Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горюнова
Л.
В.,
Дорохманова
М.
А. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 12 (декабрь). – С.
106–110. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15428.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме оказания помощи и сопровождения обучающихся в их профессиональном самоопределении. Авторы статьи предлагают пути организации процесса тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с использованием возможностей интеграции общего и дополнительного образования, а также технологий, выстроенных на основе событийного, личностно ориентированного подходов.
Ключевые слова:
образовательное пространство, профессиональное самоопределение, тьюторское сопровождение
Текст статьи
Горюнова Л. В., Дорохманова М. А.Тьюторское сопровождение профессио0нального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15428. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15428.htm.2ISSN 2304120X. 1
ART15428УДК 37.047
Горюнова Лилия Васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. РостовнаДонуlvgoryunova@sfedu.ru
Дорохманова Маргарита Анатольевна,студентка IVкурса Института механики, математики и компьютерных наук им.ВоровичаФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. РостовнаДонуtysenysh@yandex.ru
Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихсяв условиях интеграции основного и дополнительного образования
Аннотация.Статья посвящена актуальной проблеме оказания помощи и сопровождения обучающихся в их профессиональном самоопределении. Авторы статьи предлагают пути организации процесса тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с использованием возможностей интеграции общего и дополнительного образования, а также технологий, выстроенных на основе событийного, личностно ориентированного подходов. Ключевые слова:тьюторское сопровождение, профессиональное самоопределение, образовательное пространство.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Ведущую роль в формировании инновационной экономики страны играет система современного образования, модернизация которой ставит в качестве одной из ведущих задач самоопределение молодых людей в жизни и профессии. Важной жизненной ценностьюроссийских граждан продолжает оставаться возможность получения образования на высоком качественном уровне. Модернизационные процессы, происходящие в современном отечественном образовании,требуют новых подходов к созданию целостной системы профессионального самоопределения обучающихся, основанной на организации пространства,способствующего выявлению, развитию и использованию способностей личности, ее активности, раскрытиюее жизненной ориентации и мотивационной сферы. За последние десятилетия представление о профессиональном самоопределении личности существенно изменилось. От современного выпускника общеобразовательной школы требуется сформированный на достаточно высоком уровне набор компетентностей, способствующих проявлению творческого подхода в деятельности, реализации профессиональной и социальной мобильности, продуктивной активности. В связи с этим профессиональное самоопределение есть важная научнопедагогическая проблема, тесно связанная с ценностной ориентацией обучающихся и требующая своего осмысления в меняющихся условиях функционирования системы образования и общества. Современная педагогическая наука имеет ряд парадигм образования, которые направлены на становление личности, ориентирующейся в мире ценностей (Л.П. Разбегаева, В.А. Сластенин); педагогическое сопровождение нравственного самоопределения личности (Е.В. Бондаревская, Е.И. Власова, В.В. Сериков). М.С. Каган, A.B. Кирьякова, Н.М. Шахмаев в своих Горюнова Л. В., Дорохманова М. А.Тьюторское сопровождение профессио0нального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15428. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15428.htm.2ISSN 2304120X. 2
работах раскрывают ценностный характер самоопределения. Основы самоопределения, формируемые в подростковом возрасте,исследуются в работах Л.И. Божович, М.Р. Гинзбурга, Т.В. Снегиревой. Профессиональное самоопределение личности стало предметом изучения А.Г. Асмолова, Е.А.Климова, В.Д. Шадрикова и др. Формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению стало предметом исследований Н.В. Кирий, A.B. Мордовской. Воздействие социальных институтов на развитие профессионального самоопределения изучено Г.В. Даниловой, В.Ф. Сафиным.Следует отметить, что для современного школьника выбор профессии есть серьезная жизненная проблема, связанная сосформировавшимися новыми требованиями работодателей, что,безусловно,требует особого внимания педагогов и социокультурного окружения обучающихся к организации сопровождения их профессионального самоопределения. Это детерминирует поиск новых механизмов,учитывающих и обеспечивающих социальную защищенность молодого поколения в пространстве многоуровневой профессиональной подготовки, способствующей проявлению личностной активности, свободному и успешному интегрированию в новый социум.Мы считаем, что большим потенциалом в организации процесса профессионального самоопределения обучающихся обладает тьюторское сопровождение и именно оно может стать одним из ведущих направлений формирования образовательного пространства, с необходимыми условиями для самореализации и самоопределения обучающегося. Система тьюторского сопровождения обеспечит эффективную реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы с учетом профиля учебного заведения. Введение ФГОС школьного образования рассматривается нами как установка на успешность профессионального самоопределения выпускника. Главный принцип ФГОС общего образования –принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора или,как утверждают М.Н.Абрамова, И.В. Вербицкая, Т.С. Чикова,личного профессионального плана [1]. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа). Для начинающих педагоговтьюторовважно построить свою работу с учетомвсех новшеств, которые на сегодняшний день актуальны. Опытные коллеги пересматривают свою систему работы и также выходят на новые образовательные стандарты.Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия: пространства взаимодействия общего и дополнительного образования; пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы; пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы. Интеграция основного и дополнительного образованиястановится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. В науке дополнительное образование рассматривается как ценностная составляющая образования современного человека и как зона его ближайшего развития. С принятием ФГОС роль дополнительного образования обучающихся существенно возрастает. Общая задачапедагогов основного и дополнительного образования –выявление особенностей работы друг друга, оценивание преимуществ в каждом виде образования, использование их в своей профессиональной деятельности. Изменение требований к образовательным Горюнова Л. В., Дорохманова М. А.Тьюторское сопровождение профессио0нального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15428. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15428.htm.2ISSN 2304120X. 3
программамведет к пересмотру содержания дополнительных образовательных программ и разработкепрограмм нового типа, отвечающих современным требованиям мировой культуры, российским традициям, региональным культурнонациональным особенностям, модернизационным процессам в сфере образования; преемственности с базовым образованием и соответствиюсовременным образовательным технологиям. Интеграция систем основного и дополнительного образования должна привести к интеграции интеллектуальных, кадровых, информационных, финансовых, материальнотехнических ресурсов. Интеграция интеллектуальных ресурсов приведет к формированию электронного методического фонда, дополнительных образовательных программ по направлениям деятельности. Объединение информационных ресурсов влечет за собой создание картотеки учебнометодической и специализированной литературы, позволит повысить степень доступности электронных учебнометодических ресурсов и обеспечит широкий доступ к банкам данных по профилю деятельности. Интеграция материальнотехнических ресурсов позволит обновить оборудование в учебных кабинетах, спортивных залах, компьютерных классах, а также фондыучебнометодической литературы, спортивного инвентаря и туристического снаряжения. В рамках реализации новых ФГОС основного общего образования можно использоватьразличные формы сотрудничества преподавателей систем общего и дополнительного образования детей: совместная разработка и реализация образовательных, развивающих, досуговых и игровых программ в образовательных организациях различных типов и видов; совместная работа учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов психологических и валеологических служб с различными социальными группами детей: одаренными и талантливыми детьми, детьми «групп риска», с ограниченными возможностями здоровья. Система дополнительного образования может предложить образовательным организациям новые формы и мероприятия взаимообучения специалистов, такие как мастерклассы, семинарыпрактикумы, проектные, модельные и обучающие семинары, заседания круглого стола, творческие мастерские, мониторинг деятельности руководителей кружков и объединений, диагностический инструментарий к дополнительным образовательным программам. Таким образом, результат интеграции общего и дополнительного образования должен обеспечить: целостность всей системы образования и в то же время ее многообразность и вариативность; формирование высокого уровня компетенций обучающихся, развитие их эмоциональнообразного мышления, формирование духовнонравственных качеств; решение общих и индивидуальных проблем педагогов и обучающихся; более активное использование инновационных педагогических технологий и прогрессивных образовательных моделей; сохранение лучших практик, педагогических коллективов, способных к инновациям. В рамках пространств,выстроенных на принципах интеграции,возникает возможность построения индивидуального образовательнопрофессионального маршрута обучающегося, требующего организациитьюторского сопровождения его профессионального самоопределения. Заказ на организацию тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в интегрированном пространстве современных образовательных организаций обусловлен тем фактом, что позиция «тьютор» вошла в перечень педагогических профессий, а также идеями индивидуализации образованиячерез реализацию обучающимися индивидуальных образовательных траекторий и профессиональных маршрутов. Тьюторское сопровождениекак инновационная образовательная практика индивидуализации образования направлено на «выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащеГорюнова Л. В., Дорохманова М. А.Тьюторское сопровождение профессио0нального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15428. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15428.htm.2ISSN 2304120X. 4
гося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося» [2].Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающегося в условиях интегрированного основного и дополнительного образования представляет собой последовательность взаимосвязанных этапов диагностикомотивационного; проектировочного; организационнореализационного; аналитикорефлексивного. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, отражающуюся как в содержании деятельности тьюторанта, так и в способах работы тьютора. Продуктом их совместного действия на каждом из этапов является заполнение определенной специально структурированной папки –портфолио. Портфолио применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения. Тьютор, помогая обучающемуся организовывать работу по сбору и анализу материалов его портфолио, одновременно ведет и собственный педагогический портфолио, где записывает свои размышления о тьюторанте, фиксирует применяемые на каждом из этапов методы, технологии и их эффективность. Тьюторская деятельность по сопровождению обучающегося в его профессиональном самоопределении может быть реализована при помощи широкого арсенала средств проектной технологии, технологии «портфолио», технологии консалтинга, тренинговыхтехнологий, технологийпрофессиональных проб, дистанционных образовательных технологий.К основнымнаправлениям тьюторской деятельности можно отнести: социальное направление, когда тьютор совместно с тьюторантом выявляет возможности окружающего обучающегося социума, образовательной организации с целью выявления степени их ресурсности для реализации индивидуальной профессиональнообразовательной траектории; предметное направление, когда деятельность тьютора направлена на определение потенциала учебных предметов в профессиональном самоопределении обучающихся и реализацию междисциплинарных связей с целью расширения границ предметного знания обучающегося; антропологическое направление деятельности тьютора,направленноена создание условий,способствующих осознанию обучающимся своих профессиональных интересов, выявлению возможностей, потенциала, определению сильных и слабых сторон своей личности. Педагогическая деятельность тьютора в образовательной организации заключается в индивидуальной работе с обучающимися по выстраиванию траектории их движения в интегрированном пространстве общего и дополнительного образования, что способствует их профессиональному самоопределению и самореализации в общественной жизни, формированию у них эмоциональноценностного отношения к действительности.В деятельности тьютора по профессиональному самоопределению большую роль играют мотивация обучающегося на достижениежелаемого и заявленного результата, сотрудничество тьютора как социального продюсера и тьюторанта с целью оказания помощи обучающемуся в реализации возможности на практике проверить правильность выбранного пути профессионального становления и развития. Итак, тьюторское сопровождение является необходимым для оказания помощи обучающемуся в формировании образа профессионального будущего и выстраивании адекватной программы его достижения. Организация тьюторского сопровожденияпроисходит в пространстве общего и дополнительного образования образовательной организации, которое,в свою очередь,должно иметь особое наполнение,связанное с функционированием системы разноуровневого обучения, обеспечивающей обучающимся возможности выбора своего индивидуального уровня реализации сформированных компетенций,и с системой образовательных событий, ориентированных на создание условий для проектирования обучающимся своей личной образовательной истории. Горюнова Л. В., Дорохманова М. А.Тьюторское сопровождение профессио0нального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15428. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15428.htm.2ISSN 2304120X. 5
Все это актуализирует необходимость системной организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в интегрированном пространстве общего и дополнительного образования.Модель тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основывается на комплексном использовании всех вариантов деятельности тьютора: наставнической, консалтинговой, событийной, диспетчерской. Данная модель может состоять из нескольких компонентов: целевого, организационного, процессуального, оценочнорезультативного. Одним изусловий эффективности функционирования модели является расширение и организация образовательного пространства как пространства пробы себя в профессии. Т.М. Митрошкина предлагает в своем исследовании для расширения образовательного пространства организациитьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся использовать технологию социального продюсирования[3], суть которой заключается в том, что при возникновении у обучающегося заказа к образованиючерез осознание и сформированноевидениесобственных проблем,связанных с профессиональным самоопределением, тьютор осуществляет посредническое действие между тьюторантом, образованием и обществом. Тьютор как бы проводит «экскурсию» по образовательному пространству,акцентируя внимание на те его элементы, которые можно задействовать в построении траектории развития в той или иной профессии, выбрать форму и место прохождения социальной практики, профессиональной пробы. Тьютор помогает обучающемуся организовать рефлексию своих претензий на профессиональное будущее, выбрать путь профессионального образования. В ходе реализации модели тьюторского сопровождения профессионального самоопределения тьютором активно используются современные образовательные технологии, такие как образовательное путешествие, профессиографические экскурсии, дистанционныеобразовательныетехнологиии т.д. Используя положения событийного подхода [4],тьютор,организуя серию образовательных ситуацийсобытий, в которые попадают их участники, создает условия для формирования у обучающихся навыков целеполагания своего развития, построения стратегий своего поведения, реализации индивидуальных траекторий профессионального становления и развития через образование.Стратегия тьюторского сопровождения выбора профессии в системе общего и дополнительного образования направлена на содействие обучающемуся в формировании собственного профессиональноориентационного поля, на создание условий для самореализации. В сознании обучающегося и в его личном опыте должны присутствовать критерии выбора своего профессионального пути: знания о своих личностных качествах, профессиональных интересах и возможностях, представления о будущем, о значимости и престижности профессии. Таким образом, можно выделить в качестве основных следующие этапы организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения в условиях интеграции основного и дополнительного образования обучающихся: познавательный, оценочный, поведенческий. Результатом эффективного использования системы тьюторского сопровождения профессионального самоопределения становится наличие у обучающихся позитивных жизненных планов и разработанный индивидуальный профессиональный маршрут.
Ссылки на источники1.Абрамова М. Н., Вербицкая И. В., Чикова Т. С. Теория и практика профильного и профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профилизации старшей школы // Концепт.Самоопределение учащейся молодежи: проблемы и перспективы. –2015. –URL: http://ekoncept.ru/teleconf/95285.html.Горюнова Л. В., Дорохманова М. А.Тьюторское сопровождение профессио0нального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15428. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15428.htm.2ISSN 2304120X. 6
2.Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. –М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2010. –56 с. 3.Митрошина Т.М. Социальное продюсирование как новая педагогическая технология: сайт Тьюторской ассоциации. –2009. –URL: http://www.thetutor.ru/pro/articles09.html. 4.Горюнова Л.В. Событийность как основа современного образования // Известия Южногофедерального университета. Педагогические науки. –2011. –№1. –С.38–44.
Lilia Goryunova,Doctor of Pedagogic Sciences, Professorat the chair of Education and Pedagogic Sciences, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, RostovonDonlvgoryunova@sfedu.ruMargarita Dorohmanova, Student of Institute of Mechanics, Mathematics and ComputerSciences,Southern Federal University, RostovonDontysenysh@yandex.ruTutor support of professional learners’selfdetermination in condition of integration of general and additional educationAbstract.The paper is devoted to students’assistanceand support in their professional selfdetermination. The authors suggesttheways,in which the process of tutor support of professional selfdetermination of students with use of possibilities of integration of general and additional educationandtechnologies built on the basis of eventdriven, studentcentered approaches. Key words:tutor support, professional selfdetermination, educational space.References1.Abramova,M. N., Verbickaja,I. V. & Chikova,T. S. (2015). “Teorija i praktika profil'nogo iprofessional'nogo samoopredelenija starsheklassnikov v uslovijah profilizacii starshej shkoly”, Koncept. Samoopredelenie uchashhejsja molodezhi: problemy i perspektivy. Available at: http://ekoncept.ru/teleconf/95285.html(in Russian).2.Kovaleva,T. M. (2010). Materialy kursa “Osnovy t'jutorskogo soprovozhdenija v obshhem obrazovanii”: lekcii 1–4,Pedagogicheskij universitet “Pervoe sentjabrja”, Moscow, 56 p. (in Russian).3.Mitroshina,T. M. (2009). Social'noe prodjusirovanie kak novaja pedagogicheskaja tehnologija: sajt T'jutorskoj associacii. Available at: http://www.thetutor.ru/pro/articles09.html(in Russian). 4.Gorjunova,L. V. (2011). “Sobytijnost' kak osnova sovremennogo obrazovanija”, Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki,№ 1,pp.38–44(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членом редакционной коллегиижурнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived07.12.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.12.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.12.15ОпубликованаPublished10.12.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Горюнова Л. В., Дорохманова М. А., 2015
www.ekoncept.ru
ART15428УДК 37.047
Горюнова Лилия Васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. РостовнаДонуlvgoryunova@sfedu.ru
Дорохманова Маргарита Анатольевна,студентка IVкурса Института механики, математики и компьютерных наук им.ВоровичаФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. РостовнаДонуtysenysh@yandex.ru
Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихсяв условиях интеграции основного и дополнительного образования
Аннотация.Статья посвящена актуальной проблеме оказания помощи и сопровождения обучающихся в их профессиональном самоопределении. Авторы статьи предлагают пути организации процесса тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с использованием возможностей интеграции общего и дополнительного образования, а также технологий, выстроенных на основе событийного, личностно ориентированного подходов. Ключевые слова:тьюторское сопровождение, профессиональное самоопределение, образовательное пространство.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Ведущую роль в формировании инновационной экономики страны играет система современного образования, модернизация которой ставит в качестве одной из ведущих задач самоопределение молодых людей в жизни и профессии. Важной жизненной ценностьюроссийских граждан продолжает оставаться возможность получения образования на высоком качественном уровне. Модернизационные процессы, происходящие в современном отечественном образовании,требуют новых подходов к созданию целостной системы профессионального самоопределения обучающихся, основанной на организации пространства,способствующего выявлению, развитию и использованию способностей личности, ее активности, раскрытиюее жизненной ориентации и мотивационной сферы. За последние десятилетия представление о профессиональном самоопределении личности существенно изменилось. От современного выпускника общеобразовательной школы требуется сформированный на достаточно высоком уровне набор компетентностей, способствующих проявлению творческого подхода в деятельности, реализации профессиональной и социальной мобильности, продуктивной активности. В связи с этим профессиональное самоопределение есть важная научнопедагогическая проблема, тесно связанная с ценностной ориентацией обучающихся и требующая своего осмысления в меняющихся условиях функционирования системы образования и общества. Современная педагогическая наука имеет ряд парадигм образования, которые направлены на становление личности, ориентирующейся в мире ценностей (Л.П. Разбегаева, В.А. Сластенин); педагогическое сопровождение нравственного самоопределения личности (Е.В. Бондаревская, Е.И. Власова, В.В. Сериков). М.С. Каган, A.B. Кирьякова, Н.М. Шахмаев в своих Горюнова Л. В., Дорохманова М. А.Тьюторское сопровождение профессио0нального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15428. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15428.htm.2ISSN 2304120X. 2
работах раскрывают ценностный характер самоопределения. Основы самоопределения, формируемые в подростковом возрасте,исследуются в работах Л.И. Божович, М.Р. Гинзбурга, Т.В. Снегиревой. Профессиональное самоопределение личности стало предметом изучения А.Г. Асмолова, Е.А.Климова, В.Д. Шадрикова и др. Формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению стало предметом исследований Н.В. Кирий, A.B. Мордовской. Воздействие социальных институтов на развитие профессионального самоопределения изучено Г.В. Даниловой, В.Ф. Сафиным.Следует отметить, что для современного школьника выбор профессии есть серьезная жизненная проблема, связанная сосформировавшимися новыми требованиями работодателей, что,безусловно,требует особого внимания педагогов и социокультурного окружения обучающихся к организации сопровождения их профессионального самоопределения. Это детерминирует поиск новых механизмов,учитывающих и обеспечивающих социальную защищенность молодого поколения в пространстве многоуровневой профессиональной подготовки, способствующей проявлению личностной активности, свободному и успешному интегрированию в новый социум.Мы считаем, что большим потенциалом в организации процесса профессионального самоопределения обучающихся обладает тьюторское сопровождение и именно оно может стать одним из ведущих направлений формирования образовательного пространства, с необходимыми условиями для самореализации и самоопределения обучающегося. Система тьюторского сопровождения обеспечит эффективную реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы с учетом профиля учебного заведения. Введение ФГОС школьного образования рассматривается нами как установка на успешность профессионального самоопределения выпускника. Главный принцип ФГОС общего образования –принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора или,как утверждают М.Н.Абрамова, И.В. Вербицкая, Т.С. Чикова,личного профессионального плана [1]. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа). Для начинающих педагоговтьюторовважно построить свою работу с учетомвсех новшеств, которые на сегодняшний день актуальны. Опытные коллеги пересматривают свою систему работы и также выходят на новые образовательные стандарты.Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия: пространства взаимодействия общего и дополнительного образования; пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы; пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы. Интеграция основного и дополнительного образованиястановится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. В науке дополнительное образование рассматривается как ценностная составляющая образования современного человека и как зона его ближайшего развития. С принятием ФГОС роль дополнительного образования обучающихся существенно возрастает. Общая задачапедагогов основного и дополнительного образования –выявление особенностей работы друг друга, оценивание преимуществ в каждом виде образования, использование их в своей профессиональной деятельности. Изменение требований к образовательным Горюнова Л. В., Дорохманова М. А.Тьюторское сопровождение профессио0нального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15428. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15428.htm.2ISSN 2304120X. 3
программамведет к пересмотру содержания дополнительных образовательных программ и разработкепрограмм нового типа, отвечающих современным требованиям мировой культуры, российским традициям, региональным культурнонациональным особенностям, модернизационным процессам в сфере образования; преемственности с базовым образованием и соответствиюсовременным образовательным технологиям. Интеграция систем основного и дополнительного образования должна привести к интеграции интеллектуальных, кадровых, информационных, финансовых, материальнотехнических ресурсов. Интеграция интеллектуальных ресурсов приведет к формированию электронного методического фонда, дополнительных образовательных программ по направлениям деятельности. Объединение информационных ресурсов влечет за собой создание картотеки учебнометодической и специализированной литературы, позволит повысить степень доступности электронных учебнометодических ресурсов и обеспечит широкий доступ к банкам данных по профилю деятельности. Интеграция материальнотехнических ресурсов позволит обновить оборудование в учебных кабинетах, спортивных залах, компьютерных классах, а также фондыучебнометодической литературы, спортивного инвентаря и туристического снаряжения. В рамках реализации новых ФГОС основного общего образования можно использоватьразличные формы сотрудничества преподавателей систем общего и дополнительного образования детей: совместная разработка и реализация образовательных, развивающих, досуговых и игровых программ в образовательных организациях различных типов и видов; совместная работа учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов психологических и валеологических служб с различными социальными группами детей: одаренными и талантливыми детьми, детьми «групп риска», с ограниченными возможностями здоровья. Система дополнительного образования может предложить образовательным организациям новые формы и мероприятия взаимообучения специалистов, такие как мастерклассы, семинарыпрактикумы, проектные, модельные и обучающие семинары, заседания круглого стола, творческие мастерские, мониторинг деятельности руководителей кружков и объединений, диагностический инструментарий к дополнительным образовательным программам. Таким образом, результат интеграции общего и дополнительного образования должен обеспечить: целостность всей системы образования и в то же время ее многообразность и вариативность; формирование высокого уровня компетенций обучающихся, развитие их эмоциональнообразного мышления, формирование духовнонравственных качеств; решение общих и индивидуальных проблем педагогов и обучающихся; более активное использование инновационных педагогических технологий и прогрессивных образовательных моделей; сохранение лучших практик, педагогических коллективов, способных к инновациям. В рамках пространств,выстроенных на принципах интеграции,возникает возможность построения индивидуального образовательнопрофессионального маршрута обучающегося, требующего организациитьюторского сопровождения его профессионального самоопределения. Заказ на организацию тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в интегрированном пространстве современных образовательных организаций обусловлен тем фактом, что позиция «тьютор» вошла в перечень педагогических профессий, а также идеями индивидуализации образованиячерез реализацию обучающимися индивидуальных образовательных траекторий и профессиональных маршрутов. Тьюторское сопровождениекак инновационная образовательная практика индивидуализации образования направлено на «выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащеГорюнова Л. В., Дорохманова М. А.Тьюторское сопровождение профессио0нального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15428. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15428.htm.2ISSN 2304120X. 4
гося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося» [2].Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающегося в условиях интегрированного основного и дополнительного образования представляет собой последовательность взаимосвязанных этапов диагностикомотивационного; проектировочного; организационнореализационного; аналитикорефлексивного. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, отражающуюся как в содержании деятельности тьюторанта, так и в способах работы тьютора. Продуктом их совместного действия на каждом из этапов является заполнение определенной специально структурированной папки –портфолио. Портфолио применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения. Тьютор, помогая обучающемуся организовывать работу по сбору и анализу материалов его портфолио, одновременно ведет и собственный педагогический портфолио, где записывает свои размышления о тьюторанте, фиксирует применяемые на каждом из этапов методы, технологии и их эффективность. Тьюторская деятельность по сопровождению обучающегося в его профессиональном самоопределении может быть реализована при помощи широкого арсенала средств проектной технологии, технологии «портфолио», технологии консалтинга, тренинговыхтехнологий, технологийпрофессиональных проб, дистанционных образовательных технологий.К основнымнаправлениям тьюторской деятельности можно отнести: социальное направление, когда тьютор совместно с тьюторантом выявляет возможности окружающего обучающегося социума, образовательной организации с целью выявления степени их ресурсности для реализации индивидуальной профессиональнообразовательной траектории; предметное направление, когда деятельность тьютора направлена на определение потенциала учебных предметов в профессиональном самоопределении обучающихся и реализацию междисциплинарных связей с целью расширения границ предметного знания обучающегося; антропологическое направление деятельности тьютора,направленноена создание условий,способствующих осознанию обучающимся своих профессиональных интересов, выявлению возможностей, потенциала, определению сильных и слабых сторон своей личности. Педагогическая деятельность тьютора в образовательной организации заключается в индивидуальной работе с обучающимися по выстраиванию траектории их движения в интегрированном пространстве общего и дополнительного образования, что способствует их профессиональному самоопределению и самореализации в общественной жизни, формированию у них эмоциональноценностного отношения к действительности.В деятельности тьютора по профессиональному самоопределению большую роль играют мотивация обучающегося на достижениежелаемого и заявленного результата, сотрудничество тьютора как социального продюсера и тьюторанта с целью оказания помощи обучающемуся в реализации возможности на практике проверить правильность выбранного пути профессионального становления и развития. Итак, тьюторское сопровождение является необходимым для оказания помощи обучающемуся в формировании образа профессионального будущего и выстраивании адекватной программы его достижения. Организация тьюторского сопровожденияпроисходит в пространстве общего и дополнительного образования образовательной организации, которое,в свою очередь,должно иметь особое наполнение,связанное с функционированием системы разноуровневого обучения, обеспечивающей обучающимся возможности выбора своего индивидуального уровня реализации сформированных компетенций,и с системой образовательных событий, ориентированных на создание условий для проектирования обучающимся своей личной образовательной истории. Горюнова Л. В., Дорохманова М. А.Тьюторское сопровождение профессио0нального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15428. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15428.htm.2ISSN 2304120X. 5
Все это актуализирует необходимость системной организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в интегрированном пространстве общего и дополнительного образования.Модель тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основывается на комплексном использовании всех вариантов деятельности тьютора: наставнической, консалтинговой, событийной, диспетчерской. Данная модель может состоять из нескольких компонентов: целевого, организационного, процессуального, оценочнорезультативного. Одним изусловий эффективности функционирования модели является расширение и организация образовательного пространства как пространства пробы себя в профессии. Т.М. Митрошкина предлагает в своем исследовании для расширения образовательного пространства организациитьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся использовать технологию социального продюсирования[3], суть которой заключается в том, что при возникновении у обучающегося заказа к образованиючерез осознание и сформированноевидениесобственных проблем,связанных с профессиональным самоопределением, тьютор осуществляет посредническое действие между тьюторантом, образованием и обществом. Тьютор как бы проводит «экскурсию» по образовательному пространству,акцентируя внимание на те его элементы, которые можно задействовать в построении траектории развития в той или иной профессии, выбрать форму и место прохождения социальной практики, профессиональной пробы. Тьютор помогает обучающемуся организовать рефлексию своих претензий на профессиональное будущее, выбрать путь профессионального образования. В ходе реализации модели тьюторского сопровождения профессионального самоопределения тьютором активно используются современные образовательные технологии, такие как образовательное путешествие, профессиографические экскурсии, дистанционныеобразовательныетехнологиии т.д. Используя положения событийного подхода [4],тьютор,организуя серию образовательных ситуацийсобытий, в которые попадают их участники, создает условия для формирования у обучающихся навыков целеполагания своего развития, построения стратегий своего поведения, реализации индивидуальных траекторий профессионального становления и развития через образование.Стратегия тьюторского сопровождения выбора профессии в системе общего и дополнительного образования направлена на содействие обучающемуся в формировании собственного профессиональноориентационного поля, на создание условий для самореализации. В сознании обучающегося и в его личном опыте должны присутствовать критерии выбора своего профессионального пути: знания о своих личностных качествах, профессиональных интересах и возможностях, представления о будущем, о значимости и престижности профессии. Таким образом, можно выделить в качестве основных следующие этапы организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения в условиях интеграции основного и дополнительного образования обучающихся: познавательный, оценочный, поведенческий. Результатом эффективного использования системы тьюторского сопровождения профессионального самоопределения становится наличие у обучающихся позитивных жизненных планов и разработанный индивидуальный профессиональный маршрут.
Ссылки на источники1.Абрамова М. Н., Вербицкая И. В., Чикова Т. С. Теория и практика профильного и профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профилизации старшей школы // Концепт.Самоопределение учащейся молодежи: проблемы и перспективы. –2015. –URL: http://ekoncept.ru/teleconf/95285.html.Горюнова Л. В., Дорохманова М. А.Тьюторское сопровождение профессио0нального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15428. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15428.htm.2ISSN 2304120X. 6
2.Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. –М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2010. –56 с. 3.Митрошина Т.М. Социальное продюсирование как новая педагогическая технология: сайт Тьюторской ассоциации. –2009. –URL: http://www.thetutor.ru/pro/articles09.html. 4.Горюнова Л.В. Событийность как основа современного образования // Известия Южногофедерального университета. Педагогические науки. –2011. –№1. –С.38–44.
Lilia Goryunova,Doctor of Pedagogic Sciences, Professorat the chair of Education and Pedagogic Sciences, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, RostovonDonlvgoryunova@sfedu.ruMargarita Dorohmanova, Student of Institute of Mechanics, Mathematics and ComputerSciences,Southern Federal University, RostovonDontysenysh@yandex.ruTutor support of professional learners’selfdetermination in condition of integration of general and additional educationAbstract.The paper is devoted to students’assistanceand support in their professional selfdetermination. The authors suggesttheways,in which the process of tutor support of professional selfdetermination of students with use of possibilities of integration of general and additional educationandtechnologies built on the basis of eventdriven, studentcentered approaches. Key words:tutor support, professional selfdetermination, educational space.References1.Abramova,M. N., Verbickaja,I. V. & Chikova,T. S. (2015). “Teorija i praktika profil'nogo iprofessional'nogo samoopredelenija starsheklassnikov v uslovijah profilizacii starshej shkoly”, Koncept. Samoopredelenie uchashhejsja molodezhi: problemy i perspektivy. Available at: http://ekoncept.ru/teleconf/95285.html(in Russian).2.Kovaleva,T. M. (2010). Materialy kursa “Osnovy t'jutorskogo soprovozhdenija v obshhem obrazovanii”: lekcii 1–4,Pedagogicheskij universitet “Pervoe sentjabrja”, Moscow, 56 p. (in Russian).3.Mitroshina,T. M. (2009). Social'noe prodjusirovanie kak novaja pedagogicheskaja tehnologija: sajt T'jutorskoj associacii. Available at: http://www.thetutor.ru/pro/articles09.html(in Russian). 4.Gorjunova,L. V. (2011). “Sobytijnost' kak osnova sovremennogo obrazovanija”, Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki,№ 1,pp.38–44(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членом редакционной коллегиижурнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived07.12.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.12.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.12.15ОпубликованаPublished10.12.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Горюнова Л. В., Дорохманова М. А., 2015
www.ekoncept.ru