Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка создавать и контролировать свои эмоции возрастает, как и понимания, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу – это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка. Описание всех ступеней эмоционального развития малыша потребует очень много времени. В этой статье я посвящу только некоторым переменам.[1,2] Взрослому чрезвычайно важно убедиться, что он знает, как расширяются внутренний мир и сфера познания детей. Это позволит оценивать ситуацию с точки зрения ребенка, по меньшей мере, с той же частотой, что и с точки зрения потребностей и желаний взрослого.
Ключевые слова: личность, эмоциональное развитие, поведение, игра, флегматичный ребенок.

Младенец – такая же личность, как и ребенок в ясельном, детсадовском или школьном возрасте. Различия между детьми можно обнаружить с самых первых дней, если внимательно присматриваться и не считать, что все младенцы одинаковы. Одни дети спокойнее или пассивнее других, некоторые выглядят более чуткими, другие более спокойными. Бывают дети непоседливые, раздражительные, плаксивые.

Даже для взрослого, имеющего опыт ухода за младенцами, новый ребенок – новый опыт, так как именно этот малыш пока еще ему незнаком. Поскольку личность младенца возникает и развивается с самого раннего возраста, зависимость между поведением взрослых и детей играет важную роль в том, чтобы жизнь и тех и других была приятнее. При хорошем сочетании и жизнь легче. При разладе жизнь может осложниться. Например, если с самого начала в обращении взрослого с младенцем много шуточной возни и игр, это очень хорошо для детей, любящих движения, перемены и развлечения. Однако если ребенок очень чувствительный и нервный, такое общение может раздражать его. Некоторые взрослые считают, что младенец должен большей частью тихо лежать в коляске или кроватке, и это будет правильно в отношении флегматичного и сонливого малыша. Но кому – то может и не нравится такая слабая реакция младенца на окружающий мир. Дети разные и взрослые тоже, поэтому всякое сочетание новое, и взрослым надо побольше знать о детях.[2]

Забота о младенцах и малышах - дело хлопотное и трудное. У взрослых, как и у детей, есть свои потребности. Даже у тех, кто любит детей, случаются дни, когда терпение и понимание иссякают. Подчеркивать значение чуткости взрослых по отношению к малышу – это не значит советовать им отказываться от своих чувств и желаний, ведь чаще бывает, что у большинства взрослых их желания и взрослая точка зрения перевешивают. Однако уход за ребенком более приятен и менее труден, если уважать его потребности и настроения. Многие взрослые считают, например, что дети должны терпеть, когда их передают с колен на колени, и даже быть благосклонными к внезапному вниманию совершенно незнакомых людей. Если же к вам незнакомый взрослый подходит очень близко, улыбается и пытается коснуться, то вашей реакцией скорее всего будет побыстрее уклониться. А в отношении детей многие думают, что младенец не воспротивится такому вторжению в его личный мир. Между тем к шести – семи месяцам у детей уже складываются предпочтения в контактах со знакомыми и незнакомыми людьми. Но и в более младшем возрасте часто выходят из равновесия из-за неправильного обращения.

Когда малыш начинает ходить, любовь взрослых иногда выливается в ожидание того, что ребенок будет так же рад видеть их, как они его. Они склонны считать, что малыш готов платить любовью в любое потребное для них время, а когда подрастет – то благодарностью. Очень часто потребности взрослых и детей совпадают. Это – время радости. В остальных же случаях напряженности удастся избежать, если взрослый станет помнить о том, что у младенца могут быть свои потребности.

Детское поведение в игре точно так же характеризует личность малыша и его опыт, как и поведение в других ситуациях. Однако есть различия, обусловленные возрастом. Дети разнятся в своих желаниях играть в одиночку или же в группе. Но от полутора до двух лет большинство мало способно к коллективным играм. Ребенок может играть рядом, но не с другими детьми. В данном возрасте малыши могут питать большой интерес к старшим детям: смотреть на них, вызывая тем самым их раздражение, или утаскивать их игрушки. Даже не будучи способными присоединиться к играм других, полуторагодовалые могут имитировать (и радоваться при этом) действия старших детей или взрослых. Характерная для такого возраста ограниченность понимания вносит в жизнь взрослых тревоги и заботы, особенно если они не научатся хотя бы изредка видеть мир глазами ребенка. В период от полутора до двух лет дети, например, не могут уяснить, что, когда строители сверлят стены для замены проводки, это нормально, но во всех остальных случаях неприемлемо, или что при ремонте принято красить стены, но нельзя рисовать на них карандашом. Способность к подражанию еще опережает способность понимать, что «это можно, если….».

В заключение хотелось сказать, что к пяти годам эмоциональное и социальное развитие детей достигает уровня, когда они понимают и соблюдают распорядок дня. В этих рамках ребенок начинает определять время по часам. Дети лучше понимают стремление взрослых к порядку и опрятности и до определенной степени участвуют в этом. И пока дети не усвоят новых правил, отличия в поведении взрослых от привычного ребенку могут вносить беспокойство и замешательство.

Ссылки на источники:

1. Лич Пенелопа «Младенец и дитя». – 1979г.
2. Шеридан Мэри «Развитие детей» - 3-е изд.,- 1975г.
3. Лешли Д. «Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. для воспитателей. – М., 1991г.