Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колдина М. И. Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15137.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности проектирования оценочных средств в соответствии с реализацией компетентностного подхода, способствующие достижению требований ФГОС ВПО.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Колдина М. И. Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15137. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15137.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART15137УДК 378.146

Колдина Маргарита Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственныйпедагогический университет им.Козьмы Минина», г.Нижний Новгородritius@mail.ruПроектирование оценочных средствпри реализации основной образовательной программывысшего профессионального образования нового поколения

Аннотация.В статье рассматриваются особенности проектирования оценочных средств в соответствии с реализацией компетентностного подхода, способствующие достижению требований ФГОС ВПО. Ключевые слова:компетенции, федеральный государственный образовательный стандарт, контрольнооценочные средства, качество обучения.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Переход высшего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколенияи разработка в соответствии с ними основных образовательных программ ставят перед высшими учебными заведениями задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода. Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО нового поколения являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения, при этом под термином «компетенция»понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Кроме этогов понятие «компетенция» в качестве составных частейвходят и знания, умения и навыки, и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.),и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе),и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели,когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед нимзадачи.Компетентностный подход предусматривает иную роль студентав учебном процессе. В его основе –работа с информацией, моделирование, рефлексия. Студентдолженуметь не простовоспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.В связи с этим встает необходимость корректировки учебных программ, приведенияих в соответствиес требованияминового ФГОС: образовательныепрограммы дисциплины должны быть ориентированы на повышение качества подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности.При этомеслираньше учебные программыдисциплины определялицели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то теперьсюда входят перечень результатов образования, формируемых дисциплиной,с указаниемсоответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций,перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций) [1].

Колдина М. И. Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15137. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15137.htm. –ISSN 2304120X. 2

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предусматривает:формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенцийкак в области профессиональной деятельности, так и социальноличностной;разработку стандартов без деления их на федеральный, национальнорегиональный и вузовский компоненты одновременно с расширением академических свобод вузов при формировании основных образовательных программ (ООП);установление требований к результатам освоения отдельных разделов образовательных программ;введение научноисследовательской работы студента как обязательного компонента основной образовательной программы;установление объема учебной работы студента основных образовательных программ в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.Результаты образования–это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, раскрывающие, что должен будет в состоянии делать обучающийся/выпускник по завершении всей или части образовательной программы. Основным требованием, предъявляемым к результатам образования, является их оценивание, для чего необходимы некоторые инструменты и методы оценивания, позволяющие определить степень достижения обучающимися установленных результатов образования. А основными единицами оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции. Компетенции–это динамический набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством[2].Оценка результатов образования связана с деятельностью преподавателя, задача которого состоит в том, чтобы обеспечить соответствие методов обучения, процедур и критериев оценивания результатов образования. Поэтому отличительной особенностью компетентностноориентированной рабочей программы дисциплины (модуля)является то, что в ней преподаватель должен сформулировать ожидаемые результаты освоениядисциплины (модуля) в форме соответствующих уровней знаний, умений, навыков, способствующих формированию у обучающихсякомпетенций того, что они смогут делать из сферы социальной и будущей профессиональной деятельности после завершения данной дисциплины. Таким образом, заявленные результаты обучения –основадля аргументированного и обоснованного отбора компетентностноориентированного содержания дисциплины (модуля), форм и методов преподавания, средств и процессов оценивания результатов. Соответствие заявленных результатов среальнымидостижениямиобучающихся устанавливается с помощью оценочных средств их аттестации, описание которых является неотъемлемой частью программы.Приобретение требуемых компетенций обучающегося по каждой дисциплине основывается на правильном отборе содержания дисциплины (модуля), выборе адекватных видов занятий (активных, интерактивных форм), технологий преподавания, Колдина М. И. Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15137. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15137.htm. –ISSN 2304120X. 3

форм организации самостоятельной работы обучающихся, средств и методов оценивания результатов.Согласно ФГОС ВПО и международным документам в области высшего образования,можно выделить два метода оценивания[3]: метод прямого оценивания (письменные экзамены, проектные работы, портфолио, аттестация, тест и т.д.), проводящегося непосредственно в ходе образовательного процесса; метод косвенного оценивания (опрос работодателей, сравнение с другими вузами, анкетирование выпускников и других заинтересованных сторон, анализ учебных программ, показатели отсева и трудоустройства обучающихся и т.д.). Неотъемлемой и существенной частью реализации основной образовательной программы высшего профессионального образованияявляется оценивание успешности ее освоения обучающимся. Основой для разработки вузом контрольнооценочного инструментария (оценочных средств) служат заданные в диагностируемой форме компетенции выпускника, а также планируемые на их основе для каждой дисциплины (модуля) основной образовательной программы высшего профессионального образованиярезультаты обучения в формате знаний, умений и навыков. Принятие компетентностного подхода к оценке результатов образования должно привести к формированию новой системы оценочных средств с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. При таком подходе изменяется и функция оценивания компетентностноориентированной основной образовательной программы высшего профессионального образования, которая будет заключаться в переходе от оценивания для контроля к оцениванию для развития. В связис этимфункция оценивания сводится не к выявлению недостатков в знаниях обучающегося как самоцели, а к более точному определению направлений улучшения результата. Для этого оценивание должно быть организовано как целенаправленный упорядоченный процесс определения необходимого набора и достигнутого уровня компетенций. Результаты оценки должны быть выражены количественно, независимо от содержания компетенции и от того, насколько просто или сложно компетенции поддаются оцениванию[4].Другими словами,при компетентностном обучении важными становятся:компетенции как результат образования;образовательные технологии как способ их формирования;оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования (в терминах компетенций).Полная оценка компетенций выпускника осуществляется на итоговой государственной аттестации. В процессе же текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, как правило, проводится оценивание более локальных результатов обучения –компонентов компетенций (знаний, умений, навыков по дисциплинам или модулям основной образовательной программы высшего профессионального образования).Однако и в течение всего периода обучения необходимо предусматривать, располагая равномерно и последовательно в ООП ВПО, отдельные формы учебной работы и соответствующие процедуры оценки, направленные именно на формирование комплексов знаний, умений, навыков и моделей профессиональной деятельности, т.е.компетенций. В сочетании с традиционными фундаментальными курсами, создающими необходимую теоретическую основу данного уровня образования, эти формы и процедуры способствуют выработке стереотипов профессионального поведения в различных ситуациях, с которыми выпускник в дальнейшем столкнется на практике[5].Колдина М. И. Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15137. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15137.htm. –ISSN 2304120X. 4

Исходя из этого, оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки обучающихся при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений инавыков и инновационных подходов, ориентированных на комплекснуюоценку формирующихся компетенций. При этом традиционные средства контроля следует постепенно совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства, в том числе пришедшие из зарубежной практики или иных образовательных систем (общее и среднее профессиональное образование),адаптировать для широкого применения в российской вузовской практике.Не ставя перед собой задачи охватить весь спектр проблем, связанных с фондом оценочных средств, считаем необходимым лишь рассмотреть общие подходы кего формированию.Вопросы же, связанныес более конкретными задачами, стоящимиперед вузами вообще: связь между формированием компетенций (паспортами компетенций) и различными этапами оценки образовательных достижений студента (на уровне дисциплины, науровне ООП ВПО, на уровне общеуниверситетской и внешней экспертизы качества образовательного процесса и т.д.); в какой мере и с какими целями необходимо трансформировать уже существующую систему оценочных средств (ОС)–что в ней остается неизменным, а что должно быть дополнено и скорректировано; как соотносить традиционные ОС с новыми задачами по оценке компетенций, предстоит решать в ближайшем будущем.

Методическими основами формирования фонда оценочных средств являются:структурные матрицы формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников ООП;структурные матрицы оценочных средств для проведения текущего, промежуточного, рубежного контроля и итоговой оценки компетенций выпускников в соответствии с учебным планом вуза по направлению подготовки;максимальное приближение системы оценивания и контроля компетенций обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности;участиев оценке компетенцийобучающихся внешних экспертов (работодателей, обучающихся выпускных курсов, преподавателей, читающих смежные дисциплины);использование методов групповых и взаимных оценок (рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателейи т.п.);использование традиционных и инновационных видов и форм контроля.

При создании фонда оценочных средств необходимо принимать во внимание ряд факторов[6]:дидактикодиалектическую взаимосвязь между результатами образования и компетенциями (различия между понятиями: результаты образования определяются преподавателем, а компетенции приобретаются обучающимися и проявляются только в процессе деятельности);компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но и самой образовательной средой вуза и используемыми образовательными технологиями, поэтому и эти параметры должны проходить процедуру оценки;при проектировании инновационных оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, содействующей подгоКолдина М. И. Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15137. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15137.htm. –ISSN 2304120X. 5

товке обучающегося, готового обеспечивать решение новых задач, связанных и недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения в квазипрофессиональной деятельности;при оценивании уровня сформированности компетенций обучающихся должны создаваться условия максимального приближения к будущей профессиональной практике (кроме преподавателей конкретной дисциплиныв качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели смежных дисциплин и др.); помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися проектов, дипломных, исследовательских работ и т. д.; экспертные оценки группами из обучающихся, преподавателей и работодателей и др.;по итогам оценивания следует проводить анализ достижений, подчеркивая как положительные, так и отрицательные индивидуальные и групповые результаты, обозначая пути их дальнейшего развития.Таким образом, современная система контроля знаний и оценивания компетенций, способствующая достижению требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и эффективному освоению обучающимися основной образовательной программы высшего профессионального образования, должна выстраиваться как комплексный процесс планирования, организации и проведения квалиметрических контрольнооценочных процедур по заданному набору оцениваемых показателей и критериев. В системе оценочных средств, ориентированных на компетентностный подход, важное место должны занимать создание модели оценивания и комплексные средства оценки,а также необходим целый ряд взаимоувязанных мероприятий по организации контрольнооценочной деятельности. Для этого разработанные основные образовательные программы в рамках ФГОС ВПО, рабочиепрограммы дисциплин (модулей) и практик, учебные планы и другиеучебнометодические материалы надо увязать с моделями обучения, формирования и развития компетенций, их оценивания; разработать средства оценивания, сформировать шкалы оценивания, подготовить рекомендации по интерпретации результатов; разработать направления корректирующих действий в обучении по результатам контроля и мероприятия по совершенствованию самих оценочных средств.

Ссылки на источники1.Европейские публикации по вопросам написания результатов обучения. –URL:umu.vspu.ac.ru/files/doc2.Ефремова Н.Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ вузов. –М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 3.Положение о фонде оценочных средств по дисциплине Оренбургскогогосударственного университета (ОГУ). –URL: www.osu.ru/docs/official/markfond.doc.4.Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учеб. пособие. –М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 5.Ефремова Н.Ф. Проблемы формирования фондов оценочных средств вузов//Высшее образование сегодня.–2011. –№ 3. –С. 17–21.6.Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтуни др. –М.: Издво МГУ, 2007.

Колдина М. И. Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15137. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15137.htm. –ISSN 2304120X. 6

Margarita Koldina,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Professional Education and Educational Systems Management, Nizhniy Novgorod State Pedagogical University afrerK. Minin, Nizhny Novgorodritius@mail.ruDesigning of assesementtools during implementation of main educational programs of higher professional education of the new generationAbstract.The paper considers the features ofdesign of assessment tools in accordance with the implementation of competence approach, facilitating achievement ofrequirements of Federal State Educational Standards.Keywords:competence, Federal State Educational Standard, control and evaluation tools, quality of education.References1.Evropejskie publikacii po voprosam napisanija rezul'tatov obuchenija. Available at: umu.vspu.ac.ru/files/doc(in Russian).2.Efremova,N. F. (2010) Organizacija ocenivanija kompetencij studentov, pristupajushhih k osvoeniju osnovnyh obrazovatel'nyh programm vuzov,Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov,Moscow(in Russian). 3.Polozhenie o fonde ocenochnyh sredstv po discipline Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta (OGU).Available at: www.osu.ru/docs/official/markfond.doc(in Russian).4.Efremova,N. F. (2010) Podhody k ocenivaniju kompetencij v vysshem obrazovanii: ucheb. posobie,Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov,Moscow(in Russian). 5.Efremova,N. F. (2011) “Problemy formirovanija fondov ocenochnyh sredstv vuzov”,Vysshee obrazovanie segodnja,№ 3,pp. 17–21(in Russian).6.Bogoslovskij, V. A., Karavaeva, E. V. &Kovtun,E. N. et al.(2007) Metodicheskie rekomendacii po proektirovaniju ocenochnyh sredstv dlja realizacii mnogourovnevyh obrazovatel'nyh programm VPO pri kompetentnostnom podhode,Izdvo MGU,Moscow (in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived12.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review14.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication14.03.15ОпубликованаPublished30.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Колдина М. И., 2015www.ekoncept.ru