Организация инклюзивного образовательного пространства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Конанова Е. И. Организация инклюзивного образовательного пространства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 (август). – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15284.htm.
Аннотация. Проблема организации инклюзивного образовательного пространства в вузах весьма актуальна. Для успешной адаптации студентов с особыми образовательными потребностями в системе высшего образования и преподавателей в разработке индивидуальных программ обучения необходимо использование опыта специальных коррекционных учреждений среднего образования и специальных библиотек в соответствии с особыми нозологиями.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Конанова Е. И.Организация инклюзивного образовательного простран0ства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоро0вья// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15284. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15284.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15284УДК 378.1

Конанова Евгения Игоревна,

кандидат исторических наук, доцент Высшей школы бизнеса ФГОАУВПО «Южный федеральный университет», г. РостовнаДонуkonanovaevgeniy@mail.ru

Организация инклюзивного образовательного пространства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация. Проблема организации инклюзивного образовательного пространства в вузахвесьма актуальна. Для успешной адаптации студентов с особыми образовательными потребностями в системе высшего образования и преподавателей в разработке индивидуальных программ обучениянеобходимо использование опытаспециальных коррекционных учреждений среднего образования и специальных библиотекв соответствии с особыми нозологиями.Ключевые слова:инклюзия, нозологии, учреждения образования и культуры, вузы. Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Проблема организации инклюзивного образовательного пространства для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)на сегодняшний день приобретает все большую актуальность. Правительство РФ, региональные органы создают нормативноправовую, материальную, техническую базу для её решения, специальные программы по адаптации учащихся с ОВЗ в образовательную, социокультурную сферу. Например, программа «Доступная среда», утвержденная правительством на 2011–2015 гг., в соответствии с которой к 2016 г.доля общеобразовательных учреждений, в которых организована универсальная безбарьерная среда для совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количествеобщеобразовательных учрежденийдолжна составить не мене 20%, сейчас их только 2,5%. [1]. В университетах России создаются центры инклюзивного образования (например, в Южном федеральном университете, г. РостовнаДону), обеспечивающие организацию образовательного пространства для студентов с различными нозологиями. Подразумевается не только создание дистанционного обучения, активно применяемого в системе среднего и высшего образования, но и действительное включение (в соответствии с понятием «инклюзия») учащихся в фактическое, а не виртуальное посещение занятий, выполнение всех форм учебной работы, участие в мероприятиях, организуемых студенческими советами, профкомами вузов. Понятно, что такой уровень включенияпредполагает серьёзную подготовку не только пространства учебных заведений, обеспечивающего свободное передвижение студентов с ОВЗ (снарушениями опорнодвигательного аппарата, зрения), но и адаптацию образовательных программ учебных дисциплин, обучение преподавателей к работе с этой категорией студентов, формирование толерантного отношения основной массы учащихся к студентам с ОВЗ. По опыту собственной преподавательской работы приходится констатировать наличие трудностей в организации образовательного пространства для студентов с ОВЗ. Именно это обстоятельство стало одним из мотивов поступления в магистратуру по направлению «инклюзивноеобразование». Сферой научнопедагогических интересов автора статьиявляется область тифлопедагогики, специализирующаяся на нарушениях зрительного аппарата. Примериз личного профессионального опыта. В соответствии с нагрузкой проводились занятия на заочном Конанова Е. И.Организация инклюзивного образовательного простран0ства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоро0вья// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15284. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15284.htm.2ISSN 2304120X. 2

отделении Vкурса. В составе группы присутствовала студентка с ОВЗ комплексного характера (зрение, общее физическое состояние, трудности с речевым аппаратом). Проблемы, с которыми пришлось столкнуться:трудности в зрительном восприятии видео и презентационного материала с экрана компьютерной доски;трудности в выполнении письменных форм контроля;трудности в подготовке к итоговой аттестации дисциплины.После общения со студенткойбыл сделан вывод, что освоение учебного материала происходит на слух, соответственно,качество не всегда отвечает компетенциям дисциплины. Из содержания разговорастало понятно, что студентка не владеет самой базовой информацией о технических средствах, которые бы способствовали более эффективному освоению учебных дисциплин. Для выполнения презентаций, проектных работ по дисциплинам имеется программа речевого доступа JAWS (англ. аббревиатура Job Access With Speech «доступ к действиям с помощью речи»), которая озвучивает любой текст с экрана, позволяет без ограничений пользоваться клавиатурой, создавать скрипты, которые могут изменять размеры, тип информации и другие действия,привычные для зрячего пользователя. Программа для чтения книг MaxReaderдополняет JAWS, позволяет не только прослушивать электронные книги при помощи синтезаторов речи, но и является путеводителем по клавиатуре, режимам изучения функций клавиш, помогает редактировать тексты, работать с файлами, переводить текстовые файлы книг в формат mp3. Все действия полностью озвучиваются без какихлибо программ экранного доступа [2]. Таким образом, необходимо было разработать индивидуальную программу освоения дисциплиныв соответствии с особыми образовательными потребностями учащейся, используя возможности программного обеспечения и технической базы. Интересен опыт высших учебных заведений США в технологии организации инклюзивного образовательного пространствана основании мониторинга шести американских университетов [3].Во всех университетах созданы отделы по делам инвалидов, состоящие из постоянных и временных работников. Первые осуществляют помощь и поддержку студентов с ОВЗ на всех этапах обучения, включая вопросы адаптации экзаменов и применения вспомогательных технологий, вторые–сурдопереводчики, чтецы, писцы и т. п. –нанимаются в течение учебного года по мере необходимости и обычно увольняются после летних экзаменов[4]. Основные направления деятельности отделов по делам инвалидов: 1) адаптация в процессе обучения и сдачи экзаменов; 2) тьюторские услуги (дополнительные занятия по освоению предметов) и услуги специалистов по обучению (развитие навыков письма, чтения, сдачи тестов и т.д.); 3) конспектирование или аудиозапись лекций, предоставление помощников для выполнения письменных и лабораторных работ; 4)предоставление специалистов на время учебных занятий или проводимых вузом мероприятий: сурдопереводчика, аудиозапись книг, печать материалов шрифтом Брайля или крупным шрифтом,предоставление вспомогательных технологий (специальное программное обеспечение и специальное оборудование); 5) обучение слепых ориентации в кампусе, обеспечение физической доступности для инвалидов зданий и сооружений вуза, выделение мест на автостоянках для личного автотранспорта инвалидов, организация транспортных перевозок студентовинвалидов между объектами вуза [5]. Вуз организует дополнительные занятия для студентовинвалидов: группы взаимной поддержки, занятия по адаптивной физкультуре, необходимые для последующего трудоустройства тренинги (например, обучение навыкам успешно проходить интервью при приеме на работу). Набор специальных Конанова Е. И.Организация инклюзивного образовательного простран0ства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоро0вья// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15284. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15284.htm.2ISSN 2304120X. 3

условий для каждого студентаинвалида является строго индивидуальным и определяется исходя из имеющихся у инвалида ограничений жизнедеятельности и целей его обучения в вузе[6]. После такого разностороннего описания возможностей и способов поддержки студентов с ОВЗ в университетах США, возникает вопрос финансирования отделов по делам инвалидов. Государственные вузы получают средства из государственного бюджета. Частные вузы используют различные схемы финансирования. Например, Колумбийский университет финансирует оказание услуг из фонда, формируемого за счет отчислений всех студентов на их медицинское обслуживание (данные отчисления являются частью платы за обучение) [7]. Из приведенной информации приходится сделать вывод, что американский опыт применения технологий высшего инклюзивного образования превосходит возможности центров инклюзивного образования в России. Сфера инклюзивного образования длительный период несла в себе риторическую проблему: как человек с ОВЗв случаях, когда затронуты интеллект, психика, мыслительные процессы, может получать среднее, а тем более высшее образование в общей массе школьников и студентов? Из опыта сотрудничества со специальными коррекционными школамиинтернатами разных нозологий № 41 и 38г. РостованаДонудействительно трудно было представитьвыпускников, особенно с психическими отклонениями (олигофрения)или задержкой психического развития (ЗПР), сопровождающимися особенностями поведения, восприятия окружающих, в обычных школах. После исследования проблемыстало понятно: когда решается вопрос о включенииребёнка с ОВЗ в образовательную среду обычной школы, психологопедагогическая комиссия внимательно рассматривает психофизические особенности потенциального учащегося, возможности его адаптации в социокультурную среду. Тезис о «неограниченных возможностях» учащихся с особыми образовательными потребностямине миф. Среди выпускников школыинтерната IVвида № 38 для учащихся с ограничениями по зрениюнеобходимо отметить: незрячего выпускника школы 2010 г. Олега Крикуна,победителя международных музыкальных конкурсов вокалистов в Италии; международного музыкального конкурса вокалистов им.Д.Д. Шостаковича (г. РостовнаДону); Адама Евтушенко, выпускника 2012 г.–победителя (1еместо) городской олимпиады по астрономии; по предпринимательству; победителя (1еместо),на секции «Экономика» Донской академии наук юных исследователей(ДАНЮИ); финалиста Всероссийской олимпиады по финансовым рынкам [8]. И этодалеко не полный перечень выпускников, своими интеллектом, способностями и талантамидоказавшими, что они достойная часть общества, перспективная и конкурентная наравне с основной частью молодежи. Исходя из этого, считаем, что возможности и условия для обучения абитуриентов с особыми образовательными потребностями в вузах, при поддержке центров инклюзивного образования, способны дать новый стимул развития молодежи. С одной стороны, учащиеся с ОВЗ обладают мощным внутренним потенциалом, волей к успешной адаптации в обществе, уходя отпозиции «иждивенчества» к статусу социально значимой личности, способной профессионально и качественно развиваться, быть прогрессивной частью общества. С другой стороны, учащиеся без ОВЗ, наблюдая усилия своих коллег с особыми образовательными потребностями, их силу воли, упорство, потенциал, будут иметь дополнительный стимул к освоению компетенцийиодновременнодостойно, равноценно относиться к людям с ОВЗ. Полагаем, что это именно та цель, которую ставит правительство РФ: люди с ОВЗ не должны быть изолированы от общества, но включены и востребованы как равные граждане.Конанова Е. И.Организация инклюзивного образовательного простран0ства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоро0вья// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15284. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15284.htm.2ISSN 2304120X. 4

Возвращаясь к теме организации инклюзивного образовательного пространства в вузах, считаемнеобходимым отметить образовательные и культурные учреждения, которые могут оказать информационную, техническую, методическую, консультационную помощь учащимся и преподавателямв решении вопросов, возникающих в учебном процессе. Из доклада учителя школыинтерната № 38Т.А. Хапричковой: «Именно в системе инклюзивного образования может пригодиться опыт работы преподавателей специальных школ! Потому что: 1) упедагогов нашей школы (я думаю, равно как в любой специальной) накоплен громадный опыт работы со слабовидящими детьми; 2) есть знание психологопедагогических особенностей слабовидящих детей; 3) вналичии знание методик работы со слабовидящими детьми» [9]. И ещё один комментарий, который приводит Татьяна Андреевнакак основной мотив введения системы инклюзивного образования: «Вшколе обучаются и незрячие дети,и когда одного из них спросили:где ему учиться легче дома или в школе? Ребёнок ответил: “Мне здесь интереснее –у меня здесь появились друзья!”Для него важнее то, что появился круг общения, которого он раньше был лишен. И для него это является более ценным! Адаптация к внешней среде –вот главный опыт инклюзивного образования» [10]. Учреждения культуры, которыемогут оказать реальную помощь вузам в организации инклюзивного образовательного пространства, прежде всего специальные библиотеки, например Ростовская областная специальнаябиблиотека для слепых [11], которая может предложить: тифлотехнологическую базу, позволяющую с помощью специальных аппаратных и программных средствадаптировать информацию в доступную для незрячих и слабовидящих форму; консультативную помощь в освоении специальных программ, установка которых на персональные компьютеры позволяет пользователю осуществлять учебнообразовательную, профессиональную, культурную и другие виды социализации по принципу равных возможностей;методическое обеспечение: научнометодическую литературу по работе с незрячими и слабовидящими категориями (пособие по реабилитации, воспитанию, обучению); проведение совместных конференций (в том числе вебинаров), научнопрактических семинаров, круглых столов по проблемам адаптации незрячих в социокультурную среду; предоставление ресурсов сайта библиотеки, созданного по принципу равных возможностей, «дизайн для всех», который полностью соответствует основным требованиям интернетресурсов для людей с ограничениями зрения: доступность, ориентация на пользователя, эффективность. Из доклада зав. сектором методикотифлобиблиографии Ростовской областной специальной библиотеки для слепыхО.В.Глазуновой: «Специальные библиотеки за десятилетия накопили уникальную ресурсную базу по библиотечному обслуживанию инвалидов. Кадровый потенциал, отработанные технологии предоставления библиотечных услуг, мультиформатные фонды, эксклюзивное техническое оборудование –всё это не только позволяет, но и обязывает специальные библиотеки стать ресурсными центрами, практической и теоретической базой для создания инклюзивного библиотечного пространства» [12]. Библиотека сотрудничает со специализированными средними образовательными учреждениями города (ГКОУ РО школаинтернат IVвида №38, г. РостовнаДону; школаинтернат III, IVвидов № 33, г. Новочеркасск), Областным центром психологопедагогической реабилитации и коррекции г. РостованаДону; Центром образования для не слышащих; Региональным отделением Фонда СОЕдинение, который работает со слепоглухими, учащиеся и посетители которыхКонанова Е. И.Организация инклюзивного образовательного простран0ства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоро0вья// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15284. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15284.htm.2ISSN 2304120X. 5

могут стать потенциальными абитуриентами вузов [13]. Библиотека осуществляет совместную деятельность с музеемзаповедником «Танаис» по организации инклюзивного музейного пространства [14]. В своем докладе Оксана Васильевна Глазунова рассматривает перспективы сотрудничества специальных и муниципальных библиотек для создания единого инклюзивного библиотечного пространства, в котором «у каждой библиотеки будет своя роль и свой вклад, и в этом пространстве каждому человеку будет комфортно» [15]. Обладая необходимой информационнотехнической, методической, профессиональной базой, Ростовская областная специальная библиотека для слепых может являться частью не только библиотечного инклюзивного пространства, но и действительно необходимым звеном во взаимодействии вузов со средними и профессиональными образовательными учреждениями, предоставив реальную и компетентную поддержку в решении проблем адаптации молодежи с ограничениями по зрению. Ставропольская краевая библиотека для слепых и слабовидящихпредлагает свой опыт участия в организации инклюзивного пространства. Приведемпример направления, которое в настоящее время только начинает развиваться в Ростовской областной библиотеке для слепых, а у ставропольских специалистов успешно реализуется. Из доклада библиографа Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих, Ю.Г.Зиберовой: «Подключаясь к процессу повышения квалификации работников образовательных учреждений, библиотека в течение последних лет проводила дни специалиста, ориентированные на педагогов дошкольного, начального и общего образования, при поддержке профессорскопреподавательского состава Ставропольского государственного педагогического института. Программа включала обзорные выступления, консультации и рекомендации ведущих преподавателей института, знакомство участников с книжными новинками и периодикой в области тифлологии и построения учебного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья[16]. Ростовская областная специальная библиотека для слепых обладает необходимой ресурсной базой для проведения консультационных семинаров специалистами библиотеки и других культурных и образовательных учреждений, реабилитационных центров города по работе с инвалидами для преподавателей вузов. Таким образом, для успешной организации инклюзивного образовательного пространства необходимо использовать опыт и развивать сотрудничество со специальными коррекционными учреждениями среднего образования, выпускники которых могут стать потенциальными абитуриентами вузов; взаимодействовать со специальными библиотеками, культурными центрами, которые могут предложить помощь в адаптации студентов с ОВЗ к обучению в систему высшего образования и преподавателям вузовв разработке индивидуальных образовательных программ, соответствующих нозологиям учащихся.

Ссылки на источники1.Алёхина С.В.Образование через призму инклюзии. –М., 2013. –С. 12.2.Обслуживание инвалидов в муниципальных библиотеках: реальность новых возможностей: метод. пособие / Ростов. обл. спец. бка для слепых; сост.Е.Е. Невидимова.–Ростов н/Д., 2013. –URL:http://www.rosbs.ru/SharedFiles/Download.aspx?pageid=346&mid=421&fileid=2803.Жаворонков Р.Н. Технология высшего инклюзивного образования инвалидов, применяемая в Соединенных Штатах Америки // Другое детство: сб.тез.участников Второй Всерос. науч.практ.конф.по психологии развития. –М.: МГППУ, 2009. –С. 194. Примечание: Государственный университет Вэйн (г. Детройт),Сиракузский университет (г. Сиракузы), Гарвардский университет (г. Бостон), НьюЙоркский университет (г. НьюЙорк), Колумбийский университет (г. НьюЙорк), Городской университет г. НьюЙорка. 4.Там же. –С. 196.Конанова Е. И.Организация инклюзивного образовательного простран0ства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоро0вья// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15284. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15284.htm.2ISSN 2304120X. 6

5.Там же. –С. 197–198.6.Там же. –С. 198.7.Там же. –С. 197.8.Сайт ГКОУ РО школыинтерната VIIIвида № 38 г. РостовнаДону// Наша гордость. –URL: http://school38.ru/staff/proud/9.Хапричкова Т.А.Специальные школы–как консультационные пункты в системе инклюзивного образования. –Ростов н/Д., 2013. –С. 22.10.Там же. –С. 23.11.Ростовская областная специальная библиотека для слепых на Vфестивали науки юга России: сайт ГБУК РО «Ростовская областная специальная библиотека для слепых». –URL: http://www.rosbs.ru/%D0%BE%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%BC.aspx12.Глазунова О. В. Инклюзивная библиотека: взгляд со стороны. –Ростов н/Д., 2013. –С. 38.13.Обслуживание инвалидов в муниципальных библиотека: реальность новых возможностей: метод. пособие. –С. 24.14.Глазунова О. В. Указ. соч. –С. 38.15.Там же.16.Зиберова Ю. Г. Информационная поддержка процесса образования инвалидов. 2013. –С. 42.

Eugenia Konanova,Candidate of Historical Science, Associate Professor, Higher School of Business, Southern Federal University, RostovonDonkonanovaevgeniy@mail.ruOrganization of inclusive educational space for students with disabilities at Russian universities Abstract.The problem of organization of inclusive educational space at higher educational institutions is very relevant. For successful adaptation of students with special educational needs and lecturers developing individual learning programs, the experience of special correctional institutions of secondary education and special libraries should be used in accordance with the special nosologies.Keywords:inclusion, nosology, educational and cultural institutions, universities.References1.Aljohina,S. V. (2013) Obrazovanie cherez prizmu inkljuzii, Moscow, p. 12(in Russian).2.Nevidimova,E. E.(ed.) (2013)Obsluzhivanie invalidov v municipal'nyh bibliotekah: real'nost' novyh vozmozhnostej: metod. posobie/ Rostov. obl. spec. bka dlja slepyh, Rostov n/D.Available at: http://www.rosbs.ru/SharedFiles/Download.aspx?pageid=346&mid=421&fileid=280 (in Russian).3.Zhavoronkov, R. N. (2009) “Tehnologija vysshego inkljuzivnogo obrazovanija invalidov, primenjaemaja v Soedinennyh Shtatah Ameriki”,Drugoe detstvo: sb. tez. uchastnikov Vtoroj Vseros. nauch.prakt. konf. po psihologii razvitija, MGPPU,Moscow, p. 194. Primechanie: Gosudarstvennyj universitet Vjejn (g. Detrojt), Sirakuzskij universitet (g. Sirakuzy), Garvardskij universitet (g. Boston), N'juJorkskij universitet (g. N'juJork), Kolumbijskij universitet (g. N'juJork), Gorodskoj universitet g. N'juJorka(in Russian). 4.Ibid., p.196.5.Ibid., pp.197–198.6.Ibid., p.198.7.Ibid., p.197.8.Sajt GKOU RO shkolyinternata VIII vida № 38g. RostovnaDonu// Nasha gordost'. Available at: http://school38.ru/staff/proud/ (in Russian).9.Haprichkova,T. A. (2013) Special'nye shkoly –kak konsul'tacionnye punkty v sisteme inkljuzivnogo obrazovanija,Rostov n/D.,p. 22(in Russian).10.Ibid., p.23.11.Rostovskaja oblastnaja special'naja biblioteka dlja slepyh na V festivali nauki juga Rossii: sajt GBUK RO «Rostovskaja oblastnaja special'naja biblioteka dlja slepyh».Available at: http://www.rosbs.ru/%D0%BE%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%BC.aspx (in Russian).12.Glazunova,O. V. (2013) Inkljuzivnaja biblioteka: vzgljad so storony,Rostov n/D., p. 38(in Russian).13.Obsluzhivanie invalidov v municipal'nyh biblioteka: real'nost' novyh vozmozhnostej: metod. posobie, p.24(in Russian).14.Glazunova,O. V. (2013) Op. cit., p. 38.15.Ibid.16.Ziberova,Ju. G. (2013) Informacionnaja podderzhka processa obrazovanija invalidov, p. 42(in Russian).Конанова Е. И.Организация инклюзивного образовательного простран0ства в вузах России для учащихся с ограниченными возможностями здоро0вья// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15284. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15284.htm.2ISSN 2304120X. 7

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived28.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review29.07.15ПринятакпубликацииAccepted for publication29.07.15ОпубликованаPublished29.08.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Конанова Е. И., 2015

www.ekoncept.ru