Занятие «Изготовление композиции «Пчёлки на поляне» в технике квиллинг» с использованием принципов системы непрерывного формирования творческого мышления обучающихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермилова О. С. Занятие «Изготовление композиции «Пчёлки на поляне» в технике квиллинг» с использованием принципов системы непрерывного формирования творческого мышления обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45039.htm.
Аннотация. В данной статье описывается опыт применения принципов, системы непрерывного формирования творческого мышления обучающихся при проведении занятия по изготовлению композиции в технике: квиллинг – создание композиции из полосок цветной бумаги, скрученных в спирали.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ермилова Оксана Сергеевна,учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 51, г. Воронежermilova1985@bk.ru

Занятие «Изготовление композиции «Пчёлки на поляне» в технике квиллинг» с использованием принципов системы непрерывного формирования творческого мышления обучающихся

Аннотация. В данной статье описывается опыт применения принципов,системы непрерывного формирования творческого мышления обучающихся при проведении занятия по изготовлению композиции в технике: квиллинг –создание композиции из полосок цветной бумаги, скрученных в спирали.Ключевые слова: творчество, цветная бумага,спираль, цветовая гамма, дидактические принципы.

Многие дети и взрослые любят создавать удивительные вещи своими руками и пробовать чтото новое.Изготовление изделий в старинной, но очень популярной в настоящее время технике рукоделия бумагокручения, или квиллинг. Статья посвящена формированию основ рукоделия в технике квиллинг (создание композиции с использованием бумажных спиралей разной формы и цвета). Квиллинг –искусство бумагокручения, один из древнейших видов декоративноприкладного искусства. Квиллинг на английском языке это рукоделие,называется «quilling»,переводится «птичье перо». Именно птичье перо сыграло важнуюроль в развитии бумагокручения,для того чтобы получить спираль для композиции, длинные полоски цветной или однотонной бумаги накручивались на твердую круглую часть пера. Это искусство получило широкое распространение от запада до востока, сразу после изобретения бумаги в Китае, при этом обогащалась национальными особенностями разных культур. Бумага –это тот материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Бумажные полоски позволяют ребёнку ощущать себя художником, конструктором, дизайнером, а самое главное –творческим человеком.Казалось, бумага –обычный доступный материал, приобретает новое современное направление, им легко работать в технике квиллинг. Для создания полуобъёмныхи объёмных элементов в композициив технике квиллинг нам потребуются следующие инструменты и материалы: листы цветной и белой бумаги А4,из которой нарезаются полоски шириной 5 мм., цветной картонзелёного цвета(для изготовления фона композиции), зубочистка или металлический стержень с прорезью на конце поможет быстро и ловко скрутить бумажные полоски вспираль; шпагат (жёсткая нить для улей), шарик, ножницы среднего размера и канцелярский нож потребуются для нарезания на полоски листа бумаги А4; клей ПВА понадобится для подклеивания кончиковскрученных в спирали бумажных полосоки шпагата, соединения спиралей; линейка с окружностями разного диаметра (от 2 до 40 мм) поможет в формировании бумажных спиралей нужного размера. Пинцет используется, для точного закрепления деталей на основе (рис. 1).



Рис. 1.

Прежде чем приступить к работе, необходимо освоить технику изготовления основных элементов композиции –спиралей. Начнём с изготовления тугих спиралей.Чтобы получить тугую спираль, следует намазать клеем с изнаночной стороныодин край полоски бумаги, намотать на зубочистку или металлический стержень, располагая при этом витки бумаги,близко друг к другу, зафиксировать другой край клеем к готовой спирали. При создании распущенной спирали еёвитки необходимо размещать на некотором расстоянии друг от друга.(рис. 2).

Рис. 2.

Если сдавить витки готовой не тугой спирали с одной стороны, то получится спираль в форме капли (рис. 3). Рис. 3. «Капля» Рис. 4. «Глаз» Рис. 5. «Ромб»

Если сдавить с двух сторон, то получится спираль в форме листика или «глаза» (рис. 4), а если с четырёх сторон –ромб (рис. 5). Экспериментировать со спиралью можно сколько угодно, в зависимости от вашей фантазии будут рождаться новые и новые элементы (рис. 6).

Рис. 6. Базовые формы для «квиллинга»

Бумага –великолепный поделочный материал, работа с которым представляет невероятное разнообразие возможностей для развития творчества. Оригинальные композиции, выполненные в технике квиллинг, являются прекрасным украшением интерьера дома, офиса и эксклюзивным подарком к любому празднику, который удивит, порадует и не останется не замеченным. Очень эффектно смотрятся композиции с цветами, выполненными в технике квиллинг.Так же можно выполнить насекомых в данной технике.Это простой и изысканный вид рукоделия, способствующий формированию творческого мышления. В учебном процессе предложенных занятий, при организации творчества, реализуются основные дидактические принципы НФТМТРИЗ [1]:принцип развития интеллектуальной активности личности, принцип природосообразности принимаемых решений, принцип непрерывности преемственности творческого развития, принцип формирования системного мышления, принцип педагогического сопряжения теории развития творческого мышления со стандартизованной программой, принцип развития и воспитания личности через творчество,принцип творческой самореализации, принцип поисковой деятельности, принцип предметной интеграции с методологией и творчества ТРИЗ, принцип положительного эмоционального фона, принцип демократизации учебного процесса.Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМш предусматривают реализацию указанных основных дидактическихпринципов через изменение структуры креативных занятий и их оригинальное содержание.Рассмотрим пример занятий по творческому созданию композиции в технике квиллинг, где решаются следующие обучающие и развивающие задачи:1.Дать новые и актуализировать понятия: заготовка, спираль, бумага, творчество, индивидуальность. 2.Формировать понятие творчество как элемент ремесла. 3.Закрепить умения поэтапного ведения творческого процесса, с использованием в работе различных видов бумаги. 4.Научить приёмам скручивания спиралей различной формы. 5.Развивать умения моделировать изделие, комбинируя спирали различной формы и приёмам закрепления элементов. 6.Научить создавать декоративную поделку из бумаги в технике квиллинг.Рассмотрим одно занятие по созданию композиции «Пчёлки на поляне».Структура занятия: 1.Блок мотивации –изучение готовых композиций и литературы по данному виду рукоделия –5 мин. 2.Блок содержательная часть:2.1.Знакомство с техникой безопасности при работе с инструментами и приспособлениями для квиллинга –2 мин. 2.2.Поиск и подбор цветовой гаммы для композиции –2 мин. 2.3.Изготовление спиралей и закрепление их на фоне, изготовление улей –23мин, обсуждение творческих идей –13 мин. 3.Блок психологическая разгрузка. Чтение стихов о красоте русской природы(насекомые, растения)–4 мин. 4.Головоломка –5 мин. 5.Интеллектуальная разминка (загадки о пчёлах) –5 мин. 6.Физкультминутка –5 мин. 7.Содержательная часть –сборка композиции –20 мин. 8.Компьютерная интеллектуальная поддержка –5 мин. 9. Рефлексия –5 мин.1. Блок мотивации.Знакомство с готовыми композициями,и картинками по теме(рис.78).Работа выполнена на городской конкурс «Пчёлка»обучающимся вМБОУ СОШ №51СабаевымДанилом, под руководством учителяЕрмиловойОксаныСергеевны(рис. 7).



Рис. 7. «Изготовление композиции «Пчёлки на поляне» в технике квиллинг»



Рис. 8.

Знакомство с литературой, в которой рассказывается об основных приёмах работы в технике квиллинг (рис. 9).



Рис. 9.

2. Блок содержательная часть.2.1.Знакомство с техникой безопасности при работе с инструментами и приспособлениями для квиллинга –2 мин. 2.2.Поиск и подбор цветовой гаммы для композиции –2 мин. Подбираем цвет полосок дляспиралей согласно цветам для листьев, цветок,пчёл, изображенных на картинке. Подбор цветовой гаммы:а) теплая цветовая гамма состоит из жёлтого, оранжевого, красного цветов, б) холодная цветовая гамма –зелёный цвет разного оттенка. Процесс изготовления спиралей различной формы и цвета, закрепление на фоне, фоном служит цветной картон зелёного цвета, холодного оттенка (создаёт эффект травы, полянки для пчёл). 3.Психологическая разгрузка чтение стихов о красоте русской природы, то, что нас окружают насекомые, растения. 4.Головоломка –придумайте приспособление,с помощью которого можно скрутитьспираль. Ответ: вместо зубочистки и стального стержня с прорезью можно взять стержень шариковой ручки. Сделать приспособление из старой иглы, отломав верхнюю часть ушки иглы и закрепив еёна тыльной стороне карандаша. 5.Интеллектуальная разминка отгадывание загадок о насекомых. 6.Физкультминутка –способствует снятию утомляемости. 7.Содержательная часть –работа над композицией.Начнём с изготовления пчёлки,один край полоски бумаги, намотать на зубочистку или металлический стержень, располагая при этом,витки бумаги близко друг к другу. Используем два цвета жёлтый и чёрный. Для крыльев используется форма «капля». Для цветов и листьев используются формы:«спираль», «глаз», «капля». Длятого чтобы выполнитьулей необходима жёсткая нить (шпагат)и шарик, на надутый шарик смазанный клеем ПВА наматываем нить, очень плотно, затем шарик протыкается острым предметом (игла, стержень), вынимается. Форма готова. После того как все элементы готовы, приклеиваются на картон, улей украшается листьями.Так же в дополнении к композиции можно сделать соты. Распределить пчёлок и приклеить. (рис. 9)







Рис. 9.

8.Компьютерная интеллектуальная поддержка. Необходимо изобразить по три круга и окрасить их в цвета, составляющие цветовую гамму будущей композиции. 9.Рефлексия помогает понять настроение детей.

Ссылки на источники1.Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утемов В. В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневогонепрерывного креативного образования НФТМТРИЗ: учебное пособие. –Киров: ИздвоВятГГУ, 2013. –109 с.2.Горев П. М., Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Летнее путешествие с совенком: учебнометодическое пособие. –Киров: Издво ВятГГУ, 2013. –174 с. 3.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. –Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. –212 с.