Аннотация: В статье рассмотрены проблемы реализации компетентностного подхода в преподавания истории в высшей школе в связи с переходом на ФГОС ВПО 3-го поколения, педагогическая эффективность применения контрольно-измерительных материалов в форме интернет-тестирования.
Ключевые слова: Cовременные тенденции преподавания, компетентностный подход, формирование системы исторических знаний, контрольно-измерительные материалы, интернет-тестирование.
В связи с практикой масштабных реформ, идущих в современном российском обществе, кардинально изменились научно-теоретические и практические ориентиры в системе образования. Российская система образования перешла на новую модель так называемого опережающего образования, ориентированного на непрерывное творческое саморазвитие и педагога и учащегося [1]. По мнению разработчиков, данная модель должна целенаправленно формировать сознание и мировоззрение современной молодежи.
Отечественная высшая школа перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО) 3-го поколения, где впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования, а к результатам освоения ООП, выраженные в форме компетенций. Впервые в ФГОС зафиксированы не только профессиональные, но и общекультурные компетенции – качества, которыми должны обладать выпускники высшей школы.
Учебная дисциплина «Отечественная история» вФГОС ВПО 3-го поколения заменена на дисциплину «История». Она входит в состав федерального компонента в цикл социально-экономических и гуманитарных дисциплин и является обязательной для изучения. Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами систематизированных знаний о движущих силах и основных закономерностях и особенностях исторического процесса, умение логически мыслить, работать с разноплановыми источниками; преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов; извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения и т.д. Внимание к проблеме преподавания Истории в высшей школе связано с тем влиянием, которое она оказывает на подготовку специалиста и формирование его как личности. Мы не должны забывать о том, что вузы готовят не только специалиста, но и гражданина. История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.
Как совместить ориентацию образовательного процесса на формирование гражданских и демократических ценностей с новыми технологиями – это вопрос, который должны сегодня разрешить не только практики, но и теоретики современной системы образования. Все перечисленное подводит нас к выводу о том, насколько продуманным должен быть учебный курс по истории в формировании системы исторических знаний, итогом которых станут знания, умения и навыки студента.
Однако отказ от обязательного минимума содержательной части учебного курса, привел к снижению методологического уровня читаемой дисциплины, выхолащиванию наиболее значимых для российской истории проблем, и как следствие дефициту процессного осмысления истории.
В учебных планах специальностей и направлений бакалавриата ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М. Т. Калашникова» дисциплина «История» проходит под следующими наименованиями: «История», «История России», «Отечественная история», «История Отечества». Неоднозначная трактовка дисциплины вызывает трудности, как в структурировании читаемого материала, так и в реализации компетентностного подхода.
В прописанных в стандартах 3-го поколения компетенциях акцент делается на умение студентом выявлять причинно-следственные связи, определять «критические точки» истории, в которых с наибольшей полнотой проявлялась диалектика общественного развития, когда весь его ход приводил к кардинальным поворотам (или попыткам таких переворотов), когда завязывались новые противоречия и принимались решения, на годы, десятилетия и даже столетия, определявшие судьбу России и мировой цивилизации в целом. Студенты должны быть ориентированы на широту кругозора, на уважение к своей истории, стране, умении считаться с исторической правдой, какой бы горькой она ни была.
Как реализовать сформулированный в стандартах объем компетенций с количеством часов, отводимых на изучение дисциплины «История»? Сделать это очень не просто. Поставленные компетенции, на наш взгляд, можно реализовать лишь в ходе лекционных и семинарских занятий. Педагогическая эффективность применения традиционных форм работы в рамках учебного процесса доказана и получила обоснование в трудах зарубежных и отечественных исследователей [2, 3, 4, 5].
Однако уменьшение количества аудиторных часов и увеличение объема самостоятельной работы студента в рамках новой системы преподавания, которая сориентирована на то, чтобы научить студента работать самостоятельно, повысить уровень его вовлеченности в учебный процесс, вызывают значительные затруднения в работе педагога.
В связи с этим должна принципиально меняться парадигма учебного процесса, которая предполагает, прежде всего, перестройку всей учебно-методической работы преподавательского корпуса. Предлагаемые варианты организации учебного процесса ориентированы на усиление роли и значения контрольно-измерительных материалов в форме интернет-тестирования.
Интернет-тренажеры включают теоретический минимум по отдельным дисциплинам, варианты решения заданий, практический материал для самоконтроля с целью закрепления знаний и умений студентов. Система Интернет-тренажеров, если говорить не только о дисциплине «История» составляет часть образовательного процесса, поскольку позволяет студентам самостоятельно подготовиться к экзаменам, зачетам и служит инновационным методическим средством в учебном процессе [6]. Сегодня данная система используется и для подготовки к внешним процедурам контроля качества. За последние годы разработаны и апробированы программы информационно-аналитического сопровождения тестирования «fepo.ru», «i-exam.ru», включающие ГОС 2-го и ФГОС 3-го поколений.
Мы не умоляем значения использования интернет-тренажеров в учебном процессе. Однако тестовые материалы сориентированы, прежде всего, на факты, события, даты, имена. На наш взгляд, усиливается фрагментарность общих представлений об историческом процессе, деконцептуализация исторического материала, ограниченность уровня теоретических обобщений.
Применительно к высшей школе предлагаемый формат тестовых заданий ограничивает возможности реализации компетентностного подхода. Базовой компетенцией выступает умение студентом выявлять причинно-следственные связи. Именно на них выстраивается процессное понимание исторического знания. Чистая фактология не отвечает данному требованию.
Перспектива развития данной модели преподавания в дальнейшем будет связана с перестройкой содержательной части тестовых материалов в рамках интернет-тренажеров.
Ссылки на источники
- Урсул А. Д., Урсул Т. А. Глобально-эволюционный подход к перспективам образования // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – №1. – С. 44.
- Киселева В. П. Программа информационно-аналитического сопровождения тестирования студентов // Материалы семинара «Оценка качества подготовки студентов по дисциплине «Отечественная история» цикла ГСЭ». – Йошкар-Ола, 2010.
- Леган М. В., Яцевич Т. А. Возможность использования современных педагогических технологий в комбинированной форме обучения НГТУ // Медицина и образование в Сибири. – 2010. – № 2. – URL: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=417
- Замостьянова Т. В., Кручинская М. В., Рябая С. А. Использование интернет-технологий в образовательном процессе в образовательном процессе высшей школы (на примере учебного курса «Отечественная история» в ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» // Вестник ИжГТУ. – 2013. – № 3 (59). – С. 205–208.
- Замостьянова Т. В., Кручинская М. В., Рябая С. А. Образовательные практики в высшей школе: стандарты и реалии (на примере дисциплины «История России») // Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования: Мат. VI Междунар. конф. – Ижевск. 2014. – С. 114-116.
- Наводнов В. Г. Системы интернет-тестирования в профессиональном образовании // Материалы семинара «Оценка качества подготовки студентов по дисциплине «Отечественная история» цикла ГСЭ». – Йошкар-Ола, 2010.