Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения структуры значимых ценностных ориентаций представителей славянской молодежной субкультуры. Установлено, что конкретные ценности выступают для представителей школьных молодежных субкультур славянских народов наиболее значимыми. При этом наблюдалось преобладание ценностей личной жизни над ценностями профессиональной самореализации. Для славянской молодежи характерно доминирование конформистких ценностей и ценности принятия других людей, а также ценности общения.
Ключевые слова: ценностные ориентации, субкультура, молодежная субкультура 

Для молодежи является типичным стремление в объединении на основе общих интересов. Эта тенденция начинает ярко проявляться в подростковом возрасте и распространяется далее на период юности и молодости. Причем молодежь тянется не к абстрактной группе, а создает конкретную молодежную субкультуру, где стремится реализовать себя. Но даже среди нескольких неформальных групп, сходных по интересам, человек может тянуться к одной группе, а в другой так и не стать «своим». Зачастую причиной тому становится различие  в ценностных ориентациях, которые, по мнению многих уважаемых авторов, считаются ядром, «вершиной личности» [2].  

Относительно понятия «ценность» и «ценностные ориентации» не существует единого мнения, выделяют несколько подходов. Первый указывает на извне данный характер ценностных ориентаций, их регулирующую функцию, форму социально одобряемого поведения. Второй подход рассматривает ценность как некую особую форму, как идеальное отражение социальных отношений людей [3].

С начала 90-х годов перед  Россией стоял вопрос о том, какие ценности прививать молодежи. В результате советские ценности были отвергнуты как устаревшие, а новые либо не имели гуманистический характер, либо не предлагались вовсе. В итоге длительное время  наше общество пребывало в состоянии анемии. На ее фоне – высокие показатели убийств, самоубийств, низкие показатели по продолжительности жизни и др. [6].

Ценностные ориентации являются частью направленности личности. Направленность, по-разному раскрываемая в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др., выступает как системообразующее свойство личности, определяющее весь ее психический склад [4].

Теперь же общество все еще стоит перед выбором, какие ценности прививать молодежи и какими способами это делать. На наш взгляд, одним из перспективных путей видится включение подрастающего поколения в деятельность молодежных субкультур, где бы происходило освоение культурного опыта,  а также формирование позитивных ценностных ориентаций не навязчиво, «сверху», а естественно, «изнутри».

Сейчас все больше внимания начинает уделяться воспитанию детей и юношей. Современные ценностные ориентиры государства изложены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.).  Здесь указывается, что «современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1].

Для реализации выдвинутых идей необходимо создание специальных условий, развивающих сред, «социальных оазисов» [5]. Сейчас такие условия стараются создавать на базе летних оздоровительных центров (на основе временных детских коллективов). Но широкое включение детей и юношества в молодежные объединения позитивной направленности, по нашему мнению, сделало бы благоприятный эффект более выраженным и длительным. Причем, такие молодежные субкультуры (представленные детско-юношескими клубами, студиями, союзами) существуют и постепенно набирают популярность. Мы называем такие молодежные субкультуры «школьными» не потому, что они формируются на базе школы, а потому, что в них включены дети и юноши параллельно с обучением в школе.

Поэтому целью исследования стало изучение структуры значимых ценностных ориентаций представителей современной славянской молодежной субкультуры.

Объект исследования: ценностные ориентации молодежи славянских народов.

Предмет исследования: значимые ценностные ориентации представителей современной славянской молодежной субкультуры.

Исследование проводилось на базе КРОО «ОЦ «Монолит» в 2013 г., в рамках смены, которая собрала представителей из различных молодежных клубов, прибывших на форум практически со всех районов курского региона, а также из городов-партнеров Курска из стран СНГ: города Рогачев (Республика Беларусь, Гомельская область), города Новоград-Волынский (Украина, Житомирская область).

Таким образом, в исследовании принимала участие наиболее активная часть школьников, успевающих не только довольно успешно обучаться в школе, но также участвовать в деятельности клубов по интересам в своих родных государствах. В задачи конкретного исследования не входило изучение различий в структуре ценностных ориентаций у славянской молодежи разных государств, наоборот, мы старались увидеть то общее, что могло бы объединить наши народы. Именно поэтому мы настаиваем на выделении молодежной славянской субкультуры, которая бы объединяла новые поколения, выросшие в постсоветскую эпоху. Ведь, несмотря на суверенитет государств, наши народы сохранили общность традиций, культуры, искусства, истории.

  В исследовании принимало участие несколько молодежных субкультур, их составляли члены детско-юношеских объединений творческой, спортивной и др. направленностей, возраст исследуемых составил от 12 до 18 лет.

Для исследования применялась методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича. В структуре ценностных ориентаций респондентов нами были условно выделены 3 блока – значимые ценности (первые шесть по рангу), нейтральные (с седьмой по двенадцатую) и незначимые (с тринадцатой по восемнадцатую). Тщательному анализу мы подвергли именно значимые для исследуемых ценности.

Первоначально проанализируем конкретные и абстрактные значимые ценности отряда «Наша раша» (16 человек, 13-17 лет). Среди конкретных ценностей значимыми для респондентов указанной группы являются здоровье (ранг 1) и счастливая семейная жизнь (ранг 2). Среди абстрактных ценностей для исследуемых наиболее привлекательны свобода (ранг 3), любовь (ранг 4), развитие (ранг 5), познание (ранг 6). Таким образом, отметим количественное преобладание в данной группе абстрактных ценностей над конкретными при одновременном главенствовании конкретных ценностей по рангу.

Далее проанализируем распределение в той же группе ценностей профессиональной самореализации и личной жизни. Значимые ценности профессиональной реализации представлены только ценностью развития. В сравнение ценности личной жизни более многочисленны – счастливая семейная жизнь, свобода, любовь. Таким образом, в структуре ценностных ориентаций представителей данной молодежной субкультуры наблюдается преобладание ценностей личной жизни над ценностями профессиональной самореализации.

Теперь дадим анализ значимым инструментальным ценностям исследуемых с позиции этических ценностей, ценностей дела и общения. Среди значимых для респондентов этических ценностей выделим самоконтроль (ранг 2), широту взглядов (ранг 4), ответственность (ранг 6). Ценности общения представлены воспитанностью (ранг 1), а также честностью (ранг 5). Среди ценностей дела значимой для опрошенных выступила образованность (ранг 3). Таким образом, можно заметить преобладание этических ценностей и ценностей общения над ценностями дела.

Проанализируем значимые альтруистические, индивидуалистические, а также конформистские ценности указанной молодежной субкультуры. Для испытуемых значимы такие конформистские ценности как воспитанность (ранг 1), самоконтроль (ранг 2), широта взглядов (ранг 4). Альтруистические и индивидуалистические ценности не являются значимыми для респондентов данной группы. Таким образом, подчеркнем явное доминирование конформистских ценностей.

Осталось проанализировать значимые для исследуемых ценности самоутверждения и ценности принятия других людей. Среди ценностей самоутверждения для школьников важна только образованность, а среди ценностей принятия других людей – самоконтроль, широта взглядов, честность. Таким образом, в изучаемой группе наблюдается преобладание ценностей принятия других людей.

Обобщая все вышесказанное, составим структуру значимых для респондентов ценностных ориентаций: преобладание абстрактных ценностей по количеству и конкретных по рангу, доминирование ценностей личной жизни, этических ценностей и ценностей общения, а также конформистских ценностей и ценностей принятия других.

Далее проанализируем значимые ценностные ориентации молодежной субкультуры отряда «Дети Черноземья» (15 человек, 12-17 лет). Начнем с анализа конкретных и абстрактных ценностей. Для респондентов являются значимыми следующие  конкретные ценности: здоровье (ранг 1), счастливая семейная жизнь (ранг 2), наличие хороших и верных друзей (ранг 3), активная деятельная жизнь (ранг 4). Перечислим значимые для исследуемых абстрактные ценности (любовь (ранг 5) и развитие (ранг 6). Таким образом, в данной молодежной субкультуре наблюдается преобладание конкретных ценностей.

Рассмотрим, как в данной молодежной субкультуре представлены ценности профессиональной самореализации и личной жизни. Среди ценностей профессиональной самореализации являются активная деятельная жизнь и развитие, а среди ценностей личной жизни – счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, любовь. Таким образом, главенствующее положение занимают ценности личной жизни, хотя оно является не таким устойчивым, как в предыдущей группе.

Теперь проанализируем инструментальные ценности данной молодежной субкультуры. Для начала опишем значимые для школьников этические ценности, ценности общения, а также ценности дела. Среди этических ценностей значимой является только ответственность (ранг 4). Значимыми для респондентов ценностями общения являются жизнерадостность (ранг 1), воспитанность (ранг 3), честность (ранг 5). Среди ценностей дела следует выделить аккуратность (ранг 2) и рационализм (ранг 6). Таким образом, в данной группе доминируют ценности общения, важную роль играют также ценности дела.

Далее проанализируем структуру значимых ценностных ориентаций респондентов с позиции деления ценностей на индивидуалистические, конформистские и альтруистические. Индивидуалистические ценности представлены рационализмом, конформистские – воспитанностью, альтруистические не представлены вовсе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ни одна из этих групп не занимает ведущего положения, присутствуют индивидуалистические и конформистские ценности.

Теперь дадим оценку ценностям самоутверждения и ценностям принятия других людей. Среди ценностей самоутверждения для респондентов значимых ценностей не выявлено, среди ценностей принятия других людей выделяется честность. Таким образом, преобладают ценности принятия других.

Обобщая все вышесказанное, структуру значимых ценностных ориентаций представителей данной молодежной субкультуры можно охарактеризовать следующим образом: наблюдается преобладание конкретных ценностей, ценностей личной жизни, ценности общения и ценности дела, ценности принятия других, присутствуют индивидуалистические и конформистские ценности.

На следующем этапе проанализируем структуру значимых ценностных ориентаций представителей молодежной субкультуры отряда «Дети надежды» (18 человек, 12-18 лет). Первоначально дадим характеристику конкретным и абстрактным ценностям респондентов. Среди конкретных ценностей значимыми для респондентов выступают такие ценности как счастливая семейная жизнь (ранг 1), здоровье (ранг 3), наличие хороших и верных друзей (ранг 5). Среди абстрактных ценностей можно выделить свободу (ранг 2), любовь (4), жизненную мудрость (ранг 6). Таким образом, в данной группе значимые ценности распределились практически равномерно,  с небольшим преобладанием конкретных ценностей.

Рассмотрим значимые для респондентов ценности профессиональной самореализации и личной жизни. Ценности профессиональной самореализации не представлены. Ценности личной жизни включают счастливую семейную жизнь, наличие хороших и верных друзей, любовь, свободу. Таким образом, наблюдается ярко выраженное преобладание ценностей личной жизни.

Далее рассмотрим значимые для респондентов инструментальные ценности, для этого выделим три группы – этические ценности (представлены ответственностью – ранг 5), ценности общения (представлены жизнерадостностью – ранг 3, воспитанностью – ранг 2, честностью – ранг 1), а также ценности дела (представлены образованностью – ранг 4 и исполнительностью  - ранг 6). Таким образом, можно заметить первенство ценностей общения, а также определенную значимость ценностей дела.

Проанализируем ценности с позиции индивидуализма, конформизма и альтруизма. Значимыми для респондента являются следующие ценности: конформистские (воспитанность). Индивидуалистические и альтруистические ценности как значимые не представлены. Таким образом, в структуре ценностных ориентаций доминируют конформистские ценности.

Проанализируем распределение в этой группе значимых ценностей ценности самоутверждения и ценности принятия других людей. Среди ценностей самоутверждения выделим образованность, среди ценностей принятия других людей – честность. Так как честность имеет первый ранг, то именно ценности принятия других людей будем считать ведущими.

Обобщая все вышесказанное, обрисуем структуру значимых ценностей данной молодежной субкультуры: наблюдается практически равномерное распределение конкретных и абстрактных ценностей,  с небольшим преобладанием конкретных; ярко выражены ценности личной жизни; первенство ценностей общения (при довольно высокой значимости ценностей дела); доминирование конформистских ценностей, а также ценностей принятия других людей.

Обобщая приведенные выше данные, можно констатировать следующее:

  • во всех отрядах преобладают конкретные ценности (во всяком случае, по рангу), таким образом, они выступают для представителей школьных молодежных субкультур славянских народов более значимыми;
  • во всех отрядах наблюдается преобладание ценностей личной жизни над ценностями профессиональной самореализации;
  • среди инструментальных ценностей ведущее место занимают ценности общения;
  • среди доминирующих ценностей также чаще всего встречаются конформистские ценности;
  • для славянской молодежи значимы ценности принятия других людей.

Таким образом, полученные нами результаты характеризуются заметным единодушием. Не все полученные данные мы может определенно объяснить за счет принадлежности к славянской культуре. Так, преобладание конформистских ценностей и ценностей общения нам видится очевидным вследствие возрастных особенностей исследуемых. В целом, полученная картина ценностных ориентаций, на наш взгляд, более характерна для подростков, нежели для юношей и девушек: преобладание ценностей общений, конформистских ценностей, конкретных ценностей и ценностей личной жизни, хотя возраст опрошенных от среднего подросткового до раннего юношеского. Позитивным моментом, по нашему мнению, является то, что в структуре ценностных ориентаций славянской молодежи преобладают ценности принятия других людей, а не ценности самоутверждения. Это должно стать в будущем гарантом стабильности взаимоотношений как внутри своего государства, так и с другими народами, предпосылкой толерантного поведения и снижения межнациональной напряженности.   

Ссылки на источники
1. Данилюк А. Я. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
2. Логвинов И.Н., Сарычев С.В., Логвинова М.И., Логвинова Т.И. Структура ценностных ориентиров молодежной субкультуры «геймеров» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 3 (27). Часть 1. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/031-030.pdf.
3. Логвинова М.И., Логвинова Т.И., Логвинов И.Н. Ценностные ориентации представителей современных молодежных субкультур // Современные научные исследования. Выпуск 2 / Под ред. П.М. Горева и В.В. Утёмова. - Концепт. - 2014. - Приложение № 20. - URL: http://e-koncept.ru/ext/61.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер.  2007.
5. Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). – Воронеж: Кварта, 2007.
6. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества. – URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/nravstvennoe_sostoyanie_sovremennogo_rossiyskogo_obschestva.