Применение технологии развития творческого мышления на уроке английского языка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Васильева О. С. Применение технологии развития творческого мышления на уроке английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45031.htm.
Аннотация. В статье описывается применение технологии развития творческого мышления на уроке английского языка в начальной школе. Также приводится пример одного урока–повторения в 4 классе по теме «Animals» («Животные»).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ВасильеваОльга Сергеевна,учитель английского языка МОУ СОШ №15 с УИОП, г.Электросталь Московской областиvasilyevaolga78@yandex.ru

Применение технологииразвития творческого мышления на уроке английского языка

Аннотация.В статье описывается применение технологии развития творческого мышления на уроке английского языка в начальной школе. Также приводится пример одного урока–повторения в 4 классе по теме «Animals»(«Животные»).Ключевые слова:творческий потенциалучащихся, развитие творческого мышления, проблемные задания, творческий способности.

На сегодняшний день традиционная школа уходит на второй план. Реформы в системе образования приводят к новым требованиям и задачам современного урока английского языка. Ценность и практическая значимость иностранного языка значительно возрастает. Многие в современноммире понимают важность изученияанглийского языка. Знание иностранного языка открывает всё новые и новые возможности.Можнораньше получить доступ к интересной актуальной информации на англоязычных сайтах.Можносамым первым прочитать популярную книгу, не дожидаясь её перевода.Можносмело путешествовать по всему миру. Знаниеанглийского языка –это ключко многим дверям в мире: престижнойпрофессии и карьерному росту, образованию за рубежом, путешествиям, свободномуобщениюс людьми из разных стран. Безусловно, и взрослые, и дети понимают важность и актуальность изучения иностранного языка. Для получения хороших знаний нужно много трудиться и упорно работать.Современных школьников необходимопостоянно мотивировать, суметь заинтересовать. Учитель долженувидетьблеск в глазах ребёнка, только тогда можнодобиться хороших результатов. Задача это не из лёгких. Применениетехнологий развития творческогомышления учащихся может помочь решить эту задачу, сделать процесс обучения увлекательным. Мотивация важна на любой ступени обучения –как младших школьников, так и старшеклассников. В современном мире человек должен уметь креативно инеординарно решать поставленные задачи, уметь мыслить творчески, нестандартно.Развивать неординарное мышление нужно как можно раньше. Для младших школьников важно организовывать процесс обучения в виде игры при этом,не забывая о психологической разгрузке во время урока. Важно сочетать работу с отдыхом. Для младших школьников полезно проводить физкультминутки. Необходимость развития творческого мышления можно увидеть и в новых федеральных государственныхобразовательныхстандартах. Важным отличием в новых стандартах является личностный результат каждогоученика.Прежде всего,важна личность ребёнка и те изменения, которые проходят в процессе обучения. Сумма знаний, полученных в школе, отходит на второй план. Каждый ученик должен овладеть универсальными учебными действиями, которые помогут справиться с различными проблемами в жизни. В федеральном государственном образовательном стандарте чётко прописаны все виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Главной ценностью обучения является именно деятельность, а не совокупность знаний. Ребёнок должен научиться овладевать новыми знаниями и видами деятельности.Развитие творческого мышления помогает достичь поставленных задач[1]. Это подтверждают слова выдающегося советского педагога–новатора В.А.Сухомлинского:«Творчество –это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением её сил в активной деятельности».Согласно новым требованиям в процессе обучения обязательно должен присутствоватьдеятельностный подход.Принцип этого вида работы заключается в том, что ученик развивает свою личность только тогда, когда сам занимается какойлибо деятельностью, а не получает знания в готовом виде. С появлением новых задач учитель начинает искать новые технологии для организации учебной деятельности. Для учителя важно правильно организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся, чтобы развить их творческие способности. Работу необходимо организовывать поэтапно, можно использовать проблемные ситуации. В ходе системнодеятельной работы у школьников развивается мотивация к самостоятельной деятельности и познавательной активности, готовность к решению различных проблем. Исходя из специфики иностранного языка,можно использовать следующие варианты системнодеятельного подхода на уроках английского:парная или групповая работа учащихся,игровые формы работы,применение раздаточного материала.Деятельностный подход ориентирован на формирование умений применять знания на практике иразвитие творческой деятельности обучаемых.В данной статье предлагается разработка урока по теме «animals» (животные)для 4 класса по учебнику Spotlight. При разработке особое внимание было уделено следующим принципам стандартов второго поколения:развитие личности как субъекта творческой деятельности,психологическая адаптация,здоровьесбережение,учёт возрастных и индивидуальных способностей ребёнка.Данный урок стоит из нескольких блокови отличается от традиционного урока. Особая система построения урока позволяет сделать процесс обучения развивающим [2].Блок 1 мотивация.В начале урока учитель предлагает учащимся коллаж фотографий разных животных, здесьмотивацияудивление,сюрприз.Детям предлагается сыграть в игру «What’smissing?» (что пропало?).Несколько секунд дети смотрят на картинки, затем при команде closeyoureyes,please(пожалуйста, закройте глаза)дети закрывают глаза, а в это время одна из картинок исчезает. При словах openyoureyes, please(пожалуйста, откройте глаза) учащиеся открывают глаза и называют пропавшего животного. Это задание повторяетсянесколько раз.Перед учащимисяпоставлена задача повторить лексические единицы, закрепить изученный языковой материал. Дети вспоминают активную лексику, уучащихся пробуждается поисковая активность.



Рис. 1.Блок 2 Содержательная часть.Этот блок направлен на развитие творческого воображения учащихсяи фантазии. Даётся заданиеfindtheoddword(найди лишнее слово). Чётких критериев отбора нет, дети могут предлагать любые варианты.lizard(ящерица)crocodile(крокодил)dolphin(дельфин)hippo(бегемот)Возможные варианты ответов:1 Лишнее dolphin(дельфин), так как он может жить только в воде.2 Лишнее hippo(бегемот)(lizard(ящерица) и crocodile(крокодил) зелёные по цвету, а он нет.Итак, остаётся2 слова,иучительзадаётвопросHow do you think what is better?Describe these animals. (Как вы думаете, что лучше? Опишите этих животных). Дети получают необычную формулировку задания,выбрать кто лучше. В этом случае победителем будет то слово, которое наберёт большее количествоприлагательных. Примерные варианты ответов:LizardcrocodilegreenlongfatgreensmallkindБлок 3 Психологическая разгрузка.Для комфортной атмосферы учащихся на уроке учитель обязательно должен применять здоровьесберегающиетехнологии, уделять внимание психологической разрядке на уроке.Этоснижает риск стресса учащихся, который влияет на психическое и физическое здоровье школьников. Виды психологической разгрузки могут быть разными. Можно проводить игры, физкультминутки, петь песни. Учитель проводит физкультминутку с учащимися под песню Hokey Pokey.Блок 4 Головоломки.Учащиеся выполняют упражнение из учебника. Они смотрят на картинки животных, и их задача распределить всех животных на 3 группы:herbivore(травоядные), carnivore(плотоядные), omnivore(всеядные)[3].Например:HERBIVORE(травоядные):CowElephantgoatCARNIVORE(плотоядные):WolfTigerLionOMNIVORE (всеядные):BearChimpБлок 5 интеллектуальная разминка.Данный раздел урока помогает развить мотивацию и включить детей в творческую деятельность. Учитель пишет на доске слово cat, а учащимся нужно составить как можно больше слов на буквы этого слова. Тематика слов может быть любой, но можно и усложнить заданиеи предложить определённую тему, либо слова только определённой части речи. Например:С–crocodile, clever, capital, cloudyA–Africa, amazing, angry, appleT –tea, tall, tasty, ticket.Следующеезадание школьники выполняют в учебнике на повторение грамматики, времени PresentContinuous.Учащиеся смотрят на картинки и отвечают на вопрос учителя Whataretheydoing? (что они делают?)[3].Блок 6 Резюме.ПодводятсяитогиХотя этот блок урока занимает немного времени, тем не менее, он является чуть ли не одним из самых важных. Цель этого раздела урока не просто подвести итоги занятия, а сравнить методы и приёмы, которые были наиболее эффективными и успешными во время занятия. В этом блоке разделаучащиесясами пытаются оценить свою работус помощью учителя. Это помогает развить им навыки оценивания и контролясвоих действий. К этому блоку занятия также можно подойти творчески. Каждый ученик может оценить проделанную работу, используя одну из заготовленных учителем фраз на доске: урок дал мне для жизни,мне захотелось,я научился,я смог,было трудно,было непонятно.Таким образом,учитель может понять, какой материал усвоен хорошо, а где возникали трудности, на что в дальнейшей работе надо будет обратить внимание.Можно также попросить учащихся поднять заранее приготовленные карточки со смайликами («весёлый»и «грустный»), отметив удовлетворённость от проделанной работы на уроке. Другой вариант этого задания –упражнение «плюс, минус». Учащихся просят рассказать о положительных, интересных моментах урока, а также о том, что не понравилось или было трудным и непонятным [4].В качестве творческого домашнего задания школьникамможнопредложить нарисовать картинку с любым животным и ставить о нём устный рассказ. Можнопредложитьи сделать небольшуюкнижкуэнциклопедию «Kindsofanimals»:нарисовать или приклеить картинки с разными животными,разделяя их на 3 группы herbivore(травоядные), carnivore(плотоядные), omnivore(всеядные).Учащиеся подписывают названия животныхи могут также написать 12 предложения о животном, например:This is a dolphin. It can swim.This is a seal. Itis clever and funny.This is a bear. It is fat and big.

Ссылки на источники1.Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. Закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897ФЗ.2.Утёмов В. В., ЗиновкинаМ. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМТРИЗ // Концепт. –2013. –Современные научные исследования. Выпуск1. –ART 53572. –URL: http://ekoncept.ru/2013/53572.htm. –ISSN 2304120X.3.Быкова Н.И. Английский в фокусе: учебник для 4 класса общеобраз. учрежд. Просвещение : 2011. –169 с.4.Сайт http://ilovedomain.ru/referat/primeryaktivnykhmetodovpodvedeniiaitogovuroka/ [21.07.15]