Полный текст статьи
Коснырева Яна Анатольевна,
студентка факультета информатики, математики и физики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров
Зеленина Наталья Алексеевна,
кандидат педагогических наук, доцентю кафеедры математического анализа и методики обучения математике, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров
Аннотация. В статье рассматриваются основные интерактивные формы обучения математике студентов; особенности их использования на занятиях.
Ключевые слова: математика, ФГОС ВПО, активные, интерактивные формы обучения.
Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой знания и умения как единицы образовательного процесса необходимы, но недостаточны. От человека требуется уже не столько обладание специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.
Одной из задач современного образования согласно федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) является освоение компетентностного подхода, который ориентирует процесс обучения на личностный результат каждого обучающегося.
Традиционная система преподавания математики в большинстве случаев предполагает использование объяснительно-иллюстративных, регламентирующих, алгоритмизированных форм и методов обучения, так как они направлены на быструю передачу учащимся большого объема информации (формулы, правила, алгоритмы, свойства, теоремы, готовые доказательства и т.д.).
Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ (ООП) бакалавриата в рамках ФГОС ВПО третьего поколения является внедрение и широкое применение в учебном процессе активных и интерактивных форм и методов проведения занятий.
В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе выделяют несколько моделей обучения: пассивное, активное и интерактивное.
При пассивном обучении преподаватель выступает в роли источника знаний, является основным действующим лицом, студент же выступает в роли объекта обучения (это пассивный слушатель, который должен усвоить и воспроизвести материал).
При активной модели обучения студент выступает субъектом обучения, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые и проблемные задания. Активная модель обучения предполагает также определенную самостоятельность обучающихся, самостоятельное выполнение ими различных заданий, решение учебных и исследовательских задач.
Одним из основных направлений активного обучения является интерактивное обучение.
Интерактивная (от «inter» – взаимный, «act» – действовать) модель обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия учащихся между собой, с преподавателем, внешней средой и предусматривает определенную совместную деятельность обучаемых. Студент и преподаватель в этом случае являются равноправными субъектами обучения. Отметим, что в современных исследованиях интерактивность понимается также как взаимодействие с компьютером и через компьютер.
К особенностям использования активных и интерактивных методов обучения относят следующие: диалогическое взаимодействие; наличие обратной связи; работа в малых динамических группах на основе кооперации и сотрудничества; активно-ролевая (игровая) деятельность; проблемность; взаимодействие обучающихся между собой.
Интерактивная модель обучения предусматривает существенное изменение роли преподавателя в учебном процессе – из источника знаний и информации преподаватель превращается в помощника и консультанта, организатора и координатора занятий.
Претерпевает изменения и содержательная часть изучаемого предмета, а также форма подачи заданий. Акценты при формулировании целей выполнения заданий и решения задач смещаются с закрепления полученных знаний и умений в сторону постановки новых целей и рассмотрения новых проблем [1].
Обучение математике имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с тем, что содержание предмета усваивается в большей степени через решение задач, показ применения теоретических знаний и взаимосвязей между ними на практике. Это говорит о том, что в преподавании математики следует умело сочетать традиционные и инновационные средства, формы и методы обучения.
Из многообразия интерактивных форм и методов обучения, разработанных в области дидактики, выделим те, которые наиболее полно учитывают специфику предмета и могут успешно применяться при изучении математики в вузе:
– интерактивная лекция (проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция-диалог);
– диалоговая форма обучения (предполагает разработку целенаправленной системы вопросов, поиск ответов на которые служит основой для включения студентов в дискуссию, в самостоятельный поиск необходимой информации);
– групповая форма работы (парами, фронтальная, групповая, индивидуальная, микрогруппы);
– совместная деятельность студентов по решению задач недетерминированного характера(задачи отличаются неопределенностью, нестандартностью, множеством правильных допустимых ответов, вариативностью способов решения, отсутствием ограничений и т. д.);
– дидактические и ролевые игры (предоставляют преподавателю дополнительные возможности по организации закрепления, повторения, систематизации пройденного материала, подготовки студентов к контрольной работе или зачету, проверке знаний, умений и навыков, применения результатов обучения, формирования у студентов новых знаний и умений);
– лабораторная работа (студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану выполняют определенные практические задания);
– дискуссия (публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какой-либо проблемы);
– метод «мозгового штурма» (участники обсуждения высказывают большое количество вариантов решения той или иной задачи).
В зависимости от изучаемого содержания могут использоваться также метод «круглого стола», конкурсы практических работ с их обсуждением, тренинги, кейс–метод (разбор конкретных производственных ситуаций), моделирование производственных процессов или ситуаций, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий, методы с использованием компьютерной техники и т. д. [2].
Выбор форм и методов обучения, используемых в учебном процессе, зависит, в первую очередь, от уровня индивидуальных качеств и способностей участников группы, активности группы, специфики определенного курса, содержания учебного материала.
Ссылки на источники
1. Саранцев Г. И. Нужны ли интерактивные формы обучения? // Проблемы современного математического образования в вузах и школах России: Интерактивные формы обучения математике студентов и школьников. Материалы V Всеросс. науч.-методич. конф. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. – С. 42–48.
2. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
студентка факультета информатики, математики и физики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров
Зеленина Наталья Алексеевна,
кандидат педагогических наук, доцентю кафеедры математического анализа и методики обучения математике, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров
Аннотация. В статье рассматриваются основные интерактивные формы обучения математике студентов; особенности их использования на занятиях.
Ключевые слова: математика, ФГОС ВПО, активные, интерактивные формы обучения.
Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой знания и умения как единицы образовательного процесса необходимы, но недостаточны. От человека требуется уже не столько обладание специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.
Одной из задач современного образования согласно федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) является освоение компетентностного подхода, который ориентирует процесс обучения на личностный результат каждого обучающегося.
Традиционная система преподавания математики в большинстве случаев предполагает использование объяснительно-иллюстративных, регламентирующих, алгоритмизированных форм и методов обучения, так как они направлены на быструю передачу учащимся большого объема информации (формулы, правила, алгоритмы, свойства, теоремы, готовые доказательства и т.д.).
Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ (ООП) бакалавриата в рамках ФГОС ВПО третьего поколения является внедрение и широкое применение в учебном процессе активных и интерактивных форм и методов проведения занятий.
В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе выделяют несколько моделей обучения: пассивное, активное и интерактивное.
При пассивном обучении преподаватель выступает в роли источника знаний, является основным действующим лицом, студент же выступает в роли объекта обучения (это пассивный слушатель, который должен усвоить и воспроизвести материал).
При активной модели обучения студент выступает субъектом обучения, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые и проблемные задания. Активная модель обучения предполагает также определенную самостоятельность обучающихся, самостоятельное выполнение ими различных заданий, решение учебных и исследовательских задач.
Одним из основных направлений активного обучения является интерактивное обучение.
Интерактивная (от «inter» – взаимный, «act» – действовать) модель обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия учащихся между собой, с преподавателем, внешней средой и предусматривает определенную совместную деятельность обучаемых. Студент и преподаватель в этом случае являются равноправными субъектами обучения. Отметим, что в современных исследованиях интерактивность понимается также как взаимодействие с компьютером и через компьютер.
К особенностям использования активных и интерактивных методов обучения относят следующие: диалогическое взаимодействие; наличие обратной связи; работа в малых динамических группах на основе кооперации и сотрудничества; активно-ролевая (игровая) деятельность; проблемность; взаимодействие обучающихся между собой.
Интерактивная модель обучения предусматривает существенное изменение роли преподавателя в учебном процессе – из источника знаний и информации преподаватель превращается в помощника и консультанта, организатора и координатора занятий.
Претерпевает изменения и содержательная часть изучаемого предмета, а также форма подачи заданий. Акценты при формулировании целей выполнения заданий и решения задач смещаются с закрепления полученных знаний и умений в сторону постановки новых целей и рассмотрения новых проблем [1].
Обучение математике имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с тем, что содержание предмета усваивается в большей степени через решение задач, показ применения теоретических знаний и взаимосвязей между ними на практике. Это говорит о том, что в преподавании математики следует умело сочетать традиционные и инновационные средства, формы и методы обучения.
Из многообразия интерактивных форм и методов обучения, разработанных в области дидактики, выделим те, которые наиболее полно учитывают специфику предмета и могут успешно применяться при изучении математики в вузе:
– интерактивная лекция (проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция-диалог);
– диалоговая форма обучения (предполагает разработку целенаправленной системы вопросов, поиск ответов на которые служит основой для включения студентов в дискуссию, в самостоятельный поиск необходимой информации);
– групповая форма работы (парами, фронтальная, групповая, индивидуальная, микрогруппы);
– совместная деятельность студентов по решению задач недетерминированного характера(задачи отличаются неопределенностью, нестандартностью, множеством правильных допустимых ответов, вариативностью способов решения, отсутствием ограничений и т. д.);
– дидактические и ролевые игры (предоставляют преподавателю дополнительные возможности по организации закрепления, повторения, систематизации пройденного материала, подготовки студентов к контрольной работе или зачету, проверке знаний, умений и навыков, применения результатов обучения, формирования у студентов новых знаний и умений);
– лабораторная работа (студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану выполняют определенные практические задания);
– дискуссия (публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какой-либо проблемы);
– метод «мозгового штурма» (участники обсуждения высказывают большое количество вариантов решения той или иной задачи).
В зависимости от изучаемого содержания могут использоваться также метод «круглого стола», конкурсы практических работ с их обсуждением, тренинги, кейс–метод (разбор конкретных производственных ситуаций), моделирование производственных процессов или ситуаций, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий, методы с использованием компьютерной техники и т. д. [2].
Выбор форм и методов обучения, используемых в учебном процессе, зависит, в первую очередь, от уровня индивидуальных качеств и способностей участников группы, активности группы, специфики определенного курса, содержания учебного материала.
Ссылки на источники
1. Саранцев Г. И. Нужны ли интерактивные формы обучения? // Проблемы современного математического образования в вузах и школах России: Интерактивные формы обучения математике студентов и школьников. Материалы V Всеросс. науч.-методич. конф. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. – С. 42–48.
2. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.