Программированное обучение на уроках русского языка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10 (октябрь). – С. 196–200. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15374.htm.
Аннотация. В статье раскрывается сущность программированного обучения и приводится пример его использования на уроке русского языка при изучении одной из самых трудных тем в 6-м классе – «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках рус0ского языка// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15374. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15374.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15374УДК 372.881.161.1

Лебедева Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировoven1234@yandex.ru

Хайновская Людмила Петровна, учитель Фабричной школы Лузского района Кировской области

Программированное обучение на уроках русского языка

Аннотация. В статье раскрывается сущность программированного обучения и приводится пример его использования на уроке русского языка при изучении одной из самых трудных тем в 6мклассе ‬«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Ключевые слова: программированное обучение, алгоритм, порции (шаги), информационный кадр, операционный кадр, контрольный кадр.Раздел: (01) педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять современные технологии, которые соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.Актуальность данной статьиобусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения программированного обучения в школу.Программированное обучение обеспечивает пошаговый характер технологического процесса, информативность, организацию операционной деятельности учителя и учащихся, установление обратной связи и контроля. Руководством к действию для учителя при программированном обучении выступают следующие принципы: деление материала на небольшие, тесно связанные между собой части (шаги); активизациядеятельности учащихся; немедленная оценка ответа; индивидуализация темпа и содержания обучения; дифференцированное закрепление знаний (каждое обобщение необходимо повторить несколько раз и проиллюстрировать с помощью достаточного количества примеров) [1].При организации и осуществлении программированного обучения целесообразно придерживаться следующего алгоритма: информационный кадр (ИК) ‬операционный кадр (ОК) ‬кадр обратной связи (ОС) ‬контрольный кадр (КК) [2]. ИК ‬это небольшая доза учебной информации. Он соответствует этапу ознакомления с правилом и его восприятию. ОК присутствует на всех этапах работы с новыми правилами при целенаправленном выполнении упражнений воспроизводящего, тренировочного и творческого характера. ОС ‬коррекция ошибок ученика при выполнении задания и анализ причин ошибки, например, при неправильном написании слов. КК ‬это проверка и оценка правильности написания слов.Раскроем алгоритм применения программированного обучения на уроке русского языка на примере одной из трудных тем, изучаемых в 6м классе, ‬«Мягкий знакпосле шипящих на конце наречий».Дидактическая цель урока‬создать условия для усвоения правила написания мягкого знакапосле шипящих на конце наречийи выработки соответствующих навыков. Тип урока:комбинированный.Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках рус0ского языка// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15374. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15374.htm.–ISSN 2304120X. 2

Этапы урока1.Организационный момент.Приветствие учеников. Определение готовности учащихся к работе. Мобилизация внимания. Настрой на активную работу.2.Целеполагание. Мотивация.Осмысление названия темы урока: «Сегодня на уроке мы будем изучать написание наречий с “ь”на конце после шипящих и повторять написание “ь”после шипящих в разных частях речи».3.Актуализация знаний.Формулировка вопроса: «Давайте вспомним, в каких частях речи после шипящих на конце пишется “ь”»?4.Повторение.Организуется парная работа учеников с тетрадями. Используется алгоритм программированного обучения.Операционный кадр 1.Один ученик работает с таблицей «Пиши мягкий знакпосле шипящих!»в разных частях речи (позитивное правило) и записывает примеры слов, другой ‬«Не пиши мягкий знакпосле шипящих!» в разных частях речи (негативное правило) и записывает примеры слов.Шаг 1. Первый учениквписывает в таблицу примерсуществительного женского рода 3го склонения, пишущегося с «ь» на конце,‬«вещь». Второй ученик вписывает в таблицу пример краткого прилагательного,пишущегося без «ь» на конце,‬«хорош».Шаг 2. Первый ученик вписывает в таблицу примерсуществительного женского рода 3го склонения, пишущегося с «ь» на конце,‬«дочь». Второй ученик вписывает в таблицу пример краткого прилагательного, пишущегося без «ь» на конце,‬«свеж».Шаг 3. Первый ученик вписывает в таблицу пример существительного женского рода 3го склонения, пишущегося с «ь» на конце,‬«тишь».Второй вписывает в таблицу пример краткого прилагательного, пишущегося без «ь» на конце,‬«горяч».Шаг 4. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола во 2м лице единственного числа настоящего времени ‬«читаешь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного мужского рода 2го склонения ‬«мяч».Шаг 5. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола во 2м лице единственного числа настоящего времени ‬«думаешь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного мужского рода 2го склонения ‬«гараж».Шаг 6. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола во 2м лице единственного числа настоящего времени ‬«видишь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного мужского рода 2го склонения ‬«шалаш».Шаг 7.Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в повелительном наклонении, пишущегося с «ь» на конце,‬«режь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного в родительном падеже множественного числа, пишущегося без «ь» на конце,‬«сокровищ».Шаг 8. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в повелительном наклонении, пишущегося с «ь» на конце,‬«ешь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного в родительном падеже множественного числа, пишущегося без «ь» на конце,‬«сокровищ».Шаг 9. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в повелительном наклонении, пишущегося с «ь» на конце,‬«мажь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного в родительном падеже множественного числа, пишущегося без «ь» на конце,‬«крыш».Шаг 10. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в неопределенной форме, пишущегося с «ь» на конце,‬«беречь».Шаг 11. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в неопределенной форме, пишущегося с «ь» на конце,‬«стеречь».Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках рус0ского языка// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15374. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15374.htm.–ISSN 2304120X. 3

Шаг 12. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в неопределенной форме, пишущегося с «ь» на конце,‬«жечь».Операционный кадр 2.Организуется взаимопроверка. Ученики обмениваются тетрадями и проверяют правописание друг у друга, исправляют ошибки.Операционный кадр 3.Работа с доской. Ученики приводят свои примеры слов, и учитель вписывает их в таблицу «Пиши мягкий знакпосле шипящих!» в разных частях речи (позитивное правило). Далее заполняется таблица «Не пиши мягкий знакпосле шипящих!» (негативное правило).Шаги1, 3, 5. Ученик приводит пример существительного женского рода 3го склонения.Шаги2, 4, 6. Учитель записывает пример на доске.Шаги 7, 9,11. Ученики приводят примеры глаголов во 2м лице единственного числа настоящего времени.Шаги 8, 10,12. Учитель записывает примеры на доске.Шаги13, 15, 17. Ученики приводят примеры глаголов в повелительном наклонении.Шаги14, 16, 18. Учитель записывает примеры на доске.Шаги19, 21, 23. Ученики приводят примеры глаголов в неопределенной форме.Шаги20, 22, 24.Учитель записывает пример на доске.Шаг 25. Все ученики записывают примеры в тетрадях.

Пиши мягкий знак после шипящих!Сущ.ж.р.3госкл.Гл.во2мл.ед.ч.наст.вр.Гл.вповелит.накл.Гл.внеопр.формевещьдочьтишьчитаешьдумаешьвидишьрежьешьмажьберечьстеречьжечь

Операционный кадр 4.Заполнение таблицы «Не пиши мягкий знакпосле шипящих!» в разных частях речи (негативное правило). Шаги 1, 3, 5. Ученики приводят примеры прилагательныхв краткой форме.Шаги2, 4, 6. Учитель записывает примеры на доске.Шаги7, 9, 11. Ученики приводят примеры существительныхмужского рода 2го склонения. Шаги 8, 10, 12. Учитель записывает примеры на доске.Шаги 13,15, 17.Ученики приводят примеры существительных в родительном падеже множественного числа.Шаги14, 16, 18.Учитель записывает примеры на доске.Шаг 19. Все ученики записывают примеры в тетрадях.

Не пиши мягкий знак после шипящих!Краткие прил.Сущ.м. р. 2го скл.Сущ.в род. п.мн. ч.хорошсвежгорячмячгаражшалашсокровищкрышзадач

5.Первичное усвоение знанийИнформационный кадр 1 Ученики самостоятельно знакомятся с новым правилом по учебнику: «После букв “ш”и “ч”на конце наречий пишется мягкий знак. После буквы “ж”мягкий знак пишется только в слове “настежь”».

Операционный кадр 1.Замена части предложения на наречие.Шаг 1.Учитель читаетпредложение«Всадник мчался во весь опор» ипредлагает заменить «во весь опор» наречием с мягким знаком после шипящей.Шаг 2. Ученики производят замену: «вскачь».Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках рус0ского языка// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15374. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15374.htm.–ISSN 2304120X. 4

Шаг 3. Учитель читает предложение«Дерево было все усыпано плодами» и предлагает заменить «все» наречием с мягким знаком после шипящей.Шаг 4.Ученики производят замену: «сплошь».Шаг 5.Учитель читает предложение«Ребенок упал на спину», предлагает заменить «на спину» наречием с мягким знаком после шипящей.Шаг 6.Ученики производят замену: «навзничь».Информационный кадр 2. Учительприводит наречия, составляющиеисключения из правила: «уж, замуж, невтерпеж», которые нужно запомнить.6.Осознание и осмыслениеОперационный кадр 1. Заполнение пустого столбика в таблице «Пиши мягкий знак после шипящих» на доске и в тетрадях.Шаг 1.Ученики называют слово «вскачь».Шаг 2. Учитель записывает слово «вскачь» на доске в таблице. Шаг 3. Ученики называют наречие «настежь».Шаг 4. Учитель записывает слово «настежь» на доске в таблице.Шаг 5. Ученики называют наречие «навзничь».Шаг 4. Учитель записывает слово «навзничь» на доске в таблице7.ЗакреплениеОперационный кадр 1. Написание объяснительного словарного диктанта.Шаг 1. Учитель диктуетслово «рожь».Шаг 2. Ученики пишут его в тетрадях и объясняют правописание.Шаг 3. Учительдиктует слово «дочь».Шаг 4. Ученики пишут его в тетрадях и объясняют правописание…Шаг27. Учитель диктуетслово «ешь».Шаг 28. Ученики пишут его в тетрадях и объясняют правописание.8.Объяснениедомашнего заданияОсновное задание: выучить правила написания наречий с шипящими на конце и исключенияиз правила; выполнить упражнения по учебнику. Дополнительное задание: составить кроссворд с частями речи, оканчивающимися на шипящие.9.РефлексияЧто нового мы узнали на уроке? Чему мы научились? Что понравилось на уроке?Почему?Представим схематично этапы урока на рис.1. Рис. 1

На рис.2 показано применение алгоритма программированного обучения на этапе повторения, а на рис.3 ‬на этапе первичного усвоения знаний.Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках рус0ского языка// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15374. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15374.htm.–ISSN 2304120X. 5

Рис.2Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках рус0ского языка// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15374. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15374.htm.–ISSN 2304120X. 6

Рис. 3

Ссылки на источники1.Куписевич Ч. Oсновы общей дидактики. ‬М., 1980.2.Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушина. ‬Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.‬С. 159.

Olga Lebedeva, Doctor of Pedagogic Science, Professor at the chairof Pedagogy,VyatkaState Universityof Humanities, Kirovoven1234@yandex.ruLyudmila Khaynowskaya, Teacher, Fabrichnaya school, Luzskyi district, the Kirov regionProgrammed learning on the RussianlanguagelessonsAbstract. Thepaperdiscovers the point of programmed learning, gives an example of its use on the Russian lesson, when the studentsof the 6thform learnone of the difficult themes.Key words:programmed learning, algorithm, portions, informational sequence, operational sequence, control sequence.References1.Kupisevich,Ch.(1980)Osnovy obshhej didaktiki, Moscow (in Russian).2.Kukushin,V. S. (ed.) (2010) Pedagogicheskie tehnologii: ucheb. posobie dlja studentov pedagogicheskih special'nostej,Izdatel'skij centr “MarT”; Feniks, Rostov n/D.,15, p. 9(in Russian).Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках рус0ского языка// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15374. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15374.htm.–ISSN 2304120X. 7

Рекомендованокпубликации:

НекрасовойГ. Н.,докторомпедагогическихнаук, членомредакционнойколлегиижурнала«Концепт»



Поступила в редакциюReceived08.09.15Получена положительная рецензияReceiveda positive review10.09.15ПринятакпубликацииAccepted for publication10.09.15ОпубликованаPublished31.10.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Лебедева О. В., Хайновская Л. П., 2015

www.ekoncept.ru