Развитие творческих способностей учащихся основной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бильдянова Н. В. Развитие творческих способностей учащихся основной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45029.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются способы активации творческих способностей учащихся при повторении и систематизации знаний темы «Имя существительное». Автором предлагается разработка нестандартного урока – путешествия, способствующего эффективному усвоению темы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бильдянова Наталья Владимировна,учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ с. Весёлый Яр Ольгинского района Приморского края», с. Весёлый ЯрОльгинскогорайонаПриморского краяbildianova@yandex.ru

Развитиетворческих способностей учащихся основной школына уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

Аннотация.Встатье рассматриваются способы активации творческих способностей учащихся при повторении и систематизациизнаний темы «Имя существительное». Автором предлагается разработка нестандартного урока ‬путешествия, способствующего эффективному усвоению темы.Ключевые слова: творчески мыслить, креативность, творческие способности, ТРИЗ.

«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячеестремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению». В.А. Сухомлинский

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать обучающимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка, то есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения как на природу способностей, так ина само понятие «творчество». Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах психологов ‬Л.С.Выготского, Н.Бердяева, В.М.Теплова, А.Н.Лука, Я.А.Пономарева, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Богоявленской, М.Е. Богоявленской, М.А.Холодной идругих. Творчество ‬далеко не новый предмет для изучения.Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности.Что же такое способности? Сегодняспособностипсихологами понимаются как свойства или качества индивидуальности, обуславливающие успешность деятельности или овладения ею, как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности. В книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» под редакцией Д.Б.Богоявленской даётся такое определение: «Способностиесть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности».Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.Творчество(или креативность) ‬это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.И на помощь учителю приходит целостная креативная педагогическая система НФТМТРИЗ, основанная на поисковопознавательной деятельности учащихся, призванная обучить учителей технологиям, способствующимразвитию творческих способностей обучающихся.Уроки русского языка и литературы, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Используяна уроках русского языка ТРИЗ, учительсоздаётдля учащихся болееинтересные задания.Выполняя их,ученик творит, общается с одноклассниками, родителями, создаёт, фантазирует, раскрываетсвои способности. Чтобы добиться результативности на уроке,учитель продумывает задания на каждом этапе урока.Креативныеуроки существенно отличаются по своей методологии от традиционныхуроков и включают в себя блоки, реализующие цели урока. На втором и четвёртом блоке содержательной части урока можно использовать комплекс различных упражнений для повышения творческих способностей обучающихся.В данной статье представлена разработка креативного урока русского языка в 5 классе «Здравствуй,Имя Существительное» по теме:«Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное»

Блок 1(мотивация) ‬(5 мин). Этот блок представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов ‬сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.Блоки 2 и 4(содержательная часть) ‬(10 мин, 10 мин). Блоки содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.Блок 3(головоломка) ‬(7 мин). Данный блок представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощённых в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.Блок 5(психологическая разгрузка) ‬(3мин). Блок представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивноэмоциональных игр, театрализацию и др.Блок 6(интеллектуальная разминка) ‬(5 мин). Блок представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.Блок 7(компьютерная интеллектуальная поддержка) ‬(5 мин). Этот блок обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игрголоволомок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.Блок 8(резюме) ‬(5 мин). Блок обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока.Цель:Обобщениеи систематизацияучебнойинформации по теме «Имя существительное».Задачи урока:образовательные: обобщение и систематизация изученного материала по теме «Имя существительное», проверка уровня знаний учащихся по данной теме;развивающие:развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;развитие навыков слушания и говорения.воспитательные: воспитание интереса к урокам русского языка; воспитание внимательного и бережного отношения к слову; выработка умения работать в паре, брать ответственность на себя, оценивать себя и других.Методы обучения:Беседа, рассказ, наглядноиллюстративный, практический.

Ход урокаБлок 1 (мотивация).Учитель:Здравствуйте, ребята!Внимательно прослушайте стихотворениезагадку Екатерины Жуковской и подумайте, о какой части речи идет речь?

Школа, дом, трава, земля. Любой предмет обозначаю я. Кто? Учитель, врач, сосед.Что? Диван, велосипед.Бываю разного я рода:Тротуар, окно, природа.Изменяюсь по числам, по падежам.Спешу я в гости к ученикам.Вот какая я часть речи удивительная,Называюсь я ...(существительное).

Докажите, что речь идёт действительно об имени существительном.Учитель:Ребята, посмотритена экран. Что зашифровано в этих схемах. Внимательно рассмотрите их.Дети:Правила написания существительных, которые мы изучили.Учитель:Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься, исходя из увиденного вами на экране. Определите тему нашего урока.Учитель:запишите тему нашего урока: «Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».Учитель: А какова же цель нашего урока в связи с темой?(И наша цель сегодня повторить все, что мы знаем обэтой части речи)Учитель: Сегодня у нас не обычный урок, а урок ‬путешествие в город Имя Существительное, который находится в стране Морфологии. Вас ожидает немало удивительных открытий и встреч. Иногда вам будет трудно, но интересно.Ну, что в путь?Блок 2(содержательная часть1).Работа над повторением правописания имен существительных.Учитель: Дорога привела нас на главную площадь города. Но попадем мы туда не сразу, он надежно охраняется. У ворот стражники: Ь и Ъ знаки. Оказывается, здесь существует обычай: чтобы попасть наплощадь, нужно рассказать правило о правописании Ьи его отсутствие у существительных.

Задание:Ученик Миша Снегирев рассуждал так: «Если в словах «НОЧЬ», «ДОЧЬ», пишется Ь, значит его нужно писать и в словах «НОЧКА», «ДОЧКА». Прав ли Миша?На доске ‬слова: БАРАБАН(?)ЩИК, БАН(?)ЩИК, ГЛУШ(?), МНОГО ТУЧ(?), ВИДИШ(?),ПЛАЩ(?).Задание:запишите слова, графически объясняя орфограмму. Какое слово лишнее? Почему? (глагол)Учитель:Мы успешно справились с заданием, и нас пропустили на площадь, которая привела нас на улицу Синтаксическую. Какие здесь красивые дома, а на них ‬странные надписи. Прочтем их: подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство, сказуемое. Ребята, как вы думаете, о чем говорят нам эти надписи? Дети: О синтаксической роли имен существительныхУчитель: А сейчас мы на практике проверим, насколько вы знаете о роли существительного в предложении. Запишем предложения и подчеркнем имена существительные как члены предложения:Князь подвел гостей к окну, и им открылся прелестный вид. За рекой тянулись холмы и поля. Вдалеке блестело озеро. Блок 3 (головоломка).Учитель: Мы продолжаем с вами путешествовать по городу. Но, кажется, мы заблудились! Это тупик Ошибок. Посмотрите на деревья, которые здесь растут. Они раскинули свои цепкие ветви и приглашают нас отведать «двоечных плодов». Но мыто знаем, что плоды эти ядовитые. Чтобы выбрать из тупика Ошибок, нужно исправить неправильное написание слов на правильноеи объяснить орфограммы.

Пришло письмишко мне,Гляжу ‬из лагеря от Мишки:«Здесь чудный лук и я сижу», Написано в письмишке.«Здесь лиса, красивый прут»Ну что такое он плетет ‬Не разберусь, хоть тресни:«Когда атрят идет в пахот, я запеваю.На днях в лису нашел я грустьИ очень был доволен».Нет, нет, не шутит он.Боюсь, мой друг серьёзно болен.Вернётся надо подлечить:Заставить правила учить!

Блок 4(содержательная часть 2).Учитель:Выбравшись из тупика Ошибок, мы сразу с вами попали на Падежный проспект, который назван в честь братьев Падежей. Вы не забыли, как их зовут? Ребята,адля чего нам нужны падежи? Дети: Правильно писать падежные окончания имен существительных.Учитель: Давайте вспомним, что помогает нам правильно написать падежное окончание существительных?Дети: Склонение.Учитель: Какие слова ‬подсказки мы используем для существительных 1 склонения? 2 склонения? 3 склонения?Дети: Земля, конь, тишь.Таблица

Падежи и падежные окончанияимён существительныхПадежСклонение1 земля2 конь, поле3 тишьИ. п.

а, я

,о, е

Р. п.

ы, и

а, я

иД. п.

е

у, ю

иВ. п.

у, ю

о, е

Т. п.ой(ою), ей(ею)

ом, емюП. п.

е

е

и

По вашей активности я поняла,что вы хорошо усвоили эту орфограмму. Поработаем с перфокартами, проверим ваши знания.Учитель:Ребята, обратите вниманиена таблицу в ваших листах для работы. Сейчас я буду называть словосочетания с существительными, а вы отмечайте знаком Х е или ипишется в окончании имен существительных.

Рис. 1.



12345Е

Х

Х

Х

ИХ



Х1. Рисовать в тетради2. Учеба в училище3.Поездка к бабушке4. Пребывать в восторге5. Рисовать в альбоме

Учитель:Обменяйтесь листочками. Перед вами верный ответ. Проверьте своего соседа. Прокомментируйте выполнение работы, используя речевые модели.Мой сосед (хорошо, отлично, назубок) знаетэто правило.Ему нужно (немного, чутьчуть)подучить.Учитель: Мы долго гуляли и вышли на набережную. Оказывается,город Имя Существительное стоит не реке Чистописание, через которую построен великолепный мост. Его охраняют графы Параграфы. Чтобы перебрать через мост мы должны поиграть в игру, которую любят охранники.На листах написаны следующие имена существительные: ножницы, горелки, детство, дрожжи, дремота, чернила, хвоя, ворота, хлопоты, цемент, заморозки, каучук, жмурки. В чём особенность данных слов?Задание:1 вариант выписываетсуществительные, имеющие форму только множественного числа, второй вариант ‬существительные, имеющие форму только единственного числа.Блок 5. Психологическая разгрузка.Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.

Изза парт все встали дружно,Косточки размять нам нужно.Руки к солнцу потянули,Опустили и встряхнули.Энергично повертелись,Круг рисуем головой,А теперь тихонько сели.

Вы заметили, что во время физкультминутки тоже прозвучали существительные. Какие? Назовите их.Парт, косточки, руки, к солнцу, круг, головой.Блок 6. Интеллектуальная разминка.Учитель: Перебравшись, через реку, мы попадаем в переулок Ударений. В написанных на доске словах правильно расставьте ударение.БоЯзнь, дремОта. досУг, каучУк, свЁкла, щавЕль, зАсвуха, хвОя, докумЕнт, киломЕтр, срЕдства, столЯр, шофЁр.Учитель: А вы знаете, что правильно поставленное ударение способствует отгадыванию загадок. Попробуем? Я читаю загадку, вы хором говорите отгадку.

На матрац кладут меня,Называюсь… простынЯ.

Из меня посуду тонкую,Нежнобелую и звонкуюОбжигают с давних пор.Называюсь я … фарфОр

Свеж и гладок он на вкус.Называюсь я … арбУз.

Учитель: Ребята, а какую грамматическую категорию имени существительного мы сегодня не вспомнили? Дети: Склонение.Учитель: Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению. Чтобы закрепить знания, поработаем с сигнальными карточками.









Рис. 2.Не бросай друга в несчастье.Проверяй друга в минуту опасности.Азбука ‬к мудрости ступенька.По наружности о человеке не суди.

1 склонение: минута, азбука, ступенька.2 склонение: друг, несчастье, человек.3 склонение: опасность, мудрость, наружность.Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления.

Игра «Корректор».На слайде найти словосочетания с ошибками и удалить их.Болезненная мозоль; широкая, прямая тюль; горячее, вкусное кофе; пенистая шампунь.Блок Резюме.Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Конечно, это была игра, но она нам помогла повторить и систематизировать наши знания по теме «Имя существительное». Преодолеть препятствия помогли ваша смекалка, ваши знания темы, ваша фантазия. Спасибо вам. Подберите существительныек глаголу, указав, как вы сегодня поработали.Работать‬

1.___________________ 2.____________________3.___________________ 4.____________________ 5.____________________.Примерные слова: с удовольствием, с интересом, с любопытством и т.д.Постановка домашнего задания.Произвести морфологический разбор на перфокарте любого имени существительного из предложения,взятого из литературного произведения.



















Рис. 3.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)2.Львова С.И. Русский язык. 5класс. В 3х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. ‬М.: Мнемозина, 2011г.3.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. ‬Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. ‬212с.4.Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт. ‬2012. ‬№1 (Январь). ‬ART 1202. ‬URL: http://ekoncept.ru/2012/1202.htm. ‬Гос. рег. Эл No ФС 7749965. ‬ISSN 2304120X.