Использование приёмов и методов ТРИЗ во внеучебной деятельности в ссузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воронина Т. Е. Использование приёмов и методов ТРИЗ во внеучебной деятельности в ссузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45032.htm.
Аннотация. В статье описывается разработка первого занятия креативного творческого проекта «КВН» с использование системы формирования творческого мышления студентов, на котором организована поисково-познавательная деятельность, направленная на развитие фантазии и творческого воображения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Воронина Татьяна Елисеевна,воспитатель общежития ГАОУ СПО НСО «Новосибирский медицинский колледж»,

г. Новосибирскt.voronin2013@yandex.ru

Использование приёмов и методов ТРИЗ вовнеучебнойдеятельностив ссузе

Аннотация.В статье описываетсяразработка первогозанятия креативного творческого проекта«КВН»с использование системы формирования творческого мышления студентов, на котором организована поисковопознавательная деятельность, направленная на развитие фантазии и творческого воображения.Ключевые слова:поисковопознавательная активность, творческое воображение и фантазия, креативная личность, НФТМТРИЗ.

Новые социальноэкономические условия в нашей стране существенно повлияли на все стороны жизни и обусловили необходимость преобразования всех общественных структур.Федеральный образовательный стандарт нового поколения ставит перед всеми ступенями образования новые цели.В связи с этим в современных условиях ценности качественного профессионального обучения будущего специалиста любой сферы не просто вернулось, но и превзошло все прошлые показатели.Рынок труда стал «придирчивым».Выпускник ссуза должен успешно общаться с самыми разными категориями людей, работать в команде, быть способным быстро анализировать ситуацию, мыслитькреативно, принимать верные решения и нести за них ответственность.Поэтому,моменту его «профессионального старта», необходим предшествующий, ориентированный на сегодня, образовательный (воспитательный)процесс, который призван сформировать готовность будущего специалиста к выполнению профессиональной деятельности и определённых социальных ролей.Широко используемый во внеучебной деятельности метод проектовразвивает необходимые качества для их выполнения.Проект «КВН» ‬это творческий проект, представляющий большие возможностидля воспитания и развития творческой разносторонней личности, что в свою очередь способствуетсоциализации личности студентав обществе.Сроки проекта.Программа проекта рассчитанана один месяц(каждый последующий месяцтолько совершенствуется мастерство) и предназначена для работы с обучающимисяв системе внеучебной деятельностии является рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности.Цель проекта:создание условий для творческого развития обучающихся, формирование активной жизненной и гражданской позиции, лидерских качеств, коммуникабельности,пропаганда здорового образа жизни.Задачипроекта: Обучающие: 1)сформировать мотивацию на поиск нового материала, необходимой информации;2)соблюдать общепринятые моральноэстетические нормы;3)раскрытие творческого потенциала обучающихся;4)сформировать навыки работы в команде;5)обеспечить понимание правил сценической речи, сценических и танцевальных движений, актерского мастерства.Развивающие. Содействовать развитию:1)личностных качеств обучающихся;2)осознания каждым обучающимсясвоей роли в команде;3)творческих и интеллектуальных способностей обучающихся;4)коммуникативных способностей.Воспитывающие: 1)выявление и поддержка талантливых авторов и исполнителей;2)воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку, доброжелательность, уважение, доверие, ответственность;3)формирование положительной мотивации к обучению;4)формирование Яв команде;5)пропаганда здорового образа жизни;6)представлять свой результат, осознавать за него ответственность.Основные формы организации занятий групповые и индивидуальные. Групповые: интеллектуальные игры, тренинги, мозговые штурмы, репетиции выступлений, подготовка к игре, играи еёанализ.Индивидуально: консультирование по поручению или подготовке к выступлению.Основным методом являетсяпроблемнопоисковый метод с элементами фантазирования, творчества.ТРИЗ ‬это теория решения изобретательских (творческих) задач (автор Г.С.Альтшуллер). Это дисциплина о технологии поиска высокоэффективных творческих решений, успешно применяемая во внеучебной деятельности разной направленности, гдепредусмотрено новое оригинальное наполнениеэтой деятельности.Показатели эффективности проекта: достижения обучающихсяв конкурсах КВН;результаты тестов на определение уровня творческих способностей, на выявление ценностных ориентаций и нравственной позиции обучающимися;популярность культурных образцов, производимых обучающимися, в молодежной среде.Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:результаты участия обучающихсяв творческих конкурсах различногоуровня;тестирование уровня развития творческих способностей обучающихся;тестирование изменения ценностных ориентаций.Прогнозируемые результаты 1.Освоение основных правил поведения в группе.2.Развитие коммуникабельности, формирование организаторских навыков;3.Умение находить новую, необходимую информацию.4.Формирование устойчивых творческих групп.5.Самоопределение по отношению к социальноэтическим ценностям объединения, определение своего статуса участника объединения.6.Формирование организаторских навыков.7.Понятие о социальнопозитивной модели поведения.8.Проектирование и организация самостоятельной групповой и индивидуальной творческой деятельности, способность к анализу результатов.9.Освоение способами эффективного взаимодействия с социальными структурами при ведении творческой деятельности в культурном, социальноправовом пространстве.10.Освоение способов самообразования и самоподготовки.Механизм оценки результатов: освоение обучающих программ: посредством игровой групповой деятельности (применение знаний на практике ‬турниры, фестивали, конкурсы, отчётные концерты и т.д.);Роста организаторских умений: по результатам участия команды в организации мероприятий, проектов и программ ‬на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов, психолога;Личностного роста: на основе творческой самооценки, оценки участников объединения, педагогов, психолога.

Структура первого занятияБлок 1. Мотивация (удивление, сюрприз).Просмотр и обсуждение с новым составом ярких и удачных видеофрагментов, фотографийигры команд КВН прошлых лет, а также известных команд Высшей лиги.Участники игр прошлого сезона рассказывают о своих достижениях.

Рис.1. Мотивация

Рис.2. Мотивация (удачные моментыигр прошлого сезона).

Рис.3. Мотивация(достижения игр прошлого сезона).

Поскольку 2015 год литературы в России, то и тема предстоящей игры посвящена именно этому событию ‬«Смотришь в книгу ‬видишь…».Вам предоставляется огромное поле для творчества и фантазии.Блок 2.Содержательная часть. Работа над конкурсами (приветствие,разминка, музыкальное задание, домашнее задание) позволяет студентамоткрыть возможности целостного видения сценария, согласно теме игры.Они высказывают свои предложения, рассуждения, выслушивают мнения, принимают совместные решения.

Блок 3.Психологическая разгрузка.Вэтой части занятия (для поддержания работоспособности) выполняются различные танцевальные движения под специально подобранную музыку (в том числе «переделки песен») для игры КВН.

Рис. 4.Блок 3.Психологическая разгрузка

Блок 4. Головоломки. Инсерт ‬это приём такой маркировки текста, когда значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Для этого студентам предоставляется возможностьработать со специально подобранным текстом (миниатюры КВН), а также самим написать коллективный сценарий нескольких миниатюр.

Рис. 4. Блок 4. Головоломки

Блок 5. Рефлексия (резюме).В этой части занятия в краткой форме подводятся итоги(студенты оценивают свою деятельность и деятельность воспитателя);осуществляется обратная связь.Студентыделятсявпечатлениями:скакими трудностями столкнулись в работеи что помогло их преодолеть(происходит развитие способностей к самоуправлению в творческой деятельности)? Им предоставляется возможность оценить свою деятельность и деятельность воспитателя:предлагается оценить занятие, опустив в коробку смайлик. В целомработа над проектом представляет собой систему, осуществляемую поэтапно:Беседа со студентами. Анкетирование. Выход на проблему.Предварительное планирование работы над проектом.Предъявление обучающимсяпроблемы в скрытом виде для того, чтобы, обсудив и поняв, они смогли сформулировать ее сами, определить цели и задачи, составить план работы.Организация поисковой и исследовательской деятельности обучающихся. Самостоятельная работа со справочной литературой. Оформление проектов.Корректированиес учётом и использованием собранного и оформленного материала.Подготовка к защите проекта.Защита проекта. Обсуждение результатов работынад проектом.Таким образом, в современных условиях образованиянеобходимо ставить приоритет на создание условий для развития творческих способностей личности обучающегося.Творческая способность‬это способность увидеть, проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, теоретически и практически проверить её и в результате создать оригинальный продукт.Систематическое внедрение элементов ТРИЗ во внеучебную деятельность способствует развитию творческого мышления: системного, поискового, изобретательского, а также творческого воображенияи фантазии.Только в этом случае обучающийся становятся субъектом развития, саморазвития и самовоспитания.Значимостисистемного мышления Г. С. Альтшуллер придаёт особое значение: «Мир, в котором мы живём, устроен сложно. И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель‬сложная, динамичная, диалектически развивающаяся».

Ссылки на источники1.АльтшуллерГ. С. Творчество как точная наука (теория решения изобретательских задач)‬М.: Сов. радио, 1979.

2.Лазарев Т., Арефьева И.Практическое руководство по разработке школьных проектов / Т.Лазарев, И.Арефьева. ‬Петрозаводск, 2010.3.Ильин Е.П.Психология творчества, креативности, одарённости.‬СПб.:ОООИздво «Питер», 2012.4.«Концептуальные основыи модель системы непрерывного креативногообразования НФТМ

ТРИЗ»/ Методика развития творческого мышленияи творческихспособностейучащихся в условиях реализации ФГОС.5.Утёмов В.В., Зиновкина М.М.Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМТРИЗ// Концепт‬2013. ‬Современные научные исследования. Выпуск 1‬ART53572.‬URL:http://ekoncept.ru/2013/53572.htm6.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. Киров: АНОО«Межрегиональный ЦИТО», 2013. ‬212 с.7.Горев П. М., Утёмов, В. В. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления: Учебнометодическое пособие.‬Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2014.‬112 с.