Полный текст статьи
Печать

На современном этапе развития общества значительно возрастает роль учителя как активного субъекта педагогического процесса. Повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции, что отражено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «Концепции инновационного развития России до 2020 года». Особая роль в современных условиях отводится профессиональному стандарту педагога, который мы рассматриваем как ориентир его профессионально-личностного развития. В концепции профессионального стандарта педагога указывается на то, что педагог является ключевой фигурой реформирования образования. Это означает необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями, в том числе умением работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с профессиональным стандартом для современного педагога должна быть характерна «готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку»[5].

Мы полагаем, что готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ включает в себя:

1. Когнитивный компонент.

По официальным данным сегодня лишь 5% выпускников школ практически здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой тысячи рождающихся младенцев 900 имеют врожденные пороки развития. В ряде регионов России от 50 до 70% молодых людей призывного возраста не способны нести воинскую службу в современной армии по медицинским показаниям [3]. Чтобы сухие данные статистики не заслонили конкретного ребенка, важно наличие у педагога знаний о состоянии психического и физического здоровья детей, с которыми он работает.

2. Деятельностный компонент.

Доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный [1, 2], известный просветитель полагает, что болезнь – это медицинская категория, а здоровье – педагогическая, поскольку является мерой реализации генетических потенциалов человека в единстве его телесных, психических и духовно-нравственных характеристик. По мнению ученого, эта жизнеспособность не дается изначально в готовом виде, а развивается и укрепляется в процессе воспитания. Здоровье ребенка либо формируется и развивается, либо растрачивается. Автором разработана принципиально новая концептуальная основа и методологическая система раскрепощения учащихся в образовательном процессе, основанная на принципах телесной и сенсорной свободы, двигательно-поисковой активности, трудового и художественного рукотворчества. Таким образом, использование педагогом природосообразных педагогических технологий позволяет не только сохранить, но и укрепить здоровье детей.  Деятельностный компонент готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ предполагает  сформированные у педагога умения  проектировать образовательный процесс с позиций здоровьесбережения.   

3. Личностный компонент.

Как справедливо отмечает М.М. Поташник, профессиональные функции (знание особенностей ребенка, владение научным знанием, лежащим в основе учебного предмета, и методикой его преподавания, воспитательная деятельность и многие другие) реализуются «не неким абстрактным, одинаковым для всех механизмом, а конкретным человеком, уже обладающим определенным  набором личностных качеств, и потому – профессиональное и личностное в учителе существует в тесном переплетении, взаимосвязи и взаимодействии» [4, с.14]. Итак, такие личностные качества педагога как гуманизм, высокая нравственность, эмпатия в работе с детьми с ОВЗ приобретают особую значимость, поскольку «при всем совершенстве дидактических приемов учебно-воспитательный процесс в первую очередь должен нести нравственное начало, которое может быть реализовано через саму личность педагога. Только личность во всей глубине ее нравственной ориентации на высшие человеческие ценности сможет в конечном счете осуществить концептуальные и методические замыслы современной педагогики. И только проблемы, поставленные и решенные на уровне совести и ответственности, могут найти интеллектуальное и методическое решение. Вне этого основополагающего условия все наши педагогические усилия могут быть сведены на нет и стать простыми ухищрениями известной педагогической индустрии, манипулирующей человеческой личностью. В  этом смысле нравственное начало имеет доминирующее значение в новой педагогике» [6, с.240]. 

Таким образом, сочетание когнитивного, деятельностного и личностного компонентов готовности учителя к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет ему, по меткому выражению профессора Е.А. Ямбурга, стать «специалистом по ребёнку» и успешно решать педагогические задачи в соответствии с профессиональным стандартом. 

Ссылки на источники:

  1. Базарный В.Ф. Встань и иди! // Медицинская газета. –2000. –№ 7.
  2. Базарный В.Ф. Главная опасность для цивилизации. // Народное образование. –1998–№ 9–10.
  3. Здоровье как фактор обеспечения национальной безопасности России // Федеральное собрание – парламент Российской Федерации. Комитет по охране здоровья Государственной Думы. Аналитический вестник. Вып.12. Москва, 1997.
  4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, Центр педагогического образования, 2011.
  5. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения:6.01.14).
  6. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999.