Полный текст статьи
Печать

Педагогическая поддержка детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как одна из наиболее актуальных проблем современного общества. Решение названной задачи является приоритетом деятельности различных общественных сфер: образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.

«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 предполагает разработку комплекса мероприятий, направленных на обеспечение государственной поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди первоочередных мер выделяются: создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; реформирование системы медико-социальной экспертизы в целях комплектования ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка; организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала [1].

Выполнение основных положений «Национальной стратегии действий в интересах детей» в части подготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих профессиональное взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями требует пересмотра содержания вузовской подготовки студентов укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогика». Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 050400.62 Психолого-педагогическое образование [2] предполагает наличие у выпускника компетенций в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными  возможностями здоровья достаточными для:  организации совместной и индивидуальной деятельности детей в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями; применения методов и технологий, позволяющих решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи; сбора и обработки информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа; осуществления психологического просвещения педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития; эффективного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет, являясь центром педагогического образования в регионе и обладая значительным кадровым потенциалом, осуществляет планомерную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, способных решать задачи связанные с психолого-педагогическим сопровождением детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Основная образовательная программа 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», реализуемая в ВятГГУ с 2011 года, предусматривает комплексное освоение студентами компетенций,  необходимых для эффективного взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья [3].

В процессе обучения на лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятиях; в рамках самостоятельной внеаудиторной работы; в ходе учебной, летней педагогической, производственной практик, комплексной психолого-педагогической практики студенты приобретают умения и навыки работы с детьми и молодежью с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимая для качественной профессиональной деятельности компетенция «организация совместной и индивидуальной  деятельности детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями» формируется в ходе последовательного изучения таких дисциплин как социальная педагогика, педагогическая психология, возрастная психология, социальная психология, методика и технология работы социального педагога, социально-педагогическая деятельность в учреждениях различного типа.

Формирование компетенции «готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционные задачи» призвано обеспечить освоение студентами содержания таких дисциплин как: теория и методика воспитания, психолого-педагогический практикум; социальная психология, психодиагностика, методика и технология работы социального педагога, психолого-педагогическая коррекция, коррекционная педагогика с основами специальной психологии, психологическое консультирование, социально-педагогическая деятельность в учреждениях различного типа, психолого-педагогический практикум.

Компетенция, связанная с осуществлением сбора и первичной обработки информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа, формируется в процессе изучения прикладных разделов математики, совершенствования владения иностранным языком в сфере профессиональной деятельности, а также через рассмотрение соответствующих разделов возрастной анатомии, физиологии и гигиены, социальной психологии, методик и технологий работы социального педагога; изучение вопросов социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях различного типа.

Практические компетенции студентов, направленные на осуществление психологического просвещения педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития, формируются ресурсами таких учебных дисциплин как история педагогики и образования, теория обучения, педагогические технологии, безопасность жизнедеятельности; психология, педагогическая психология, психодиагностика, психолого-педагогическая коррекция, коррекционная педагогика с основами специальной психологии, психологическое консультирование, психолого-педагогический практикум, семьеведение.

Способность эффективно взаимодействовать с педагогами, иными специалистами образовательных учреждений по вопросам развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в коммуникативной, игровой и учебной деятельности формируется у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» в процессе последовательного изучения таких учебных дисциплин как нормативно-правовое обеспечение образования, современные средства оценивания результатов обучения, управление образовательными системами.

В целом, формирование у студентов необходимых для эффективной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья компетенций обеспечивается не только в процессе обучения на лекционных и семинарских, практических и лабораторных занятиях; прохождения различных видов практик, но и средствами специально организованной социокультурной образовательной среды, позволяющей студентам проявить себя в регулярной волонтерской деятельности.

Проведенный анализ содержания программы подготовки бакалавров «Психолого-педагогическое образование» показывает, что комплексное использование ресурсов учебных дисциплин, различных видов практик, регулярное участие студентов в волонтерской и проектной деятельности создает условия для подготовки высококвалифицированных специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь способствует достижению заявленного в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» результата: распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ссылки на источники:

  1. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Минобрнауки России от 22.03.2010 г. № 200.
  3. Основная образовательная программа по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки «Психология и социальная педагогика» [Электронный ресурс] / Вятский государственный гуманитарный университет. – Режим доступа: http://www.vggu.ru/content/05040062-psihologo-pedagogicheskoe-obrazovanie-0.