Аннотация. Статья посвящена вопросам смешанного обучения, его положительного влияния на учебный процесс и реализации принципов смешанного обучения в ВУЗе посредством электронной образовательной среды. Автор рассматривает различные инструменты и методы данной среды.
Ключевые слова: смешанное обучение, электронные обучающие инструменты, контент, электронная образовательная среда, вовлеченность самообразование, автономия, Moodle.
Сегодня мы постоянно сталкиваемся с термином смешанное обучение. Однако знаем ли мы в полном объеме, что он на самом деле означает? Насколько смешанное обучение может быть полезно для студентов и преподавателей. И самое главное, понимаем ли мы на самом деле всю методику и педагогику, стоящих за ним?
В английском языке термин «brick and click» означает смешение традиционного и электронного стилей обучения. Под традиционным подразумевается обычное стандартное обучение в аудиторной среде. Традиционная аудиторная обстановка способствует социальной и взаимодействующей обучающей среде. Она мотивирует обучающихся посредством взаимодействия с другими равноправными участниками процесса обучения наряду с непосредственной обратной связью со стороны преподавателя.
Электронное обучение происходит в автономной обучающей среде, доступной посредством Интернета. Электронные инструменты позволяют студентам приобретать и практиковать новые языковые навыки, не отвлекаясь на происходящее в традиционной аудитории. Они имеют возможность самим управлять своим обучением. Слияние этих двух миров, традиционного и электронного, создает ту обучающую среду, которая удовлетворяет многообразию обучающих стилей и многообразию потребностей студентов и преподавателей. Это слияние и называется смешанным обучением, которое объединяет социальную природу аудитории и такую среду, которая позволяет обучаемому самостоятельно выбирать скорость изучения материала и которая доступна благодаря Интернету.
Как преподаватели иностранного языка мы понимаем всю важность вовлечения студентов в образовательный процесс. Традиционно считается, что чем более вовлечен в этот процесс обучаемый, тем более успешным и насыщенным является обучение. Применение модели смешанного обучения может повысить качество обучения на 11% по сравнению с традиционной моделью. Логика проста: находясь за пределами аудитории, студенты активно погружены в Интернет-среду, они пользуются электронными обучающими инструментами и программами. Они могут взаимодействовать с электронным содержанием или контентом со скоростью, удобной только им, согласно расписанию, подходящему только им; они могут получать пополнение материала курса и сами выбирать упражнения и виды обучающей деятельности. Таким образом, студенты могут добиться успеха в изучении иностранного языка и за пределами стен аудитории. Преподаватели и сами видят студенческую вовлеченность в образовательный процесс, количество входов в электронную образовательную среду и, что более важно, аналитические оценочные данные.
Смешанное обучение совсем не предполагает уменьшения личного контакта в рамках аудиторного времени. Наоборот, оно предполагает намного большее участие обучаемых в процессе обучения, намного большее взаимодействие с контентом и, в целом, намного более высокий уровень вовлеченности, погружения в этот процесс. Это делается намеренно посредством аудиторных установок смешенного обучения, которые и обеспечивают мульти-модальную модель. Подобное целенаправленное смешанное обучение и является обучением, которое признает потребности в наличии большого количества студентов разного уровня владения языком, обучающих стилей и разнообразия опыта в обучении. Именно благодаря подобному смешению преподавателям удается добиться вовлеченности огромного спектра обучаемых разных уровней.
Действительно, студенты значительно более активно и заинтересованно занимаются в электронной среде, значительно в большей степени по сравнению с тем, как они выполняют традиционные задания в учебниках и тетрадях. Благодаря мобильности и доступности электронного контента (с учетом наличия Интернет-связи) они взаимодействуют с этим контентом намного чаще и на более продолжительные отрезки времени. Они иногда выполняют одни и те же упражнения по нескольку раз, не смотря на то, что уже получили за них определенный балл. Студентам очень нравится работать со скоростью, которая удобна и подходит только им, нравится заниматься такими видами деятельности, которые более глубоко и детально представляют контент по сравнению с традиционным текстом. Может быть, так происходит благодаря звуку, доступному в электронной образовательной среде? Или движению и анимации? А может благодаря оценкам и комментариям, которые могут сразу появиться по выполнении заданий? Безусловно, все вышеперечисленные аргументы говорят за это, но есть и еще кое-что.
Использование или применение смешанного подхода в обучении позволяет преподавателям быть более информированными насчет студенческого прогресса в рамках изучения той или иной темы, природы их ошибок и даже своих собственных. Преподаватели также могут выбирать приемлемые и для себя, и для своих студентов виды обучающей деятельности и подгонять содержание курса, чтобы выстроить полное соответствие учебному плану, графику и требованиям программы обучения.
Преподавателя не может не радовать тот факт, что студентам нравится это обучающее пространство, но есть одно но. Действительно ли оно способствует более успешному образовательному процессу и, в итоге, действительно ли студенты научаются большему? Ни для кого не секрет, что все современные электронные «примочки» и «гаджеты» это великолепные результаты технического прогресса, но достигают ли они своей цели в области обучения на самом деле? Улучшают ли они качество обучения и, в итоге, качество выпускников?
Безусловно, существует три основных достоинства при эффективном использовании данной модели обучения. Во-первых, погружение и взаимодействие обучаемых с электронным контентом в рамках обучающих видов деятельности происходит намного дальше рамок традиционного «домашнего задания» по изучаемой теме. Во-вторых, у студентов вырабатывается собственный метод работы с заданиями и обработки информации, собственный путь, по которому он или она движется в направлении самообразования и собственной автономии. В-третьих, студенты получают более высокие результаты в области обучения. Это является прямым следствием выработки собственной способности к самостоятельному управлению своим процессом обучения, при котором они могут сами определить нехватку знаний в той или иной области. И, как результат, студенты учатся больше.
В связи с этим, в современной образовательной деятельности высших учебных заведений широкое распространение получили электронные образовательные ресурсы. Необходимость изучения особенностей разработки и применения в учебном процессе этих ресурсов становится все более актуальной задачей, обусловленной рядом содержательных, дидактических и организационных причин. К их числу можно отнести потребность использования видео- и аудиоматериалов, позволяющих наглядно продемонстрировать и отразить содержание разделов курса; необходимость быстрого изменения контента курсов в связи с инновациями, новыми научными достижениями и изменениями образовательного стандарта; возможность предоставить студентам доступ к обширному объему справочных материалов, касающихся специфики изучаемого предмета; отсутствие необходимости печатного копирования и возможность бесплатного электронного копирования. Есть и другие причины, определяющие важность данного направления работ [1, с. 19 ].
Основой внедрения электронных образовательных ресурсов является информационно-образовательная среда университета. Под ней подразумевается единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции образовательной и обучающей информации, компьютерно-телекоммуникационных технологий взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, базы данных, оптимально структурированные учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики. Это программная система, обеспечивающая едиными технологическими средствами ведения учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в телекоммуникационной среде университета. Это также программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса [2, с. 36].
Для использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе наиболее целесообразны следующие методы: метод проектов, метод информационного ресурса и метод демонстрационных примеров.
При реализации традиционной очной формы обучения наиболее приемлем метод демонстрационных примеров, применение которого во многом направлено на практические занятия.
Электронная образовательная среда позволяет проводить различные виды занятий, а именно: изучение теоретического материала (лекции), тестирование (зачеты), курсовое проектирование и т.д. То есть изучение каждого раздела дисциплины может сопровождается тестированием, выполнением практических работ, а изучение всего курса в свою очередь закрепляется выполнением курсового проектирования [3, с. 9].
Такая электронная образовательная среда включает в себя также учебно-методические материалы, созданные и апробированные преподавателями. Для их эффективного использования должны быть учтены следующие параметры:
* четкая структуризация теоретической части;
* наглядность и постоянная доступность изучаемого материала;
* последовательность действий при выполнении практических заданий;
* диалог между студентами и преподавателем в режимах on-line и/или off-line;
* возможность автоматического проведения текущего контроля и самоконтроля с оценкой действий обучаемого.
На данный момент существуют различные программные продукты, созданные для удовлетворения потребностей электронного образования. Один из них - система Moodle («Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment» - Модульная объектно-ориентированная дина-мическая обучающая оболочка).
Данная система предназначена для создания любых учебных курсов по любым дисциплинам, управления ими и внедрения их в образовательный процесс. Она обладает обширным набором инструментов для создания и редактирования различных материалов (конспектов лекций, заданий к семинарам, тестов и т.п.), для организации интерактивного режима работы.
Основные инструменты системы Moodle можно классифицировать по их назначению:
* информационные (опрос, семинар или лекция, пояснение, текстовая страница, глоссарий, база данных, анкета);
* контролирующие (тест, рабочая тетрадь, лекция с элементами контроля, семинар);
* коммуникационные (чат, форум, обмен личными сообщениями).
Именно система Moodle является одним из качественных инструментов, способствующих переходу от традиционной модели обучения к смешанной. Но прежде чем броситься в пучину инноваций, необходимо ответить для себя на ряд вопросов, например, таких как: Есть ли у обучаемых какие-либо предпочтения в стилях обучения? Какие задания лучше выполнять в аудитории, а какие вне се стен, т.е. самостоятельно? В чем преимущества и недостатки смешанного обучения? и т.д.
Самим студентам также необходимо определиться, какой стиль деятельности для них более предпочтителен: автономный, уединенный или совместный, при поддержке сокурсников и преподавателя. Безусловно, автономное выполнение работы подходит для различных видов деятельности, таких как выполнение домашних заданий, исследований, написание рефератов и докладов, выполнение каких-либо дополнительных заданий для работы над ошибками или для того, чтобы изучить пропущенный материал, а также оно способствует более глубокому погружению в изучаемый материал, дает обучаемому выбор времени выполнения того или иного задания и т.д. При этом студентам нравится работать с электронными ресурсами, так как информационные технологии стали частью их жизни, а ее ритм с каждым днем убыстряется. То же самое касается и жизни преподавателей, и этому свидетельствуют такие факты как: наличие мобильных телефонов и интернет-соединения хотя бы на рабочем месте, использование электронных словарей, энциклопедий и поисковых систем, странички в социальных сетях и прочее.
В связи с тем, что информационные технологии уже давно и надолго стали частью нашей жизни, почему бы их не использовать в образовательном процессе? При этом кто-то может предположить, что преподавателя можно будет заменить компьютером. Но не стоит делать таких скоропалительных умозаключений, так как занятий в аудитории заменить невозможно, ибо они: способствуют личному взаимодействию, получению коммуникативных навыков и совместной образовательной деятельности, создают социально-обучающую среду, дают возможность сравнить собственный прогресс с уровнем других обучаемых, задать вопрос и сразу же получить на него ответ и, конечно же, получить поощрение от преподавателя, что очень стимулирует мотивацию к обучению.
Необходимыми для обучаемых функциями преподавателей являются исправление ошибок, мониторинг и проверка достижения результатов, вычленение групп обучаемых, установка обучающих целей, поддержка обучаемых. Поэтому совокупность вышеперечисленных видов деятельности совместно и автономно и может быть названа смешанным обучением.
Итак, смешанное обучение - это комбинация компонента аудиторных занятий с активным использованием информационных технологий. Смешивание происходит потому, что у всех обучаемых есть свои потребности, не бывает одинаковых обучающих ситуаций, ни один учебник не может удовлетворить потребности всех и каждого, преподавателям постоянно приходится обновлять учебные материалы.
Смешанное обучение включает в себя деятельность в режиме oн-лайн, персонализированное обучение, журнал оценок и инструменты коммуникации.
Одной из важнейших функций преподавателя является и выставление оценок, которое вручную можно выполнить двумя способами: совместная проверка в аудитории или самостоятельная проверка после занятий. Оба вида деятельности являются трудоемкими и затяжными по времени. При этом преподаватель не всегда может проверить, сам ли студент выполнял задания, при групповой проверке - все ли студенты были честны в выставлении оценок. Время уходит также и на определение тех сфер материала, где у группы или отдельного студента возникли сложности, а также и на выставление всех оценок в журнал. При смешанном обучении с использованием электронной образовательной среды проверку работ, определение слабых сторон и выставление оценок можно сделать автоматически и мгновенно. Все это, безусловно, освобождает время для большего взаимодействия с обучаемыми в аудитории.
Все виды деятельности, их многообразие, их гибкость и персонализация в электронной образовательной среде способствуют обучению большему количеству навыков, постановке заданий как для всей группы обучаемых, так и индивидуально. У студента в электронной образовательной среде есть больше времени для самообучения с мгновенной обратной связью, возможность делать ошибки без скованности перед аудиторией, выбор своего стиля выполнения заданий.
Итак, смешанное обучение с использованием электронной образовательной среды представляет собой комплементарный баланс между традиционным и новым; при этом обучаемый находится в центре процесса обучения, имеет дополнительные практические возможности; существует многообразие моделей и материалов обучения, стабильный
прогресс в обучении, надежность техники и уменьшение нагрузки на преподавателя.
Ссылки на источники:
1. Абросимов А. Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий: автореф. дис . д-ра пед. наук. М, 2005. – 44 с.
2. Моисеев В. Б. Элементы информационно-образовательной среды высшего учебного заведения. Ульяновск: Изд-во Ул. ГТУ, 2002. - 152 с.
3. Нежурина М. И. Принципы организации и разработки специализированной информационно-образовательной среды для дистанционного обучения: автореф. дис. канд. тех. наук. М., 1998. – 18 с.
4. Sitzman, T. &Ely, K. Web-Based Instruction: Design and Technical Issues which Influence Training Effectiveness. Retrieved Nov.25, 2011. – URL: http:/www.webboard.adlnet.org/Technologies/Evaluation/Library/Additional Resources/Presentations/ASTD2009.