Основы коллажной техники «Терра»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дегтярёва Н. Г. Основы коллажной техники «Терра» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45038.htm.
Аннотация. В статье описывается новая техника работы с декоративной штукатуркой в полуобъёмной композиции «Терра». В обучении декоративному искусству успешно используются принципы системы непрерывного формирования творческого мышления учащихся. На комплексе занятий организована творческая деятельность учащихся по созданию уникальных украшений для интерьера в технике «Терра».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ДегтярёваНадеждаГригорьевна,преподавательживописи,композицииирисункаМБОУДО«Детскаяшколаискусствим.Я.Д.Минченкова»,г.КаменскШахтинскийРостовскойобластиdegtuarova@mail.ru

Основыколлажнойтехники«Терра»

Аннотация. В статьеописываетсяноваятехникаработысдекоративнойштукатуркойвполуобъёмнойкомпозиции«Терра».Вобучениидекоративномуискусствууспешноиспользуютсяпринципысистемынепрерывногоформированиятворческогомышленияучащихся.Накомплексезанятийорганизованатворческаядеятельностьучащихсяпосозданиюуникальныхукрашенийдляинтерьеравтехнике«Терра».

Ключевыеслова:творчество,коллаж,полуобъёмнаякомпозиция,дидактическиепринципы.

ВрамкахучебнойпрограммыучащиесяДШИзнакомятсясразличнымивидамидекоративноприкладногоискусства.Иостанавливаясвойвыборначёмтоодном–выполняютитоговуюкомпозицию,которуюзащищают.Флористика–этоособыйвидтворчества.Онаобъединяетвсебетрепетноеотношениековсемуживому,наблюдательность,умениеувидетьпрекрасное,неповторимоевкаждоймалойтравинкеихудожественноевосприятиемиравцелом.Коллажвпереводесфранцузскогоозначает«наклеивание»наосновукакихлибоматериалов,отличающихсяотнеёпоцвету,формеифактуре.

Вучебномпроцессепредложенныхуроков,приорганизациитворчества,реализуютсяосновныедидактическиепринципыНФТМТРИЗ[1]:–принципразвитияинтеллектуальнойактивностиличности,–принципприродосообразностипринимаемыхрешений,–принципнепрерывностипреемственноститворческогоразвития,

–принципформированиясистемногомышления,–принциппедагогическогосопряжениятеорииразвитиятворческогомышлениясостандартизованнойпрограммой,

–принципразвитияивоспитанияличностичерезтворчество,–принциптворческойсамореализации,–принциппоисковойдеятельности,–принциппредметнойинтеграциисметодологиейтворчестваТРИЗ,

–принципположительногоэмоциональногофона,–принципдемократизацииучебногопроцесса.ИнновационныепедагогическиетехнологиивмногоуровневойсистемеНФТМшпредусматриваютреализациюуказанныхосновныхдидактическихпринциповчерезизменениеструктурыкреативныхуроковиихоригинальноенаполнение.Рассмотримпримерзанятийпотворческомусозданиюизделийвтехнике«Терра»наурокахдекоративногоискусствав34классахДШИ,дляукрашенияинтерьера,гдерешаютсяследующиеобучающиеиразвивающиезадачи:1.Датьновыеиактуализироватьпонятия:основафлористическойкомпозиции,строительная(декоративная)штукатурка,полуобъёмнаякомпозиция,творчество,индивидуальность.

2.Сформироватьпонятиетворчествокакэлементремесла.3.Закреплятьуменияпоэтапноговедениятворческогопроцесса,сиспользованиемдекоративнойштукатуркиифлористическогоматериала.4.Научитьприемамработысразличнымипоплотностистроительнымиштукатурками.5.Развиватьумениямоделироватьглубину(объём)композиции,комбинируясоставэлементовиприёмыкрепленияфлористическихэлементов.6.Научитьсоздаватьдекоративнуюполуобъёмнуюкомпозициюизфлористическогоматериаласучетомтехнологиинанесениядекоративнойштукатурки.Рассмотримоднозанятиепоизготовлениюукрашениядляинтерьеравтехнике«Терра»,оноявляетсяключевымвсистемезанятий.

Структураурока.1.Блокмотивации–анализпримерныхработучащихсяилитературыподанномувидутворчества–5мин.2.Блоксодержательнаячасть№1:2.1.знакомствостехникойбезопасностипоработе–2мин.2.2.Подготовкаплотнойосновыиштукатуркикнанесению–3мин.2.3.Выборисмешениеколерасштукатуркой–10мин.2.4Выкладкафлористическогоматериала–13мин3.Блокпсихологическаяразгрузка.–2мин.4.Интеллектуальнаяразминка(решениеребусов)–3мин5.Блоксодержательнаячасть№25.1Формированиеполуобъёмнойкомпозиции–4мин.5.2Нанесениезавершающихцветовыхштрихов.6. Резюме–5мин.

Ходработы1.Блокмотивации.–знакомствоспримернымиработамиучащихся(Рис.2);

–знакомствослитературнымиизданиями,посвященнымифлористическимкомпозициям(Рис.1).

Рис.1.Примерыизданийсописаниемтехники«Терра»

Рис. 2. Работыучащихсямладшегошкольноговозраста

2.Блоксодержательнаячасть№1:2.1.знакомствостехникойбезопасностипоработе–2мин.(Использованиеножниц,плоскогубцевпоназначению,шпателя)Работайтехорошоотрегулированнымиизаточенныминожницами.2.2.Подготовкаплотнойосновыиштукатуркикнанесению–3минОсновадолжнабытьплотнаяинепрогибаться(ДВП,фанераит.д.)Смачиваетсяводойизпульверизатора,штукатуркананоситсяшпателемилимастихином(Рис.3).

Рис. 3.

2.3.Выборисмешениеколерасштукатуркой–10мин.Смешиваниепроисходитнапластмассовойпалитре,мастихином.2.4.Выкладкафлористическогоматериала–13мин.Можновстраиватьтолькосухиерастения.Длясоставлениякомпозициипредпочтительнырельефныелистья,листьяфикусов,папоротников,цветыантуриума,розы,хризантемы,каллы,орехи,шишки,каштаны,желуди,ракушкиипрочиеприродныематериалы.Флористическиематериалы.Стеклянныеикерамическиеосколки–длямозаики,бусы,бисер,бижутерия,ткань.

«Услышишьзабудешь,Увидишьзапомнишь,Построишьпоймешь.»

Конфуций

Блок 3.Психологическаяразгрузка–2мин.

(Физкультминуткасречитативом).«Зарядкадляцветов».Говоритцветкуцветок:Поднимикасвойлисток.(Детиподнимаютиопускаютруки.)Выйдинадорожку,Дапритопниножкой.(Детишагаютнаместе,высокоподнимаяколени.)ДаголовкойпокачайУтромсолнышковстречай.(Вращениеголовой.)Стебельнаклонислегка—Вотзарядкадляцветка.(Наклоны.)Атеперьросойумойся,Отряхнисьиуспокойся.(Встряхиваниякистямирук.)

Блок 4.Интеллектуальнаяразминка–3мин.(Решениеребусов,вкоторыхзашифрованыназванияцветов)





Рис. 4

5.Блоксодержательнаячасть№2.5.1.Формированиеполуобъёмнойкомпозиции–4мин.Начинаетсятворческийпроцесс.Вмазываемприродныйматериалиделаемрельефныеуглубления.5.2.Нанесениезавершающихцветовыхштрихов.Подкрашиваниефона.Раскрашиваниепрорисованныхнафонеизображений.Изкрасокбольшеподходитгуашь.

Рис.5.Полуобъемныецветысиспользованиемстроительнойштукатурки

6.Резюме(анализработ)–5мин.Обсуждениесучащимисярезультатовтворческойработы,выборподходящейпоформеицветурамы.Рамадолжнаподыгрыватьработе,нонеобращатьнасебявнимание.Втёмнойрамкеработастановитсясветлееиприближаетсякзрителю.Выбираетсярамкутогоцвета,которогоменьшевсеговфоне.Ноононедолжнобытьцветаакцента.

Рис. 6. РаботавыпускницыДШИ(13лет)–СердюковойЕлизаветы

Рис. 7. ФрагментэкспозицииитоговыхкомпозицийвДШИим.Я. Д.Минченкова

Ссылкинаисточники1.ЗиновкинаМ.М.,ГареевР.Т.,ГоревП.М.,УтёмовВ.В.Научноетворчество:инновационныеметодывсистемемногоуровневогонепрерывногокреативногообразованияНФТИТРИЗ:учебноепособие.Киров:ИздвоВятГГУ,2013.–109 с.2.КудряшоваТатьяна«УкрашениядлядомавтехникеТерра»,Издво«Эксмо»,2006г.3.ВизерВ.Системацветавживописи.Учебноепособие.–СПб.:Издво«Питер»,2004.–192с.4.http://pesochnizza.ru