Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена исследованию структуры ценностных ориентаций представителей школьных молодежных субкультур различной направленности. Авторы стремятся проследить связь между направленностью молодежной субкультуры и доминирующими в ней ценностями. Были установлены ценности, которые являются значимыми как для россиян, так и для украинцев, белорусов: счастливая семейная жизнь, здоровье, любовь, хорошие и верные друзья.
Ключевые слова: ценностные ориентации, субкультура, молодежная субкультура 

Молодежные субкультуры все чаще начинают быть темой культурологических, социологических и что наиболее важно для нас – социально-психологических исследований [3].

Интерес к этому явлению имеет объективные причины: настолько популярным становится объединение молодежи в неформальные и формальные общности по интересам [2].

Понятие «молодежная субкультура» может рассматриваться  в узком и широком значении. Так субкультура в широком понимании этого слова представляет любую общность людей, объединенную сходными интересами, ценностями, стилем поведения и т.д. В узком понимании субкультура рассматривается как некая элитарная культура [1].

Многие исследователи, в частности И.М. Сотников, Т.Б. Щепанская, считают возможным давать определение молодежной субкультуре через перечисление ее существенных признаков.

Так социолог И.М. Сотников считает, что для любой субкультуры обязателен следующий набор характерных черт:

- наличие своеобразных норм, ценностей, мировосприятия, что часто приводит к нонконформизму, входящих в данную субкультуру;

- специфический стиль жизни и поведения;

- наличие внешней атрибутики, проявляющейся в одежде, украшениях, манерах, жаргоне и т.п.;

- наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи [5].

Т.Б. Щепанская полагает, что большинство известных определений культуры (и субкультуры как ее разновидности) описывают ограниченный набор ее ключевых признаков. Среди них: знаковые (общность идеологии, ментальности, символики, культурного кода, картины мира); поведенческие (обычаи, ритуалы, нормы, модели и стереотипы поведения); социальные (социальная группа, страта и т.д., определяемая как носитель субкультуры) и все они вместе (культура как «целостный образ жизни») [6].

Не случайным является тот факт, что мы говорим именно о молодежных субкультурах.

Во-вторых, молодые люди в основном являются учащимися, студентами, они социально зависимы от родителей, не являются полностью самостоятельными членами общества.

В-третьих, молодежные субкультуры могут существовать в разных формах – от небольших неформальных групп до массовых движений.

В-четвертых, молодежь занимает специфическое положение в системе общественных отношений, ориентированных на материальное и духовное производство. Современная молодежь потеряла интерес к труду, да и к жизни в целом. Об этом свидетельствует статистика самоубийств, преступности в среде молодежи [4]. 

На наш взгляд, наиболее активную молодежь славянских государств можно отнести к молодежной субкультуре, если рассматривать это понятие в широком значении. Ведь все славянские школьники – члены клубов, студий, союзов и др. объединений имеют общие интересы (в творчестве, спорте, учебе и т.д.), кроме того, они имеют общий язык, историческое прошлое, культурные традиции, достижения в области науки и искусства.

Сейчас, на фоне нестабильности социальных процессов во всем мире, по нашему мнению, особую актуальность приобретает изучение ценностных ориентаций молодежи, в том числе молодежи славянских народов.

Поэтому целью исследования стало изучение структуры значимых ценностных ориентаций представителей славянской молодежной субкультуры.

Объект исследования: ценностные ориентации молодежи.

Предмет исследования: значимые ценностные ориентации представителей славянской молодежной субкультуры.

Исследование проводилось нами на базе КРОО «ОЦ «Монолит» в 2013 г., на смене «Содружество», где принимали участие дети из различных молодежных клубов, которые прибыли на форум практически со всех районов курского региона, а также из городов-партнеров Курска (страны СНГ), города Рогачев (Республика Беларусь, Гомельская область), города Новоград-Волынский (Украина, Житомирская область).

В исследовании принимало участие несколько отрядов, их составляли члены детско-юношеских объединений творческой, спортивной и др. возраст исследуемых составил от 12 до 18 лет. Всего в исследовании приняло участие 54 человека.

Для исследования применялась методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича. В структуре ценностных ориентаций респондентов нами были условно выделены 3 блока – значимые ценности (первые шесть по рангу), нейтральные (с седьмой по двенадцатую) и незначимые (с тринадцатой по восемнадцатую). Тщательному анализу мы подвергли именно значимые для исследуемых ценности.

Первоначально проанализируем конкретные и абстрактные значимые ценности отряда «Высота» (24 человека, 12-16 лет). Для представителей данной молодежной субкультуры значимыми являются такие конкретные ценности как здоровье (ранг 1), наличие хороших и верных друзей (ранг 2), счастливая семейная жизнь (ранг 3). Среди значимых абстрактных ценностей можно выделить любовь (ранг 4), счастье других (ранг 5), развитие (ранг 6). Таким образом, в структуре значимых ценностных ориентаций респондентов представлены примерно в равной мере и конкретные ценности, и абстрактные, но по рангу явное преимущество имеют конкретные ценности.

Далее проанализируем ценности профессиональной самореализации и ценности личной жизни исследуемых. Для школьников значимы такие ценности профессиональной самореализации как развитие и такие ценности личной жизни как наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, а также любовь. Таким образом, наблюдается доминирование ценностей личной жизни.

Теперь проанализируем структуру значимых для респондентов инструментальных ценностей. Давая анализ с позиции деления этих ценностей на этические, ценности общения и ценности дела, можем констатировать: в структуре ценностных ориентаций респондентов этические ценности представлены самоконтролем (ранг 1) и ответственностью (ранг 3). Ценности общения представлены честностью (ранг 2) и воспитанностью (ранг 4), а ценности дела – твердой волей (ранг 5) и образованностью (ранг 6). Таким образом, для испытуемых приблизительно равную представленность  в структуре ценностных ориентаций имеют все перечисленные группы ценностей, однако в порядке уменьшения их значимости можно условно  расположить их следующим образом: этические ценности, ценности общения, ценности дела.

Далее выделим такие группы ценностей как индивидуалистические, конформистские и альтруистические. Среди индивидуалистических ценностей обратим внимание на твердую волю, среди конформистских – на самоконтроль и воспитанность, среди альтруистических ценностей значимых для респондентов не обнаружено. Таким образом, можно говорить о преобладании конформистских ценностей.

На следующем этапе проанализируем ценности самоутверждения и ценности принятия других людей. Для представителей данной молодежной субкультуры значимыми являются ценности самоутверждения – образованность и твердая воля, а также ценности принятия других – самоконтроль и честность. Так как вторые имеют наивысший ранг, то именно ценности принятия других людей мы будем рассматривать  в этой группе как ведущие.

Обобщая все вышесказанное, схематически опишем структуру значимых ценностных ориентаций представителей данной молодежной субкультуры: ранговое преобладание конкретных ценностей, доминирование ценностей личной жизни, примерно равная выраженность этических ценностей наряду с ценностями общения и дела, ведущее положение конформистских ценностей и ценностей принятия других людей.

Теперь дадим оценку значимым ценностным ориентациям представителей молодежной субкультуры отряда «Братья славяне» (13 человек, 12-15 лет). Анализ начнем с рассмотрения значимых терминальных ценностей (конкретных и абстрактных). Среди конкретных ценностей значимыми для респондентов выступают ценности здоровья (ранг 1), счастливой семейной жизни (ранг 2), наличие хороших и верных друзей (ранг 3), интересная работа (ранг 5). Среди абстрактных ценностей для нас представляют интерес любовь (ранг 4) и уверенность в себе (ранг 6). Таким образом, в структуре ценностных ориентаций представителей данной молодежной субкультуры доминируют конкретные ценности.

Рассмотрим деление терминальных ценностей на ценности профессиональной самореализации и ценности личной жизни. Значимыми для респондентов выступают такие ценности профессиональной самореализации как интересная работа и следующие ценности личной жизни: счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, любовь. Таким образом, наблюдается преобладание ценностей личной жизни.

Далее дадим анализ инструментальным ценностям с позиции их деления на этические, ценности общения и ценности дела. Можно выделить как значимую для респондентов только одну этическую ценность – ответственность (ранг 5). Значимые ценности общения более многочисленные  - воспитанность (ранг 1), жизнерадостность (ранг 2), чуткость (ранг 4). В структуре значимых ценностных ориентаций школьников присутствуют также ценности дела – образованность (ранг 3) и исполнительность (ранг 6).  Таким образом, можно подчеркнуть, что для респондентов более значимыми являются ценности общения.

Рассмотрим деление инструментальных ценностей на индивидуалистические, конформистские и альтруистические. Среди индивидуалистических ценностей значимых не выделено. Среди конформистских ценностей значимой является воспитанность, среди альтруистических -  чуткость. Таким образом, в структуре значимых ценностных ориентаций респондентов присутствуют конформистские и альтруистические ценности.

На следующем этапе проанализируем значимые для респондентов ценности самоутверждения и ценности принятия других людей. Значимые ценности самоутверждения представлены такой ценностью как образованность. Значимые ценности принятия других людей включают чуткость (ранг 4). Таким образом, в структуре ценностных ориентаций представителей данной молодежной субкультуры в приблизительно равной степени представлены ценности самоутверждения и ценности принятия других людей.

Обобщая все вышесказанное, составим представление о структуре ценностных ориентаций представителей данной молодежной субкультуры: доминируют конкретные ценности, ценности личной жизни, ценности общения. Также в ней присутствуют конформистские и альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других людей.

Далее охарактеризуем структуру значимых ценностных ориентаций представителей молодежной субкультуры отряда «Куряне» (17 человек, 14-17 лет). Для начала проанализируем терминальные ценности данной группы, а именно выделим значимые для респондентов конкретные и абстрактные ценности. Среди конкретных ценностей значимыми для респондентов являются здоровье (ранг 1), наличие хороших и верных друзей (ранг 2), удовольствия (ранг 5) и активная деятельная жизнь (ранг 6). Среди абстрактных ценностей выделяются свобода (ранг 3) и активная деятельная жизнь (ранг 5). Таким образом, у респондентов преобладают конкретные ценности.

Теперь проанализируем ценности с позиции их деления на ценности профессиональной самореализации и личной жизни. Для испытуемых является значимой только такая ценность профессиональной самореализации как активная деятельная жизнь (ранг 6). Ценности личной жизни более многочисленны – наличие хороших и верных друзей, свобода, любовь, удовольствия. Таким образом, в указанной группе наблюдается ярко выраженное преобладание ценностей личной жизни.

На следующем этапе проанализируем значимые для школьников инструментальные ценности. Начнем с анализа этических ценностей, а  также ценностей общения и ценностей дела. Среди этических ценностей для респондентов значимы самоконтроль (ранг 5) и независимость (ранг 6). Среди ценностей общения особый интерес представляют жизнерадостность (ранг 1), воспитанность (ранг 3), честность (ранг 4). Среди ценностей дела выделяется рационализм (ранг 2).  Таким образом, можно выделить преобладание ценностей общения над всеми другими видами ценностей.

Далее дадим оценку индивидуалистическим, конформистским и альтруистическим ценностям представителей данной молодежной субкультуры. Значимые индивидуалистические ценности включают только независимость, конформистские – воспитанность и самоконтроль, а альтруистические ценности как значимые не представлены. Таким образом, можно заметить более высокое положение конформистских ценностей.

Осталось проанализировать ценности самоутверждения и ценности принятия других людей. Среди ценностей самоутверждения значимой является только независимость,  а ценности принятия других людей включают самоконтроль и честность. Таким образом, в структуре ценностных ориентаций респондентов ведущее место занимают ценности принятия других людей.

Систематизируя приведенные выше данные, можем констатировать для респондентов следующее:

  • наиболее значимыми ценностями являются конкретные;
  • у исследуемых доминируют ценности личной жизни;
  • значимую роль для школьников – славян играют ценности общения;
  • первостепенное значение для исследуемых имеют конформистские ценности;
  • главенствующее положение в структуре ценностных ориентаций респондентов занимают ценности принятия других людей.

Данные результаты мы сравнивали с  полученными при изучении других отрядов, участвующих в смене Международного лагеря. Заметим, что нами были получены сходные результаты. Таким образом, можно увидеть общее в ценностных ориентациях славянской молодежи. Однако, это сходство может носить поверхностных характер, так ценности могут различаться не только принадлежностью к разным группам (например, конкретным или абстрактным), но и самими ценностями внутри группы (например, для одних респондентов важно здоровье, для других – хорошие и верные друзья, а группа ценностей одна – конкретные).

Нам представляется значимым тот факт, что несмотря на тиражируемое в СМИ мнение о том, что славянские народы теряют общие корни и сталкиваются со все возрастающим непониманием по отношению друг к другу, результаты исследования показывают обратное – существуют ценности, которые являются значимыми как для россиян, так и для украинцев, белорусов. Это – счастливая семейная жизнь, здоровье, любовь, хорошие и верные друзья. Подобные ценности в наших динамично развивающихся общественных отношениях не только не померкли, но и обрели значимость для молодого поколения.

Ссылки на источники

  1. Брешин А.А. Субкультура современной российской молодежи: социологический анализ : Автореф. дисс. ... канд. соц. наук. – М., 2010.
  2. Логвинов И.Н., Сарычев С.В., Логвинова М.И., Логвинова Т.И. Структура ценностных ориентиров молодежной субкультуры «геймеров» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 3 (27). Часть 1. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/031-030.pdf.
  3. Логвинова М.И., Логвинова Т.И., Логвинов И.Н. Ценностные ориентации представителей современных молодежных субкультур // Современные научные исследования. Выпуск 2 / Под ред. П.М. Горева и В.В. Утёмова. - Концепт. - 2014. - Приложение № 20. - URL: http://e-koncept.ru/ext/61.
  4. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». - М.: Ин-т социологии РАН, 2000.
  5. Сотников И.М. Дифференциация студенческой субкультуры в современном Российском обществе. Дис.канд. соц. наук. М., 2009.
  6. Щепанская Т.Б. Субкультуры // Современный городской фольклор. – М., РГГУ. 2003.