Развитие творческого мышления на уроках истории

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зубок С. А. Развитие творческого мышления на уроках истории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45040.htm.
Аннотация. В настоящее время чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо, прежде всего их удивить, заинтересовать. Для этого следует помочь каждому ученику ощутить свою причастность к истории, например, через игру. В статье представлен конспект урока истории в 5-м классе. На уроке используются нестандартные задания для развития творческого мышления учащихся. Урок-игра – это урок, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя, когда целый класс становится творческим коллективом. Необходимость развития творческого и креативного мышления школьников по истории обусловлена социальным заказом общества и отражена в Федеральном государственном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, указах, постановлениях, распоряжениях и иных нормативно-правовых актах по школьному образованию. Таким образом, перед педагогами стоит цель развития творческих способностей и креативного мышления учащихся. Автором в соответствии со структурой креативного урока в системе НТФМш разработаны все блоки урока. Это урок – обобщение, где применяются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия учащихся. В ходе работы формируется творческое мышление, пространственное воображение и изобретательность.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зубок Светлана Анатольевна,учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №2, с.КаменьРыболовПриморского краяzubok_sveta@mail.ru

Развитие творческого мышления на уроках истории

Аннотация. В настоящее время чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо, прежде всего их удивить, заинтересовать. Для этого следует помочь каждому ученику ощутить свою причастность к истории,например,через игру. В статье представлен конспект урока истории в 5м классе. На уроке используются нестандартные задания для развития творческого мышления учащихся.Урокигра–это урок, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя, когда целый класс становится творческим коллективом.Необходимость развития творческого и креативного мышленияшкольников по истории обусловлена социальным заказом общества и отражена в Федеральном государственном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, указах, постановлениях, распоряжениях и иных нормативноправовых актах по школьному образованию. Таким образом,перед педагогами стоит цель развития творческих способностей и креативного мышления учащихся.Автором в соответствиисо структурой креативного урока в системе НТФМш разработаны все блоки урока. Это урок –обобщение, где применяются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия учащихся. В ходе работы формируется творческое мышление, пространственное воображение и изобретательность.Ключевые слова:Древняя Греция, Троянская война, полис, Народное собрание, ареопаг, архонты, долговое рабство, демократия, илот, Грекоперсидские войны.

Урок истории в 5м классеТема: ©Полисы Греции и их борьба с персидскимнашествиемª.Тип урока: повторительно –обобщающий;урок –путешествие с элементами конкурсной игры и театрализации.Оборудование: карта ©Древняя Грецияª, компьютер, проектор.

Цели:1) обучающие:умение работать с исторической и контурной картой, умение пользоваться историческими терминами,понятиямии географическими названиями; умение объяснять,как возникли греческие городагосударства и каковоисторическое значение победы греков в войне с персидским царством; знание исторических деятелей; умение сделать вывод о вкладе греков в мировую культуру; развитие речевой деятельности:–регулятивные:учить планировать, контролировать, корректировать и оценивать свои действия;–познавательные:учить использовать полученную информацию для решения образовательных задач; активизировать интерес учащихся, стимулировать их творчество и поиск неординарных решений;–коммуникативные:учить формулировать собственное мнение и позицию;учить сотрудничать и уважать мнение своих одноклассников;учить владеть монологической и диалогической формойречи в соответствии с нормами родного языка;2) воспитательные:формирование стремления к овладению ЗУН, развитие интереса и уважения к культуре народов мира, стремление сохранять культурное наследие;3) развивающие:развитие творческих способностей, интереса к предмету посредством расширения приобретенных знаний и в результате погружения в изучаемую историческую эпоху.Ход урокаБлок 1. Мотивация.Учитель. Здравствуйте ребята. Есть в народе изречение о том, что ©Нет ничего сильнее словаª. Сегодня у нас необычный урок –урокпутешествие. И задания у нас будут необычные. Самым главным гостему нас будет –слово.Какие слова вы вспоминаете, когда слышите выражение ©Древняя Грецияª?Ученики. –Олимпийские игры;Зевс, Афродита, Геракл;марафонский бег;демократия;Троя;рабы, илотыи т.д.Учитель. Отлично. Ноя уверена, что слов будет ещёбольше, когда мы с вами совершим путешествие в эту удивительную страну. А что из этого получится, вы мне скажите в конце урока.Некоторые задания будутносить состязательный характер. Поэтому давайте создадим две команды и выберем консультантов.Блок 2.Содержательная часть.Учитель. Ребята, представьте себе, что вы путешественники и вам необходимо попасть в Древнюю Грецию. Однако в руках у вас карта,без какихлибо географических данных. Внимание! Нанесите на контурные карты те географические объекты, которые убедили бы вас, что вы на правильном пути.А теперь представитель от каждой команды по очереди пусть сначаланазовёт,а затем эксперт покажет этиобъекты на исторической карте.(Команда получает то количество баллов, которое соответствует правильно названному количеству ответов)

Древняя Греция



Рис.1.

Учитель. Ребята, вот вы и в Древней Греции. Представьте,что вы историки и археологи. Помогите исправить историческую несправедливость. Конкурс ©Лови ошибкуª. Слушаем текст.©Значительную часть Греции покрывает большое количество полноводных рек.Реки делят страну на изолированные друг от друга области. Земли под пашню вГреции много.Со всех сторонГрецию омывают моря. Лето здесь жаркое,а зима снежная.Городов здесь меньше,чем в Финикии. Самым могущественным городом являются Микены.Микенские фараоны очень жадные до чужих богатств. Известно,что греки проиграли войну с Троей и троянцыразграбили, сожгли греческие города.Население Греции пряталось в горах, переселялось на острова Ионического моря и Малую Азию. Произошел упадок хозяйства, была забыта письменность. Но воинственные племена с юга,среди которых были родственные греческие племена,расселились в Греции и разорительные войны прекратились. Греки научились обрабатывать железо. Развивалось кузнечное дело, кораблестроение и другое ремесло. В Греции стали возникать небольшие города –государства –полисы.В 8м веке до н.э.древнейшее письмо в Греции было восстановленоª.Ученики исправляют ошибки.Учитель. Справедливость восстановлена, теперь смотрим на экран, чтобы в этом убедиться.Учитель.Посмотрите на доску. Что это за цепочка слов и что их объединяет?

1.Аттика –Лакония –Беотия(области Др. Греции)

2.Фивы –Афины –Спарта(города –государства)

3.Постройте новую цепочку.

©Третий не лишнийª

АттикаСредняя ГрецияСпарта

Южная ГрецияФивыБеотия

Рис.2.

Учитель. Полис –это город государство. От него произошло слово ©политикаª. Что означает ©искусство управлятьª.Я предлагаю вам сыграть в игру. Внимание на экран.

Своя играна тему ©Власть в Афинах и Спартеª

КТО102030СКОЛЬКО

102030КОГДА

102030

Рис.3.

Блок 3. Психологическая разгрузка.Учитель. Сегодня мы совершаем увлекательное путешествие из мира современного в мир древний. Давайте узнаем,как учились ваши сверстники в те далёкие времена. Наш путь лежит в Афины.Участники –афинянин и его два сына (театрализованное представление).Афинянин.Вот и прошли, дети мои,целых пять лет учёбы в школе. Вы стали умны и образованны. Я рад, что деньги, что я платил за обучение,были потрачены не зря. Теперь, когда вам исполнилось по 12 лет, вы начнёте посещать ещёодну школу –палестру, ибо каждый мужчина –гражданин полиса –должен быть сильным,ловким, выносливыми прекрасным. Как и прежде наш раб будет провожать вас. А сейчас вы можете уединиться и помечтать.Учитель.Здравствуйтеюноши. Мы слышали, что вы учились в школе. Расскажите нам о ней. Ребята, у кого есть вопросы?Ученик.А зачем раб провожает вас в школу?1й юноша.Он носит наши письменные принадлежности и музыкальные инструменты.Ученик.А какими были ваши первые школьные принадлежности?2й юноша.Дощечки, натёртые воском и стиль. А когда мы научились красиво и грамотно писать нам дали папирус и тростниковые перья(показывает предметы на рисунке и рассказывает о них подробнее).



Рис.4.

Ученики.А чему вас учили в школе?А девочки есть в вашей школе?А у вас бывают каникулы?А как вас наказывают за плохое поведение?А чему вас будут учить в палестре и как долго? Чему учат мальчиков из Спарты?А сможете ли вы когданибудь участвовать в Олимпийских играх?Подскажите нам,пожалуйста, правильно ли мы написали слова?(на доске написаны словаАлимпия, отлеты, Пятиборье, иподром).1й юноша.Слова написаны неверно (исправляет)Учитель.Ребята, а вы можете сказать,почему эти слова стоят в одном ряду и что они обозначают?(ученики отвечают на вопрос).Учитель. Вот мы и поговорили про Олимпийские игры. До свидания, юноши. Надеемся, что ваши имена прославят ваш город и всю Грецию.Блок 4. Головоломки.Учитель. 1.Восстановите из каждой последовательности букв по три имени. Игра ©Пантеонª(задания могут быть конкурсными).–УЗРАКРЕВОСНН(УРАН, ЗЕВС, КРОН);–ГЕГЕРПАРНАМЕС(ГЕРА, ГЕРМЕС, ПАН);–ААНФИИИНАКАД(АФИНА, АИД, НИКА).Учитель.2.На парте у каждого из вас находится список греческих богов. Соотнесите атрибуты и имена (слова даны вразброс).

трезубец –Посейдонорел –Зевс

©крылатые сандалииª Гермес

щит имеч –Арес

собака –Аид

сова–АфинаУчитель. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Объясните,какие древнегреческие боги нам встретились (отвечает консультант).



Рис.5.

Блок 5. Интеллектуальнаяразминка.Учитель. Ребята, представьте себе, что в музей попали вощеные таблички, найденные при раскопках. Некоторые слова исчезли от времени. Объясните группы слов и скажите, о каких событиях хотел поведать нам автор. ©Конкурс шифровальщиковª.

Дракон, долговое рабство, Солон, демократияКолония, пираты, Ольвия, скифыУчитель. Ребята, а на этом папирусе все слова написаны с большой буквы. Почему? Конкурс ©Всего одна битваª.

Дарий, Мильтиад, Платеи, Марафон–(Марафонская битва,490г.до н.э.)Ксеркс, Фемистокл,Геллеспонт, Фермопилы, Леонид–(бой у Фермопильского ущелья, 480г.дон.э.)Ксеркс, о. Саламин, Фемистокл, Эсхил, Аттика –(Саламинская битва, 480г. дон. э.)Учитель. Да. Греки сражались отважно. Давайте вспомним,кому принадлежат следующие слова,и по какому случаю:Там на дне вы найдете достаточно… (и земли,и воды).Радуйтесь, афиняне, … (мы победили).Приди и … (возьми).Наши стрелы и дротики …(закроют от вас солнце).Мы будем …(сражаться в тени).Учитель.Составьте самое длинное слово по теме ©Грекоперсидские войныª. Объяснитезначениеназванных словпри этом не называйте исторических имен и географических названий.Варианты:–фаланга (7);–стратег (7);–триера (6);–подвиг (6);–сражение (8);–спартанцы (9)–независимость (13) и т.д.Учитель. Почему Греция –небольшая страна, разделённая на десятки государств –сумела дать отпор могущественной персидской державе?Ученики. Греки мужественно сражались за свою Родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе сврагом.Войско персов состоялоиз наёмников, в любой момент они могли отказаться отвыполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талантФемистокла.

Учитель. Сейчас командам нужно обосновать свой ответ. Сказать:©Зачем и почему?ª.1. Зачем перед сражением спартанцы приносили жертвы своим богам, а потом царь приказывал всем надеть венки на головы и петь. Запевал сам царь. Почему? Не лучше ли петь после победы?В песнях греками прославлялась Спарта имужествопредков, порицалась трусость.Песни звали к подвигу, повышали настроение и пугали врага. Поэтому спартанцы пели всегда!2. Почему спартанцы никогда не преследовали побеждённого ими врага,а лишь отгоняли егона приличное расстояние,чтобы обезопасить свои позиции?Благородство спартанцевне позволялоим добивать беззащитных воинов.Воины противника, зная, что убивают только сопротивляющихся, нередко предпочитали бежать, а не сражаться.3.Зачем женщины–спартанки, сыновья и мужья которых не вернулись после завершения сражения, выходили на поле брани раньше похороннойкоманды и, прежде чем забрать их домой, обязательно осматривали, определяя, в каком месте находится рана у погибших? Если смертельная рана находилась спереди, то воина хоронили с почётом, как героя, а если соспины, то оставляли похороннойкоманде, чтобы не посрамить память предков. Блок 7. КИП

Учитель. Есть в истории ©Греко –персидских войнªподвиг, который остался в веках. На экране эпизод из фильма ©300 спартанцевª. Но у нас не работает звуковая колонка. Участники перестрелки по очереди должны вспомнить как можнобольше фактовподвига спартанцев и принести команде победные баллы. Однакоесли участник совершает ошибку, то его место занимает другой,но не более трёх раз. Конкурс ©Историческая перестрелкаª.

Блок 8. Рефлексия.Учитель. Вот и закончилось наше путешествие.Теперь вы убедились, что может ©словоª?Ученики:–Слово помогает нам правильно и точно выразить свои мысли.–Когда знаешь много слов, то лучше понимаешь суть предмета.–Правильные слова делают нашу речь грамотнойи красивой,аучиться становится интереснейи т.д.Учитель.©На всех словах–события печать,Они даны недаром человекуª. С. Маршак.Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроения.И вы сегодня были молодцы!На доске изображен щит греческого воина. Прикрепите на щит тот магнитик, который соответствует вашему настроению на уроке. Зелёный –всёпонравилось, я всёзнаю, жёлтый –понравилось, но я испыталнекоторые трудности, красный –мне было трудно, но вместе мы справились (Это могут быть и магнитики сосмайликами).

Рис.6.

Вопросы для конкурса ©Своя играª.1. Кто мог быть избранным в Совет старейшин в Спарте? Акто быть архонтом в Афинах? (10б.)2. Кто не мог выступать на Народном собрании в Спарте, но мог там только присутствовать?(20б.)3. Кто мог оказаться рабом в Афинах?А кто в Спарте? (30б.)4. Сколько правителей было в Спарте? А сколько в Афинах? (10б.)5. Сколько голосов необходимо,чтобы судьи оправдали обвиняемого в Афинах? (20б.)6. Сколько искусных мастеров и учёных дала Спарта Элладе? (30б.)7. Когда воин–спартанец становился гражданином государства? (10б.)8. Когда в Спарте считался избранным новый член Совета старейшин? (20б.)9. Когда мальчика –спартанца отдавали на воспитание государству? (30б.)

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования:Федеральный закон РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897ФЗ.2.Лимаренко А.В.Задачи великих. Эвристическая технология преподавания истории в школе.–Дальневосточный центр ТРИЗ, 1999. –157 с.3.Утемов В.В., Зиновкина М.М. Структура креативного урока по развитиютворческой личности учащихся в педагогической системеНФТМ –ТРИЗ // Концепт. –2013.–Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART53572. –URL:http://e–concept.ru/2013/53572.htm. Гос.рег.Эл NoФС 77 –49965. –ISSN2304 –120Х.4.Утемов В.В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт. –2012. №1 (Январь). –ART1202. –URL: http://e–concept.ru/2012/1202.htm. Гос. рег. Эл NoФС 77 –49965. –ISSN2304 –120Х.