию первой учительницы» – не только учить, но и понимать и чувствовать, как ребенок учится, как он набирается душевных сил, как укрепляется его характер, как выращивает он в себе человеческие качества – доброту, сочувствие, понимание другого человека, уважение человеческого достоинства, совесть и … чувство благодарности.
Альберту Анатольевичу Лиханову удалось создать глубокий и трагический образ учительницы, в судьбе которой отразилась война, история, школа и в полной мере осуществилось призвание учителя, потому что она «полнарода» выучила.
И «этот народ» дает ей такую аттестацию: «Хороший она человек. Учит хорошо». Обратите внимание, что на первом месте «переживание» – отношение личностное, нравственное, а уже затем оценка качества учительской работы.
И эта «человеческая составляющая» художественного образа постоянно акцентируется автором то в простоте одежды, то в «обыкновенности» портрета, то в скромности и сдержанности поведения: «Варварина кресна, наша любимая учительница Анна Николаевна, была сухонькой невысокой старушкой с пуховым платком на плечах…
Так что каждый день и, похоже, всю ее учительскую жизнь Анна Николаевна появлялась в темном платье с белыми крылышками воротничка и с камеей посреди этих крыльев.
Изменила она себе только один раз на моей памяти, в день Победы, когда оказалась в батистовой белой кофточке, опять же застегнутой до самого горла на маленькие перламутровые пуговки. Камеи в тот день не было, но был на груди орден…
Лицо у Анны Николаевны было совершенно обыкновенное, старушечье – продольные морщины на лбу, резкие прорези от носа к краешкам рта, и скулы выпирают, наверное, это от общей худобы…
Можно подумать, учительница наша дорогая сама себя задумала и осуществила такой, чтобы ничем, никакими приметами и особенностями не отвлекать нас от главного – от знаний».
Призвание учителя многогранно, и в нем главным является внутренняя ответственность за своих учеников, выпускников, «народ» по большому счету. И Анна Николаевна помогает своим ученикам и выпускникам, берет на свои плечи груз боли за погибших на фронте и окружает своим вниманием свою крестную дочь, вдову, мать своего ученика Вовки Крошкина, защищая ее больное сердце от непереносимого удара похоронки. Она же спасает своих учеников от цинги, покупая им витамины на свои наградные деньги, учит своих учеников любить родину, книги, музыку, беречь дружбу, уважать любой труд. Но ведь эта боль войны «надорвет» и ее сердце, в старости она помнит своих учеников, но не помнит «своих ежедневных подвигов». Они стерлись из памяти временем, она считала их естественными для своего педагогического повседневного труда, но чувство ответственности за свое дело не покинуло ее даже в старости:
« – А знаешь, от чего я по ночам с испугом просыпаюсь?
Я молчал.
– От страха, что не успела проверить ваши тетрадки. А уже звонок на урок».
Ее тревожит даже во сне ощущение нехватки времени для выполнения всех своих обязанностей. «Звонок на урок» определяет весь ритм жизни учителя. А сам урок воспринимается Анной Николаевной как время неприкосновенное, святое, потому что это время познания, время «встречи с учениками», и его нельзя тратить на себя (даже на получение ордена имени Ленина), но можно тратить на понимание жизни учеников («А тратила время Анна Николаевна, например, чтобы выяснить – кто и что ест дома», и это было нужно, потому что дети падали в голодные обмороки, а учительница старалась помочь им своей зарплатой.
Писатель заставляет читателя искать ответы на вопросы, которые ставит он перед собой: «Может, с этого и начинается настоящее постижение людей? Когда узнаешь, кто что ест, сколько получает, какие у кого и пред кем обязанности и долги?»
«Много-много лет спустя после войны, когда сошли с Земли, точно с поезда, почти все жители ее горьких времен – и солдаты, и маршалы, и матери, и учительницы, и даже совсем безвинные тогдашние дети, а память еще оставшихся присыпало хладным снегом, будто следы в черном, уставшем от осени поле, все чаще я думаю о том, почему мы победили все-таки, а не вымерзли от холода, не вымерли от голода, и немцы сломались и отошли».
Лирически взволнованно звучит этот риторический вопрос, обращенный к себе и читателю, может быть потому, что заставляет ощутить все пространство России, его дороги и поля, зимы и снега, мысленно «проехаться по Руси», чтобы понять размеры пережитого горя войны.
Повесть раскрывает тайны педагогического призвания орденоносной Анны Николаевны в контексте военного времени, которое обязывало и вдохновляло на подвиги, неслучайно ее ученики пришли к выводу, что «учиться плохо именно у Анны Николаевны нельзя».
Исследование этих «тайн» необходимо начать с лирического размышления автора, которое звучит как вступление к воспоминаниям: «Я долго мучился перед тем, как приступить к рассказу о том, как учила нас Анна Николаевна, а потом понял, что мучаюсь зря, потому что невозможно объяснить, как ты научился дышать или, например, ходить».
И первый секрет ее педагогического мастерства заключался в том, что детей Анна Николаевна «никогда за несмышленышей не держала. А держала за равных ей людей, только пока что небольшого роста. Но ведь этот недостаток быстро проходит!»
Это уважительное отношение Анны Николаевны к ребенку, стремление и готовность научить каждого и были главными проявлениями ее педагогического призвания: «Для нее, как она говорила, не было класса, зала, аудитории в смысле собрания людей. В смысле стен и потолков – пожалуйста. Да, говорила она, это помещение, где вы сидите, – класс, но сами вы не класс – а Вова, Нина, Коля, Сережа, Катя, понимаете? Один знает получше арифметику, но похуже русский, другой же – напротив, Вовка, к примеру, обожает зеленый лук с солью, а Нина – клубнику. И если я хочу что-нибудь объяснить вам, надо это объяснить так, как если бы я рассказывала тебе одному, Коля, – лично и персонально!
Такое выражение нам очень нравилось – лично и персонально!
Еще она повторяла: если ты не понял, а другие поняли, не стыдись остальных, переспроси! Ничего не стоит пусть и большая группа успешных, если хоть один застрял позади – неуспешный!»
Мудрость Анны Николаевны заключалась в том, что ей удалось «соединить неслышимое стремление к совершенству не шибко-то разумных, но искренних детей и осознанное стремление взрослой их наставницы» к учению без отстающих. И ей удалось добиться, «чтобы все эти три десятка голов – белобрысых и вороных, кудрявых и гладких, прилизанных и лохматых – одинаково любили и учили на память стихи, равно легко, как тридцать белок вкусные орехи, щелкали задачки по арифметике, старательно выводили толстые и волосяные линии на чистописании и уверенным, твердым голосом отвечали на любые вопросы школьной программы!»
А как красиво начинается процесс понимания слова в начальной школе? С уважения к БУКВЕ, к знаку, к написанию слова. Можно сказать, что герменевтический подход к обучению родной речи Анна Николаевна осуществляла на уроках чистописания:
«А перед каждым уроком чистописания, будто споря со своим неофициальным мнением, повторяла на разный лад одну и ту же мысль:
- Вы должны выработать красивый, к а л л и г р а ф и ч е с к и й почерк. Вас должны понимать все. Кому вы пишите, – друзья, родные или служащие, к которым обращаетесь. Вы учитесь писать не для себя, а для других!
И еще она волновалась, чтобы мы умели складывать мысли.
– Буквы – в слова! Слова – в мысли! Учитесь думать предложениями! А не междометиями. А то ведь спросишь человека. А он тебе «а-а», «бе-е». Словно овечка. Скажи прямо: «Не знаю». Помните: словами и мыслями! Мыслями и словами!» 
Ей удалось воспитать уважение к «родной речи». Вдумайтесь в само название учебного предмета – речь, да еще и родная! Сразу возникает ощущение дома, родины, родни, «русского аромата». «Не знаю, как теперь, а в нашу пору мы много стихов учили наизусть, и Анна Николаевна ухитрялась всех обязательно спросить – это тридцать-то учеников! – и если ты не выучил к заданному одно, выучи за день позже. А нет – так и еще позже – до полного знания, и все мы, полный класс, сперва узнавали, потом учились понимать, затем – любить и в конце концов на всю, до седых волос, жизнь помнить что-нибудь бессмертное, великолепное, восхитительное, родом из третьего класса, вроде «Грозы» Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом
М.Л. Гаспаров, рассуждая о классике на фоне современности, подчеркивал, что классика сохраняет традицию, соединяет понимание людей разных поколений. И кто из читателей не узнал этих строк «родом» из детства, из начальной школы, из кладовых русской классической литературы!
Еще одно увлечение своих учеников удалось сохранить учительнице с помощью своей личной библиотеки, потому что «в ту самую пору мы увлекались чтением – снизошло к нашему возрасту это счастливое благоволение», - пишет А. Лиханов.
 «И вот мы вошли в комнату учительницы.
Больше всего я запомнил большой-большой, до потолка, книжный шкаф. В нем были стеклянные дверцы, а за ними сияли золотом старинные, дореволюционного происхождения, корешки толстенных книг. Это сияние показалось мне отраженным светом чего-то давнего, мною непонимаемого, но совершенно прекрасного. Корешки горели притушенным и слегка печальным великолепием неясного мне былого, забытым первоначалием, когда они были главнее всех, и еще – тоской. Гордой, непризнаваемой вслух, но тоской по уважавшему их прошлому и безнадежным ожиданием неясного будущего».
И вот это будущее входит в повесть заголовком «Вместо эпилога», бывший ученик Анны Николаевны стал писателем и навестил свою учительницу в родном городе: «Меня потрясало мое зрение. Я видел свечу, лицо учительницы, и эта сцена опрокидывала меня сквозь время в мое ушедшее детство».
Стиль рассказчика, повествователя отличается лиризмом и ностальгией взрослого человека по своему детству, пусть военному и голодному, но все же счастливому «неволшебному времени» жизни, потому что «ребенок задуман так, чтобы солнышко, шутка, зеленая трава и доброе слово могли сразу превращать его в беззаботное существо…» И к этой интонации художественного текста нужно прислушаться, чтобы голос писателя зазвучал в восприятии читателя:
«Но вот что я хочу тут заметить уже из своего взрослого века. Суровые времена очищают людей. Подозрительность и сплетни – признак благополучия, а не тягот. Общие страдания сближают пониманием, и добро звучит бесхитростно». С точки зрения Марка Твена, доброта – это язык, который и глухой услышит, и слепой увидит. В основе педагогического призвания лежит особое гуманистическое отношение к человеку, которое в ментальном сознании народа называется добротой.
Торжественно и летописно «звучат» последние строки повести: «Господь призвал ее в девяносто семь лет, а шестьдесят из них она служила в школе». И если призвание – это призыв бога к людям, то, несомненно, свое учительское служение на земле и божественное призвание быть крестной матерью своим ученикам Анна Николаевна осуществила достойно, сердечно, мудро и бережно. Писатель раскрыл жертвенность, избранность, духовность призвания учителя. Понимание читателем концептуального характера этих признаков профессии доказывает их укорененность в опыт народной жизни, в глубину переживаний и воспоминаний современных читателей-студентов педагогического университета.

Итоговый рефлексивный этап.
Чтобы дать возможность каждому студенту и участнику мастер-класса оформить свою интерпретацию призвания педагога, мы предложили ответить на вопросы анкеты в свободной форме:
1. Как звали вашу первую учительницу? Дайте ей характеристику с помощью эпитета, метафоры или сравнения.
2. Определите свое отношение к педагогической позиции Анны Николаевны, главной героини повести А. Лиханова «Кресна», в форме философских и педагогических постулатов?
3. «Как-то быстро… тридцать детских душ… пришли к необъявленному выводу: учиться плохо именно у Анны Николаевны нельзя». Почему дети сделали такой выбор?
4. Почему автор дал именно такое название своей повести о первой учительнице?
5. Назовите книгу, которая, с вашей точки зрения, может помочь осознать свое призвание педагога или его отсутствие?
6. Напишите эссе или создайте презентацию о своем педагоге, который повлиял на ваш профессиональный выбор.
 Педагогическая интерпретация образа первой учительницы в повести А. Лиханова «Кресна» и поиск понимания истоков и проявлений педагогического призвания дали возможность студентам выстроить свое понимание «призвания учителя». Это понимание нашло отражение в их ответах, эссе, отзывах и презентациях, рассказывающих о педагогах, повлиявших на их выбор профессии и личностное становление. Они рассказывали о своих учителях в своих авторских текстах, анализ содержания которых доказал востребованность учениками любого времени доброты и нравственной силы, педагогической помощи и сердечной щедрости учителя.
Как «просыпается» в сознании студента педагогического вуза осознание своего призвания, как это понимание становится концептуальным, впитывая педагогическую культуру, традиции семьи, уважительное отношение к призванию учителя в народе на уровне концепта, то есть его «первосмысла»? Как оно укореняется в сердце читателя, создающего свои интерпретации художественной классической и современной литературы? В какой момент бывает принято решение стать учителем? Искать ответы на эти вечные вопросы можно с помощью современных образовательных технологий в пространстве педагогического знания, интерпретируя свой опыт профессионально-личностного становления и понимания СЛОВА и его назначения (9).

Ссылки на источники:
1. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. – М., 2004.
2. Кузнецова М.Е.Развитие взрослого человека как субъекта творчества в образовательной деятельности. – СПб., 2007.
3.Бьюзен Т. Развитие творческого интеллекта. – Минск, 2004.
4. Лиханов А.А. Кресна. – М, 2007.
6. Браже Т.Г. Гуманитарная культура взрослых. – СПб, 2007.
7. Лотман Ю.М. Воспитание души. – СПб., 2003.
8. Марк Твен. Афоризмы. – СПб, 2005.
9. Чтение как искусство: герменевтический аспект. – Киров, 2013.