Разработка внеклассного мероприятия по математике «Счастливый случай» (6-й класс)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Нижникова И. Ю. Разработка внеклассного мероприятия по математике «Счастливый случай» (6-й класс) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 21. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45102.htm.
Аннотация. Статья посвящена описанию математических игр как одной из форм дополнительного математического образования школьников. В качестве примера использования игровых технологий в обучении школьников математике приводится конспект внеурочного занятия по математике для учащихся шестых классов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Нижникова Ирина Юрьевна,учитель математики первой квалификационной категории МБОУ Гимназия161, г.ЕкатеринбургIrina.nignikova@mail.ru

Разработка внеклассного мероприятия по математике «Счастливый случай»(6й класс)

Аннотация. Статья посвящена описанию математических игр как одной из форм дополнительного математического образования школьников. В качестве примера использования игровых технологий в обучении школьников математике приводится конспект внеурочного занятия по математике для учащихся шестых классов.Ключевые слова: игровая ситуация, математическая логика, развивающее обучение, творческий подход.

ВведениеМатематиказанимаетособоеместосредишкольныхдисциплин.Онасоздаѐтуучащихсяпредставлениеонаучнойкартинемира,показываетсущностьнаучныхзнаний,ихособуюнравственнуюценность,формируеттворческиеспособностиучащихся,ихмировоззрение,способствуетвоспитаниювысоконравственнойличности,чтоявляетсяосновнойцельюобученияиможетбытьдостигнутотолькоприусловии,есливпроцессеобучениябудетсформированинтерескзнаниям.Увеличениеумственнойнагрузкинаурокахматематикизаставляетзадуматьсянадтем,какподдержатьуучащихсяинтерескизучаемомуматериалу,ихактивностьнапротяжениивсегоурока.Всвязисэтимведутсяпоискиновыхэффективныхметодовобученияитакихметодическихприѐмов,которыеактивизировалибымысльучащихся,стимулировалибыихксамостоятельномуприобретениюзнаний.Возникновениеинтересакматематикеузначительногочислаучащихсязависитвбольшейстепениотметодикиеѐпреподавания,оттого,насколькоумелобудетпостроенаучебнаяработа.Необходимозаботитьсяотом,чтобыкаждыйученикнаурокахработалактивноиувлеченно,развиватьлюбознательность,познавательныйинтерес,стремитьсяраскрытьпритягательныестороныматематики[9‬11].Немаловажнаярольздесьотводитсядидактическимиграмнавнеклассных мероприятиях поматематики ‬современномуипризнанномуметодуобученияивоспитания,обладающемуобразовательной,развивающейивоспитывающейфункциями,которыедействуютворганическомединстве.Вигровыхформахобучения надополнительныхурокахсправедливоучитываетсявозможностьэффективнойорганизациивзаимодействияучителяиучащихся,продуктивнойформыихобщениясприсущимимэлементамсоревнования,непосредственности,неподдельногоинтереса (Э.Г. Кузнецова. Игры, викторины, праздники в школе и дома [2]).Игра ‬творчество,игра ‬труд.Впроцессеигрыуучащихсявырабатываетсяпривычкасосредоточиваться,мыслитьсамостоятельно,развиваетсявнимание,стремлениекзнаниям.Увлекшись,учащиесянезамечают,чтоучатся:познают,запоминаютновое,ориентируютсявнеобычныхситуациях,пополняютзапаспредставлений,понятий,развиваютфантазию.Дажесамыепассивныевключаютсявигрусогромнымжеланием,прилагаявсеусилия,чтобынеподвеститоварищейпоигре.Дидактическиеигрыхорошоуживаютсяс«серьѐзным»учением.Включениевурокдидактическихигриигровыхэлементовделаетпроцесс обученияинтереснымизанимательным,создаѐтуучащихсябодроерабочеенастроение,облегчаетпреодолениетрудностейвусвоенииновогоучебногоматериала (М.А. Иченская,Отдыхаем с математикой [3]). Разнообразныеигровыедействия,припомощикоторыхрешаетсятаилиинаяумственнаязадача,поддерживаютиусиливаютинтересучащихсякизучаемомупредмету.Использованиеигровыхситуацийнаурокенедаѐтвозможностьучащимсяовладетьматематикойлегко,нонеобходимоиспользоватьвсевозможностидлятого,чтобыучащиесяучилисьсинтересом,осозналипритягательныестороныматематики,еѐвозможности всовершенствованииумственныхспособностей,впреодолениитрудностей.Дидактическаяигра ‬несамоцельна занятиях,асредствообученияивоспитания,видпреобразующейтворческойдеятельностивтеснойсвязисдругимивидамиучебнойработы.ИспользованиедидактическойигрывсистемеобученияматематикевV‬XIклассахявляетсяважнымсредствоминтенсификацииучебнойдеятельностиучащихся,осуществленияпреемственностиобучениявначальнойисреднейшколах.Внастоящеевремяшколануждаетсявтакойорганизациисвоейдеятельности,котораяобеспечилабыразвитиеиндивидуальныхспособностейитворческогоотношениякжизникаждогоучащегося,внедрениеразличныхинновационныхучебныхпрограмм,реализациюпринципагуманногоподходакдетямипр.Инымисловами,школачрезвычайнозаинтересованавзнанииобособенностяхпсихическогоразвитиякаждогоконкретногоребѐнка.(Ф.Ф.Нагибин, Математическаяшкатулка[5]).Уровеньобученияивоспитаниявшколевзначительнойстепениопределяетсятем,насколькопедагогическийпроцессориентированнапсихологиювозрастногоииндивидуальногоразвитияребѐнка.Этопредполагаетпсихологопедагогическоеизучениешкольниковнапротяжениивсегопериодаобучениясцельювыявленияиндивидуальныхвариантовразвития,творческихспособностейкаждогоребѐнка, укрепленияегособственнойпозитивнойактивности,раскрытиянеповторимостиеголичности,своевременнойпомощиприотставаниивучѐбеилинеудовлетворительномповедении.Всвязисэтимвозникаетактуальностьвразработкахигровыхтехнологийдлясовременнойшколы.Какужеотмечалось,игра ‬явлениемногогранное,еѐможнорассматриватькакособуюформусуществованияразличныхсторонжизнедеятельностиколлектива (Л.Ф. Тихомирова, Математика в начальной школе [4]).Онаспособствуетсозданиюположительногопсихологическогоклиматавколлективе,являетсяэффективнымсредствомформированияличностиучащегося,егоморальноволевыхкачеств,внейреализуетсяпотребностьвоздействиянамир.В. А. Сухомлинскийподчеркивал,что«игра ‬этоогромноесветлоеокно,черезкотороевдуховныймирребѐнкавливаетсяживительныйпотокпредставлений,понятийобокружающеммире.Игра ‬этоискра,зажигающаяогонекпытливостиилюбознательности»[12‬15].Всевышесказанноепозволяетсделатьвывод,чтоигрынеобходимыдлясреднейшколы,ииспользоватьихнадовсистеменаразныхэтапахурока,включатьвнихразличныевидыдеятельностиучащихся,применятьигрыприизучениисложного,трудногодляпониманияматериала.Необходиморазрабатыватьцелыекомплексыигрпоопределѐннымтемам,дляболеесистематизированногоихиспользования.Игра ‬незаменимыйинструментвразвитииличностиучащегося,спомощьюкоторогоповышаетсяинтерескматематикеиэтотпредметстановитсяболее«живым»иувлекательным.Разработка урока:«Ум без догадки гроша не стоит»(Народная мудрость).Оборудование: плакат «квадрат»;портреты: К.Ф. Гаусса, В.В. Маяковского, М.В. Ломоносова, И.С. Тургенева;мешочек с вопросами;песочные часы; бумагаи карандаши (ручки).I. Разминка(задание для команд даѐтся одновременно) Через 1 минуту команды по очереди зачитывают придуманные слова. Выигрывает та команда, которая скажет последнее свое слово.Задание:Назвать математические термины, начальная буквакоторых входит в состав слова «квадрат».II. «Дальше, дальше…»Ведущий задаѐт вопрос команде или после ответа, или после слова «дальше». Вопросы задаѐт в течение 2х минут.Вопросы первой командеЕѐможно измерить с помощью линейки(длина).Число, которое обращает уравнение в верное равенство (корень).Унего есть начало, но нет конца(луч).(частное).Древнегреческий математик, который составил таблицу простых чисел(Эратосфен).Какие цифры употребляются в десятичной системе исчисления?(арабские)Результат умножения(произведение).Самое большое простое число(такого нет).Какую часть часа составляют 20 минут? Четвертый месяц года(апрель).К натуральному числу справа приписали два нуля. Во сколько раз увеличилось число?(в 100 раз)Когда произведение чисел равно нулю?(когда хотя бы один из множителей равен нулю)Вторая степень числа(квадрат).Числа, используемые при счѐте предметов (натуральные).Формула площади квадрата(S=a2).23(8).6:0(нельзя).

(1)27 ‬простое или составное(составное).Назовите хотя бы одно квадратное число(4,9,16,25,…).Вопросы второй командеЧасть прямой, ограниченной с двух сторон?(отрезок)

24это…(произведение).Третий день недели(среда).

(49).Каким словом обозначался миллион в Древней Руси?(тьма).Как называют 1/360 часть круга?(градус)Автор вашего учебника по математике?(Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд).Результат деления(частное).Самое маленькое простое число(2).Какую часть часа составляют 15 минут?(1/4)92=?(81).Как найти неизвестный множитель?(произведение поделить на известный множитель)Третья степень числа?(куб)Дроби бывают обыкновенными и …(десятичными).Как найти площадь прямоугольника?(длину умножить на ширину)

(0)Чему равно произведение чисел от 0 до 10?(0)Как называют числа, наибольший общий делитель которых 1?(взаимно простые)Назовите одно треугольное число, меньше 25.(3,6,10,15,21)В каком месяце число дней не постоянно?(февраль)III. «Заморочки из мешочка»(каждая команда вытаскивает по три вопроса, по очереди, и отвечает на них в течение 1 минуты. Вопрос зачитывает капитан команды и болельщики могут помочь своей команде, если игроки испытывают затруднения).1. Жили дед да баба. Была у них Курочка Ряба. Курочка несѐт каждое второе яичко простое, и каждое третье золотое. Может ли быть такое?(нет, т.к. шестое яйцо должно быть и простым и золотым одновременно: 1 2пр. 3 зол. 4 пр. 5 6 пр. и зол.).2. Имеются песочные часы на 3минуты и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на четыре минуты. Как это сделать?(поставить обои часы, и как закончится время 3 минуты, опустить яйцо в кипящую воду)3. Маша начертила три прямых линии, отметила на каждой из них по три точки. Акогда сосчитала точки, то их оказалось шесть. Покажите, как Маша точки расставила?

Рис. 1.

4. Можно ли в комнате расставить 7 стульев так, чтобы у каждой стены их было поровну? Как?(Можно: )

Рис. 2.

5.Книга в переплѐте стоит 2руб.50коп. Книга на 2руб. дороже переплѐта. Сколько стоит переплѐт?(25коп.)6. Расшифруйте ребус:(67503894=2856)IV. Гейм «Гонка за лидером»(начинает та команда, у которой больше очков).1. Какая дробь называется правильной?(у которой числитель меньше знаменателя)2. Делится ли 345 на 9?(нет)3. Любое составное число можно разложить на простые множители. Это верно?(да)4. Что такое НОД?(наибольший общий делитель)5. Назовите наименьшее общее кратное 20 и 25(100).6. Любую ли дробь можно сократить?(нет)7. К чему приводят дроби?(к наименьшему общему знаменателю)8. Назовите одно смешанное число.(например,)9. Частное двух чисел или выражений, в котором знак деления обозначен чертой, называется…(дробным выражением).10. Что показывает отношение двух чисел?(во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго)11. Равенство двух отношений называют…(пропорцией).12. Что показывает числитель дроби?(сколько равных частей взяли, на которые было поделено целое)13. Назовите число, которое больше 5, но меньше 6.(5,6; 5,71)14. Назовите дробь, равную 4.(и т.д.)15.Что означает черта дроби?(деление)Вопросы второй командеКакая дробь выражает «треть»?(1/3)Какая дробь называется неправильной?(у которой числитель больше или равен знаменателю)Делится ли 513 на 3?(да)Простое число можно представить в виде произведения целых чисел. Это верно?(да)Наибольший общий делитель 13 и 25 равен…(1)Существуют ли фигурные числа?(да)Что надо сделать, чтобы сравнить дроби с разными знаменателями?(привести их к наименьшему общему знаменателю)Основанием пирамиды является квадрат. Как называется такая пирамида?(четырехугольная)Что называют отношением двух чисел?(их частное)Что такое НОК?(наименьшее общее кратное)Назовите дробь, равную 7.(и т.д.)1/100 часть числа ‬это…(1%)Сколько чисел между числами 12 и 13?(бесконечное множесто)Что показывает знаменатель дроби?(на сколько равных частей поделили предмет)1/2 от 13?(6,5)V. Конкурс болельщиков«Продолжи пословицу или высказывание»Пословицы недаром молвятся,Без них прожить никак нельзя!Они великие помощницыИ в жизни верные друзья.Порой они нас наставляют,Советы мудрые дают,Порой чемуто поучают,И от беды нас берегут.Пословица вовек не сломится ‬Ведь с ней и горе ‬не беда.Инаша речь красна пословицей.Давайте вспомним их друзья!1. Великий русский учѐный М.В. Ломоносов писал «Математику уже затем учить надобно…»(что она ум в порядок приводит)2. Владимир Маяковский однажды сказал: «Книга книгой, а…»(мозгами двигай)3. Крупнейший немецкий математик 19 века К.Ф. Гаусс говорил: «Математика ‬царица всех наук, а арифметика ‬…»(царица математики)4. Великий писатель И.С. Тургенев однажды сказал: «Прежде чем сказать обидное слово надо…»(10 раз повернуть во рту языком)5. Русская пословица гласит ‮Ум без догадки…(гроша не стоит)А теперь продолжите русские поговорки или пословицы:6. «За двумя зайцами погонишься…»(ни одного не поймаешь)7. «Одна пчелка не много…»(меда натаскает)8. «Двое пашут, а…»(семеро руками машут)9. «Двум смертям не бывать, а…»(одной не миновать)10. Одной рукой в ладоши…(не хлопнешь)11. Герой умирает один раз, а тру…(тысячу)12. Один ум хорошо, а…(два лучше)13. Старый друг лучше…(новых двух)14. За учѐного двух неучѐных дают, да…(и то не берут)15. Маленькое дело лучше…(большого безделья)16. Одна нога тут,…(другая там)17. Семь раз отмерь ‬(один отрежь)18. Доносчику первый…(кнут)19. Один с сошкой, а…(семеро с ложкой)20. Один в поле…(не ратник или не воин)IV. Подведение итогов

Ссылки на источники1.В. Аникина, Русский фольклор,Москва, «Художественная литература», 1985 г.2.Э.Г. Кузнецова,«Игры, викторины, праздники в школе и дома»,«Аквариум», Москва, 2000 г.3.М.А. Чиченская, Отдыхаем с математикой, «Учитель», Волгоград, 2006 г.4.Л.Ф. Тихомирова, Математика в начальной школе,Творческий центр сфера, Москва, 2001 г.5.Ф.Ф. Нагибин, Математическая шкатулка,Просвещение. Москва, 1964 г.6.С. Асанин, Смекалкадля малышей, Москва, Омега, 1994 г.7.Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5. Мнемозина, Москва, 2007 г.8.Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 6. Мнемозина, Москва, 2008 г.9.Горев П. М. Уроки развивающей математики в 5‬6х классах средней школы // Концепт. ‬2012. ‬№ 10 (октябрь). ‬ART 12132. ‬URL: http://ekoncept.ru/2012/12132.htm. 10.Горев П. М. Виды учебной деятельности школьников и приобщение к творчеству во внеклассной работе по математике // Концепт. ‬2011. ‬1 квартал 2011. ‬ART 11102. ‬URL: http://ekoncept.ru/2011/11102.htm.11.Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. ‬Киров, 2006. ‬19 с.12.Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Дис. … канд. пед. наук. ‬Киров, 2006. ‬158 с.13.Горев П. М. Приобщение школьников к творческой учебной деятельности на внеклассных занятиях по математике // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психологопедагогические науки». ‬2006. ‬№ 5. ‬С. 160‬163.14.Горев П. М., Утѐмов В. В. Двадцать хитроумных задачек Совѐнка: Учебное пособие. ‬Киров: Издво МЦИТО, 2015. ‬30 с.15.Горев П. М., Утѐмов В. В. Уроки развивающей математики. 5‬6 классы: Задачи математического кружка:Учебное пособие. Киров: Издво МЦИТО, 2014. ‬207 с.