Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Подборский Ю. Г. Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15227.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы готовности современных педагогов, учителей начальных классов использовать различные педагогические приемы и методы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности. Современный учитель должен иметь достаточный теоретический и практический опыт работы с младшими школьниками, чтобы использовать его в процессе различных видов речевой деятельности. В статье приводится значительное количество методов и приёмов работы, которые используют педагоги в работе с учениками младших классов. Мы использовали метод аналогии, при котором ученики по образцу составляли словосочетания и предложения. Аналогия в обучении украинского языка – один из аналитических методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения украинского языка, который заключается в установлении сходства между явлениями, предметами, понятиями. Он используется на этапе объяснения нового материала с опорой на частичное сходство известных понятий путем сравнения. Широкое применение в работе по развитию устной речи в период обучения грамоте имеет словесный метод. Этот метод может реализоваться с помощью различных приемов (беседа, рассказ, сообщение, рассуждение). Эффективность работы учителя начальной школы будет зависеть от того, насколько правильно и уместно он будет их использовать в работе с детьми.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Подборский Ю. Г.Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15227. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15227.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15227УДК 37.032

Подборский Юрий Григорьевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГВУЗ «ПереяславХмельницкийгосударственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. ПереяславльХмельницкийphdpu_pedagogika@mail.ru

Педагогические методы и приемы развития устной речимладших школьников в процессе различных видов речевой деятельности

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы готовности современных педагогов, учителей начальных классов использовать различные педагогические приемы и методы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности. Современный учитель должен иметь достаточный теоретический и практический опыт работы с младшими школьниками, чтобы использовать его в процессе различных видов речевой деятельности. В статье приводится значительное количество методов и приёмов работы, которые используют педагоги в работе с учениками младших классов. Мы использовали метод аналогии, при котором ученики по образцу составляли словосочетания и предложения. Аналогия в обучении украинского языка –один из аналитических методов организации учебнопознавательной деятельности учащихся в процессе изучения украинского языка, который заключается в установлении сходства между явлениями, предметами, понятиями. Он используется на этапе объяснения нового материала с опорой на частичное сходство известных понятий путем сравнения.Широкое применение в работе по развитию устной речи в периодобучения грамоте имеет словесный метод. Этот метод может реализоваться с помощью различных приемов (беседа, рассказ, сообщение, рассуждение).Эффективность работы учителя начальной школы будет зависеть от того,насколько правильно и уместно он будет их использовать в работе с детьми.Ключевые слова: младшие школьники, педагогические методы и приёмы, речевая деятельность, устная речь.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Важнойсоставляющейречевогоразвитияшкольниковявляется работа, направленная на обогащениесловаря, формированиеуменийграмматическиправильно илексическиоправданноприменятьв собственной речислова разныхлексикограмматических разрядовдля построениясвязныхвысказыванийтипаописаний, рассуждений.Речевоеразвитиеявляется одной изважнейшихсоставляющихформированиядетскойличностивообщеиготовностик школьному обучениюв частности.Методы обучения –это сложная педагогическая категория, благодаря которой реализовываются все функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая, контрольнокоррекционная и др. Научная разработка и усовершенствование функций должныосуществляться на основе самых новых достижений педагогики, психологии, лингвистики, лингводидактики, а также передового педагогического опыта [1].До 70хгг.ХХ столетия методы классифицировали: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические (М.Т.Баранов, Е.И. Петровский);

Подборский Ю. Г.Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15227. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15227.htm.–ISSN 2304120X. 2

степени активности учащихся: методы пассивные и активные (Е.Я.Голант) [2, с.195].Позже определение методов обучения языку нашло свое отражение в работах М.Г. Казанского и Т.С. Назаровой. В «Дидактике для начальных классов» авторы выделяют: изложение учебного материала учителем (объяснение, рассказ), беседу, самостоятельную работу учащихся, проблемное и программированное обучение. Но А.В. Хуторской отмечает, что эффективность обучения в современной школе зависит от умения учителя выбрать метод или прием обучения для каждого урокасприменениемоптимальныхпедагогическихтехнологий, которые проектировали конечные качества личности (ученика) [3].Цель статьи –знакомство научных работников и учителей с педагогическими методами и приемами развития устной речи учеников младших классов в процессе различных видов речевой деятельности.В педагогической теории и школьной практике отмечено большое количество методов обучения, которыми пользуются в своей работе учителя начальных классов, ведь «метод –это способ передачи учителем и способ усвоения учениками знаний, умений и навыков и формирование их мировоззрения [4]». Эффективность изучения языка в значительной степени зависит от правильного понимания учителем методов обучения, их особенностей и классификационных структур. Классификация дает целостное представление о комплексе методов и имеет не только теоретическое, но и непосредственное практическое значение [5]. Обратимся к классификации методов, которую предлагаетА.В. Текучев:слово учителя, рассказ, беседа, анализ языка (наблюдение за языком, грамматический разбор), упражнения, использование наглядных пособий (схем, таблиц), работа с учебной книгой, экскурсия[6].Л.П.Федоренко для изучения языка распределяет методы по трем основным группам: 1) методы теоретического изучения языка (беседа, сообщение, работа с учебником); 2) методы теоретического изучения речи (работа с отдельными языковыми единицами и их формами); 3) практические методы (работа с текстом для развития речи и использование в нем языковых единиц) –это изложения, сочинения [7].Лингводидакты (А.Н. Беляев, В.Я. Мельничайко, М.И. Пентилюк, С.А.Караман), анализируя взаимодействие учителя и учеников на уроке языка, отмечают такиеспособы:учитель рассказывает –ученики слушают;учитель и ученики обмениваются мнениями по изучаемой теме, благодаря чему приходят к нужным выводам и обобщениям, формулируют определения, правила;учитель организовывает наблюдения школьников за изучаемыми языковыми фактами и явлениями с последующим коллективным обсуждением;учащиеся под руководством учителя самостоятельно приобретают знания по учебникам и другим источникам;учащиеся выполняют практические задания и упражнения, усваивают необходимые знания, которые уточняет и обобщает учитель [8].Наличие различных классификаций в системе методов обучения языку свидетельствует о научном поиске, о накоплении и теоретическом обобщении педагогического опыта учителейсловесников, об исследовании методов на различных возможных системных уровнях [9].Отборметодов, анализ их роли на современном этапе осуществил А.М.Алексюк. Он считает, что педагогическую проблему методов обучения целесообразно решать, используя не одну классификацию, которая была бы оптимальной для всей системы обучения, а рядсозданных и теоретически обоснованных классификаций, которые бы в сумме оптимально отображали содержаниеи задачи дидактических Подборский Ю. Г.Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15227. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15227.htm.–ISSN 2304120X. 3

методовкак способов осуществления учебного процесса в школе. Мы использовали метод аналогии, при котором ученики по образцу составляли словосочетания и предложения. Аналогия в обучении украинского языка –один из аналитических методов организации учебнопознавательной деятельности учащихся в процессе изучения украинского языка, который заключается в установлении сходства между явлениями, предметами, понятиями. Он используется на этапе объяснения нового материала с опорой на частичное сходство известных понятий путем сравнения [10].Считаем, что для изучения языка наиболее приемлемой является классификация А.Н. Беляева. Он выделяет рассказ учителя, эвристическую беседу, наблюдения над языком, работус учебником, метод упражнений, проблемное и программированное обучение [11]. Поскольку выбор метода, приема, упражнения не может быть произвольным, так как зависит от многих объективных факторов, то,выбирая их,необходимо четко выяснить главную цель, конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Следует уточнить круг наиболее эффективных методов, приемов, упражнений для достижения цели и, учитывая основные причины, обусловливающие их выбор, сосредоточить внимание на некоторых из них.Для обучения отбор методов был осуществлен на основе их функций и учета уровня психологического, интеллектуального и речевого развития детей, аименно:1)метод наблюдения;2)метод аналогии;3)словесный метод.Выбор именно этих методов обучения определяется богатством факторов: смысловыми целями обучения, особенностями обучения грамоте, целью каждого урока, возможностями школьников; средствами, которые используются в ходе обучения, этапами урока, особенностями дидактической системы, организацией продуктивной деятельности учеников.Метод наблюдения позволяет с помощью слухового и зрительного восприятия усваивать нормы литературного языка. В процессе применения упражнений различного характера он способствовал активному усвоению учащимися фонетической системы, давал возможность не только слышать звуки, но и контролировать их создание, совершенствовать произношение, заострять фонетический слух и на этой основе правильно произносить и употреблять слова.Указанный метод обеспечивал создание представлений о способах употребления слов в устной речи, динамичностии средствахвыразительности. Он давал возможность анализировать речь учащихся: а) определять способы коррекции; б) перестраивать фразы; в) уточнять и дополнять их другими словами. Этот метод способствовал формированию навыка слушать и воспринимать лучшие образцы родного языка. Для этого использовали сказки, стихи, пословицы, потому что именно через образы в сознание детей «входили» слова с их точными оттенками. Под влиянием чувств, которые пробуждали эти образы, ребенок учился мыслить словом. Метод наблюдения предусматривал приобретение новых знаний о живом словеи особенностяхего использованияна основе специально подобранных речевых упражнений. Подытоживая, следует отметить, что наблюдения над языковым материалом: 1)помогают ученику вникнуть в сущность языковых фактов, процессов; 2) дают возможность осмыслить связь между ними и теоретическими выводами, которые из них вытекают; 3) облегчают решение последующих учебных задач, выполнениетренировочных упражнений; 4) помогают установить родственные явления и Подборский Ю. Г.Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15227. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15227.htm.–ISSN 2304120X. 4

использовать уже сформированные умения и навыки для усвоения новых знаний; 5)закрепляют самостоятельные поисковые навыки; 6) активизируют познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность в решении поставленной задачи [12].Широкое применение в работе по развитию устной речи в период обучения грамоте имеет словесный метод [13]. Этот метод может реализоваться с помощью различных приемов (беседа, рассказ, сообщение, рассуждение). Суть данного метода заключается в том, что учитель, организуя поисковую деятельность учащихся на основе наблюдений над языковым материалом –«звуком», «словом», «предложением», «высказыванием», а также речью, в целом не только способствует воспроизведению усвоенного, но и формирует выводы, размышления, рассуждения.Беседа –это один из приемов, с помощью которого реализуется словесный метод. Необходимое условиебеседы есть четкость постановки вопросов, их структура и содержание. Согласно содержанию, вопросы направлены на формирование как языковых, так и речевых умений и навыков, а именно:на припоминание, воспроизведение, накопление словаря, проверку качествазнаний, которые способствуют развитию памяти;формирование речевых навыков, направленных на формирование базовых понятий «звук», «слово», усвоение норм литературного произношения;совершенствование звукопроизношения;обогащение и активизацию словаря;ориентацию в ситуации речи, смысле высказывания, форме его изложения.Беседа –прием обучения (А.Н. Беляев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов), с помощью которого учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и опыт, выясняет, объясняет, рассказывает, обобщает, ставит вопрос, организовывает работу с учебником, инструктирует, контролирует выполнение задач с целью более эффективного усвоения новых знаний или повторения и проверки учебного материала.При подготовке к урокуученые советуют глубоко продумать систему вопросов к беседе, предусмотреть ответы на них (неточные и ложные) и определить, кому из учеников они будут поставлены [14]. Активность учеников, их познавательная деятельность в процессе беседы должны опираться на ранее уже известные факты, явления, на языковую практику, на вопросы учителякак стимул продуктивного мышления, на умственные процессы [15].Беседа приучает учеников иметь свое мнение и уметь выражать его своими словами, вырабатывает умение следить за развитием материала, выделять главное в нем. Беседа помогает учителю «вывести наружу» умственную деятельность учащихся, получить непосредственную обратную информацию об усвоении и осознании ими материала.Повествование –прием, который требует самостоятельного изложения материала в соответствии с определенным фактом, событием, явлением [16]. Как отмечает практика, обучению повествовать учитель начинает с первых уроков. Повествование требует от школьника определения содержания высказывания, отбора материала, его систематизации и воспроизведения в соответствии с грамматическими требованиями, логичности построения предложения и последовательности изложения мысли. Обучение строить повествование в процессе работы начинается с построения высказывания по вопросам. При этом используется ситуативнотематический подход к подбору лексики, сюжетных рисунков, расположенных в порядке изложения мысли.Рассуждение –размышление о чемлибо или о комлибо [17]. Этот прием используется для убеждения, а,чтобы управлять этим процессом, у детей вырабатывается определенное мнение,по поводу чего будутстроиться рассуждения.

Подборский Ю. Г.Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15227. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15227.htm.–ISSN 2304120X. 5

Рассуждение наиболее сложный прием. Обучение рассуждению начинают с построения высказываний в форме рассказа с вопросами, а также простых по содержанию, структуре и размеру устных отзывов на увиденное, услышанное, прочитанное. Особое место отводится построению рассуждения на нравственноэтические темы. Их содержание включало как прямые доказательства, так и доказательство от «обратного». Выбор темы для построения рассуждений отвечает:1)возрастным особенностям школьников,2)уровню нравственного воспитания,3)доступности содержания проблемы,4)коммуникативной цели,5)теме урока.Проблема, определенная для построения рассуждений, должна интересовать учеников, способствовать желанию и необходимости высказываться, утверждать, убеждать. Задача же учителя –помочь ученику в нахождении аргумента для подтверждения мысли.Современный учитель, по мнению С.Т. Яворской, должен быть ознакомлен с богатством методов обучения, которые накопила педагогическая наука за время развитияшколы. Это поможет ему выбрать для изучения определенной темы рациональный и целесообразный метод или прием, способствовать оптимизации учебного процесса, поскольку методы обучения –это живое творчество учителя [18].Итак, отобранные методы для развития устной речи во время обучения грамоты дают основания утверждать, что они способствуют формированию навыков речевого общенияучеников младших классов. Каждый раз, подбирая методы обучения, мы учитываем: что именно изучается, какой образовательный продукт будет создан учениками на уроке; его соответствие изучаемой теме,возрастным особенностям, индивидуальным возможностям и уровню познавательного интереса учеников.

Ссылки на источники1.Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах (методы обучения).–М.: Просвещение, 1979. –С. 54.2.Текучев А. В. Методикарусского языка в средней школе. –М.: Просвещение, 1980. –С.195.3.Хуторской А. Современная дидактика: учебдля вузов. –СПб.: Питер, 2001. –544 с.4.Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: некоторые проблемы речевой деятельности. –М.: Наука, 1965. –С. 2.5.Рождественский Н. С. Указ. соч. –С. 54.6.Хуторской А. Указ. соч. –С. 67–87.7.Яворская С.Т. Новый взгляд на старые проблемы // Педагогика и психология. –2004. –№ 1. –С. 105–143.8.Рождественский Н. С. Указ. соч. –С. 56.9.Там же.10.Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. –М., 1984. –С. 15–16.11.Методика преподавания родного языка в средних учебных заведениях / под ред. М.И.Пентилюк: учеб. для студентовфилологов.–Киев: Ленвит, 2000. –С. 69–70.12.Педагогика / под ред. С.П. Баранова. –М.: Просвещение, 1976. –356 с.13.Алексюк А.М. Общие методы обучения в школе. –Киев: Сов. школа, 1981. –С. 25.14.Федоренко Л. П. Указ. соч. –С. 49.15.Педагогика / под ред. С. П. Баранова. –С. 65.16.Лернер И.Я.,Скаткин М. Н. Дидактическая система методов обучения.–М.: Знание, 1976. –№3. –С. 55.17.Практикум по методике обучения украинскому языку / Коллектив авторов;под ред.М.И.Пентилюк. –Киев: Ленвит, 2003. –С. 170.18.Яворская С. Т. Указ. соч. –С. 124.



Подборский Ю. Г.Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15227. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15227.htm.–ISSN 2304120X. 6

YouriPodborskiyi, Candidate of Pedagogic Sciences,AssociateProfessor at the chair of Pedagogy,PereyaslavKhmelnitsky State Pedagogical University named Gregory Pans, PereyaslavKhmelnitskyphdpu_pedagogika@mail.ruPedagogical methods and techniques of younger pupils’coherent speech development in the course of various kinds of speech activityAbstract. The paperdeals with the problem of availability of today's educators, primary school teachers to use thevariety of teaching methods and techniquesof speech development of younger s in the course pupilsdifferent types of speech activity. The modern teacher should have sufficient theoretical and practical experience in working with younger pupilsto use it in the various kinds of speech activity. The paperprovides significant amount of work methods and techniques that are used in the work of teachers with younger school children.We use the analogy method, when students model phrases and sentences.The analogy isone of the analytical methods for teaching and learningthe Ukrainian language, which is to established insimilarities between the phenomena, objects, concepts. It is used for explanation of a new stage based ona material with partial similarity by comparing the known concepts.Verbal literacy method is widely used in work on the development of oral speech during. This method can be implemented using a variety of techniques (interview, story, message, reasoning).The effectiveness of the elementary school teacher will depend on how well and it will be appropriate to use them in work with children.Key words:younger school children, teaching methods and techniques, speech activity, oral speech.References1.Rozhdestvenskij,N. S. (1979) Metodika grammatiki i orfografii v nachal'nyh klassah (metody obuchenija),Prosveshhenie, Moscow,p.54(in Russian).2.Tekuchev,A. V. Metodika russkogo jazyka v srednej shkole,MoscowProsveshhenie, 1980,p.195(in Russian).3.Hutorskoj,A. (2001) Sovremennaja didaktika: ucheb dlja vuzov,Piter, St. Petersburg,544 p.(in Russian).4.Leont'ev,A. A. (1965) Slovo v rechevoj dejatel'nosti: nekotorye problemy rechevoj dejatel'nosti,Nauka, Moscow,p.2(in Russian).5.Rozhdestvenskij,N. S. (1979)Op. cit.,p.54.6.Hutorskoj,A. (2001)Op. cit.,pp.67–87.7.Javorskaja,S. T. (2004) “Novyj vzgljad na starye problemy”,Pedagogika i psihologija,№ 1,pp.105–143(in Russian).8.Rozhdestvenskij,N. S. (1979) Op. cit.,p.56.9.Ibid.10.Fedorenko,L. P. (1984) Zakonomernosti usvoenija rodnoj rechi,Moscow,pp.15–16(in Russian).11.Pentiljuk,M. I. (ed.) (2000) Metodika prepodavanija rodnogo jazyka v srednih uchebnyh zavedenijah: ucheb. dlja studentovfilologov,Lenvit, Kiev,pp.69–70(in Russian).12.Baranov, S. P. (ed.) (1976) Pedagogika,Prosveshhenie, Moscow,356 p.(in Russian).13.Aleksjuk,A. M. Obshhie metody obuchenija v shkole,Kiev: Sov. shkola, 1981,p.25(in Russian).14.Fedorenko,L. P. (1984) Op. cit.,p.49.15.Baranov, S. P. (ed.) (1976) Op. cit.,p.65.16.Lerner,I. Ja.&Skatkin,M. N. (1976) Didakticheskaja sistema metodov obuchenija,Znanie, Moscow,№3,p.55(in Russian).17.Pentiljuk, M. I. (ed.) (2003) Praktikum po metodike obuchenija ukrainskomu jazyku,Lenvit, Kiev,p.170(in Russian).18.Javorskaja,S. T. (2004) Op. cit.,p.124.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived––.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review–4.06.15Принята к публикацииAccepted for publication–4.06.15ОпубликованаPublished24.07.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Побдорский Ю. Г., 2015www.ekoncept.ru