Приёмы развития творческих способностей школьников на уроках английского языка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Баранникова Е. В. Приёмы развития творческих способностей школьников на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45028.htm.
Аннотация. В статье рассматривается возможность применения креативного мышления на уроках английского языка в начальной школе. В качестве примера приведена разработка урока по английскому языку для младших школьников по теме «Путешествие в Королевство Прошедших Дел – Past Simple». Целью данного урока является организация работы по усвоению нового грамматического материала и применение знаний на практике.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Баранникова Елена Владимировна,учитель английского языкаМОУ СОШ15 с УИОП,г. Электростальangelok12389@mail.ru

Приёмы развития творческих способностей школьниковна уроках английского языка

Аннотация. В статье рассматривается возможность применения креативного мышления на уроках английского языка в начальной школе. В качестве примераприведена разработкаурока по английскому языку для младших школьников по теме «Путешествие в Королевство Прошедших Дел –PastSimple». Целью данного урока является организация работы по усвоению нового грамматического материала и применение знаний на практике.Ключевые слова: развитие творческого воображения, памяти, фантазии, творческая личность.

Формирование творчески мыслящей личности –одна из важнейших задач современного образования.В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, одной из целей, которые связанны с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на «личностноориентированную»модель взаимодействия, развитие личности детей, их творческих способностей [1].Задача учителя –использовать такие методы обучения, которые позволят каждому ребёнку проявить себя, свою индивидуальность, своётворчество.Язык –это умение, которое приобретается практикой, которая порой становиться утомительной и скучной[2].Нестандартные формы уроков привлекают внимание детей, способствуют лучшему восприятию и усвоению учебного материала, повышают их интерес к предмету.На уроке английского языка учитель выступает в роли режиссера,художника и актёра. Он пишет сценарий, пытаясь добавить в него новые яркие краски, тем самым превращая учебный процесс из монотонного механического воспроизведения материала в творческую деятельность. Инсценируя сказки, разучивая стихи, пословицы, песни на иностранном языке, ученики приобщаются к культуре страны изучаемого языка.Создать творческую атмосферу на уроке помогают специальные педагогические приёмы, некоторые из них я часто использую в своей работе.Такие, например, как ролевые игры.Ролевые игры развивают фантазию школьников, они учат творчески относиться к любoмуделу. А творчески относиться к делу –значит выполнять его на более высоком уровне, качественно.Ещёодин не менее эффективный приём –использование рифмовок, стихотворений и пословиц. С их помощью можно проводить фонетическую зарядку, физминутку, использовать при предъявлении лексического и грамматического материала.Этот приём удобен для запоминания и фонетической отработки учебного материала.Другой известный приём –проектная деятельность. В процессе работы над проектом происходит развитие всех видов речевой деятельности. Этот приём широко применяется со 2ого класса (выполняются поздравительные открытки, книжкиалфавит,..), но постепенно задания усложняются –оформление книги «Myfriend»,«Myfamily», «FamilyTree»и другие.В настоящее время существует огромное количество сайтов, которые предлагают различные конкурсы для школьников. Участие во всевозможных школьных, городских или дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах обеспечивает развитие и интеллектуальных, и творческих способностей у школьников, которые необходимы для формирования личности ребёнка, позволяющие ребёнку раскрыться, преодолеть языковой барьер.

Урок английского языка на тему «Путешествие в Королевство Прошедших Дел –в город PastSimple».Цель: организация работы по усвоению PastSimpleи применение знаний на практике.Задачи:Образовательный:введение и закрепление нового грамматического материала –PastSimpleв утвердительныхпредложениях,употребление правильных глаголов в устной и письменной речи (в PastSimple),активизация навыков чтения и произношения.Развивающие:развивать внимание, память, выразительность речи, языковую догадку.Воспитательные:воспитывать интерес к изучению английского языка, к познанию английской грамматики.Оборудование урока:–компьютер,–презентация с материалом урока,–проектор,–3 разноцветных конверта с карточками,–интерактивная доска,–небольшой мячик.

Тип урока: формирование знаний.Форма урока: урокпутешествие.Методы и приемы:1. Игровой метод (познавательные игры).2. Наглядные (презентация).3.Проблемные (создание проблемных ситуаций, требующих применения знаний для их выполнения).4. Приёмы психоэмоциональной разрядки (физминутка).Формы работы: индивидуальная, групповая.

ХодурокаБлок1. Мотивация.–Good morning, boys and girls!–Good morning, good morning,Good morning to you!Good morning our teacher!We are glad to see you!–I am glad to see you too! Sit down please. Let`s start our lesson now!Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие, в Королевство Прошедших Дел –в город «PastSimple».Вотмы тихонько открываем дверь–и ничего не видим. Везде пусто, никого нет. Конечно, как же можно увидеть то, что прошло?!А сейчас посмотрите на доску и скажите мне, как нам в этом случае может помочь этот большой телевизор? (рис.1)

Рис.1.Окно в PastSimple

Как мы можем узнать о прошлом? –О прошлом можно услышать от людей, прочесть в книге, найти в Интернете или увидеть по телевизору. Вот почему при входе в Королевство Прошедших дней стоит огромный телевизор, на которомкнопки:yesterday–вчераin 2010–в 2010 годуan hour ago–часназадlastmonth–в прошлом месяце(нажимаем и смотрим прошлое)А перед телевизором у нас сидит страж Королевства ПрошедшихДел –старенький дедушка Did. (рис.2)He will help us to use Past Simple. We shall learn some grammar rules, do exercises and play with him at the lesson.DidРис. 2.Страж Королевства

Блок 2. Содержательная часть.Какие же правила в этом Королевстве, спросите вы?! Ну вот например, все глаголы должны ходить в одинаковой форме. И форма должна быть только от старого Дедушки Did. Только эта форма показывает, что они находятся в утвердительном предложении в прошлом.Вотпочему по приказуДедушки Didв утвердительные предложения пускают только глаголы во второй форме. Для этого в Королевстве Прошедших дел есть ателье, где шьют вторую форму для глаголов. Там работают два мастера –Бабушкаe[i:] [и:]и ЛяпкинТяпкин (рис.3).e

Рис. 3.Бабушка “e” и ЛяпкинТяпкин

Бабушка е –известная мастерица, всёделает аккуратно,а вот ЛяпкинТяпкин всёделает тяпляп, поэтому его формы получаются неправильными. После такой работы его глаголы так и называют неправильными. В его форме ни один глагол узнать нельзя. Но с такими глаголами мы с вами будем знакомиться на следующем уроке,а сейчас мы заглянем в мастерскую Бабушки е[3].Вот они наши правильные глаголы, стоят , похожие друг на друга (рис.4):

liked–нравился

helped

помогалplayed

играл wanted

хотелlived

жил jumped–прыгал



Рис. 4.Примеры правильных глаголов

Видите, в конце каждого глагола стоит одинаковая форма ed['i: 'di:].Ребята, а вы заметили, что наше окончание edчитается поразному?!Всё очень просто! Нам нужно запомнить одно лёгкое правило:1) После гласных и звонких согласных окончание edчитается [d] [д]live [liv] [лив] lived[livd] [ливд] жил2) после глухих согласных окончание edчитается [t] [т]like [laik] [лайк]liked[laikt] [лайкт]3) если глагол заканчиваются на звуки [t] или [d], то окончание читается как [id] [ид]want [wont] wanted[wontid] [вонтид]Секрет раскрыт, всёоказалось легко и просто. А теперь давайте закрепим это правило и выполним одно очень интересное и простое задание. Для этого нам необходимо разделиться на 3команды (учитель рассаживает детей по командам). После того, как команды готовы, смотрим на доску. –Что же за три столбика мы видим надоске, да ещёи называются както странно?Дети, подскажите мне!(дети сразу понимают, что речь идёт о произношении окончания ed)Таблица

[d]

[d][t]

[t][id][id]















Детям раздаются конвертики с одинаковыми табличками, на которых правильные глаголы в прошедшем времени. 1ая команда отвечает за 1ый столбик, 2ая –за 2ой и 3я –за 3й. (каждая команда из всех глаголов выбирает только те, которые подходят к еёправилу). По очереди,по одному участнику команды, дети выходят и с помощью магнитика отправляют выбранныйглагол в свой столбик.Блок 3. Психологическая разгрузка.–Letshavearest!Up, down, up, downWhich is the wayTo magic town?Where? Where?Up in the air,Close your eyesAndyouarethere.–А теперь давайте сыграем в игру. Видите этот волшебный мячик в моей руке?! Я буду бросать вам его, произнося глагол в настоящем времени, а тот,кто поймает мячик,должен сразу поставить глагол в прошедшее время (одеть во вторую форму глагола, чтобы Бабушкаeпорадовалась). Только не забывайте правильно произносить окончание прошедшего времени(вспоминайте правило, о котороммы говорили).Блок 4. Головоломка.–Перед вами несколько правильных глаголов в прошедшем времени, но есть одна проблема. Все буквы в каждом глаголе перепутаны. Помогите исправить эту проблему –запишите правильно все глаголы и переведите их на русский язык.wa t e c h d

c o k o e d p l y e a d

w a t i d e

l i e d k

p h e n o d

d e v i l

c o l e c l e t d

j u p m e d –jumped –прыгалБлок 5. Содержательная часть 2.Ой, смотрите скорее,к нам пришла Принцесса S

Subject, она превращается в какойто предмет и ждёт, когда к ней подойдёт глагольчик. А вот к Sподходит глагольчик в прошедшем времени и эта парочка немедленно улетает в телевизор! (Ведь прошлое в Королевстве Прошедших Дел живёт в телевизоре, ну и в книгах, конечно).S+V (ed)The dog played. –Собакаиграла. (рис.5)

S

S+V(ed)Рис. 5.Образование Past Simple

Блок6. Интеллектуальнаяразминка.–Look at the pictures and make up your own sentences using theseverbs. Say what they did do yesterday(рис.6).

She cleaned her teeth yesterday.The cat ... yesterday.

Thechildren..... Thegirl....

Рис. 6. Утвердительные предложения в PastSimple

–Отлично, молодцы! Теперь мы умеем строить предложения в прошедшем времени.Ребята, а теперь, чтобы вновь попасть в настоящее время, мы должны вспомнить нашу физкультминутку.–Lets have a rest!Up, down, up, downWhich is the wayTo home town?Where? Where?Up in the air,Close your eyesAnd you are there.

Блок 7. Резюме (подведение итогов).–Давайте запишем домашнее задание. (читать и переводить текст, поставив выделенные глаголы в прошедшее время; ответить на вопросы по тексту).

–Ребята, вам понравилось наше путешествие?Мне лично очень! –Какое задание показалось самым сложным?–Какое задание –самым легким?–Что больше всего понравилось?–Вывсебольшиемолодцы!Our time is over.Your marks are... Thank you for your work. Goodbye!

Ссылки на источники:1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897ФЗ.2.http://www.tea4er.ru/schoolblogs/121/79620111110104047

3."Волшебная грамматика по английскому языку для малышей" Е.П. Андрющенко, 2010 г., С.15–17.