Полный текст статьи
Печать
Николаева Евгения Николаевна,
учитель математики МБОУ СОШ № 20, г. Шахты
 
Аннотация. Применение компьютерных технологий в обучении математике объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать несоизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.
Ключевые слова: информационные технологии, учебная информация, методическое обеспечение, мотивация обучения.
 
Наш век – это век компьютерных технологий, новой гибкой изменяющейся системы образования. Современный этап развития общества характеризуется стремительным возрастанием объёма научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства.
Применение информационных технологий в процессе обучения даёт возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Новая грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информационных потоках, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты [1, 2].
Задача преподавателя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить учащихся знанием по предмету, научить их решать определённые типы задач и выполнять определённые действия по выученному заранее алгоритму, но и в том, чтобы развивать их творческие способности, внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Одним из путей решения различных проблем, возникающих перед преподавателем математики, является внедрение информационных технологий на уроке.
Развитие информационных образовательных технологий позволит людям, находящимся далеко друг от друга, работать над одним проектом, вести совместные исследования и быстро обмениваться результатами [3, 4].
Информационные образовательные технологии являются эффективными, способствуют реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняют деятельность преподавателя принципиально новым содержанием образования, позволяя сосредотачиваться на главных функциях – обучающей, воспитательной и развивающей.
Проектируя уроки с использованием ИКТ, следует учитывать, что методическая основа таких уроков предполагает приоритетную цель: развитие способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде. Однако кроме решения развивающих, образовательных и воспитательных задач в ходе проведения уроков с использованием средств ИКТ происходит не только обучение предмету, но и формирование компонентов информационной культуры:
– способности отбирать нужную информацию;
– навыков сопоставительного анализа;
– умений формулировать учебные проблемы;
– умений отбирать материал для подготовки учебных заданий.
Особенно важно использовать информационные технологии на уроках математики, так как математика и информатика связаны теснейшим образом, и необходимо продемонстрировать эту связь обучающимся [5, 6].
На занятиях можно познакомить учащихся с возможностями применения пакета Microsoft Office. Например, важную роль играют при изучении математики уроки-презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, также между преподавателем и учеником существует посредник – компьютер, – что способствует часто эффективному взаимодействию. Урок-презентация также обеспечивает большой объём информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду.
Использование информационных технологий позволяет достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся, повышает действенность живого слова учителя.
Возможности мультимедиа позволяют делать уроки насыщеннее, продуктивнее и эмоционально богаче. Применение ИКТ в учебном процессе позволяет выйти на более высокий уровень организации урока и обеспечить:
– реализацию принципа наглядности на уровне, дающем возможность моделирования процессов и явлений;
– активизацию познавательной деятельности учащихся, внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих процессов;
– развитие навыков контроля и самоконтроля;
– индивидуализацию и дифференциацию обучения;
– формирование информационно-коммуникационных компетенций учащихся.
Общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании помогает участие в работе сети творческих учителей.
Для детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке учителя, на уроках можно применять индивидуальные задания с дополнительной наглядностью, со справочными пособиями, облегчающими восприятие и усвоение учебного материала. Отдельным учащимся на дополнительных занятиях или для работы дома, если они не усвоили материал вовремя или нуждаются в дополнительных упражнениях, можно предложить отдельные модули, тренажёры, дидактические игры. Дети чувствуют себя увереннее, ситуация успеха повышает самооценку и учебную мотивацию. Такие задания позволяют мотивировать ученика и работой за компьютером, и самостоятельно, в индивидуальном темпе продвигаться в овладении учебными навыками.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление, гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия, у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Использование компьютерных технологий на уроках математики позволяет реализовать цели процесса обучения: повысить качество знаний по теме, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого учащегося.
 
Ссылки на источники
1. Старовикова И. В. Компьютеризация школы и математическое образование. – М.: Прометей, 1996. – 276 с.
2. Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебных процесс. – Мн.: Новое знание, 2003. – 152 с.
3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Омега-Л, 2004. – 215 с.
4. Агапова Н. В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с.
5. Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии // Математика в школе. – 2005. – № 6. – С. 73–80.
6. Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии // Математика в школе. – 2005. – № 7. – С. 56–64.