Гражданское воспитание средствами краеведения в поликультурной школе города Томска

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малиновская С. М. Гражданское воспитание средствами краеведения в поликультурной школе города Томска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15135.htm.
Аннотация. Раскрывается опыт работы поликультурной школы «Заисток» г. Томска по гражданскому воспитанию средствами краеведения. Показаны направления поисково-исследовательской деятельности и формы работы.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Малиновская С. М. Гражданское воспитание средствами краеведения в по0ликультурной школе города Томска// Концепт. 22015. 2№ 05(май).2ART15135. 20,5 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15135.htm. 2Гос. рег. ол№ дС 7749965.2ISSN 2304120X. 1

ART15135УДК 37.017.4

Малиновская Светлана Михайловна, кандидат исторических наук, заведующая лабораториейразвития региональных систем образования ФГБНУ «Институт развития образовательных систем РАО», г. Томскmalina1949@mail.ru

Гражданское воспитание средствами краеведения в поликультурной школе города Томска*

Аннотация. Раскрывается опыт работы поликультурной школы «Заисток» г.Томска по гражданскому воспитанию средствами краеведения. Показаны направления поисковоисследовательской деятельности и формы работы.Ключевые слова:татарская слобода, мигранты, поликультурная школа, школьный музей, гражданское воспитание, краеведение.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Социальныеидуховныепроблемы, возникшие в периодперестройки,кризиса в экономике и культуре, далитолчок глубиннымпроцессам, которые оказалипротиводействиеновымпозитивнымтенденциям, проявляющимсявобществе. Кризискоснулсяценностныхоснованийобщественнойжизни. В настоящее время особенно значимым становится гражданское воспитание детей, основанное на глубоком пониманииисторического процесса и ответственном отношении к личному участию в общественной и государственной жизни. Формирование норм патриотического поведения дает возможность сохранить и воспроизвести такие ценности, как восстановление связи времен, объективноеотношение к великому прошлому нашей страны; утверждение традиционных религиозных и культурных ценностей, исторически оправдавших себя [1].Томск –исторически поликультурный город, а с 90х гг.он испытывает мощный приток мигрантов из бывших союзных республик, дети которых недостаточно владеют русским языком, а нередко совсем его не знают. Многиедети в течение адаптационного периода переживают трудности, что обусловлено низким социальным статусом мигрантов, психологической дезадаптацией к российским условиям, незнанием русского языка, низкой общей культурой и образовательным уровнем, установкой на этническую автономность в диаспоре, отсутствием личностной ценности и значимости образования. Различие этнокультурных особенностей, специфика семейного уклада и традиции накладывают отпечаток на взаимоотношения детей. В этих условиях при правильной организации дополнительного образования, внешкольной работы сближаются интересы учащихся разных национальностей. Педагоги учат их правильно анализировать различные ситуации, формировать свою рефлексивную позицию. Воспитательное воздействие педагогов направлено в первую очередь на гуманизацию детского социума, что предполагает обеспечение прав и возможностей наудовлетворение этнокультурных потребностей в соответствии с ценностными ориентациями. ФГБНУ Поликультурная школа г. Томска «Заисток» является экспериментальной площадкой ИРОС РАО, где проводится опытноэкспериментальное исследование по *Выполнено при поддержке РГНФ, проект № 151670003.Малиновская С. М. Гражданское воспитание средствами краеведения в по0ликультурной школе города Томска// Концепт. 22015. 2№ 05(май).2ART15135. 20,5 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15135.htm. 2Гос. рег. ол№ дС 7749965.2ISSN 2304120X. 2

формированию межэтнической толерантности. С целью расширения культурного пространства в школе был создан этнокультурный центр как структурное подразделение, осуществляющее дополнительное образование в области изучения истории и культуры разных этносов. Этнокультурная компетентность и межэтническая толерантность формируются у участников образовательного процесса в ходе развития учебновоспитательной и внеурочной деятельности, немаловажное значение имеет самостоятельная исследовательская деятельность учащихся. Способствует этому деятельность одноименного школьного музея «Заисток», организатором и руководителем которого является кандидат исторических наук Л.В. Муравьева. Работа музея связана с гражданскопатриотическим воспитанием и историческим краеведением. Организуя поисковоисследовательскую деятельность, педагог исходит из того, что патриотическое воспитание детей требует комплексного подхода, включает в себя изучение истории Заисточья, приобщение к историческому прошлому страны, воспитание уважения к традициям и своим корням, развитие межэтнической толерантности, формирование нравственного отношения к труду.Школьная практика показала, что для исследовательских целей очень благодатна тематика краеведческого характера. Исследовательскаяработа учащихся представляет собой определенный процесс логического мышления–от самостоятельного наблюдения к самостоятельным выводам. Для школы важен не столько научный,сколько образовательновоспитательный результат самого исследовательского метода работы, наибольшее значениеимеет приобретение учащимися умений и навыков творческого труда. Краеведческие темы, объекты, как правило, очень мало изучены, что создает условия для успешной исследовательской деятельности учащихся и учителей. Собранный материал требует анализа, знания методов обработки, что связано с применением определенного навыка методики исследования. Школьное краеведение раскрывает перед детьми много нового, поэтому они сами проявляют повышенный интерес к этому направлению работы и в этомвстречают помощь общественных организаций, ветеранов войны и труда, всего населения. Исследовательский метод отвечает законам развития детей –они от природы являются исследователями [2]. В условиях школы исследовательская деятельность осуществляется в основном во внеурочное время, хотя исследовательский метод применим при всех видах школьной работы. Краеведческая работа планируется и проводится под руководством учителей. Велико значение краеведческой работы в воспитании дружбы народов, патриотизма и межэтнической толерантности.В школьном музее был создан зал «Татарская слобода», где размещены материалы о Заистоке. Экскурсоводы рассказывают,откуда и когда появились татары в Сибири, показывают карту племен, населяющих Сибирь в XVIIв.Выделяем один из старейших городов Сибири –Томск, а на схеме плана города выделяют Заисток и рассказывают о нем. Татарская слобода–особый микрорайон города Томска.В зале представлены татарские национальные костюмы, а также необходимые принадлежности для упряжки лошадей, а на другом стенде размещенырусская одежда и предметы домашнего обихода. Переходя от стенда к стенду, экскурсоводы стараются показать взаимосвязь культуры представителей разных этнических групп Заистока. Заканчивается экскурсия по этому залу рассказом о современной татарской слободе и перспективе развития этого района. Татары являются коренными жителями Томска, именно эуштинский князец Тоян в 1603 г.ездил в Москву и подал прошение Б.Годунову–построить город на его землях.Заисток–один из старейших и исторически значимых районов: именно отсюда начиналась Томская земля. Он стал своеобразными воротами–въезд в город через верхний перевоз, находившийся недалеко от Малиновская С. М. Гражданское воспитание средствами краеведения в по0ликультурной школе города Томска// Концепт. 22015. 2№ 05(май).2ART15135. 20,5 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15135.htm. 2Гос. рег. ол№ дС 7749965.2ISSN 2304120X. 3

лагерного сада. Его стали активно заселять в XVIIIв.в связи с переселением татар ближе к реке Томи, заливным лугам, где можно было пасти скот, и Московскому тракту, сыгравшему большую роль в развитии города.Именно через эту территорию проходил Великий Сибирский путь, который начал строиться еще при ЕкатеринеII. Начинался он от Москвы, шел через Рогожскую заставу к Нижнему Новгороду–на Казань, через Уральский хребет и далее по сибирским городам, а в Томск входил под названием Московский тракт. В настоящее время одна из главных улиц Заистока так и называется. До революции на территории слободы было 40 магазинов, складов, трактиров, множество постоялых и доходных домов, татарские и русские школы.Это маленькое поселение стали называть татарской слободой «Заисток», который сразу развивался как многонациональный район, где до революции татары среди нацменьшинств были самыми грамотными. В Заистоке имелись библиотека на татарском языке–взрослая и детская, две мечети–Белая и Красная, которые в настоящее время восстановлены, 6 татарских школ первой ступени, синагога. Вдоль всего Московского тракта и до самой реки Ушайки протекал Исток. Вероятно, он лежит в основе названия этой территории –Заисток. Эти места прельщали богатых людей в XIXв. Купцыбратья Королевы владели каменным театром, построенным в начале Московского тракта, в их честь были названы две улицы: Большая и Малая Королевские. Здесь более ста лет назад основал пивоваренный завод Р.Крюгер. Большую роль в истории «Заистока» играли купцы, напримерКарым Хамитов (Карымбай), который выращивал и поставлял в царскую армию лошадей. Он построил в начале XXв.дворец в мавританском стиле, который украшает сегодня город. Сразу после революции здесь открылась татарскоучительская семинария, а в 1924 г.таткирпедтехникум (мусьтехникум), появились татарский детский сад, клуб «Нацмен», национальный рабфак при Томском университете.Также татары направлялись по разверстке в другие учебные заведения страны. В то время необходимо было решить задачу формирования национальной интеллигенции, которая стала бы проводникомполитики Советской власти в массы. Постепенно этот район стал одним из значимыхрайоновгорода, улицы Заистока носят исторические называния: Татарская, Источная, Эуштинская, Старои Новокузнечные ряды и др. [3–5]В экспозиции по истории Заистока оказали помощь студенты Томского государственного архитектурностроительного университета, передавшие для музея макеты Белой мечети, дома Каримбая, водонапорной башни.Школьный исторический музей «Заисток» был создан в 1986 г.сначала как уголок в поликультурной школе, потом как комната боевой славы, а с 1993 г.поставили задачу создать музей всего микрорайона «Заисток», и началась кропотливая работа по сбору материала. Известно несколько направлений собирания историкокраеведческого материала: систематический сбор,экспедиционный, дарение. Педагогом был выбран первый и третий пути. По тем материалам, которымирасполагал музей,необходимо было определить границы Заистока, численность и национальный состав населения, занятия жителей, религию, образование, роль купечества в развитии слободы, культурнуюжизнь, тюркотатарский педтехникум, промышленность, персоналии более известных людей; следующее направление –«Заисток в годы Великой Отечественной войны»: помощь фронту, эвакогоспиталь, дома фронтовиков; архитектурные памятники Заистока.Был составлен список фамилий старожилов, к которым учащиеся обращались за информацией: Абдрашитовы, Валеевы, Измайловы, Хамитовы, Крюгер. Дети под руководствомпедагога дополнительного образования, руководителя школьного музея, кандидата исторических наукЛ. В. Муравьевой работали в государственном архиве Томской области, читали старые газеты: «Томские губернские ведомости», «Утро Сибири», «Сибирскуюжизнь». Выявленные сведения заносились на Малиновская С. М. Гражданское воспитание средствами краеведения в по0ликультурной школе города Томска// Концепт. 22015. 2№ 05(май).2ART15135. 20,5 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15135.htm. 2Гос. рег. ол№ дС 7749965.2ISSN 2304120X. 4

карточки, систематизировались. Таким образом, в школьном музее был разработан первый экспозиционный план, в дальнейшем он дорабатывался. В настоящее время лицо Заистокаизменилось, на его территории находятся учебные корпуса университета, институт бизнеса, областной центр татарской культуры, стадион, библиотека «Истоки», Центр документации новейшей истории Томской области, около 20 памятников деревянного и каменного зодчества и школа. В развитии толерантности определенную рольиграет областной центр татарской культуры, размещенный в бывшем домедворце купца второй гильдии прогрессиста К.А.Хамитова.В центре работают кружки по изучению арабского и татарского языков, звучат национальные песни мусульман, проводятся праздники. Работапо развитию толерантности связала школу с вышеуказанными учреждениями в единое целое.Второй зал –«Никто не забыт, ничто не забыто». Годы войны рассматриваются по хронологическому признаку основных сражений, составлена карта, где воевали бойцы из Заистока. Экспонаты музея отражают не только ход военных событий–показана жизнь томичей в это время. Второе направление работы–материалы по эвакогоспиталю № 12–48, размещённому в годы войны в здании школы.Собирательская работа велась с учетом этнической принадлежности материалов. Были собраны и опубликованы материалы по истории тюркотатарского педтехникума. Установлены годы,вкоторые работал техникум (1924–1956 гг.), состав преподавателей за разные годы, численность обучающихся, условия приема, учебный план, тематика дипломных работ. Среди студентов была молодежь разных национальностей, подавляющее большинство составлялитатары, киргизы, чуваши, кроме них были народности Поволжья, буряты, украинцы, белорусы и даже русские. В работе по воссозданию истории техникума оказали помощь бывшие выпускники: Абдрашитовы, Ахметшины, Умарчеевы и Казаковы.В настоящее время в музее числится около 2500 экспонатов. Дети с удовольствием занимались поисковой деятельностью: ходили по домам, беседовали с соседями и родственниками, описывали документы, передавали в музей, оформляли стенды, готовили рефераты, сообщения, участвовали в научнопрактических конференциях, работали экскурсоводами [6–7].

Третий зал музея –«История поликультурной школы Заисток».В 90е гг.в школе появились дети из бывших союзных республик, многие без знания русского языка. Сегодня дети разных национальностей проводят экскурсии по Великой Отечественной войне, рассказывают о пионерахгероях, ведут поисковую деятельность. В составе актива музея–киргизы, татары, узбеки, азербайджанцы, русские, всего в школе учатся дети 17 национальностей. В одном из залов сосредоточены материалы по истории поликультурной школы «Заисток» [8–9]. Работая в музее, участвуя в учебной и поисковоисследовательской деятельности, учащиеся расширяют и углубляют свои знания, приобретают навык творческого мышления; у них вырабатывается чувство любви к малой родине, традициям края. В настоящее время музей находится в отдельном помещении школы,имеет три небольших тематических зала, где расположено около 50 закрытых иоткрытых стендов с экспонатами, есть зал с материалами по истории поликультурной школы.Экскурсия является традиционной и, конечно, наиболее эффективной формой работы с детьми, но мы используем проектные технологии, деловые игры и интерактивные формы работы.Что касаетсяподготовки проведения экскурсий–в этой работе существует своя специфика: при музее работает кружок экскурсоводов, выбирается общая тема, определяются подтемыв зависимости от интересов детей, записываются тексты, отрабатываются, заучиваются, проходят апробирование,и только поМалиновская С. М. Гражданское воспитание средствами краеведения в по0ликультурной школе города Томска// Концепт. 22015. 2№ 05(май).2ART15135. 20,5 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15135.htm. 2Гос. рег. ол№ дС 7749965.2ISSN 2304120X. 5

том дети выступят в качестве экскурсоводов. Экскурсии связаны с общеисторическимиили историкокраеведческими региональными событиями. Работа осложняется тем, что в школу постоянно поступают дети вынужденных мигрантов с плохим знанием русского языка. В активе музея –киргизы, татары, азербайджанцы, таджики, узбеки, чеченцы. Интересно наблюдать,как Абдулмутал проводит экскурсию по войне, аего брат Хамит рассказывает о работе томских поисковых отрядов.Кроме того, педагогииспользуют такие формы патриотического воспитания, какпосещение музеев боевой славы, написание рефератов по военной тематике, собирательство книг о войне, которые используются при подготовке рефератов, написаниитекстов для экскурсоводов, викторин по знанию родных мест. Дети принимали участие в акции «Ночь в музее», которая проходила летом и была посвящена 70летию Томской области. Готовясь заранее к данному мероприятию, дети дают объявление в микрорайоне, приглашаются гости, составляютсяновые выставки, викторины, аукционы, концерт.Вызвал интерес мастеркласс по изготовлению куколоберегов в этническом стиле, который проводила учительханты Н.Б. Вялова с севера Томской области.Здесь же была развернута выставка декоративноприкладного хантыйского искусства. Одной из форм гражданского воспитания является участие детей в конкурсе кружка экскурсоводов. В 2008 г.музей принял участие в1м форумемузеев Томской области, на котором была представлена экспозиция по татарской слободе, за нее музей удостоился диплома 2й степени и награжден премией. В 2009 г.по результатам конкурса историческому музею «Заисток» присвоен статус образовательного музея с вручением грамот и кубка. Дети ежегодно принимают участие в городской игре «Люби и знай свой город и край». За 10 лет в ней приняло участие по инициативе музея более 1000 детей разной национальности. Подготовили и ответили более чем на 2000 вопросов по историческому краеведению, получено около 100 грамот, благодарностей от городского департамента образования, областного краеведческого музея, Совета ветеранов. Подготовка и проведение уроков, связанных с литературным краеведением, оказывают благоприятное влияние на развитие речи, творческих способностей учащихся, способствуют развитию любви к своему краю, народу, его культуре, служат хорошим средством воспитания патриотизма и национальной гордости. Находя материал о писателях и поэтах разных национальностей, дети получают положительные эмоции, начинают глубже понимать творчество писателей и его личностные качества. Поиск материалов при подготовке к занятиям, к литературным вечерам–серьезный фактор в патриотическом воспитании. Большую помощь в этом оказывает посещение различных музеев,где учащиеся имеют возможность прикоснуться к истории, почувствовать особую атмосферу духовности, ощутить радость познания. Музейный материал учит видеть и воспринимать увиденное, развивает наблюдательность[10].Сегодня каждому известно имя Мусы Джалиля,в 1966 г.в Казани ему установлен памятник, созданный скульптором В. Цигалем. Джалиль был борцом и певцом борьбы, рыцарем без страха и упрека [11]. В школе Заистока ежегодно проводятся литературные вечера, посвященные памяти Мусы Джалиля и Габдуллы Тукая.Тема Востока раскрыта в произведениях писателей и поэтов началаXXв.: Д.Мережковского, Н.Гумилёва, С.Есенина, В.Маяковского, И.Бунина. В курсе школьной программы по литературе нет произведений И.Бунина, посвященных Востоку, но в целях осуществления поликультурного образованияучитель О.В.Юмобаева рекомендует обратить внимание на сборникочерков И.Бунина «Тень птицы». Работая над темами, образами и идеями древней культуры Востока, И.Бунин пытается выделить в них то, что вызывает в современном читателе исторические и этические ассоциации с нашим Малиновская С. М. Гражданское воспитание средствами краеведения в по0ликультурной школе города Томска// Концепт. 22015. 2№ 05(май).2ART15135. 20,5 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15135.htm. 2Гос. рег. ол№ дС 7749965.2ISSN 2304120X. 6

временем, для учащихся –это материал, который позволяет приблизиться к пониманию культуры, религии, образу жизни восточного человека. Художественнаякультура и литература должны преподаватьсякак один из способов духовного объединения людей разных этнических групп. Содержание занятий направлено на формирование системы ценностей, которые являются личностно значимыми для русских детей и интересны для других этносов. Литературное краеведение ориентирует на нравственные принципы, идеалы, традиции, представление о гуманности, взаимоотношениях между людьми, понятиео смысле жизни.Развитие процессов миграции актуализировало проблему готовности педагоговк работе в условиях изменения этнического состава учащихся. С целью развития этнокультурной компетентности учителей нами была разработанапрограмма и внедрена в систему повышения квалификацииучителей. Таким образом, мы рассматриваем краеведческие материалы как один из важнейших элементов этнокультурной составляющей исторического образования. Познание местной истории помогает понять идею общности исторического процесса. Краеведение сегодня продиктовано временем, поскольку дети, обучающиеся в поликультурной школе, должны знать историю, литературу, культуру разных народов. Вся работа музея неразрывно связана с воспитанием патриотизма, нравственности, любви к своему родному краю, Родине, подготовкой детей к дальнейшей жизни

Ссылки на источники 1.МиловановК. М. Ценностные ориентиры гражданского воспитания и духовный потенциал российского общества // Развитие педагогического знания в науке и образовании: материалы XXVIIсессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО / под ред. М. В. Богуславского, Т. Б. Игнатьевой. –М.; Тверь: Научная книга, 2011.–С. 57–60.2.Кацюба Д. В. Историческое краеведение в школе и в вузе. –Кемерово: КГУ, 1994.–С. 29–66.3.Муравьева Л. В. Патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея «Заисток» // Теория и практик современного образования: сб.науч.ст. Вып. 6 / под ред. А. Д. Копытова, Т. Б. Черепановой.–Томск: ЦНТИ, 2009. –С. 132–137.4.Муравьева Л. В. Моя малая родина (из истории Заистока). Вып. 4.–Томск: ТОИПКРО, 2012. –152 с.5.Малиновская С.М. К истокам формирования этнокультурного компонента в образовательной практике региона: из истории просвещения томских татар // Наука молодым. ХХIвек: материалы Всерос. научпракт. конф. Ч.1. –Томск: Томский ЦНТИ, 2014. –С. 97–1026.Муравьева Л. В. Патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея «Заисток»7.Муравьева Л. В. Моя малая Родина (из истории Заистока).8.Муравьева Л. В. Патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея «Заисток»9.Муравьева Л. В. Моя малая Родина (из истории Заистока).10.Валеева Р. Р. Воспитание патриотизма и национальной гордости на уроках русского языка // Воспитательный потенциал национальной культуры: материалы IIВсерос. науч.практ. конф.–Казань: ТГГПУ, 2010.–Ч. 1.–С. 306–308.11.Там же.

Svetlana Malinovskaya,Candidate of Historical Sciences, head of the Laboratory of regional educational systems, Institute of Educational Systems of RAO, Tomskmalina1949@mail.ruCivic education by meansof local history in a multicultural school ofTomskAbstract.The paper deals with the experienceofcivic education by meansof local historyin a multicultural school “Zaistok” inTomsk. The author showsdirectionsof searchresearch activities and forms ofwork.Keywords: Tatar settlement, migrants, multicultural school, school museum, civic education, local history.References1.Milovanov,K. M. (2011) “Cennostnye orientiry grazhdanskogo vospitanija i duhovnyj potencial rossijskogo obshhestva”, inBoguslavskiy, M. V. & Ignat'eva, T. B. (eds.) Razvitie pedagogicheskogo znanija v nauke Малиновская С. М. Гражданское воспитание средствами краеведения в по0ликультурной школе города Томска// Концепт. 22015. 2№ 05(май).2ART15135. 20,5 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15135.htm. 2Гос. рег. ол№ дС 7749965.2ISSN 2304120X. 7

i obrazovanii: materialy XXVII sessii Nauchnogo soveta po problemam istorii obrazovanija i pedagogicheskoj nauki RAO, Nauchnajakniga, Tver', Moscow, pp. 57–60(inRussian).2.Kacjuba,D. V. (1994) Istoricheskoe kraevedenie v shkole i v vuze, KGU, Kemerovo, pp. 29–66(in Russian).3.Murav'eva,L. V. (2009) “Patrioticheskoevospitanie uchashhihsja sredstvami shkol'nogo muzeja ‘Zaistok’”,in Kopytov, A. D. & Cherepanova,T. B. (eds.) Teorija i praktik sovremennogo obrazovanija: sb. nauch. st.Vyp. 6,CNTI, Tomsk,pp.132–137(in Russian).4.Murav'eva,L. V. (2012) Moja malaja rodina (iz istorii Zaistoka).Vyp. 4,TOIPKRO, Tomsk,152 p.(in Russian).5.Malinovskaja,S. M. (2014) “K istokam formirovanija jetnokul'turnogo komponenta v obrazovatel'noj praktike regiona: iz istorii prosveshhenija tomskih tatar”,Nauka molodym. HHI vek: materialy Vseros. nauchprakt. konf. Ch. 1,Tomskij CNTI, Tomsk,pp.97–102(in Russian).6.Murav'eva,L. V. (2009) Op. cit.7.Murav'eva,L. V. (2012) Op. cit.8.Murav'eva,L. V. (2009) Op. cit.9.Murav'eva,L. V. (2012) Op. cit.10.Valeeva,R. R. (2010) “Vospitanie patriotizma i nacional'noj gordosti na urokah russkogo jazyka”, Vospitatel'nyj potencial nacional'noj kul'tury: materialy II Vseros. nauch.prakt. konf,TGGPU, Kazan',ch. 1,pp.306–308(in Russian).11.Ibid.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived02.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review12.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication12.03.15ОпубликованаPublished30.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Малиновская С. М., 2015www.ekoncept.ru