Исследование психолого-педагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гольева Г. Ю. Исследование психолого-педагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15048.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста. Страхи у детей младшего школьного возраста обусловлены возрастными особенностями развития и носят временный характер. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Тем не менее у детей младшего школьного возраста страх еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратим при проведении соответствующих психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Гольева Галина Юрьевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскgolevag.78@mail.ru

Исследование психологопедагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы психологопедагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста. Страхиу детей младшего школьного возраста обусловлены возрастнымиособенностямиразвития и носят временный характер. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Тем не менееу детей младшего школьного возраста страх еще не является устойчивой чертой характераи относительно обратим при проведении соответствующих психологопедагогических коррекционных мероприятий.

Ключевые слова: страх, младший школьный возраст, психологопедагогическая диагностика.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Трудности современной жизни часто влекут за собой расстройство психологического здоровья. Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психологических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности [1]. Страх –один из видов психологического расстройства. Под влиянием страха человек становится неуверенным, замкнутым в себе.Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или же сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной слабости ребёнка. Для того чтобы воздействовать на ребёнка и помочь ему избавиться от страхов, необходимо знать их природу [2]. Страх–это отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.Исходя из анализа разных трактовок, можно сделать вывод о том, что страх соответствует такой психическойкатегории,как эмоциональное состояние. Действительно, страх, проявляясь как состояние,носит временный характер, и в рамках этого времени страх отражается на целостном функционировании личности,определяя характер и направленность ее деятельности, особенности ее мотивации, отношение к себе и достигнутому [3].В период младшего школьного возраста происходит множество новообразований, начиная от физиологических процессов и заканчивая психологическими. Это связано с тем, что ребенок перешел из дошкольного возраста в школьный. У ребенка поменялась социальная ситуация развития. Теперь он выполняет требования общества и получает общественную оценку. Ведущий вид деятельности сменился с игры на учебу. Основные новообразования затронули все сферы психики: восприятие становится анализирующим; ребенок выделяет и осознает мнемическую задачу иосуществляет ее; воображение развивается путем понимания условных понятий, метафоры, становится продуктивным; происходит развитие рефлексии и внутреннего плана действия. В личности ребенка развивается чувство ответственности, происходит переход притязаУДК001ния на признание, появляется потребность следовать положительным эталонам в поведении, развивается чувство ценности эстетического и интеллектуального [4].Страхи у детей младшего школьного возраста обусловлены возрастнымиособенностямиразвития и носят временный характер. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов [5]. Тем не менееу детей младшего школьного возраста страх еще не является устойчивой чертой характераи относительно обратим в условиях профессионального внимания и эмпатии [6]. Все вышеизложенное нашло свое отражение в опытноэкспериментальном исследовании М.Г. Арсенкиной (научное руководство автора), которое осуществлялось на базе МБОУ СОШ №30 г. Челябинска в 4«а» классе.1.Общие сведения о классе. Всего в классе 24 человека, из них 10 девочек и 14 мальчиков. Успевающих на «4» и«5» в соотношении 58%(11 человек) к 42%(8человек). По дисциплине класс управляемый и обучаемый, дети соблюдают правила поведения. Отношение классного руководителя к учащимся требовательное, доброжелательное, толерантное. Отношение учащихся к руководителю положительное.2.Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы. Уровень самоуправления высокий, изолированных учеников нет. Дети между собой находятся в дружественных отношениях. Ценности в группе: дети обладают взаимовыручкой, не курят, не грубят взрослым, понимают проблемы других, легко идут на контакт. Самокритика находится на среднем уровне, критику старших воспринимают и принимают, к критике друг друга относятся не всегда конструктивно.3.Характер общения в группе. Коллектив обладаетразвитой самоорганизацией. Он дружный, но бывают недопонимания между детьми, иногда в решение этих проблем вмешивается классный руководитель. Большая часть детей положительно реагируют на успехидругих. К мероприятиям дети относятся ответственно, и во время подготовки к ним дети сближаются. Уровень страха, агрессии, тревожности в целом не превышает пределов возрастной нормы. Психологический климат в коллективе спокойный. 4.Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся. Учащиеся на уроках учителя слушают внимательно. Домашние задания дети выполняют систематически, с самостоятельной работой справляются. Объем памяти у учащихся находится в возрастной норме. В классе есть сообразительные ученики, способные анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Работоспособность находится на высоком уровне.5.Творческий потенциал и творческая активность учащихся. У детей развито чувство ответственности на высоком уровне, есть потребность в творческой, созидательной деятельности.6.Сформированностьу учащихся ключевых компетенций, освоение ими социального опыта. Уровень сформированности социальных, культурных, коммуникативных компетенций высокий. На уроках дети дисциплинированны. Дети обладают такими качествами,как ответственность, долг, обязательность, чуткость. Взаимопомощь среди них развита на достаточном уровне. В качестве психодиагностического инструментария были привлечены следующие методики: Методика А.И. Захарова «Страхи в домиках»,тест определения школьной тревожности Б.Н. Филлипса, проективная методика «Несуществующее животное». Рассмотрим полученные результаты.1. А.И. Захаров у детей младшего школьного возраста определяет норму количества страхов в общей суммарности для мальчиков 7 единиц, а для девочек 10. Но при этом он делает поправку для детей, живущих в городе,при увеличении нормы до 15 единиц. УДК001Все предполагаемые страхи объединены в несколько групп: медицинские страхи; страхи, связанные с причинением физического ущерба; страх смерти; боязнь животных; страх сказочных персонажей; страх темноты; социальноопосредованные страхи; пространственные страхи.Также в соответствии с методикойавтор выделяет характерные для младшего школьного возраста виды страхов, а именно: страх опоздания в школу, порицания, страх несчастья. Необходимо учитывать особенности конкретной группы испытуемых. Это мы сможем сделать в подсчете повторяемости одних и тех же страхов у всех детей в конкретной группе. При выделении видов страхов мы опирались на частоту повторяемости ответов и за критерий отбора взяли 100% в качестве показателя возрастной нормы, характерной для данной группы детей. К таким страхам относятсястрахинападения бандитов, смерти, пожара.В итогемы можем выделить основные группы страхов (кроме обозначенныхавтором), которые присущи исследуемым детям младшего школьного возраста:страх смерти, страх причинения физического ущерба.Страхи, выделенные в качестве возрастной нормы, не нуждаются в специальной корректировке, так как при переходе из одной возрастной группы в другую они претерпевают естественныеизменения.Исходя из полученных результатов, на рис.1 мы видим, что у 66,7% (16 человек) исследуемых уровень страха не превышает норму, а у 33,3% (8 человек) выше нормы.

Рис. 1. Результаты психодиагностического исследования по методике А. И. Захарова

«Страхи в домиках» на этапе констатирующего эксперимента

Для того чтобы нам определить имеющиеся виды страхов у детей с превышением нормы,необходимо выявить их количество в каждой группе. Они должны составлять 75%:100% или 60%:100%. Исходя из полученных данных, как видно на рис.2, 75% (6 человек) испытываютмедицинские страхи и боязнь животных, 62,5% (5 человек) имеют страх сказочных персонажей, у 50% (4 человека) наблюдается страх темноты и кошмарных снов, у 37,5% (3 человека) –пространственные страхи, у 12,5% (1 человек) страхи, связанные с причинением физического ущерба. Проведенная методика «Страхи в домиках» позволила выявить виды страхов, присущих данной группе детей, их норму и превышение нормы.

УДК001

Рис. 2.Результаты процентного соотношения видов страхов по методике А.И. Захарова

на этапе констатирующего эксперимента

2. Проективный тест «Несуществующее животное» направлен на исследование личности посредством психомоторнойсвязи. Данную методику мы используем с целью выявления у детей страхов, а также граничащихс нимипоказателей–тревожности и агрессии, так как эти признаки вызваны психическим дискомфортом и могут характеризовать наличие страха. Эта методика позволяет подтвердить или опровергнутьналичие страхов.Для обработки полученных данныхмы использовали таблицу, в которую занесены данные касательно выявления признаков страхов, агрессии, тревожности.Признаки страха в рисунке: открытый рот без языка и губ; резкая прорисовка радужки глаз; затемненные места в контуре.Признаки агрессии в рисунке: рот с зубами; когти, клювы, щетина, иглы; наличие углов в контуре.Признаки тревоги в рисунке: зачерченный рот округлой формы, удвоенные линии, жирный контур.При обработке результатов эмпирическим путем были выявлены три уровня количественных характеристик: низкий, средний, высокий. Низкий уровень характеризуется наличием у испытуемых одного признака или полнымих отсутствием, средний –двух, высокий –трех признаков. Из рис.3 видно, что29,2% (7 человек) испытуемых имеют высокий уровень страха, у 29,2% (7 человек) –средний уровень, 41,7% (10 человек) –низкий уровень. По признакам агрессии выявились следующие показатели: у 8,3% (2 человека) высокий уровень агрессии, у 12,5%(3 человека) –средний уровень, у 79,2% (19 человек)–низкий. Характеристика тревожности проявилась у испытуемых в следующем соотношении: 20,8% (5 человек) имеют высокий уровень, 25% (6 человек) –средний уровень, 33,3% (12 человек) –низкий. При корректировке таких показателей,как страх, агрессия и тревожность,необходимо учитывать не только высокий уровень, но и средний, так как он характеризует отклонения от возрастной нормы.В итогемы видим, что наличие страховподтвердилось у девяти детей, в том числе у тех, у которыхбыли они выявлены в предыдущих методиках. Кроме того, у четырех исследуемыхпомимо страха выявилось наличие тревожности,превышающей возрастную норму. У трех детей –повышенный уровень агрессии. Семь детей имеют повышенный уровень тревожности.УДК001

Рис.3.Результаты соотношения уровня страха, агрессии, тревожности по проективному тесту «Несуществующее животное» на этапе констатирующего эксперимента

3. Выявление основных видов страхов детей младшего школьного возраста осуществлялось с помощью методики Б.Н. Филлипса. Она направлена на определение уровня и характератревожности у детей младшего школьного возраста. О повышенном уровне тревожности может говорить количество ответов более 50%, а более 75% от общего числа вопросов теста –о высокой тревожности. Для нашего исследования мы будем рассматривать четыре шкалы, которые показывают наличие видов страхов у детей:«Страх самовыражения», «Страх ситуации проверки знаний», «Проблемы и страхи в отношениях с учителями», «Страх не соответствовать ожиданиям».

Данная методика показала превышение общего результата тревожности в группе испытуемых 20,8% (5 человек). Это дает нам основание говорить о том, что для данных испытуемых характерныповышенный уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость, внутренняя обеспокоенность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожиданииплохого отношения к себе, отрицательной оценкесо стороны педагогов, сверстников. У 33,3% (8 человек) наблюдается повышенная общая тревожность в школе, что может говорить об эмоциональной неустойчивости, связанной с различными включениями в общественную жизнь. Из рис.4 мы видим, что по шкале «Страх самовыражения» повышенный уровень тревожности составил 8,3% (2 человека), а высокий –12,5% (3 человека). По шкале «Страх ситуации проверки знаний» повышенный уровень тревожности составляет 25% (6 человек), а высокий –8,3% (2 человека). При этом шкале «Проблемы и страхи с учителями» соответствуют такие показатели,как повышенный уровень 16,7% (4 человека), высокий –4,2% (1 человек) от общего числа вопросов. Такие результаты по данным шкалам могут говорить о возрастной норме, так как для детей младшего школьного возраста характерны такие страхи, какстрах наказания, порицания, опозданий.При рассмотрении шкалы «Страх несоответствия ожиданиям» у 20,8% (5 человек) детей повышенный уровень, а у 4,2% (1 человек) –высокий.Результаты исследования, полученные по методике школьной тревожности Б.Н. Филлипса, показали наличие превышения общего показателя тревожности в группе испытуемых у 20,8% (5 человек), у 33,3% (8 человек) наблюдается повышенная общая тревожность в школе.УДК001

Рис.4.Результаты диагностики выявления уровня страха по методикеБ.Н. Филлипса на этапе констатирующего эксперимента

На основании полученных результатов все испытуемые (N=24 чел.) были разделены на дверепрезентативные группы: контрольную (N=12 чел.) и экспериментальную (N=24 чел.),уравновешенные по всем показателям, с целью реализации программы психологопедагогической коррекции страхов в экспериментальной группе, в которую,согласно логике представленных выводов, необходимо включить блок упражнений на формирование эмоциональной устойчивости [7] и конструктивных механизмов психологической защиты [8]как составляющих элементов психологического здоровья личности. ВыводыВ ходе проведения констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты. По методике А.И. Захарова«Страхи в домиках» 75% испытуемых(6 человек) присущи медицинские страхи и боязнь животных, 62,5% (5 человек) имеют страх сказочных персонажей, у 50%(4 человека) наблюдается страх темноты и кошмарных снов, у 37,5% (3 человека) –пространственные страхи, у 12,5% (3 человека) –страхи, связанные с причинением физического ущерба. Проведенная методика «Страхи в домиках» позволила выявить виды страхов, присущих данной группе детей.По методике «Несуществующее животное» наличие страха подтвердилось у девяти испытуемых. Кроме того, у четырех испытуемых помимо страха выявилось наличие тревожности,превышающей возрастную норму. У трех испытуемых повышенный уровень агрессии. Семь испытуемых имеют повышенный уровень тревожности.

Ссылки на источники1.Шувалов А.В. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология.–2009. –Вып. 4 (15). –С. 87–101. –URL:http://www.lyubi.ru/psyzd51.php(дата обращения 28.01.2015).2.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. –СПб.: Речь, 2009. –320 с. –URL:www.koob.ru/zaharov_a_i/fears_in_children(дата обращения 28.01.2015).3.Щербатых Ю.В. Психология страха.–М.: Эксмо, 2007.–512 с. –URL:http://www.onlinedisk.ru/file/530441/(дата обращения 24.01.2015).4.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб.пособие для студ.высш.учеб.завед.–М.: Сфера, 2009. –464 с. –URL: http://www.psyoffice.ru/3776kulaginai.ju.koljuckijjv.n.vozrastnaja.html(дата обращения 21.01.2015).5.Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. –М.: Феникс, 2009. –106 с.УДК0016.Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография.–М.: Перо, 2014.–172 с. 7.Долгова В. И., Кондратьева О. А. Психологическая защита: монография. –М.: Перо, 2014. –160 с.8.Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия: монография. –М.: Перо, 2014. –185 с.

Galina Goleva,

Candidateof Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of Psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskgolevag.78@mail.ruThe study of psychopedagogical correction of primary school children’sfears Abstract. The paperstudies the problem of psychopedagogical correction of fears, which children of primary school agehave. Fears are due to the age peculiarities of development and are temporary in nature. School fears do not only deprive the child's psychological comfort, joy teaching, but also promote the development of children's neuroses. However, primary schoolchildrendo not havefear asstable trait, andit is relatively reversible during their respective psychological and pedagogical correction measures.Keywords: fear, primary school age, psychopedagogical diagnostics.References1.Shuvalov,A. V. (2009) “Psihologicheskoe zdorov'e cheloveka”,Vestnik PSTGU IV: Pedagogika. Psihologija,vyp. 4 (15), pp.87–101. Available at: http://www.lyubi.ru/psyzd51.php (data obrashhenija 28.01.2015) (in Russian).2.Zaharov,A. I. (2009)Dnevnye i nochnye strahi u detej,Rech', St. Peterburg,320 p. Available at: www.koob.ru/zaharov_a_i/fears_in_children(data obrashhenija 28.01.2015) (in Russian).3.Shherbatyh,Ju. V. (2007)Psihologija straha,Jeksmo, Moscow,512 p. Available at: http://www.onlinedisk.ru/file/530441/(data obrashhenija 24.01.2015) (in Russian).4.Kulagina,I. Ju. &Koljuckij,V. N. (2009) Vozrastnaja psihologija: polnyj zhiznennyj cikl razvitija cheloveka: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zaved.,Moscow,Sfera, 464 p. Available at: http://www.psyoffice.ru/3776kulaginai.ju.koljuckijjv.n.vozrastnaja.html (data obrashhenija 21.01.2015)(in Russian).5.Vologodina,N. G. (2009) Detskie strahi dnem i noch'ju,Feniks, Moscow,106 p.(in Russian).6.Dolgova,V. I. &Gol'eva,G. Ju. (2014) Jemocional'naja ustojchivost' lichnosti: monografija,Pero, Moscow,172 p.(in Russian).7.Dolgova,V. I. &Kondrat'eva,O. A. (2014) Psihologicheskaja zashhita: monografija,Moscow,Pero, 160p.(in Russian).8.Dolgova,V. I. &Mel'nik,E. V. (2014) Jempatija: monografija,Pero, Moscow,185 p.(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»