Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Мирошник Е. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 191–195. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15167.htm.
Аннотация. В статье описываются феномен системологического мышления и методика его развития в рамках психолого-педагогической технологии многоуровневой непрерывной системы креативного образования НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной. В методике выделяются эмоциональные, коммуникативные, креативные средства адаптации и их блоковая структура.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психологопедагогической технологии НФТМТРИЗ// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15167. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15167.htm.–ISSN2304120X. 1

ART15167УДК 37.026.9

Зиновкина Милослава Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, мастер ТРИЗ, г. Москваnftm@yandex.ru

Мирошник Елена Владимировна, доктор психологии, кандидат психологических наук, старший научный сотрудникФМБЦ им. Бурназяна, г.Москваmireff@ya.ru

Утёмов Вячеслав Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировutemov@dr.com

Развитие системологического мышления в психологопедагогической технологии НФТМТРИЗ

Аннотация.В статье описываются феномен системологического мышления и методика его развития в рамках психологопедагогической технологии многоуровневой непрерывной системы креативного образования НФТМТРИЗ М. М. Зиновкиной. В методике выделяются эмоциональные, коммуникативные, креативные средства адаптации и их блоковая структура. Ключевые слова: компьютерная интеллектуальная поддержка, креативная педагогика, НФТМТРИЗ, теория решения изобретательских задач, задачи открытого типа.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Традиционный процесс обучения в общеобразовательном учреждении, построенный на объяснительноиллюстративных методах, ориентирован на оперирование конкретными объектами реальной действительности или их готовыми моделями. Мыслительная деятельность учащихся в процессе такого обучения направлена на решение существенно упрощенных, искусственных учебных задач, а потому не получает стимула к развитию мышления, необходимого для успешного взаимодействия с реальными системноорганизованными объектами и явлениями [1]. Существенное изменение способов мышления школьников возможно при организации обучения на основе современных мыследеятельностных концепций (Ю.В.Громыко), где основной акцент ставится не на усвоении конкретных знаний, а на созданиитаких условий, при которых будет наиболее эффективно формироваться мышление учащихся. Одним из важнейших условий формирования системного мышления в обучении, повидимому, является использование «ориентировки по системному типу» (З. А. Решетова) при изучении сложного материала некоторых учебных дисциплин. Несмотря на точто элементы системологического подхода присутствуют в содержании большинства школьных дисциплин, формирование основ системного мышления учащихся осуществляется стихийно. В то же время педагог может и должен целенаправленно создавать педагогические условия для формирования основ системологического мышления.Системология –научное направление, оформившееся в первой половине XXв. Б. Ш. Флейшман более 30 лет назад определил системологию как теорию сложных систем; фундаментальную инженерную науку, устанавливающую общие законы потенциальной эффективности сложных материальных систем как технической, так и Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психологопедагогической технологии НФТМТРИЗ// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15167. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15167.htm.–ISSN2304120X. 2

биологической природы [2]. Системологическая теория совершенствуется, разрабатываются новые инструменты формализации. Наиболее формализованные разделы общей теории систем выделились в отдельные производные и формализованные направления (кибернетика, теория управления и др.), получив широкое практическое применение. Более поздние версии системологии оперируют собственными понятиями, разработанными и ассоциированными с системологической аксиоматикой. Благодаря этому появляется возможность подвергнуть методологической систематизации и анализу сложно формализуемые, разнокачественные объекты, в частности, широкий спектр социологических тенденций и факторов, имеющих преимущественно междисциплинарный характер [3].С опорой на результаты обобщения концепций обучения, результаты собственных фундаментальных исследований, исследований ученыхпедагогов и психологов, разработчиков теории решения изобретательских задачМ.М.Зиновкиной была синтезирована концепция, разработаны и реализованы в учебном процессе на всех образовательных уровнях педагогические основы многоуровневой системы непрерывного креативного образования –непрерывного формирования творческого мышления (НФТМ). Эта целостная психологопедагогическая система имеет целями непрерывное формирование системного многоэкранного творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов, а в итоге –развитие творческой личности.Остановимся на основных концептуальных положениях НФТМТРИЗ [4].1.Становление креативной личности, адекватной выполняемой творческой деятельности и получаемым творческимрезультатам, постоянно меняющемуся внешнему и внутреннему миру, содержанию деятельности и социальноэкономическим условиям, требует непрерывности, преемственности и охвата всего периода онтогенеза человека –от рождения до конца жизни.2.Креативное образование является многоуровневой системой и включает подсистемы дошкольного и школьного образования, начального, среднего и высшего профессионального обучения молодежи, послевузовского и дополнительного образования специалистов, а также саморазвития пожилых граждан (университет 3говозраста). 3.Становление креативной личности базируется на формировании и развитии опыта профессиональнотворческой деятельности человека на основе формирования и развития его профессиональнотворческого потенциала, характеризующегося владением профессиональной квалификацией и методологией профессионального творчества, развитием творческого мышления и креативных личностных качеств.4.Тесная взаимосвязь между становлением креативной личности и обеспечивающим его креативным образованием реализуется посредством их зависимости от уровней сформированного профессиональнотворческого потенциала обучаемого как уровней его готовности к выполнению профессиональной творческой деятельности.5.Интеграция указанных проблем осуществляется соответствующей отраслью педагогики –креативной педагогикой, предметом которой являются психологопедагогические особенности, закономерности и механизмы формирования креативной личности в системе непрерывного образования, т. е. в процессе общего образования, освоения профессий и специальностей, профессиональной самоактуализации.Уже более 10 лет реализуется теория и практика современного многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМТРИЗ –система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых (дошкольников, учащихся, студентов и специалистов) с активным использованием теории решения изобретательских задач. Под руководством М. М. Зиновкиной создана научнопедаЗиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психологопедагогической технологии НФТМТРИЗ// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15167. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15167.htm.–ISSN2304120X. 3

гогическая школа, развивающая основные научныенаправления современного креативного образования. Характеристики системы НФТМТРИЗ по классификации Г.К. Селевко приведены в табл. 1. Таблица 1Характеристики многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМТРИЗ (по классификации Г. К. Селевко)

Параметр классификацииСодержаниеПо уровню примененияОбщепедагогическаяПо философской основеАнтропоцентрическаяПо основному фактору развитияПсихогеннаяПо ориентации на личностные структурыОперационномыслительные уменияПо организационным формамКлассноурочная, групповая, творческие группы, индивидуальная, лабораторнокомпьютерный практикумПо концепции усвоенияРазвивающая (творческий уровень)По характеру содержанияОбщеобразовательная, гуманистическая, профессиональнаяПо подходу к обучаемымПедагогика сотворчестваПо преобладающему методуРазвивающая (творческое многоэкранное системное мышление и творческие способности)По категории обучаемыхДошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, учреждения начального и среднего профессионального образования, вузы, академии, учреждения дополнительного и послевузовского повышения квалификации

Методологические, методические и технологические основысистемы НФТМТРИЗ (М. М. Зиновкина) составляют:̶ТРИЗ –теория решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера;̶РТВиФ –методология развития творческого воображения и фантазии как подсистема ТРИЗ;̶ТРТЛ –теория развития творческой личности как подсистема ТРИЗ;̶ПАСАО –проблемноалгоритмическая система активного обучения М.М.Зиновкиной;̶СЗОТ –система задач открытого типа для развития креативности В.В.Утёмова [5];̶ИСО –интегрированная система обучения по научнопедагогической концепции Н. Г. Хохлова;̶многомерные эвристические диалоги в креативном инженерном образовании Р.Т. Гареева;̶КИП –система компьютерной интеллектуальной поддержки мышления Р.Т.Гареева, М. М. Зиновкиной;̶конкурентология –технологии творческого саморазвития конкурентоспособности В. И. Андреева;̶модель формирования конкурентоспособности С. П. Андреева;̶ППС –психологопедагогическое сопровождение развития профессиональнотворческого потенциала.Особенность педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМТРИЗ состоит в том, что учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели.Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психологопедагогической технологии НФТМТРИЗ// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15167. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15167.htm.–ISSN2304120X. 4

Одним изнаправлений работы в НФТМТРИЗ является целенаправленное развитие системологического мышления. За последние два десятилетия кардинально изменилось наше общество: из индустриального оно стало информационным. Ускоряющийся научнотехнический прогресс с его лавинообразным ростом потока информации и ее быстрым старением, с бурным развитием электроники, новыми научными открытиями во всех областях знания, ускоренным развитием новых информационных технологий и их быстрой сменой привели к тому, что возникла острая конкуренция на рынке как продукции, так и интеллектуального труда, нестабильность психических состояний и здоровья личности. И как следствие последнего,у психологов стала ощущаться явная недостаточность в использовании методическихнаработок для эффективного решения новых проблем.В этих сложных условиях изменилась и парадигма –система взглядов на психологию. Пришло понимание, что психология должна стать инструментальной креативной психологией, что она должна дать в руки психологам современные интеллектуальные инструменты и креативные психологические технологии развития адаптивных способностей личности, методов преодоления стереотипного мышления, выхода на нестандартные оригинальные решения проблем, что приведет к физическому, психическому развитию личности, т. е. реализации здоровьесберегающей стороны обучения.В НФТМТРИЗ системологическое мышление –это мышление, основанное на системном мышлении и мышлении, оперирующим массивом системологических понятий. Системологические понятия делят на три группы:понятия, описывающие строение систем: элемент, целостность, связь;понятия, описывающие функционирование систем: функция, устойчивость, равновесие, обратная связь, управление, гомеостаз, самоорганизация; понятия, описывающие процессы развития систем: генезис, становление, эволюция.Системологическое мышление –это особыйстиль мышления, который расширяет сознание человека и дает ему большие преимущества, а также является здоровьесберегающим условием.Методика развития системологического мышления в НФТМТРИЗ базируется на идеях теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и интеграции психологии и педагогики –креативнойпсихологииМ. М. Зиновкиной и Е. В. Мирошник. Целью креативной психологии является бесконфликтная адаптация в общении и саморазвитии личности. Формирование системологического мышления может проходить в управляющей среде мобильной связи (патент № 2337408 от 27.10.08, Р. Т. Гареев, М.М.Зиновкина, Е. В. Мирошник «Способ дистанционного обучения») или через систему развития креативности учащихся на основе системы задач открытого типа (патент №88803 от 16.05.2014, В. В. Утёмов «Развитие креативности учащихся»). В методике развития системологического мышления предлагаем выделить эмоциональные, коммуникативные, креативные средства адаптации (см. табл. 2). Коммуникативные средства адаптации соответствуют аналитическому, прагматическому, идеалистическому, реалистическому, синтетическому стилям. Другие средства адаптации включат саногенный и творческий стили, что и способствует эффективному развитию. Развитое системологическое мышлениепроявляется в бесконфликтной адаптации личности к проблемной ситуации. Это обеспечивает саморазвитие и самореализацию личности, а также качество ее жизни. Этот способ обучения адаптации к проблемной ситуации (к стрессу) является универсальным.

Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психологопедагогической технологии НФТМТРИЗ// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15167. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15167.htm.–ISSN2304120X. 5

Таблица 2Средства адаптации в системологическом мышлении

Системологическое мышлениеЭмоциональные средства адаптацииКоммуникативные средства адаптацииКреативные средства адаптацииСаногенный стильАналитический стильРеалистический стильПрагматический стильСинтетический стильИдеалистический стильТворческий стиль

Формирование системного стиля реализуется посредством инновационной креативной психологической технологии освоения системного стиля мышления,что является результатом осознания и синтеза семи стилей мышления: саногенного, аналитического, реалистического, прагматического, синтетического, идеалистического и творческого. В методике развития системологического мышления в НФТМТРИЗ выделяют блоковую структуру. Блок 1. Саморазвитие эмоциональной компетентности. Саногенный стиль мышления. Обучение предусматривает осознание личностью механизма управления эмоциями за счет освоения саногенного стиля мышления и саногенной рефлексии. Блок 2. Саморазвитиекомпетенций в коммуникациях через коммуникационные средства адаптации. В результате приобретается навык по определению познавательного (когнитивного) стиля мышления,своего и партнера.Блок 3. Саморазвитие творческой компетентности через креативные средства адаптации. В блоке осваиваются инструменты преодоления инерции мышления, методы РТВиФ, ТРИЗ для целенаправленного поиска решений: методами разрешения противоречий, ИКР, шкалой «Креатив» и другими, а также методами случайного поиска решений МШ, МФО.В результате целенаправленного развития системологического мышления прослеживается успешная адаптация личности к проблемной (стрессовой) ситуации, бесконфликтному общению, саморазвитию и результативности. Общими результатами внедрения методики развития системологического мышления можно назвать сформированные эмоциональные, коммуникативные, креативные средстваадаптации.Таким образом, предварительные результаты исследования показывают, что методика развития системологического мышления в НФТМТРИЗ способствует бесконфликтной адаптации личности к решению проблемных (стрессовых) ситуаций.

Ссылки на источники1.Сычев И. А., Сычев О. А. Формирование системного мышления в обучении средствами информационнокоммуникационных технологий: монография. –Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. –161 с.2.Флейшман Б. С. Основы системологии. –М.: Радио и связь, 1982. –199 с.3.Парахонский А. П. Системологический подход к решению междисциплионарных задач // Успехи современного естествознания. –2006. –№ 8.–С. 79–80. –URL:www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=4383.4.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие. –Киров: Издво МЦИТО, 2013. –212 с.5.Утёмов В. В. Развитие креативности учащихся основной школы: решая задачи открытого типа: монография. –Saarbrucken: LAPLAMBERTAcademicPublishing, 2012.–186 с.



Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психологопедагогической технологии НФТМТРИЗ// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15167. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15167.htm.–ISSN2304120X. 6

Miloslava Zinovkina,Doctor of PedagogicSciences, Professor, TRIZ master, Moscownftm@yandex.ruElena Miroschnik,Doctor of Psychological Sciences, Candidate of PedagogicSciences, Moscowmireff@ya.ruVyacheslav Utemov,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair Pedagogy, Vyatka State University of Humanities, Kirovutemov@dr.comDevelopment of systemological thinking in psychological and pedagogical technologies NFTMTRIZAbstract. The paperdescribes the phenomenon of systemological thinking and methods of its development in psychopedagogical technology of multitiered system of continuous creative education NFTMTRIZ by M.Zinovkina. The methodology allocatesemotional, communicative and creative means of adaptation and block structure.Keywords: computer intellectual support, creative pedagogics, NFTMTRIZ, theory of inventive problem solving, opentype problem.References1.Sychev, I. A. & Sychev, O. A. (2011) Formirovanie sistemnogo myshlenija v obuchenii sredstvami informacionnokommunikacionnyh tehnologij: monografija, FGBOU VPO “AGAO”, Bijsk, 161 p. (inRussian).2.Flejshman,B. S.(1982)Osnovy sistemologii,Radio i svjaz', Moscow,199 p. (in Russian).3.Parahonskij,A. P. (2006) “Sistemologicheskij podhod k resheniju mezhdisciplionarnyh zadach”,Uspehi sovremennogo estestvoznanija,№ 8,pp.79–80.Available at: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=4383 (in Russian).4.Utjomov,V. V., Zinovkina, M. M. &Gorev,P.M. (2013) Pedagogika kreativnosti: prikladnoj kurs nauchnogo tvorchestva:uchebnoe posobie, Izdvo MCITO, Kirov,212 p. (in Russian).5.Utjomov,V. V. (2012) Razvitie kreativnosti uchashhihsja osnovnoj shkoly: reshaja zadachi otkrytogo tipa:monografija, LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrucken,186 p. (in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членомредакционной коллегиижурнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived20.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review23.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication23.05.15ОпубликованаPublished31.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В., 2015www.ekoncept.ru