Полный текст статьи
Печать

Развитие современного образовательного пространства обусловило модернизацию технологической и методической составляющих процесса обучения. В частности в новом законе «Об образовании в РФ» подчеркивается необходимость и целесообразность совершенствования методов обучения и воспитания, в том числе и посредством внедрения дистанционных образовательных технологий. Широкое распространение последних определило развитие онлайн-дидактики, предметом изучения которой является электронное обучение. Электронное обучение представляет собой организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [4]. Понятие «электронное обучение» синонимично термину «е-Learning». В настоящее время активно развивается смешанное обучение (blended-learning), предполагающее оптимальное сочетание очной и дистанционной формы взаимодействия между преподавателем и студентами [3].

Вlended-learning реализуется посредством веб-технологий, обеспечивающих новые способы и возможности коммуникации между всеми участниками образовательного процесса (wiki-системы, веб-сайты, вебинары) и др. Вебинар (онлайн-семинар) представляет собой интерактивное учебное занятие, организованное посредством сети Интернет и специального программного обеспечения. При этом, не смотря на удаленность всех участников образовательного процесса, они имеют возможность видеть, слышать другу друга, взаимодействовать.

В настоящее время принято выделять несколько видов вебинаров: информационный (вводное занятие, обзорная лекция, виртуальная экскурсия и др.); обучающий (проблемная лекция, практикум, лекция-демонстрация и др.); вебинар-тренинг [5].

Вебинар, являясь современным телекоммуникационным инструментом образовательного процесса, особенно широко применяется в обучении студентов с ограниченными возможностями. Студенты с ограниченными возможностями испытывают различные затруднения в учебном процессе. Т.В. Егорова подчеркивает, что их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [2]. Таким образом, возникает необходимость в создании условий и учета индивидуальных особенностей обучающихся. Укажем основные дидактические возможности, реализуемые посредством вебинаров в обучении студентов с ограниченными возможностями.

Обеспечение обратной связи (интерактивность). При этом различают следующие типы интерактивности: один ко многим (преподаватель – студенты); один к одному (студент – студент, студент – контент); многие ко многим (взаимодействие студентов). Следует отметить, что организованная виртуальная аудитория изменяет роль, как преподавателя, так и студентов. Теперь преподаватель не является транслятором знаний, его деятельность выходит на новый уровень и включает в себя такие компоненты, как организация самостоятельной активной познавательной позиции студента, консультирование, помощь в проектировании и реализации индивидуальной образовательной траектории.

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. По мнению И.Г. Захаровой именно новые образовательные технологии обеспечивают решение следующих задач:

- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности;

- углубление межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей;

- активное участие обучающегося в проектировании и дальнейшей актуализации его образовательной траектории.

Визуализация и мультимедийная поддержка учебного материала. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование, как справедливо отмечает А.И. Яковлев, «существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому».

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает процесс визуализации учебного материала. С увеличением информационных потоков особую актуальность приобрел принцип когнитивной визуализации, согласно которому эффективность усвоения повышается, если наглядность выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию.

Создание индивидуальных образовательных траекторийА. В. Хуторской, А. Б. Воронцов подчеркивает, что индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала; Ю.Г. Юдина и Т. В Машкова характеризуют ее как процесс и результат индивидуального выбора студентом содержания, уровня и пути получения профессионального при осуществлении педагогической поддержки этого выбора [1].

Принцип индивидуализации позволяет не только учитывать особенности и возможности каждого обучающегося, но и предоставляет право выбора. Исследователи указанной проблемы подчеркивают, что реализации субъектной позиции возможна именно за счет предоставления вариативности-права выбора. В работах Т.В. Машковой выделяется два направления выбора – горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное – обусловливает выбор содержания, форм организации образовательной деятельности. Вертикальное направление обеспечивает выбор оптимального уровня образования. С.И. Осипова, Т.В. Соловьева указывают на то, что выбор является действием, придающим всей деятельности целенаправленность. В рассматриваемых понятиях акцент делается на самостоятельность субъекта, его личностную позицию.

Таким образом, веб-технологии позволяют реализовать на практике личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения студентов с ограниченными возможностями. Это происходит благодаря принципу адаптивности, интерактивности, индивидуализации, визуализации и мультимедийности. 

Ссылки на источники:

1.      Осипова С.И., Соловьева Т.В. Проектирование студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информатизации образования: Монография. – М.:ИНФРА-М; Красноярск: Сиб.федер. ун-т, 2013. – 140 с.
2.      Ростовых Е.И. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]: URL: http://www.scienceforum.ru/2013/165/6419 (дата обращения: 11.03.2014).
3.      Рубин Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 448 с.
4.      Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [Электронный ресурс]: URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 06.03.2014).
5.      Шаборонин С.В. Подготовка и проведение вебинаров: методическое пособие для преподавателей и слушателей системы повышения квалификации. – Донецк, 2012. – 35 с.