Интегрированный урок по истории и технологии «Быт и культура Древней Руси» в 6-ом классе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Корнеева А. О. Интегрированный урок по истории и технологии «Быт и культура Древней Руси» в 6-ом классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3 (март). – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15086.htm.
Аннотация. Методическая разработка интегрированного урока для 6-го класса по истории и технологии «Быт и культура Древней Руси» направлена на развитие у обучающихся знаний о культурной жизни племен, технологии изготовления одежды, украшений и доспехов, а также навыков вышивки, вязания и плетения с использованием элементов исторической реконструкции.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Корнеева Анна Олеговна,магистрант школы педагогики ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет», г. Уссурийскmacosha@yandex.ru

Интегрированный урок по истории и технологии «Быт и культура Древней Руси»в 6м классе

Аннотация. Методическая разработка интегрированного урока для 6гокласса по истории и технологии«Быт и культура Древней Руси» направлена на развитие у обучающихся знаний о культурной жизни племен, технологии изготовления одежды, украшений и доспехов, а также навыков вышивки, вязания и плетения с использованием элементов исторической реконструкции.Ключевые слова:интегрированный урок, история, технология, реконструкция, вятичи, культура Древней Руси.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Методика обучения школьников за последнее десятилетие претерпевает серьезные изменения. Позиционируется отход от классноурочной системы, вводятся новые методы обучения, основанные на интеграции. Разрабатываются современные концепции образования, основанные на применении деятельностного подхода. Все это способствует формированию у детей целостного восприятия мира. Начнем с определения: что такое интегрированный урок?«Это урок, содержание которого построено на межпредметном материале, отобранном по определенным педагогическим основаниям, позволяющим реализовать цели и задачи данного урока» [1]. Интегрированный урок позволяет конкретизировать знания и применить их на практике в другой образовательной области.Данный урок проводится в 6мклассе. В программе по истории России для 6гокласса есть тема «Быт и культура древней Руси», рассчитанная всего на один классный урок. Интеграция с уроком технологии, рассчитанным на 2 школьных часа, позволит провести трехчасовой урокконференцию и рассмотреть тему более предметно и углубленно. Применение деятельностного подхода даст возможностьучащимся выступить в активном, творческом ключе [2]. Это научит школьников самостоятельной работе по поиску материала, подготовит к дальнейшей проектной деятельности.Урок нацелен на формирование знаний на основе сочетания разнообразных активных (доклады, проекты, визуализация материала) и интерактивных (выполнение реконструкций предметов) методов обучения. Приветствуются также разнообразные формы работы: групповая, парная, индивидуальная.Особенность данного урока состоит в том, что он требует наличия в арсенале учителя технологии или истории реконструкций (моделей) предметов одежды и её элементов по данному периодуили возможности пригласить на урок представителей местного клуба исторической реконструкции. В противном случае придется обойтись графическими реконструкциями или фотографиями воссозданных предметов одежды, быта и вооружения. В рамках подготовки к уроку можно дать дополнительное задание ученикам, чтобы они воссоздали при помощи учителя технологиикакиелибо элементы: вязание, вышивку, резьбу по дереву или кости, стенд по тканям, стенгазету по видам украшений и т.д. Все это зависит от уровня заинтересованностикак педагогов, так и школьников. Естественно, чем выше интерес обеих сторон, тем увлекательней пройдет подобный урок. УДК001Планконспект интегрированного урока по истории и технологии

«Быт и культура Древней Руси» (6йкласс) с применением элементов реконструкции костюма племени вятичей XI–XIIIвв.»Урок рассчитан на 3 часа. Тип урока:урок формирования новых знаний.Форма урока:урокконференция.Формирование УУД:Регулятивные действия:целеполагание, планирование поставленной задачи, прогнозирование результатов работы, самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция.Познавательные действия: получить преставления окультуре и быте Древней Руси, узнать о племени вятичей XI–XIIIвв.; сформировать словарный и понятийный запас по теме «Быт и культура Древней Руси»;привить умение применять исторический материал в рукоделии; развить творческие способности учащихся, чувство цвета и формы.Коммуникативные действия:привить навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом; сформироватьумение излагать свою точку зрения, делать краткие и емкие доклады, подбирать визуальный ряд к докладам; отвечать на вопросы; задавать докладчикам вопросы; работать в нестандартной обстановке. Личностные действия:самоопределение при выборе темы доклада и проекта по рукоделию; смыслообразование–формирование интереса к национальной культуре.Словарь:височные кольца, панева, бипирамида (бипирамидальные сердоликовохрустальные бусы), биллон, марена (красильная), индиго, кольчуга, солярный.Оборудование:«История России с древнейшихвремён до конца XVI века:Учебник. 6 класс»[3], ноутбук, проектор, доска, карта, женский и мужской костюмыплемени вятичей, предметы вооружения, предметы быта, образцы тканей.Предварительнаяподготовка школьников к урокуОбщее задание для всех –прочитать параграф учебника по соответствующей теме. Найти дополнительную информацию о племени вятичей и их месте в древнерусской истории. Индивидуальные задания для докладчиков–доклад на 4–5 минут с презентацией или без.Проекты по рукоделию инициативным группам.

Темы докладов:1.Ареал расселения вятичей (крупнейшие поселения и города, их политическое устройство, для этого доклада необходимо использование карты).2.Город и село –места проживания вятичей. Их основные сходства и различия. Основные виды деятельности (село: земледелие, скотоводство; город: торговля (в т.ч. экспорт, импорт), ремесла, отражение нападений).3.Шелковые вещи у вятичей(рассмотреть торговые связи через импорт шелка).4.Роль цвета в одежде, натуральные красители и методы окрашивания ткани (крушина –желтый; марена –красный; крапива –зеленый; вайда, индиго–синий).5.Война и военное дело вятичей (дружина, ополчение, доспех и вооружение). 6.Верования и предметы культа вятичей(чем отличались от официальной религии, в каких источниках это отражается. Похоронный обряд, культ солнца, русалии и т.д.). 7.Головной убор и его роль в жизни женщины (виды, послойность, принцип ношения височных колец).Проект инициативной группы по рукоделию

Предлагается сказать несколькослов об определенном виде рукоделия и воссоздать одну из техник, поделиться своим опытом. УДК0011.Вышивка. Средневековые техники шитья золотом (вприкреп, впрокол) [4]. Выполняется золотыми/серебряными нитками (в качестве замены может быть взят люрекс) на фрагменте шелковой ткани 10*5 см. В качестве образца может быть взяты: шелковый воротникстоечкаиз Старой Рязани [5]; суздальский воротник конца XI–начала XII в. [6]Проект выполняется группой из 2–3 человек, каждый готовит один образец шитья.

Рис. 1. Реконструкция рязанского воротника XII–XIIIвв. (работа выполнена автором)

Рис. 2. Реконструкция суздальского воротника конца XI –начала XII в. (работа выполнена автором)

2.Вязание иглой. Выполняется шерстяными нитками с использованием деревянной или костяной иглы. Вязаные иглой образцы или реконструкции элементов одежды (носки, варежки, стельки) можно выполнить в разных техниках: финская вязка (эура), йорк (копергейт), осло. Проект выполняется группой из 2–4 человек. Одинюноша делает реконструкцию деревянной или костяной иглы (игл), остальные члены группы вяжут.

Рис. 3. Игольная вязка (йорк, осло) (наглядный материал выполнен автором)УДК0013.Ткачество. Ткачество тесьмы или пояса можно выполнить на дощечках на 2 или 4 отверстия или бердо, используя шерстяные или шелковые нити. Можно соткать образцы тесьмы с различными узорами, можно соткать пояскак отдельный элемент одежды. Проект выполняется группой из 2–6 человек. Юноши делают дощечки (дерево, берёста), бердо (дерево), челноки (дерево), остальные ткут.

Рис. 4. Бердо (из коллекции автора)

При оценивании работ докладчиков учителям предлагается руководствоваться критериями, выделенными А.Н. Иоффе [7]. Этапы урока:1.Организационный этап:чему посвящен урок, как будет проходить и оцениваться.2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3.Актуализация знаний, выступление докладчиков, работа с реконструкциями предметов одежды и быта, просмотр видеофильмов, выступление проектной группы.4.Первичная проверка понимания: ответы на вопросы (по ходу урока).5.Первичное закрепление: работа со словарем.6.Рефлексия (подведение итогов занятия). Ход урока:Организационный этапУрок проводится двумя или тремя учителями–учителем истории и учителями технологии. Перед началом урока на доске записываются тема урока и термины из словаря, которым ученики в ходе прослушивания докладовсамостоятельно дадут определения, докладчики готовят свои презентации для показа на компьютере учителя. Выбираются юноша и девушка,на которых будут одеваться костюмы.Озвучивается тема урока–«Быт и культура Древней Русис применением элементов реконструкции костюма племени вятичей XI–XIIIвв.».Форма урока –конференция. Говорится,каким образом будет проходить урок: просмотр презентацийи видеофильмов, выступление докладчиков, примерка реконструкций костюмов, осмотр реконструкций предметов быта, защита работ проектныхгрупп, работа со словарем. Также озвучиваются параметры оценивания.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихсяЦель урока–изучитькультуру и быт древней Русина примере племени вятичей XI–XIIIвв. Задачи: привить навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом; сформироватьумение излагать свою точку зрения, делать краткие и емкие доУДК001клады;сформировать интерес к национальной культуре;привить умение применять исторический материал в рукоделии.Слово учителя.Вятичив VIII–XIII вв.крупный восточнославянский племенной союз, ареал расселения–бассейн Верхней и Средней Оки. Долгое время вятичские земли не подчинялись власти Киева. Князь Владимир Мономах отдельно выделял в своем «Поучении детям» свой переход через землю вятичей. Дальше Мономах сообщал о двух зимних походах в «вятичи» против старейшины Ходоты и его сына, однакочем закончилось военное мероприятие,в Поучении не говорится [8]. При изучении нашей темы выбор пал на вятичей, потому что вплоть до XIIIв.у них сохранялось язычество, а у язычников было принято хоронить в самой лучшей одежде. У вятичей сохранились те элементы культуры, которые были утрачены на Руси после крещения. И впоследствии эти элементы перешли уже в народную культуру, т.е.благодаря вятичам мы можем проследить преемственность русской традиции. Кроме того, историки и археологи имеют достаточно информации об их одежде, украшениях, предметах быта.Актуализация знанийСлушается первый доклад:«Ареал расселения вятичей», ведется работа с картой, заслушиваются вопросы учеников. Вопрос учителя к докладчику: «По каким признакам ученые и ареологиопределили ареал расселения вятичей?»

Ответ: «В “Повести временных лет”летописец связывал название их племени с именем легендарного Вятко и сообщал, что вятичи расположились на р. Оке. У вятичей есть родоопределяющие признаки: семилопастные височные кольца, сердоликовохрустальные бусы ирешетчатые перстни. По ним сейчас в первую очередьи определяют,относится это захоронение к данному племени или нет». После ответа по рядам пускаются височные кольца.Слушается второй доклад:«Город и село –места проживания вятичей. Их основные сходства и различия. Основные виды деятельности». Заслушиваются вопросы учеников.Вопрос учителя к докладчику: «Одной из важных функций средневекового города была торговля. Как вы думаете, что в женском костюме может быть предметом импорта?»Ответ: «Шелк, стеклянные бусы, индиговый краситель».Слушается третий доклад:«Шелковые вещи у вятичей».После того как докладчик выступили вопросы учеников заданы, учитель приглашает ученицу и предлагает ей одеться в костюм.Слово учителя.Одежда была простая в покрое, что,в свою очередь,компенсировалосьдекором и ювелирными украшениями. Верхняя и нижняя рубахи (параллельно рассказывает и помогает одеваться девушке) шились одинаково. Разным был материал, нижняя рубаха делалась из тканей растительного происхождения. Вопрос: «Какое сырье растительного происхождения для изготовления тканей вы знаете?»

Ответ: «Лен, хлопок, конопля».Хлопок был привозной и стоил очень дорого, а вот лен и коноплю выращивали в местных широтах, обрабатывали и ткали полотно, из которого шили вещи. С шерстью также проблем не было.Но процесс изготовления ткани изольна очень трудоемкий. Лен сначала надо вырастить(демонстрируется презентация «Процесс обработки льна», по ходу слайдов зачитывается информация, указанная на них) [9]. По УДК001рядам пускаются вещи: веретено, чесало, фрагментытканей саржевого и полотняного переплетения, образцов нечесаного льна, шерсти и т.д.

Слово учителя технологии.Наши предки умели ткать ткани различной сложности. Это и простые полотняные, и многообразные саржевые: простая саржа, косая, «елочка», ромбик.Также делались смешанные ткани изо льна и шерсти, текстура у таких тканей получалась неоднородной, рельефной, что делало ее более красивой. Особые умелицы могли создать ткань в полоску или клеточкуили украсить бранной техникой–это когда во время ткачества в ткань вплетается узор, чемто напоминающий вышивку. Чаще всего готовую ткань или изделие окрашивали. Слушается четвертый доклад:«Роль цвета в одежде древней Руси, натуральные красители и методы окрашивания ткани». Перед следующим докладом учитель дает вводнуюинформациюи озвучивает для класса вопрос, на который должны будут дать ответ после доклада: «Нам уже известно, что города в первую очередь создавались для защиты. Сейчас мы послушаем докладчика, а вы подумайте, как война и военное дело могли влиять на культуру?»Слушается пятый доклад:«Война и военное дело вятичей».После выступления докладчика учитель истории повторяет свой вопрос.Ответ: «Военное дело влияет на искусство (живопись, скульптуру); культ воина, защитника воспевается в литературе. Меняются мода, оружие. Меняется облик городов и т.д.».

После обсуждениявопроса предлагается одеть юношу из класса в мужской костюм и доспехии обсудить его функциональные особенности.Слово учителя технологии. На нашем воине мы видимрубаху до колена. Такая длина позволяла без помех сражаться как в конном, так и в пешем бою; широкие штаны, скрепленные обмотками,были удобны, а обмотки не позволяли им выбиваться из обуви во время ходьбы или конной езды, защищали ногу от мелких травм вовремя пеших переходов, фиксировали ступню, предотвращая вывихи. Мягкая кожаная обувь была гораздо удобней при ходьбе и езде верхом, чем лапти. Плащ служил теплой накидкой, а ночью им можно было укрыться. Войлочная шапка оберегала от солнца, дождя и холода, а также могла служить подшлемником. Шлем защищал от ударов, а копье зачастую было единственным оружием. Если воин был богат,он мог позволить себе клепаную кольчугу и меч. Вооружение и доспехистоили очень дорого. Связано это было и с трудоемким процессом получения железа, и с тонкостью работ по плетению кольчуги и ковки оружия. Демонстрируются фрагменты видеофильмов об изготовлении кольчуги[10].Слово учителя истории.Вятичские города неоднократно подвергались нападениям. Причиной междоусобиц были и желание подчинить себе богатые земли с возможностью взимания дани, и то, что вятичи, вплоть до татаромонгольского нашествия,оставались язычниками. Слушается шестой доклад:«Верования и предметы культа вятичей».В ходе выступлениядокладчика на девушку в вятичском костюме одевают различные украшения: обереги, привески, бусы с подвесками. После доклада учитель показывает девушку с ювелирными украшениями, описывает их.Вопрос: «У вятичей часто встречаются кресты в качестве подвесок к бусам. Но,какмы знаем, вятичи были язычники;как вы думаете, что мог обозначать крест на украшениях вятичей?»Ответ: «Солнце. Крест –это солярный знак». УДК001Слушается седьмой доклад:«Головной убор и его роль в жизни женщины». После доклада учитель просит «прочесть»представленный головной убор, опираясь на вопросы, указанные на доске: 1.Покрыта ли голова или нет? Покрыта у замужних. 2.Сколько височных колец? Большое количество височных колец говорит о том, что женщина молодая и костюм праздничный (свадебный).3.Большие они или маленькие, из какого металла сделаны? Височные кольца среднего размера,из бронзы–женщина среднего достатка.Затем сравнивают мужской головной убор с женским. Определяют, что мужчины в Древней Руси ходили в войлочных шапках. Простые люди –без особых украшений. Княжеские шапки могли украшаться мехом, шелком и жемчугом. Такими их изображают на иконах. Шапки могли быть разных форм, так, например, на рязанском браслете на гусляре изображена шапка в виде колпака. После обсуждения выступают группы, которые приготовили проекты по рукоделию. Рассказывают коротко про те виды рукоделия, которые им удалось реконструировать, показывают готовый результат, делятся опытом, отвечают на вопросы.Вопрос: «Почему в Древней Руси преобладали в качестве оберегов ювелирные украшения, а к более позднему времени их заменила всевозможная вышивка?»Вопрос не имеет единственного правильного ответа, здесь важен процесс размышления, умения строить гипотезу и доказывать свое мнение. Возможные ответы: изза христианизации, нельзя было открыто демонстрировать обереги, а память в народной культуре о них сохранилась и перешла в вышивку, изза дороговизны ювелирных украшений, изза изменения принципа производства украшенийи т.д.Первичное закрепление: учитель зачитывает термины сдоски, ученики дают им определения.Рефлексия (подведение итогов занятия)Учителя благодарят всех выступавших с докладами и проектами. Предлагают ученикам взять последнее слово и отметить наиболее понравившиеся работы. Узнают,насколько было детям интересно, обсуждают подобный формат проведения урока, что понравилось, что нет. В ходе подготовки и проведения урока ученики должны получить навыки самостоятельной организации своей деятельности; умения работать с учебной и дополнительной литературой; умения анализировать исторические источники; умение грамотно использовать современные источники информации; выполнять творческие задания; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проектная работа); умения работать в группе; защищать свою точку зрения, вести дискуссию.

Ссылки на источники1.Пономарева Е.А.Проектируем интегрированный урок // Эксперимент и инновации в школе. –2008.–№ 2.–С. 66–69.2.Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюсминус. –2001. –№ 1. –С. 3–6.3.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века; учеб.6 класс.–М.: Просвещение, 2012. –272 с.4.Бабушкина Н.В. Золотое шитье. –М.: ОЛМАПРЕСС, 2003. –64 с. 5.Фехнер М.В. Древнерусское золотное шитье Х–ХIII вв. в собрании Государственного исторического музея// Средневековые древности Восточной Европы. Труды ГИМ.–М.,1993.–С.3–21.6.ТожеФорум. Галерея. Суздальские воротники. Кург.71. –URL: http://www.tforum.info/forum/index.php?app=gallery&image=3914(дата обращения 11.03.2015).УДК0017.Иоффе А.Н. Проблема оценивания в обществознании// Преподавание истории и обществознания в школе. –2005.–№ 5. –С.37–40.8.Поучение Владимира Мономаха (из Лаврентьевской летописи 1096 г.) // Русские летописи XI–XVI веков: избранное / сост. А.Г. Боброва. –СПб.: Амфора, 2006. –С.174–188.9.Процесс обработки льна. Презентация. –URL:https://yadi.sk/i/NKkKOUB0et7X5(дата обращения 01.03.2015).

10.Клепаная кольчуга. Раскусывание колец. Видеофильм. –URL: http://www.youtube.com/watch?v=J6NDzDAijQ4(дата обращения 01.03.2015).

Anna Korneeva,

Master student, School of Pedagogics, Fareastern Federal University, Ussuriysk macosha@yandex.ruThe methodology of an integrated historytechnology lesson on topic “Life and Culture of Ancient Rus' (the 6th Grade) using the elements of reconstructed XI–XIII centuries' costume of the Vyatichi tribe as an example”Abstract. Methodical development of an integrated historytechnology lesson for the 6th grade on topic "Life and Culture of Ancient Rus' aims to develop students' knowledge in the field of cultural life of the tribes, technology of clothing, jewelry and armor manufacture, as well as skills of embroidery, knitting and weaving using elements of historical reconstruction.Key words:integrated lesson, history, technology, reconstruction, Vyatich, culture of ancient Rus'.References1.Ponomareva,E. A. (2008) “Proektiruem integrirovannyj urok”,Jeksperiment i innovacii v shkole, , № 2, pp. 66–69(in Russian).2.Leont'ev,A. A.(2001)“Chtotakoe dejatel'nostnyj podhod v obrazovanii”,Nachal'naja shkola: pljusminus, , № 1, pp. 3–6(in Russian).3.Danilov,A. A.&Kosulina,L. G. (2012) Istorija Rossii s drevnejshih vremjon do konca XVI veka; ucheb. 6 klass, Prosveshhenie, Moscow, 272 p.(in Russian).4.Babushkina,N. V. (2003) Zolotoe shit'e, OLMAPRESS, Moscow, 64 p. (in Russian).5.Fehner,M. V. (1993) “Drevnerusskoe zolotnoe shit'e H–HIII vv. v sobranii Gosudarstvennogo istoricheskogo muzeja”,Srednevekovye drevnosti Vostochnoj Evropy. Trudy GIM, Moscow, pp. 3–21(in Russian).6.TozheForum. Galereja. Suzdal'skie vorotniki. Kurg.71.Available at: http://www.tforum.info/forum/index.php?app=gallery&image=3914 (data obrashhenija 11.03.2015)(in Russian).7.Ioffe,A. N. (2005) “Problema ocenivanija v obshhestvoznanii”,Prepodavanie istorii i obshhestvoznanija v shkole, , № 5, pp. 37–40(in Russian).8.(2006) “Pouchenie Vladimira Monomaha (iz Lavrent'evskoj letopisi 1096 g.)”,in Bobrova, A. G. (ed.) Russkie letopisi XI–XVI vekov: izbrannoe,Amfora, St. Petersburg, pp. 174–188(in Russian).9.Process obrabotki l'na. Prezentacija. Available at: https://yadi.sk/i/NKkKOUB0et7X5 (data obrashhenija 01.03.2015)(in Russian). 10.Klepannaja kol'chuga. Raskusyvanie kolec. Videofil'm. Available at: http://www.youtube.com/watch?v=J6NDzDAijQ4 (data obrashhenija 01.03.2015)(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Лихаревой О. А., кандидатомисторических наук,Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»