Электронное обучение и некоторые вопросы социально-психологической безопасности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гаврилова
Н.
В.,
Есмурзаева
Ж.
Б.,
Гаврилова
Н.
С. Электронное обучение и некоторые вопросы социально-психологической безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 3 (март). – С.
41–45. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15063.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ некоторых сторон влияния электронного и дистанционного обучения на молодежь как особую категорию пользователей интернет-пространства. Кроме того, авторами предлагается краткий обзор работ в области информационной и психологической безопасности молодежи.
Ключевые слова:
психологическая безопасность, психологическое воздействие, электронное обучение, интернет-коммуникации
Текст статьи
УДК001Гаврилова Наталья Владимировна,кандидат биологических наук, доцент кафедры философии, истории,экономической теории и права ФГБОУ ВПО«Омский государственный аграрный университет имениП.А.Столыпина», г.Омскnw_gawrilowa@mail.ru
Есмурзаева Жанбота Бауржановна,кандидат филологических наук, заведующий кафедрой иностранных языков и прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина», г.Омскyesmurzaeva@mail.ru
Гаврилова Наталья Сергеевна,студентка IIкурсафакультета агрохимии, почвоведения, природообустройства и водопользования ФГБОУ ВПО «Омскийгосударственный аграрный университет имени П. А. Столыпина», г.Омскns.gavrilova1319@omgau.org
Электронное обучение и некоторые вопросы социальнопсихологической безопасности
Аннотация.В статье представлен анализ некоторых сторон влияния электронного и дистанционного обучения на молодежь как особуюкатегориюпользователей интернетпространства. Кроме того, авторами предлагается краткий обзор работ в области информационной и психологической безопасности молодежи.Ключевые слова: электронное обучение, психологическая безопасность, психологическое воздействие, интернеткоммуникации.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметнымобластям).
По мнению специалистов ЮНЕСКО,перспективным направлением развития образования является его доступность за счет внедрения дистанционных и электронных форм обучения, которая обеспечивает равные права граждан на получение качественного образования. С учетом масштабов Российской Федерациии неравномерноститерриториального распределения учебных заведений возникает проблема неоднородностираспределения контингента, нуждающегося в обучении. В отдаленных населенных пунктах зачастую наблюдается дефицит научнопедагогических работников, как следствие, это приводит к дефициту в сфере квалифицированной рабочей силы [1]. Дистанционные и электронные технологии сегодня позволяют повысить качество образовательных услуг и становятся механизмом реализации индивидуализации образовательных траекторий обучающихся.В данной статье пойдет речь о внедрении электронных форм образования и угрозах социальнопсихологической безопасности, возникающих при активном взаимодействии потребителей этих услуг с сетью Интернет. Под информационнопсихологической безопасностью личности предлагается понимать механизмызащиты от любых информационных и психологических воздействий,направленных на изменение эмоционального состояния и личности и ее поведения [2].Сегодня активным пользователем Всемирной паутиныявляется молодежь.Именно с этой категорией потребителей, ориентируясь на потребности современного общества, вступаютвдиалог через интернеткоммуникации образовательные УДК001учреждения и бизнес. Создаются электронные образовательные сообщества и онлайнуниверситеты. Значительный объем информации транслируется посредством сети Интернет, и, таким образом, информационная сфера становится такой же важной составляющей общественной жизни, как экономическая, политическая и другие. Внедрение информационных технологий повысило зависимость безопасности конкретного индивидуумаот достоверности используемой информации, ее защищенности от несанкционированной модификации, а также противоправного доступа к ней.Особое место в информационной сфере общества занимает индивидуальное сознание людей, которое все в большей степени подвергается агрессивным информационным воздействиям и наносит ущерб психическому и нравственному здоровью граждан, разрушает моральные нормы жизни общества [3].Актуальным становится изучение способов и методов психологической защиты.Объектами обеспечения психологической безопасности личности, по мнению А.В.Манойло, становятся: сознание, система ценностей, психическое здоровье, свобода воли [4].При комфортном психологическом состоянии индивидуум может полноценно развиваться, своевременно адаптироваться к меняющимся социальным условиям, организовывать свое поведение в социальной среде. Социальная среда, в свою очередь, обладая характеристиками быстрой изменчивости и агрессивности, все больше порождает социальное отчуждение, потерю индивидуальности и духовности. Это приводит к дисбалансу психологического состояния. Молодежь как наиболее подверженная манипулятивному воздействию категориянаходит решение своих социальноличностных проблем в виртуальном мире, Интернет сегодня выступаетпервичным агентом социализации. Все больше появляется данных о деструктивном влиянии Всемирной паутины. Каксредство массовой коммуникацииИнтернет представляет собой особый вид угроз, не только в силу отсутствия действенных механизмов фильтрации информации, но и по причине социального одиночества детей и молодежи. Объектом информационного и психологического воздействия выступает не отдельно взятая личность, а сознание определенной возрастной группы в целом. Зачастую невозможность проверить достоверность получаемой информации приводит к потере «смысловой чувствительности», появляется безучастность к происходящему в мире [5]. Инициативный отказ от использования определенной информации, источников или каналов ее распространения или перепроверкой может выступать защитной мерой.Изучение проблем, связанных с коммуникациями в сети Интернет, в науке и практике только начинается. Несмотря на точто проблематика исследования виртуальной реальности представлена достаточно широко, практически нет исследований, посвященных психологической безопасности в сети Интернет и вопросам психологической культуры, в том числе виртуальной этике. Возможности пользователей Интернета скрываться под логинами и «никами»дают им иллюзорное ощущение свободы и превосходства, что создает новые направления деструктивной социализации.
Социализация личности в каждом отдельно взятом обществе имеет свои отличительные характеристики. В литературе выделяют различные факторы социализации (мега, макро, мезои микро). Что касается Интернета, то большинство исследователей относят егок мезофакторам, то есть условиям социализации по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации [6]. В качестве целей использования Интернета в молодежной среде, которые отличаются по своей сущности от других возрастных категорий, выделяют:компенсацию дефицита общения;УДК001удовлетворение киберсексуального опыта;самореализацию;проигрывание скрытых или желаемых социальных ролей;анонимность поиска решений;устранение социальных дистанций;формирование виртуального имиджа;конструирование образов [7].В своей работе И. А. Баева, В.В. Семикинпредполагают, что психологическая безопасностькак защита от воздействия на сознание личности может быть обеспечена посредством: сохранения балансазависимости/независимости от других людейи формированиясоциальной автономии; формированиястереотипных реакций в важных и нестандартных ситуациях [8].Иными словами, необходимо формировать личностную позицию индивида в собственной картине мира и развивать его эмоциональноволевую регуляцию.Учитывая референтную значимость интернетпространстваи его влияние на психику молодежи, следует понимать, что угрозой психологической безопасности будет и отсутствие удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия в межличностном и социальном пространстве, а также уровень удовлетворенности этим взаимодействием. Особую категорию проблем в системе массовых коммуникаций занимают проблемынравственноэтических норм и формирования сетевого этикета.
Так,Ю.И. Полищук в своей статье«О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье»анализирует возможные угрозы для психики. Он предлагает разрабатыватьдопустимые и недопустимые параметры информационнопсихологических воздействий посредством социальнопсихологического анализа информационной среды, «ее агрессивности и деструктивности по отношению к личности и психическому здоровью человека» [9] и с учетом использования программ и методов нейровизуализации.По данным исследования, проведенного Н.Н. Королевой [10],анонимность и ограниченный сенсорный опыт позволяют личности самореализоваться в виртуальном мире, компенсировать проблемы в сфере семейных отношений, с одной стороны. С другой –длительнаяинтернетзависимость приводит к личностным трансформациям и деструкциям. Имеющиеся исследования по вопросам психологической и информационной безопасности в очередной раз доказывают, чтосложность и неоднозначность проблем влияния интернеткоммуникации на личностные характеристикисвязаныкакс новыми позитивными возможностями, так и с негативными последствиями.Требуется особыйподход в изучении вопросов использования виртуального общения в обучающих и развивающих программах, а также создание программ «психологической поддержки молодых людей, склонных к чрезмерной увлеченности виртуальным взаимодействием» [11].Сегодня возрастающая роль коммуникаций в сети Интернет и в социальных сетях бесспорна. Ориентируясь на функции и цели ведущих социальных сетей, можно предположить, что в ближайшей перспективе они будут объектами и средствами информационного управления определенными социальными группами. Анализируя причины привлекательности социальных сетей,Д. А.Губанов,Д.А.Новиков, А.Г.Чхартишвили выделяют следующие возможности: получение информации, веУДК001рификация идей через социальное взаимодействие, социальная выгода от контактов и рекреация [12]. Таким образом, с учетом имеющихся возможностей можно моделировать информационное взаимодействие нескольких субъектов, включая их противоборство, посредством владения и управления концепцией, технологией и механизмами создания моделей влияния[13].Отметим, что особого участия и внимания государства и общества требует разработка проектов социальнопсихологической поддержки, позволяющих регулировать процессы влияния и обеспечивающиеинформационнопсихологическую безопасность личности. Вышедший в 2010 г.ФЗ №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» дал определение основным понятиям, классификацию информационной продукции, требования к распространению ит.д.Разработчики наметили ряд направлений по организации благоприятного формирования информационной культуры подрастающего поколения.Новые стратегии по совершенствованию методов и средств борьбы с угрозами информационнопсихологической безопасности обусловлены непрерывным совершенствованием информационных технологий иинтернеткоммуникаций, в том числе и в системе образования. Как было сказано выше, сегодня качественное образование зависит не от объема посещенных аудиторных занятий, а от доступности достоверной информации и квалифицированных кадров, участвующих в образовательном процессе.В работах отечественных и зарубежных исследователей приводится достаточно обширная классификацияпонятий дистанционного и электронного обучения, при этом в качестве основных составляющих чаще всего авторы выделяют: 1)собственно процесс обучения;2)субъектов,участников образовательного процесса;3)дидактические компоненты учебного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения).Эффективность внедрения, использования, развития электронных и дистанционных технологий в образованиимы рассматриваем с позиции социальнопсихологического комфорта участников образовательного процесса, которая определяется совокупностью факторов:эффективностьюмежличностного взаимодействия в условиях интерактивной деятельности иналичием обратной связи;квалификациейобучающих и наборомиспользуемых ими педагогических технологий, педагогическиммастерством;структурированностьюпредлагаемых методических материалов и используемых программных средств.Иначе говоря, дистанционноеи электронное обучениеобусловливает использование концептуально новых подходов кпланированию образовательной деятельности и максимально возможнуюинтерактивностьмеждуобучаемымиипреподавателями и предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. Также возникает необходимость учета социальнопсихологических характеристик обучающихся исоблюдения определенных правил организации такого вида обучения.С точки зрения А.А. Андреева [14], определение эффективности метода и технологии обучения включает в себя измерение результатов как уже достигнутых, так и материальновременных. Часто в работах исследователей уделяется больше вниманиявопросам организационнометодическим, чем социальнопсихологическим.Однако субъектами дистанционногои электронного обучения являются участники УДК001совместного учебного процесса независимо от их территориального и временного присутствия. В результате взаимодействиякаждый изних приобретает свою систему компетенций и социальноличностных качеств, являющихся новыми по отношению к уже имеющимся. При этом создается своя психологическая атмосфера. Образование сегодня рассматривается скорее как процесс, чем как продукт. Доступность и открытость дистанционных формобразования характеризуются гибкостью, модульностью, параллельностью, массовостью, способностью к самообразованию и должно обеспечивать доступ к любым функциональным улучшениям, в том числе и к тем, которые невозможно предвидеть. Дистанционное образование отводит обучающимся новую роль, в которой от них требуется высокая самоорганизация, мотивированность,трудолюбие и определенный исходный уровень знаний.Вместе с темпроблема эффективности образования недостаточно изучена в педагогике и психологии. В частности, практическинет исследований, посвященных определению социальнопсихологических условий эффективной деятельности в системе образования, а именно в системе дистанционного и электронного обучения. Знание этих условий, по мнению А.В. Селезневой, необходимо для практической деятельности по формированию позитивных установок и стереотипов, способствующих скорейшей интеграции России в мировое образовательное пространство [15].Изучение социальнопсихологических проблем позволит российскому образованию скорее решить проблемыобразовательных услуг в области:интенсификации процесса обучения;идентификацииконтроля самостоятельности учения;технологизации процесса обучения;оптимизации стоимости образовательных услуг;создания мощного программного и методического обеспечения; формирования сознательности в направлении сохранения авторства; системы делопроизводства;использованияИКТ и ИТ и с учетом уровнейвладения;контроля качества обучения;прозрачности деятельности преподавателей.Концептуально близкой нам позицией по организации дистанционного и электронного обученияявляется позиция Ф.Л. Ратнера [16], который предлагает строить процесс дистанционного и электронного обучения на принципах:1)гуманизации образования с учетом психологических особенностей, признаниявнутренней свободы обучающегося, т.е.его права выбора;2)интегрированностиобразования, с использованием междисциплинарных подходов и синергетики знаний;3)экзистенциальностиобразования, предполагающих развитие «правополушарных»качеств и ведущих модальностей, обеспечивающих развитие и обогащениемировосприятиячеловека;
4)гуманитаризации образования, обеспечивающей развитие человека;5)диалогичности образования, обеспечивающей демократические контакты между участниками интерактивного образовательного процесса.
Учитывая эти принципы построения дистанционного и электронного обучения,по нашему мнению, можно избежать ряда социальнопсихологических проблем взаимодействия, а именно: эмоциональноинформационного перенасыщения учебного процесса;эргономических проблем восприятия информации, в том числе выводимой на дисплей;УДК001использованиянеадекватных моделей интерактивности;демотивациюучастников образовательных отношений;появленияотрицательных психофизиологических последствий.Таким образом, современная система образования, находясь в состоянии противоречий между традиционными и инновационными формами организации образовательного процесса, должна подвергаться сознательным изменениям с учетом изменения сознания людей и меняющихся перспективили под напором внешнихобстоятельств,и уже сегодня необходимы опережающие исследования в области построения новых, открытых систем образовательной архитектуры.
Ссылки на источники1.Гаврилова Н.В., Есмурзаева Ж.Б. Психологические особенности жителей села: анализ и практика исследования// Научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». –2012. –№ 9. –URL: http://www.covenok.ru/ koncept/ –Гос. рег. Эл. № ФС 7749965. –ISSN 2304120X(дата обращения 23.12.2014).2.Гаврилова Н.В. К вопросу о психологической безопасности коммуникаций в сети Интернет // Интернет–свободный, безопасный, образовательный:межрегион. науч.практ. конф. (18–19 октября 2013г., г. Омск) / под ред.М.П. Лапчика.–Омск: Полиграфический центр КАН, 2013. –С. 278.3.Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационнопсихологической безопасности России.–URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bb84e562c8e9719cc32568c400467c1a(дата обращения 22.12.2014).4.МанойлоА.В.Государственная информационная политика в особых условиях: монография. –М.: МИФИ, 2003. –388с. 5.Левицкий В. Информационнопсихологическая безопасность личности. –URL: http://www.partnerinform.de/partner/detail/2007/6/272/2445(дата обращения 22.12.2014).6.БарсуковаЕ. А. Интернет как фактор социализации личности.–URL: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Pedagogica/6_93793.doc.htm(дата обращения 23.12.2014).7.Гаврилова Н.В., Мельников А.Л. Перспективытехнологий дистанционного образования и электронного обучения: социальнопсихологический аспект // Интернет–свободный, безопасный, образовательный: межрегион. науч.практ. конф. (18–19 октября 2013г., г. Омск).–С.278.8.Баева И. А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. –URL: http://psyinfo.su/ru/conference/internet/doc.php?d=117(дата обращения 22.12.2014).9.Полищук Ю.И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье. –URL: http://www.npar.ru/journal/2003/1/influence.htm(дата обращения 23.12.2014).10.Королева Н. Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. –2004.–№9. –С.168–179.11.Там же.12.Губанов Д. А., Новиков Д. А., ЧхартишвилиА. Г. Модели влияния в социальных сетях // Проблемы управления. –2009.–Вып.5.–С.28–35. –URL: http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=pu&paperid=96&option_lang=rus(дата обращения 23.12.2014).13.Там же.14.Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения.–М., 1999.–126с.15.Селезнева А.В. Социальнопсихологические технологии формирования спроса на образовательные услуги // Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования.–СПб., 2004.–С. 366–370.16.Ратнер Ф. Л. Разработка электронных образовательных ресурсов: зарубежный опыт: учеб.метод. пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы».–Казань: КГУ, 2008. –106с.
УДК001Natalja Gavrilova,Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the chair of Philosophy, History, Economic Theory and Law, Omsk State Agrarian University named after P.A.Stolypin, Omsknw_gawrilowa@mail.ruZhanbota Yesmurzaeva,Candidate of Philological Sciences, head of the Chair of Foreign Languagesand Applied Linguistics, Omsk State Agrarian University named after P.A.Stolypin, Omskyesmurzaeva@mail.ruNatalya Gavrilova,Student, Department of Agrochemistry, Soil, Ecology and Water Resources Management, Omsk State Agrarian University named after P.A.Stolypin, Omskns.gavrilova1319@omgau.orgELearning and some aspects of social and psychological security Abstract.The paperpresents the analysis the influence of electronic and distance learning on the youth as a special group of Internet users. The authors give a review of articles devoted to the problems of information and psychological security of youth.Key words: elearning, psychological security, psychological impact, ecommunication.References1.Gavrilova,N. V.&Esmurzaeva,Zh. B. (2012) “Psihologicheskie osobennosti zhitelej sela: analiz i praktika issledovanija”,Nauchnometodicheskij jelektronnyj zhurnal oficial'nogo sajta jevristicheskih olimpiad “Sovjonok”i “Proryv”,№ 9. Available at: http://www.covenok.ru/ koncept/ –Gos. reg. Jel. № FS 7749965,ISSN 2304120X (data obrashhenija 23.12.2014)(in Russian).2.Gavrilova,N. V. (2013) “K voprosu o psihologicheskoj bezopasnostikommunikacij v seti Internet”,in Lapchik, M. P. (ed.) Internet –svobodnyj, bezopasnyj, obrazovatel'nyj: mezhregion. nauch.prakt. konf. (18–19 oktjabrja 2013 g., g. Omsk), Poligraficheskij centr KAN, Omsk,p.278(in Russian).3.Emel'janov,G. V., Lepskij,V. E.&Strel'cov,A.A. Problemy obespechenija informacionnopsihologicheskoj bezopasnosti Rossii. Available at: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bb84e562c8e9719cc32568c400467c1a(data obrashhenija 22.12.2014)(in Russian).4.Manojlo,A. V. (2003) Gosudarstvennaja informacionnaja politika v osobyh uslovijah: monografija,MIFI, Moscow,388 p.(in Russian).5.Levickij,V. Informacionnopsihologicheskaja bezopasnost' lichnosti.Available at: http://www.partnerinform.de/partner/detail/2007/6/272/2445 (data obrashhenija 22.12.2014)(in Russian).6.Barsukova,E. A. Internet kak faktor socializacii lichnosti.Available at: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Pedagogica/6_93793.doc.htm (data obrashhenija 23.12.2014)(in Russian).7.Gavrilova,N. V.&Mel'nikov,A. L. (2013) “Perspektivy tehnologij distancionnogo obrazovanija i jelektronnogo obuchenija: social'nopsihologicheskij aspekt”,Internet –svobodnyj, bezopasnyj, obrazovatel'nyj: mezhregion. nauch.prakt. konf. (18–19 oktjabrja 2013 g., g. Omsk),p.278(in Russian).8.Baeva,I. A.&Semikin,V. V. Bezopasnost' obrazovatel'noj sredy, psihologicheskaja kul'tura i psihicheskoe zdorov'e shkol'nikov. Available at: http://psyinfo.su/ru/conference/internet/doc.php?d=117 (data obrashhenija 22.12.2014)(in Russian).9.Polishhuk,Ju. I. O negativnom vlijanii sredstv massovoj informacii na psihicheskoe zdorov'e. Available at: http://www.npar.ru/journal/2003/1/influence.htm (data obrashhenija 23.12.2014)(in Russian).10.Koroleva,N. N. (2004) “Vlijanie kommunikacii v seti Internet na lichnostnye osobennosti pol'zovatelej”,Izvestija RGPU im. A. I. Gercena,№ 9,pp.168–179(in Russian).11.Ibid.12.Gubanov,D. A., Novikov,D. A.&Chhartishvili,A. G. (2009) “Modeli vlijanija v social'nyh setjah”,Problemy upravlenija,vyp. 5,pp.28–35. Available at: http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=pu&paperid=96&option_lang=rus (data obrashhenija 23.12.2014)(in Russian).13.Ibid.14.Andreev,A. A. (1999) Didakticheskie osnovy distancionnogo obuchenija,Moscow,126 p.(in Russian).15.Selezneva,A. V. (2004) “Social'nopsihologicheskie tehnologii formirovanija sprosa na obrazovatel'nye uslugi”, Fundamental'nye i prikladnye issledovanija problem obrazovanija,St. Petersburg,pp.366–370(in Russian).16.Ratner,F. L. (2008) Razrabotka jelektronnyhobrazovatel'nyh resursov: zarubezhnyj opyt: ucheb.metod. posobie po napravleniju “Jelektronnye obrazovatel'nye resurs”,KGU, Kazan',106 p.(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Есмурзаева Жанбота Бауржановна,кандидат филологических наук, заведующий кафедрой иностранных языков и прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина», г.Омскyesmurzaeva@mail.ru
Гаврилова Наталья Сергеевна,студентка IIкурсафакультета агрохимии, почвоведения, природообустройства и водопользования ФГБОУ ВПО «Омскийгосударственный аграрный университет имени П. А. Столыпина», г.Омскns.gavrilova1319@omgau.org
Электронное обучение и некоторые вопросы социальнопсихологической безопасности
Аннотация.В статье представлен анализ некоторых сторон влияния электронного и дистанционного обучения на молодежь как особуюкатегориюпользователей интернетпространства. Кроме того, авторами предлагается краткий обзор работ в области информационной и психологической безопасности молодежи.Ключевые слова: электронное обучение, психологическая безопасность, психологическое воздействие, интернеткоммуникации.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметнымобластям).
По мнению специалистов ЮНЕСКО,перспективным направлением развития образования является его доступность за счет внедрения дистанционных и электронных форм обучения, которая обеспечивает равные права граждан на получение качественного образования. С учетом масштабов Российской Федерациии неравномерноститерриториального распределения учебных заведений возникает проблема неоднородностираспределения контингента, нуждающегося в обучении. В отдаленных населенных пунктах зачастую наблюдается дефицит научнопедагогических работников, как следствие, это приводит к дефициту в сфере квалифицированной рабочей силы [1]. Дистанционные и электронные технологии сегодня позволяют повысить качество образовательных услуг и становятся механизмом реализации индивидуализации образовательных траекторий обучающихся.В данной статье пойдет речь о внедрении электронных форм образования и угрозах социальнопсихологической безопасности, возникающих при активном взаимодействии потребителей этих услуг с сетью Интернет. Под информационнопсихологической безопасностью личности предлагается понимать механизмызащиты от любых информационных и психологических воздействий,направленных на изменение эмоционального состояния и личности и ее поведения [2].Сегодня активным пользователем Всемирной паутиныявляется молодежь.Именно с этой категорией потребителей, ориентируясь на потребности современного общества, вступаютвдиалог через интернеткоммуникации образовательные УДК001учреждения и бизнес. Создаются электронные образовательные сообщества и онлайнуниверситеты. Значительный объем информации транслируется посредством сети Интернет, и, таким образом, информационная сфера становится такой же важной составляющей общественной жизни, как экономическая, политическая и другие. Внедрение информационных технологий повысило зависимость безопасности конкретного индивидуумаот достоверности используемой информации, ее защищенности от несанкционированной модификации, а также противоправного доступа к ней.Особое место в информационной сфере общества занимает индивидуальное сознание людей, которое все в большей степени подвергается агрессивным информационным воздействиям и наносит ущерб психическому и нравственному здоровью граждан, разрушает моральные нормы жизни общества [3].Актуальным становится изучение способов и методов психологической защиты.Объектами обеспечения психологической безопасности личности, по мнению А.В.Манойло, становятся: сознание, система ценностей, психическое здоровье, свобода воли [4].При комфортном психологическом состоянии индивидуум может полноценно развиваться, своевременно адаптироваться к меняющимся социальным условиям, организовывать свое поведение в социальной среде. Социальная среда, в свою очередь, обладая характеристиками быстрой изменчивости и агрессивности, все больше порождает социальное отчуждение, потерю индивидуальности и духовности. Это приводит к дисбалансу психологического состояния. Молодежь как наиболее подверженная манипулятивному воздействию категориянаходит решение своих социальноличностных проблем в виртуальном мире, Интернет сегодня выступаетпервичным агентом социализации. Все больше появляется данных о деструктивном влиянии Всемирной паутины. Каксредство массовой коммуникацииИнтернет представляет собой особый вид угроз, не только в силу отсутствия действенных механизмов фильтрации информации, но и по причине социального одиночества детей и молодежи. Объектом информационного и психологического воздействия выступает не отдельно взятая личность, а сознание определенной возрастной группы в целом. Зачастую невозможность проверить достоверность получаемой информации приводит к потере «смысловой чувствительности», появляется безучастность к происходящему в мире [5]. Инициативный отказ от использования определенной информации, источников или каналов ее распространения или перепроверкой может выступать защитной мерой.Изучение проблем, связанных с коммуникациями в сети Интернет, в науке и практике только начинается. Несмотря на точто проблематика исследования виртуальной реальности представлена достаточно широко, практически нет исследований, посвященных психологической безопасности в сети Интернет и вопросам психологической культуры, в том числе виртуальной этике. Возможности пользователей Интернета скрываться под логинами и «никами»дают им иллюзорное ощущение свободы и превосходства, что создает новые направления деструктивной социализации.
Социализация личности в каждом отдельно взятом обществе имеет свои отличительные характеристики. В литературе выделяют различные факторы социализации (мега, макро, мезои микро). Что касается Интернета, то большинство исследователей относят егок мезофакторам, то есть условиям социализации по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации [6]. В качестве целей использования Интернета в молодежной среде, которые отличаются по своей сущности от других возрастных категорий, выделяют:компенсацию дефицита общения;УДК001удовлетворение киберсексуального опыта;самореализацию;проигрывание скрытых или желаемых социальных ролей;анонимность поиска решений;устранение социальных дистанций;формирование виртуального имиджа;конструирование образов [7].В своей работе И. А. Баева, В.В. Семикинпредполагают, что психологическая безопасностькак защита от воздействия на сознание личности может быть обеспечена посредством: сохранения балансазависимости/независимости от других людейи формированиясоциальной автономии; формированиястереотипных реакций в важных и нестандартных ситуациях [8].Иными словами, необходимо формировать личностную позицию индивида в собственной картине мира и развивать его эмоциональноволевую регуляцию.Учитывая референтную значимость интернетпространстваи его влияние на психику молодежи, следует понимать, что угрозой психологической безопасности будет и отсутствие удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия в межличностном и социальном пространстве, а также уровень удовлетворенности этим взаимодействием. Особую категорию проблем в системе массовых коммуникаций занимают проблемынравственноэтических норм и формирования сетевого этикета.
Так,Ю.И. Полищук в своей статье«О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье»анализирует возможные угрозы для психики. Он предлагает разрабатыватьдопустимые и недопустимые параметры информационнопсихологических воздействий посредством социальнопсихологического анализа информационной среды, «ее агрессивности и деструктивности по отношению к личности и психическому здоровью человека» [9] и с учетом использования программ и методов нейровизуализации.По данным исследования, проведенного Н.Н. Королевой [10],анонимность и ограниченный сенсорный опыт позволяют личности самореализоваться в виртуальном мире, компенсировать проблемы в сфере семейных отношений, с одной стороны. С другой –длительнаяинтернетзависимость приводит к личностным трансформациям и деструкциям. Имеющиеся исследования по вопросам психологической и информационной безопасности в очередной раз доказывают, чтосложность и неоднозначность проблем влияния интернеткоммуникации на личностные характеристикисвязаныкакс новыми позитивными возможностями, так и с негативными последствиями.Требуется особыйподход в изучении вопросов использования виртуального общения в обучающих и развивающих программах, а также создание программ «психологической поддержки молодых людей, склонных к чрезмерной увлеченности виртуальным взаимодействием» [11].Сегодня возрастающая роль коммуникаций в сети Интернет и в социальных сетях бесспорна. Ориентируясь на функции и цели ведущих социальных сетей, можно предположить, что в ближайшей перспективе они будут объектами и средствами информационного управления определенными социальными группами. Анализируя причины привлекательности социальных сетей,Д. А.Губанов,Д.А.Новиков, А.Г.Чхартишвили выделяют следующие возможности: получение информации, веУДК001рификация идей через социальное взаимодействие, социальная выгода от контактов и рекреация [12]. Таким образом, с учетом имеющихся возможностей можно моделировать информационное взаимодействие нескольких субъектов, включая их противоборство, посредством владения и управления концепцией, технологией и механизмами создания моделей влияния[13].Отметим, что особого участия и внимания государства и общества требует разработка проектов социальнопсихологической поддержки, позволяющих регулировать процессы влияния и обеспечивающиеинформационнопсихологическую безопасность личности. Вышедший в 2010 г.ФЗ №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» дал определение основным понятиям, классификацию информационной продукции, требования к распространению ит.д.Разработчики наметили ряд направлений по организации благоприятного формирования информационной культуры подрастающего поколения.Новые стратегии по совершенствованию методов и средств борьбы с угрозами информационнопсихологической безопасности обусловлены непрерывным совершенствованием информационных технологий иинтернеткоммуникаций, в том числе и в системе образования. Как было сказано выше, сегодня качественное образование зависит не от объема посещенных аудиторных занятий, а от доступности достоверной информации и квалифицированных кадров, участвующих в образовательном процессе.В работах отечественных и зарубежных исследователей приводится достаточно обширная классификацияпонятий дистанционного и электронного обучения, при этом в качестве основных составляющих чаще всего авторы выделяют: 1)собственно процесс обучения;2)субъектов,участников образовательного процесса;3)дидактические компоненты учебного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения).Эффективность внедрения, использования, развития электронных и дистанционных технологий в образованиимы рассматриваем с позиции социальнопсихологического комфорта участников образовательного процесса, которая определяется совокупностью факторов:эффективностьюмежличностного взаимодействия в условиях интерактивной деятельности иналичием обратной связи;квалификациейобучающих и наборомиспользуемых ими педагогических технологий, педагогическиммастерством;структурированностьюпредлагаемых методических материалов и используемых программных средств.Иначе говоря, дистанционноеи электронное обучениеобусловливает использование концептуально новых подходов кпланированию образовательной деятельности и максимально возможнуюинтерактивностьмеждуобучаемымиипреподавателями и предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. Также возникает необходимость учета социальнопсихологических характеристик обучающихся исоблюдения определенных правил организации такого вида обучения.С точки зрения А.А. Андреева [14], определение эффективности метода и технологии обучения включает в себя измерение результатов как уже достигнутых, так и материальновременных. Часто в работах исследователей уделяется больше вниманиявопросам организационнометодическим, чем социальнопсихологическим.Однако субъектами дистанционногои электронного обучения являются участники УДК001совместного учебного процесса независимо от их территориального и временного присутствия. В результате взаимодействиякаждый изних приобретает свою систему компетенций и социальноличностных качеств, являющихся новыми по отношению к уже имеющимся. При этом создается своя психологическая атмосфера. Образование сегодня рассматривается скорее как процесс, чем как продукт. Доступность и открытость дистанционных формобразования характеризуются гибкостью, модульностью, параллельностью, массовостью, способностью к самообразованию и должно обеспечивать доступ к любым функциональным улучшениям, в том числе и к тем, которые невозможно предвидеть. Дистанционное образование отводит обучающимся новую роль, в которой от них требуется высокая самоорганизация, мотивированность,трудолюбие и определенный исходный уровень знаний.Вместе с темпроблема эффективности образования недостаточно изучена в педагогике и психологии. В частности, практическинет исследований, посвященных определению социальнопсихологических условий эффективной деятельности в системе образования, а именно в системе дистанционного и электронного обучения. Знание этих условий, по мнению А.В. Селезневой, необходимо для практической деятельности по формированию позитивных установок и стереотипов, способствующих скорейшей интеграции России в мировое образовательное пространство [15].Изучение социальнопсихологических проблем позволит российскому образованию скорее решить проблемыобразовательных услуг в области:интенсификации процесса обучения;идентификацииконтроля самостоятельности учения;технологизации процесса обучения;оптимизации стоимости образовательных услуг;создания мощного программного и методического обеспечения; формирования сознательности в направлении сохранения авторства; системы делопроизводства;использованияИКТ и ИТ и с учетом уровнейвладения;контроля качества обучения;прозрачности деятельности преподавателей.Концептуально близкой нам позицией по организации дистанционного и электронного обученияявляется позиция Ф.Л. Ратнера [16], который предлагает строить процесс дистанционного и электронного обучения на принципах:1)гуманизации образования с учетом психологических особенностей, признаниявнутренней свободы обучающегося, т.е.его права выбора;2)интегрированностиобразования, с использованием междисциплинарных подходов и синергетики знаний;3)экзистенциальностиобразования, предполагающих развитие «правополушарных»качеств и ведущих модальностей, обеспечивающих развитие и обогащениемировосприятиячеловека;
4)гуманитаризации образования, обеспечивающей развитие человека;5)диалогичности образования, обеспечивающей демократические контакты между участниками интерактивного образовательного процесса.
Учитывая эти принципы построения дистанционного и электронного обучения,по нашему мнению, можно избежать ряда социальнопсихологических проблем взаимодействия, а именно: эмоциональноинформационного перенасыщения учебного процесса;эргономических проблем восприятия информации, в том числе выводимой на дисплей;УДК001использованиянеадекватных моделей интерактивности;демотивациюучастников образовательных отношений;появленияотрицательных психофизиологических последствий.Таким образом, современная система образования, находясь в состоянии противоречий между традиционными и инновационными формами организации образовательного процесса, должна подвергаться сознательным изменениям с учетом изменения сознания людей и меняющихся перспективили под напором внешнихобстоятельств,и уже сегодня необходимы опережающие исследования в области построения новых, открытых систем образовательной архитектуры.
Ссылки на источники1.Гаврилова Н.В., Есмурзаева Ж.Б. Психологические особенности жителей села: анализ и практика исследования// Научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». –2012. –№ 9. –URL: http://www.covenok.ru/ koncept/ –Гос. рег. Эл. № ФС 7749965. –ISSN 2304120X(дата обращения 23.12.2014).2.Гаврилова Н.В. К вопросу о психологической безопасности коммуникаций в сети Интернет // Интернет–свободный, безопасный, образовательный:межрегион. науч.практ. конф. (18–19 октября 2013г., г. Омск) / под ред.М.П. Лапчика.–Омск: Полиграфический центр КАН, 2013. –С. 278.3.Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационнопсихологической безопасности России.–URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bb84e562c8e9719cc32568c400467c1a(дата обращения 22.12.2014).4.МанойлоА.В.Государственная информационная политика в особых условиях: монография. –М.: МИФИ, 2003. –388с. 5.Левицкий В. Информационнопсихологическая безопасность личности. –URL: http://www.partnerinform.de/partner/detail/2007/6/272/2445(дата обращения 22.12.2014).6.БарсуковаЕ. А. Интернет как фактор социализации личности.–URL: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Pedagogica/6_93793.doc.htm(дата обращения 23.12.2014).7.Гаврилова Н.В., Мельников А.Л. Перспективытехнологий дистанционного образования и электронного обучения: социальнопсихологический аспект // Интернет–свободный, безопасный, образовательный: межрегион. науч.практ. конф. (18–19 октября 2013г., г. Омск).–С.278.8.Баева И. А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. –URL: http://psyinfo.su/ru/conference/internet/doc.php?d=117(дата обращения 22.12.2014).9.Полищук Ю.И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье. –URL: http://www.npar.ru/journal/2003/1/influence.htm(дата обращения 23.12.2014).10.Королева Н. Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. –2004.–№9. –С.168–179.11.Там же.12.Губанов Д. А., Новиков Д. А., ЧхартишвилиА. Г. Модели влияния в социальных сетях // Проблемы управления. –2009.–Вып.5.–С.28–35. –URL: http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=pu&paperid=96&option_lang=rus(дата обращения 23.12.2014).13.Там же.14.Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения.–М., 1999.–126с.15.Селезнева А.В. Социальнопсихологические технологии формирования спроса на образовательные услуги // Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования.–СПб., 2004.–С. 366–370.16.Ратнер Ф. Л. Разработка электронных образовательных ресурсов: зарубежный опыт: учеб.метод. пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы».–Казань: КГУ, 2008. –106с.
УДК001Natalja Gavrilova,Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the chair of Philosophy, History, Economic Theory and Law, Omsk State Agrarian University named after P.A.Stolypin, Omsknw_gawrilowa@mail.ruZhanbota Yesmurzaeva,Candidate of Philological Sciences, head of the Chair of Foreign Languagesand Applied Linguistics, Omsk State Agrarian University named after P.A.Stolypin, Omskyesmurzaeva@mail.ruNatalya Gavrilova,Student, Department of Agrochemistry, Soil, Ecology and Water Resources Management, Omsk State Agrarian University named after P.A.Stolypin, Omskns.gavrilova1319@omgau.orgELearning and some aspects of social and psychological security Abstract.The paperpresents the analysis the influence of electronic and distance learning on the youth as a special group of Internet users. The authors give a review of articles devoted to the problems of information and psychological security of youth.Key words: elearning, psychological security, psychological impact, ecommunication.References1.Gavrilova,N. V.&Esmurzaeva,Zh. B. (2012) “Psihologicheskie osobennosti zhitelej sela: analiz i praktika issledovanija”,Nauchnometodicheskij jelektronnyj zhurnal oficial'nogo sajta jevristicheskih olimpiad “Sovjonok”i “Proryv”,№ 9. Available at: http://www.covenok.ru/ koncept/ –Gos. reg. Jel. № FS 7749965,ISSN 2304120X (data obrashhenija 23.12.2014)(in Russian).2.Gavrilova,N. V. (2013) “K voprosu o psihologicheskoj bezopasnostikommunikacij v seti Internet”,in Lapchik, M. P. (ed.) Internet –svobodnyj, bezopasnyj, obrazovatel'nyj: mezhregion. nauch.prakt. konf. (18–19 oktjabrja 2013 g., g. Omsk), Poligraficheskij centr KAN, Omsk,p.278(in Russian).3.Emel'janov,G. V., Lepskij,V. E.&Strel'cov,A.A. Problemy obespechenija informacionnopsihologicheskoj bezopasnosti Rossii. Available at: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bb84e562c8e9719cc32568c400467c1a(data obrashhenija 22.12.2014)(in Russian).4.Manojlo,A. V. (2003) Gosudarstvennaja informacionnaja politika v osobyh uslovijah: monografija,MIFI, Moscow,388 p.(in Russian).5.Levickij,V. Informacionnopsihologicheskaja bezopasnost' lichnosti.Available at: http://www.partnerinform.de/partner/detail/2007/6/272/2445 (data obrashhenija 22.12.2014)(in Russian).6.Barsukova,E. A. Internet kak faktor socializacii lichnosti.Available at: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Pedagogica/6_93793.doc.htm (data obrashhenija 23.12.2014)(in Russian).7.Gavrilova,N. V.&Mel'nikov,A. L. (2013) “Perspektivy tehnologij distancionnogo obrazovanija i jelektronnogo obuchenija: social'nopsihologicheskij aspekt”,Internet –svobodnyj, bezopasnyj, obrazovatel'nyj: mezhregion. nauch.prakt. konf. (18–19 oktjabrja 2013 g., g. Omsk),p.278(in Russian).8.Baeva,I. A.&Semikin,V. V. Bezopasnost' obrazovatel'noj sredy, psihologicheskaja kul'tura i psihicheskoe zdorov'e shkol'nikov. Available at: http://psyinfo.su/ru/conference/internet/doc.php?d=117 (data obrashhenija 22.12.2014)(in Russian).9.Polishhuk,Ju. I. O negativnom vlijanii sredstv massovoj informacii na psihicheskoe zdorov'e. Available at: http://www.npar.ru/journal/2003/1/influence.htm (data obrashhenija 23.12.2014)(in Russian).10.Koroleva,N. N. (2004) “Vlijanie kommunikacii v seti Internet na lichnostnye osobennosti pol'zovatelej”,Izvestija RGPU im. A. I. Gercena,№ 9,pp.168–179(in Russian).11.Ibid.12.Gubanov,D. A., Novikov,D. A.&Chhartishvili,A. G. (2009) “Modeli vlijanija v social'nyh setjah”,Problemy upravlenija,vyp. 5,pp.28–35. Available at: http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=pu&paperid=96&option_lang=rus (data obrashhenija 23.12.2014)(in Russian).13.Ibid.14.Andreev,A. A. (1999) Didakticheskie osnovy distancionnogo obuchenija,Moscow,126 p.(in Russian).15.Selezneva,A. V. (2004) “Social'nopsihologicheskie tehnologii formirovanija sprosa na obrazovatel'nye uslugi”, Fundamental'nye i prikladnye issledovanija problem obrazovanija,St. Petersburg,pp.366–370(in Russian).16.Ratner,F. L. (2008) Razrabotka jelektronnyhobrazovatel'nyh resursov: zarubezhnyj opyt: ucheb.metod. posobie po napravleniju “Jelektronnye obrazovatel'nye resurs”,KGU, Kazan',106 p.(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»