Внеурочные занятия по математике в начальной школе
Выпуск:
ART 45107
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яготинская
В.
В. Внеурочные занятия по математике в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 21. – С.
106–110. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/45107.htm.
Аннотация. В статье рассматривается важность и необходимость организации в школе, начиная с начальных классов, дополнительных занятий по математике, также представлена разработка математического кружка – итоговое занятие «Математическое лето» для учащихся 2 класса. По времени рассчитано на 60 – 80 минут, предполагается использование разнообразного наглядного материала, наградных и поощрительных жетонов.
Ключевые слова:
развитие математических способностей, внеклассная деятельность, организация и значимость математического кружка в начальной школе
Текст статьи
Яготинская Виктория Валерьевна,учитель начальных классов МБОУ СОШ № 24 им. Дм. Желудкова, г. Хабаровскv.yagotinskaya@mail.ru
Внеурочные занятия по математике в начальной школе
Аннотация.Встатье рассматривается важность и необходимость организации в школе, начиная с начальных классов, дополнительных занятий по математике, такжепредставлена разработка математического кружка–итоговое занятие«Математическое лето» дляучащихся 2 класса. По времени рассчитано на 60 –80минут, предполагается использование разнообразного наглядного материала, наградных и поощрительных жетонов.
Ключевые слова:развитие математических способностей, внеклассная деятельность, организация и значимость математического кружка в начальной школе.
Кто с детских лет занимается математикой,тот развивает внимание,
тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Математика сегодня –это одна из жизненно важных областей знания современного человечества, необходимая для существования человека в цивилизованном обществе. Широкое использование техники, в томчисле и компьютерной, требует от индивида определенного минимума математических знаний и представлений[1].Поможет развить математическиеспособности младших школьников занятия в кружке по математике, которыев начальной школе необходимы. Нельзя ограничивать детей только рамками школьной программы.Современные ученикичасто хорошо подготовлены к изучению математики, с лёгкостью справляются со школьной программой, с интересом относятся к нестандартным заданиям, поэтому задача школы поддержать интерес и развивать способности ребят.Надо раскрепощать мышление учеников, использовать те богатейшие возможности, которые дала имприрода. Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, пространственного воображения, исследовательских навыков, смекалки, развития правильной математической речи, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.Внеклассная работа создаётбольшие возможности для решения воспитательных задач,стоящих перед школой (в частности, воспитание у учащихся настойчивости, инициативы, воли, смекалки). Работа в кружке способствует воспитанию у школьников чувства коллективизма. Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.Ясно, как важно для успешной работы преподавателя доверие, дружелюбное отношение учащихся к учителю, известный контакт между ними. Чем скорее учитель сблизится с учащимися, тем легче ему удастся наладить дисциплину, темуспешнее пойдет учебная и воспитательная работа. Хорошо налаженная внеклассная работа обычно содействует такому сближению[2].Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные, образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества они развивают.В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастают активность ребёнка, воля к победе[3].Несколько замечаний о кружках и олимпиадах.1. Система математических кружков и олимпиад должна в первуюочередь быть нацелена на формирование образовательной среды, в которой ребёнку будет интересно и комфортно.2. Работа с преподавателем –человеком,увлечённым математикой,посещение популярных лекций известных учёных, просто общение всреде товарищей с близкими интересами имеет значительную воспитательную и образовательную ценность.3. Получение конкретных знаний во многом вторично (этим занимается школа и в последствие вуз) –это лишь средство для развитиямышления, формирования основ математической культуры.4. Происходит воспитание ребёнкапосредством математики. Математика при этом выступает в роли несущей частоты, через которую происходит воспитание, формирование определённой системы ценностей иинтересов.5. Победы на олимпиадах дают определённую мотивировку для усиленных занятий, однако объявление ребёнка (особенно в среднем школьном возрасте) самымсамым. может нанести и серьёзный урон. Темболее, что дальнейшие успехи в учебе в вузе и научные результаты невсегда коррелируют с олимпиадными успехами.6. Олимпиады скорее важны как средство агитации и пропаганды,средство выявления не единиц, из которых потом, путём усиленныхтренировок, готовятся победители всегалактических олимпиад, нодесятков и сотен, которые, заинтересовавшись наукой (не обязательнодаже математикой), впоследствии будут определять научный потенциал страны.7. Об успехе олимпиады и кружка (как,впрочем,и математическогокласса) надо судить не только по самым первым и лучшим (сколько унас первых мест и т. п.) но и по тому, сколько человек получили похвальный отзыв, или решили хотя бы одну задачу. Пусть будет большепобедителей и как можно меньше проигравших![4]Занятия математического кружкав нашем классепроводятся 1 раз в неделю, начиная с первого класса. На занятиях математического кружка во 2 классе изучали разделы:закономерности числовых рядов, геометрических фигур, предметов;логические задачи;задачи на смекалку,задачишутки;лабиринты;магические квадраты;задания на перекладывание палочек,геометрических фигур,кубиков,складывание из фрагментов геометрических фигур;исторические задачи и головоломки и др.В начале занятий всегда проходит разминка, которая состоит из лёгкихвопросов, вызывающих интерес и настраивающие ребёнка на активную познавательную деятельность.У каждого ученика есть тетрадь для решения заданий на кружке,а также для домашних заданий, набор геометрических фигур, счётных палочек, калькулятор.Заканчивается занятие игрой, дружескими поединками, которые позволяют ребёнку снять напряжение, а также, что очень важно, помогающие закончить занятия на положительныхэмоциях. Игры: шашки, шахматы, домино, тримино и др. Педагог создаёт благоприятные условия для проведения кружка (формы организации учащихся разнообразны: индивидуальная работа, со всей группой, с подгруппами),использует наглядный материал,поощряет самостоятельность учащихся, стимулирует творческую инициативу, использует поисковоисследовательскую деятельность[11, 12].
Итоговое занятие кружка по математике во 2 классе «Математическое лето».Впереди лето, много интересных поездок, мероприятий и открытий ждёт вас. Сегодня мы отправимся в «Парк аттракционов»Разминка«Карусель»: Это милая пора –солнце, зелень и жара. (Лето)
Сколько месяцев длится лето?(3)А сколько месяцев в году, без летних?(9)По небу ходитмаляр без кистей,Краской коричневойкрасит людей. (Солнце)Что будет, если написать 7 «Я»? (Семья)Сколько букв в названии нашей страны? (6)Спал цветок и вдруг проснулся –больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка)Растёт дуб, 1 него 12 суков, 52 ветки, на каждой ветке по 7 листьев. (Год, 12 месяцев, 52 недели, 7 дней)Чему равна сумма двух последующих цифр нынешнего года?Катались два брата на двухколёсных велосипедах, а их сестра на трехколёсном. Сколько всего было колёс? (7)(Детям можно предложить карту парка с заданиями, где они будут отмечать прохождение и свои результаты).«Тир»: Задачи разбираются, используется, если необходимо,счётный материал.«Точный выстрел»–Если выполнишь правильно задание –получаешь приз.Серия задач: «В деревне у бабушки и дедушки»1. Когда внуки приехали летомв деревню, бабушкаразделила междуними 28 конфет так, что каждый получил по 5 конфет, и еще 3 конфеты осталось. Сколько внуков у бабушки?(5)2. Девочек на одну меньше, чем мальчиков, сколько среди внуков девочек и мальчиков? (д.–2, м. –3)3. Дедушка сыграл в шашки по 2 партии с каждым из внуков, и по 1 партии с каждой внучкой. Сколько всего партий в шашки сыграл дедушка?(8)4. Вероника спросила своего брата: «Если сейчас я старше тебя на 4 года, то на сколько лет я буду старше тебя через 5 лет?»(4)5. Ваня с дедушкой собрался на рыбалку, поставил будильник на 6 часов, лёг спать в 9 часов вечера. Сколько часов проспит Ваня?(9 ч)6. Брат и сестра пришли к реке одновременно. Брат шёл быстрее. Кто из них вышел раньше?(сестра)7. Возвращались дети в город в поезде. В каком вагоне ехали ребята, если их вагон средний, а всего в поезде 9 вагонов? (5)«Головоломки» Китайская головоломка Танграм, работа по группам.(рис.1)
Рис. 1.
(При возникновении трудностей –предложить детям силуэт фигуры)«Авария» 1 группаЯ несчастная лиса,Мне вцепилась в хвост оса,Я, бедняжка, так вертелась,Что на части разлетелась!Три сороки возле пняСтали складывать меня.Между ними вспыхнул спор:Получился мухомор!
Помогите! Помогите!Из кусков меня сложите.«Веселый гусь» 2 группаЯ веселый белый гусь,Ничего я не боюсь.Но вчера упал я с кочки,Разлетелся на кусочки.Собирал меня енот –Получился пароход!Помогите, помогите!Из кусков меня сложите!А сейчас мы посетим «Зоопарк», рассматриваем картинки с изображениями диких и домашних животных (возможно в игровой форме «Угадай животное», каждый описывает свою картинку, остальные угадывают), картинки убираем и предлагаем задания и выиграет «Самый внимательный»:1. Заоградой спрятались медвежата. Видны 16 лапок. Сколько медвежат?(4)2. За калиткой спрятались цыплята. Видны 10 лапок. Сколько цыплят?(5)3. Черепашка отползла от миски на 5 метров, а потом в противоположном направлении 9 м. На каком расстоянии от миски оказалась черепаха?(4 м)4. Щенок отбежал от будки на 15 м, а потом в противоположном направлении 10 м. На каком расстоянии от будки оказался щенок?(5 м)5. Гусь стоит на одной ноге и весит 7 кг. Сколько он будет весить, если встанет на 2 ноги?(7 кг)6.Улитка ползёт по перилам веранды в одну сторону полтора часа, а в другую 90 минут. Почему такая разница? (1ч30мин = 90 мин)«Машина времени». Отправляемся в прошлое, показываемпортрет К. Гаусса, краткие сведения о нём[13]. Задача: Рассказывают, что в начальной школе, где учился мальчик Карл Гаусс, ставший потом знаменитым математиком, учитель, чтобы занять класс на продолжительное время самостоятельной работой, дал детям такое задание –вычислить сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Но маленькийГаусс это задание моментально выполнил. Попробуй и ты быстро выполнить это задание.(5050) «Комната смеха» Во время игры в прятки 5 мальчиков спрятались в бочку изпод известки, 7 –в бочку изпод зелёной краски, 4 –в бочку изпод красной и девять –вящик изпод угля. Мальчик, который пошёл их искать, нечаянно упал в бочку изпод жёлтой краски.Сколько разноцветных мальчиков и сколько чёрнобелых мальчиков играло в прятки?(разноцв. –12, чернобел. –14) «Лабиринт», работа в группах. (рис.2)
Рис.2.Итоговое задание и награждение. На записке написана фразацифрами, заменив каждую букву в слове номером этой буквы в алфавите получилось такое число.Отгадайте:«12,1,15,10,12,21,13,29, 12181»! (второе слово без запятых) (Каникулы,ура!)Игра «Точки и чёрточки».Играют двое. На листке цветными карандашами расставляют точки (допустим, синие и красные). Каждый из играющих, в свою очередь, карандашом своего цвета соединяет две своих точки в горизонтальном или вертикальном направлениях.Пересекать своим карандашом линию противника нельзя. Задача играющих состоит в том, чтобы составить из своих чёрточек возможно более длинные цепочки и помешать это сделать противнику. Побеждает тот, чья цепочка окажется длиннее.Примечание: Задачи для данного занятия взяты из сборников авторов под номерами 510и дополненыавтором статьи.
Ссылки на источники1.Белошистая А.В.Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. –М.: Владос, 2007.2.Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков, Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1971.3.Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя –М.: Просвещение, 1987 г.4.Ященко И. В. Всероссийская конференция «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков», Дубна, сентябрь 2000. –М.: МЦНМО, 2000 г.5.Холодова О.А. Юным умникам и умницам –М.:Издательство «РОСТ», 2007 г.6.Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов–Ростов на Дону:Феникс, 2009 г.7.Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике12 классы–М.: Астрель, 2003 г.8.Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка–М.:Учпедгиз, 1958 г.9.Остер Г. Б. Задачник по математике–М.: Росмен, 1994 г.10.Сухин И. Г. 800 новых логических и математических головоломок–СанктПетербург:Союз, 2001 г.11.Горев П. М. Совершенствование системы дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. –2014. –№ 11 (ноябрь). –ART 14298. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14298.htm.12.Горев П. М. Основные формы организации дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. –2013. –№ 05 (май). –ART 13116. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13116.htm.13.Горев П. М., Утёмов В. В. Двадцать хитроумных задачек Совёнка: Учебное пособие. –Киров: Издво МЦИТО, 2015. –30 с.
Внеурочные занятия по математике в начальной школе
Аннотация.Встатье рассматривается важность и необходимость организации в школе, начиная с начальных классов, дополнительных занятий по математике, такжепредставлена разработка математического кружка–итоговое занятие«Математическое лето» дляучащихся 2 класса. По времени рассчитано на 60 –80минут, предполагается использование разнообразного наглядного материала, наградных и поощрительных жетонов.
Ключевые слова:развитие математических способностей, внеклассная деятельность, организация и значимость математического кружка в начальной школе.
Кто с детских лет занимается математикой,тот развивает внимание,
тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Математика сегодня –это одна из жизненно важных областей знания современного человечества, необходимая для существования человека в цивилизованном обществе. Широкое использование техники, в томчисле и компьютерной, требует от индивида определенного минимума математических знаний и представлений[1].Поможет развить математическиеспособности младших школьников занятия в кружке по математике, которыев начальной школе необходимы. Нельзя ограничивать детей только рамками школьной программы.Современные ученикичасто хорошо подготовлены к изучению математики, с лёгкостью справляются со школьной программой, с интересом относятся к нестандартным заданиям, поэтому задача школы поддержать интерес и развивать способности ребят.Надо раскрепощать мышление учеников, использовать те богатейшие возможности, которые дала имприрода. Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, пространственного воображения, исследовательских навыков, смекалки, развития правильной математической речи, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.Внеклассная работа создаётбольшие возможности для решения воспитательных задач,стоящих перед школой (в частности, воспитание у учащихся настойчивости, инициативы, воли, смекалки). Работа в кружке способствует воспитанию у школьников чувства коллективизма. Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.Ясно, как важно для успешной работы преподавателя доверие, дружелюбное отношение учащихся к учителю, известный контакт между ними. Чем скорее учитель сблизится с учащимися, тем легче ему удастся наладить дисциплину, темуспешнее пойдет учебная и воспитательная работа. Хорошо налаженная внеклассная работа обычно содействует такому сближению[2].Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные, образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества они развивают.В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастают активность ребёнка, воля к победе[3].Несколько замечаний о кружках и олимпиадах.1. Система математических кружков и олимпиад должна в первуюочередь быть нацелена на формирование образовательной среды, в которой ребёнку будет интересно и комфортно.2. Работа с преподавателем –человеком,увлечённым математикой,посещение популярных лекций известных учёных, просто общение всреде товарищей с близкими интересами имеет значительную воспитательную и образовательную ценность.3. Получение конкретных знаний во многом вторично (этим занимается школа и в последствие вуз) –это лишь средство для развитиямышления, формирования основ математической культуры.4. Происходит воспитание ребёнкапосредством математики. Математика при этом выступает в роли несущей частоты, через которую происходит воспитание, формирование определённой системы ценностей иинтересов.5. Победы на олимпиадах дают определённую мотивировку для усиленных занятий, однако объявление ребёнка (особенно в среднем школьном возрасте) самымсамым. может нанести и серьёзный урон. Темболее, что дальнейшие успехи в учебе в вузе и научные результаты невсегда коррелируют с олимпиадными успехами.6. Олимпиады скорее важны как средство агитации и пропаганды,средство выявления не единиц, из которых потом, путём усиленныхтренировок, готовятся победители всегалактических олимпиад, нодесятков и сотен, которые, заинтересовавшись наукой (не обязательнодаже математикой), впоследствии будут определять научный потенциал страны.7. Об успехе олимпиады и кружка (как,впрочем,и математическогокласса) надо судить не только по самым первым и лучшим (сколько унас первых мест и т. п.) но и по тому, сколько человек получили похвальный отзыв, или решили хотя бы одну задачу. Пусть будет большепобедителей и как можно меньше проигравших![4]Занятия математического кружкав нашем классепроводятся 1 раз в неделю, начиная с первого класса. На занятиях математического кружка во 2 классе изучали разделы:закономерности числовых рядов, геометрических фигур, предметов;логические задачи;задачи на смекалку,задачишутки;лабиринты;магические квадраты;задания на перекладывание палочек,геометрических фигур,кубиков,складывание из фрагментов геометрических фигур;исторические задачи и головоломки и др.В начале занятий всегда проходит разминка, которая состоит из лёгкихвопросов, вызывающих интерес и настраивающие ребёнка на активную познавательную деятельность.У каждого ученика есть тетрадь для решения заданий на кружке,а также для домашних заданий, набор геометрических фигур, счётных палочек, калькулятор.Заканчивается занятие игрой, дружескими поединками, которые позволяют ребёнку снять напряжение, а также, что очень важно, помогающие закончить занятия на положительныхэмоциях. Игры: шашки, шахматы, домино, тримино и др. Педагог создаёт благоприятные условия для проведения кружка (формы организации учащихся разнообразны: индивидуальная работа, со всей группой, с подгруппами),использует наглядный материал,поощряет самостоятельность учащихся, стимулирует творческую инициативу, использует поисковоисследовательскую деятельность[11, 12].
Итоговое занятие кружка по математике во 2 классе «Математическое лето».Впереди лето, много интересных поездок, мероприятий и открытий ждёт вас. Сегодня мы отправимся в «Парк аттракционов»Разминка«Карусель»: Это милая пора –солнце, зелень и жара. (Лето)
Сколько месяцев длится лето?(3)А сколько месяцев в году, без летних?(9)По небу ходитмаляр без кистей,Краской коричневойкрасит людей. (Солнце)Что будет, если написать 7 «Я»? (Семья)Сколько букв в названии нашей страны? (6)Спал цветок и вдруг проснулся –больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка)Растёт дуб, 1 него 12 суков, 52 ветки, на каждой ветке по 7 листьев. (Год, 12 месяцев, 52 недели, 7 дней)Чему равна сумма двух последующих цифр нынешнего года?Катались два брата на двухколёсных велосипедах, а их сестра на трехколёсном. Сколько всего было колёс? (7)(Детям можно предложить карту парка с заданиями, где они будут отмечать прохождение и свои результаты).«Тир»: Задачи разбираются, используется, если необходимо,счётный материал.«Точный выстрел»–Если выполнишь правильно задание –получаешь приз.Серия задач: «В деревне у бабушки и дедушки»1. Когда внуки приехали летомв деревню, бабушкаразделила междуними 28 конфет так, что каждый получил по 5 конфет, и еще 3 конфеты осталось. Сколько внуков у бабушки?(5)2. Девочек на одну меньше, чем мальчиков, сколько среди внуков девочек и мальчиков? (д.–2, м. –3)3. Дедушка сыграл в шашки по 2 партии с каждым из внуков, и по 1 партии с каждой внучкой. Сколько всего партий в шашки сыграл дедушка?(8)4. Вероника спросила своего брата: «Если сейчас я старше тебя на 4 года, то на сколько лет я буду старше тебя через 5 лет?»(4)5. Ваня с дедушкой собрался на рыбалку, поставил будильник на 6 часов, лёг спать в 9 часов вечера. Сколько часов проспит Ваня?(9 ч)6. Брат и сестра пришли к реке одновременно. Брат шёл быстрее. Кто из них вышел раньше?(сестра)7. Возвращались дети в город в поезде. В каком вагоне ехали ребята, если их вагон средний, а всего в поезде 9 вагонов? (5)«Головоломки» Китайская головоломка Танграм, работа по группам.(рис.1)
Рис. 1.
(При возникновении трудностей –предложить детям силуэт фигуры)«Авария» 1 группаЯ несчастная лиса,Мне вцепилась в хвост оса,Я, бедняжка, так вертелась,Что на части разлетелась!Три сороки возле пняСтали складывать меня.Между ними вспыхнул спор:Получился мухомор!
Помогите! Помогите!Из кусков меня сложите.«Веселый гусь» 2 группаЯ веселый белый гусь,Ничего я не боюсь.Но вчера упал я с кочки,Разлетелся на кусочки.Собирал меня енот –Получился пароход!Помогите, помогите!Из кусков меня сложите!А сейчас мы посетим «Зоопарк», рассматриваем картинки с изображениями диких и домашних животных (возможно в игровой форме «Угадай животное», каждый описывает свою картинку, остальные угадывают), картинки убираем и предлагаем задания и выиграет «Самый внимательный»:1. Заоградой спрятались медвежата. Видны 16 лапок. Сколько медвежат?(4)2. За калиткой спрятались цыплята. Видны 10 лапок. Сколько цыплят?(5)3. Черепашка отползла от миски на 5 метров, а потом в противоположном направлении 9 м. На каком расстоянии от миски оказалась черепаха?(4 м)4. Щенок отбежал от будки на 15 м, а потом в противоположном направлении 10 м. На каком расстоянии от будки оказался щенок?(5 м)5. Гусь стоит на одной ноге и весит 7 кг. Сколько он будет весить, если встанет на 2 ноги?(7 кг)6.Улитка ползёт по перилам веранды в одну сторону полтора часа, а в другую 90 минут. Почему такая разница? (1ч30мин = 90 мин)«Машина времени». Отправляемся в прошлое, показываемпортрет К. Гаусса, краткие сведения о нём[13]. Задача: Рассказывают, что в начальной школе, где учился мальчик Карл Гаусс, ставший потом знаменитым математиком, учитель, чтобы занять класс на продолжительное время самостоятельной работой, дал детям такое задание –вычислить сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Но маленькийГаусс это задание моментально выполнил. Попробуй и ты быстро выполнить это задание.(5050) «Комната смеха» Во время игры в прятки 5 мальчиков спрятались в бочку изпод известки, 7 –в бочку изпод зелёной краски, 4 –в бочку изпод красной и девять –вящик изпод угля. Мальчик, который пошёл их искать, нечаянно упал в бочку изпод жёлтой краски.Сколько разноцветных мальчиков и сколько чёрнобелых мальчиков играло в прятки?(разноцв. –12, чернобел. –14) «Лабиринт», работа в группах. (рис.2)
Рис.2.Итоговое задание и награждение. На записке написана фразацифрами, заменив каждую букву в слове номером этой буквы в алфавите получилось такое число.Отгадайте:«12,1,15,10,12,21,13,29, 12181»! (второе слово без запятых) (Каникулы,ура!)Игра «Точки и чёрточки».Играют двое. На листке цветными карандашами расставляют точки (допустим, синие и красные). Каждый из играющих, в свою очередь, карандашом своего цвета соединяет две своих точки в горизонтальном или вертикальном направлениях.Пересекать своим карандашом линию противника нельзя. Задача играющих состоит в том, чтобы составить из своих чёрточек возможно более длинные цепочки и помешать это сделать противнику. Побеждает тот, чья цепочка окажется длиннее.Примечание: Задачи для данного занятия взяты из сборников авторов под номерами 510и дополненыавтором статьи.
Ссылки на источники1.Белошистая А.В.Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. –М.: Владос, 2007.2.Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков, Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1971.3.Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя –М.: Просвещение, 1987 г.4.Ященко И. В. Всероссийская конференция «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков», Дубна, сентябрь 2000. –М.: МЦНМО, 2000 г.5.Холодова О.А. Юным умникам и умницам –М.:Издательство «РОСТ», 2007 г.6.Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов–Ростов на Дону:Феникс, 2009 г.7.Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике12 классы–М.: Астрель, 2003 г.8.Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка–М.:Учпедгиз, 1958 г.9.Остер Г. Б. Задачник по математике–М.: Росмен, 1994 г.10.Сухин И. Г. 800 новых логических и математических головоломок–СанктПетербург:Союз, 2001 г.11.Горев П. М. Совершенствование системы дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. –2014. –№ 11 (ноябрь). –ART 14298. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14298.htm.12.Горев П. М. Основные формы организации дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. –2013. –№ 05 (май). –ART 13116. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13116.htm.13.Горев П. М., Утёмов В. В. Двадцать хитроумных задачек Совёнка: Учебное пособие. –Киров: Издво МЦИТО, 2015. –30 с.