Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития налогового администрирования, в аспекте регулирующей функции налогообложения. В условиях преодоления кризисной ситуации, особую роль в экономическом процессе занимает развитие специальных налоговых режимов, являющихся наиболее важными для малого бизнеса.
Ключевые слова: налог, патентная система налогообложения, специальные налоговые режимы, малый бизнес, налоговый механизм, налогообложение

Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на процессы стабилизации экономики. В процессе преодоления кризиса малый бизнес играет немаловажную роль. Для развития малого бизнеса, налоговым законодательством  предусмотрены специальные налоговые режимы. Имеется прямая зависимость между изменением специальных налоговых режимов  и экономическим развитием малого бизнеса.Рассмотрим один из специальных налоговых режимов – патентную систему налогообложения.

Патентная система налогообложения -  ПСН, установлена для индивидуальных предпринимателей с 2013 года Федеральным законом от 25.06.2012 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1].

В настоящее время ПСН является наиболее развивающейся и меняющейся схемой в налоговой системе России. В связи с этим возникает множество вопросов об эффективности и рациональности ее внедрения.

По данным Минфина России, в 2013 году на 3 420 092 индивидуальных предпринимателя приходилось всего 88 688 патентов, то есть патенты приобрели не более 3% предпринимателей. Данные факты говорят о не восстребованности патентной системы в России [2].

Такая ситуация, возможно, связана с тем, что патентная система налогообложения в нынешнем ее виде действует всего третий год (до 2013 года ее заменяла упрощенная система налогообложения на основе патента), или потому что плюсы патента во многом дублируются другими специальными налоговыми режимами: УСН и ЕНВД.

Однако данная схема была принята законодательно с целью налогового стимулирования развития малого предпринимательства, поэтому о целесообразности ее применения можно судить, рассмотрев преимущества и недостатки.

ПСН не обладает сложной процедурой учета и отчетности. Патентная система налогообложения – это единственный режим, налоговая декларация по которому не сдается, а расчет налога производится сразу при оплате патента.

Суть этого льготного налогового режима заключается в получении специального документа – патента, который дает право на осуществление определенной деятельности. Приобрести патент можно на срок от одного до двенадцати месяцев в любой местности, где он действует.

Это дает возможность выявить потребительский спрос и перспективы его развития в выбранном регионе, взяв патент на короткий срок.

К плюсам патентной системы налогообложения можно отнести:

  1.  Сравнительно невысокую стоимость патента.
  2.  Возможность выбрать срок действия патента – от одного до двенадцати месяцев.
  3.  Возможность приобрести несколько патентов в разных регионах или на разные виды деятельности.
  4.  Отсутствие налоговой отчетности в виде декларации, а значит и сложностей, связанных с ее сдачей и последующей проверкой.
  5.  Страховые взносы за работников в размере 20% от начисленных им сумм платить нужно только в ПФР, в ФСС взносов нет. Такая льгота не распространяется на патенты по видам деятельности: розничная торговля, общепит и сдача в аренду недвижимости.
  6.  Список разрешенных для патента видов деятельности, указанных в статье 346.43 НК РФ, местные власти могут только дополнить, а не сократить, как на ЕНВД.

К минусам патентной системы налогообложения можно отнести:

  1.  Патент могут приобретать только индивидуальные предприниматели, организации на этом режиме работать не могут. 
  2.  Виды деятельности, которые можно осуществлять на патенте, ограничены услугами и розничной торговлей в небольших магазинах. 
  3.  Ограничения по количеству работников здесь самые строгие из всех налоговых режимов – не более 15 человек, при этом учитывают все виды предпринимательской деятельности, которыми занимается ИП.
  4.  При выборе такого вида деятельности как розничная торговля или общепит, площадь зала торговли или обслуживания ограничивается 50 кв. м, что в три раза меньше, чем на ЕВНД.
  5.  Несмотря на то, что стоимость патента рассчитывается, исходя из потенциально возможного годового дохода, по каждому патенту надо вести специальную книгу учета доходов для этого режима. Делается это для того, чтобы доходы от деятельности по всем полученным предпринимателем патентам не превышали лимит в 60 млн. рублей в год. 
  6.  Стоимость патента надо оплачивать в период его действия, не дожидаясь конца налогового периода, то есть налог платят не по итогам деятельности, а как бы в режиме предоплаты. 
  7.  Стоимость патента нельзя уменьшить за счет выплаченных страховых взносов, как это возможно сделать на УСН или ЕНВД.

Однако если индивидуальный предприниматель совмещает патентную систему налогообложения с другим режимом, то при расчете единого или вмененного налога он может учесть выплаченные страховые взносы, но только за себя. Расходы по страховым взносам за работников, занятых в патентной деятельности, учесть нельзя. [3].

Если сравнить список видов деятельности, разрешенных на ПСН, с таким же списком для ЕНВД, то можно заметить явное сходство – оба этих режима ограничиваются определенным перечнем услуг и розничной торговлей. 

Производственная деятельность в чистом виде для этих режимов не предусмотрена, но разрешены услуги производственного характера. Для патентной системы налогообложения такие услуги включают в себя и сам процесс изготовления, например, ковров и ковровых изделий, колбас, валяной обуви, гончарных изделий, бондарной посуды, изделий народного промысла, сельхозинвентаря, очковой оптики, визитных карточек, деревянных лодок. Можно сказать, что патент во многом близок к ремесленничеству или мелкому ручному производству. 

В ст. 346.43 НК РФ указаны 47 видов предпринимательской деятельности. ЕНВД обходится более общим толкованием – бытовые услуги населению по ОКУН, который с 2015 года будет заменен новым Классификатором Госстандарта. Розничная торговля и услуги общепита для патента разрешены на площадях торгового зала или зала обслуживания, не превышающих 50 кв.м. 

Ещё одним преимуществом патентной системы можно считать право субъектов РФ расширять на своей территории разрешенный список дополнительными видами бытовых услуг по ОКУН. 

Ограничения, действующие при применении ПСН:
-        приобретать патент могут только индивидуальные предприниматели;
-        численность работников ИП по всем видам предпринимательской деятельности (т.е. не только по патентным) не должна превышать 15 человек;
-        патентная система налогообложения не применяется в рамках договоров товарищества или доверительного управления имуществом;
-        предприниматель теряет право на патент, если с начала года его доходы, по видам деятельности, на которые получен патент, превысили 60 млн. рублей.

Если ИП совмещает режимы УСН и ПСН, то доходы от реализации учитывают суммарно по двум режимам [4]. 

На сегодняшний день регионом для патентной системы налогообложения признается субъект РФ – республика, край или область. Можно предположить, что доход предпринимателя на ПСН, оказывающего услуги в областном или краевом центре, должен быть больше, чем доход предпринимателя в районном центре или поселке этого же региона. Стоимость же патента в 2014 году для них была одинакова, но и действовал он на всей территории данного региона. 

Закон № 244-ФЗ от 21.07.14 внес изменения в ст. 346.43 и 346.45 НК РФ, согласно которым с 2015 года регионом для патентной системы налогообложения является муниципальное образование, кроме патентов на автоперевозки и развозную (разносную) розничную торговлю. С одной стороны, благодаря этому изменению, расчет стоимости патента будет более справедлив – дороже в центрах регионов и ниже в малонаселенных пунктах. Но с другой стороны, действие патента теперь будет ограничиваться территорией только этого муниципального образования. 

Стоимость патента, так же как и на ЕНВД, представляет собой фиксированную сумму, что может быть выгодным при значительных доходах, но не слишком выгодным, если доходы невелики. Налоговая ставка на патентной системе налогообложения равна 6%, а налоговой базой, с которой рассчитывают стоимость патента, является    потенциально возможный годовой доход (ПВГД). Устанавливается такой доход региональными законами. 

Верхняя планка такого дохода ограничена 1 млн. рублей, а нижняя в 2014 году составила 100 тыс. рублей, но с 2015 года ограничение минимального дохода снимается. Для расчета ПСН также вводится понятие коэффициента-дефлятора – в 2014 году он был равен 1,067. Этот коэффициент не учитывают при расчете стоимости патента, но он увеличивает сумму минимального и максимального размера ПВГД. Таким образом, в 2014 году такой доход для патентной системы налогообложения в общем случае мог быть указан в пределах от 106 700 до 1 067 000 рублей. 

Также регионы имеют право увеличивать максимальный размер потенциально возможного годового дохода до десяти раз. ПВГД может быть увеличен: 

-        до трех раз – для автотранспортных услуг, техобслуживания и ремонта транспорта;

-        до пяти раз – по всем видам патентной деятельности в городах с населением свыше одного миллиона человек; 

-        до десяти раз – для сдачи в аренду недвижимости, розничной торговли и общепита [4]. 

При расчете стоимости патента в некоторых случаях учитывают и такие показатели, как численность работников, площадь торгового зала или зала обслуживания, количество транспортных средств, арендная площадь. 

Так как с 2015 года регионом для патентной системы налогообложения является муниципальное образование, значит, стоимость патента будет заметно отличаться в пределах одного края, области или республики. [5]. 

Под налогом на ПСН понимают сумму, уплачиваемую за патент или его стоимость. Так же, как и на других спецрежимах, стоимость патента заменяет для ИП уплату следующих налогов:

-        НДФЛ на доходы, полученные от патентных видов деятельности;

-        НДС, кроме того, что уплачивают при ввозе в Россию; 

-        налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности по патентным видам деятельности. 

Одним из самых существенных недостатков патента нужно признать необходимость его оплаты авансом. Патент, выданный на срок до шести месяцев, нужно оплатить в полном объеме в течение 25 дней со дня его выдачи. Если срок действия патента составляет от шести месяцев и до года, то одну треть его полной стоимости нужно оплатить так же, в течение 25 дней со дня выдачи, а две трети – не позднее 30 дней до окончания его срока действия, указанного в заявлении. 

Если ИП не внесет стоимость патента в указанные сроки, то все полученные от патентной деятельности доходы будут облагаться, согласно общей системе налогообложения с того момента, когда патент был выдан (НДФЛ в размере 13%, НДС и налог на имущество).

В ситуациях, когда предприниматель уплатил стоимость патента, а потом прекратил деятельность, для которой был приобретен патент, он может обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о переплате налога и возврате либо зачете переплаченных сумм. 

Переход на патентную систему налогообложения носит не уведомительный (как на УСН и ЕНВД), а заявительный или разрешительный характер. В получении патента могут и отказать по основаниям, перечисленным в п. 4 ст. 346.45 НК РФ:

-        В заявлении на выдачу патента указан вид деятельности, в отношении которого патентная система налогообложения не применяется;

-        Указанный в заявлении срок действия патента не соответствует требованиям НК РФ. Выдается патент на срок от одного до двенадцати месяцев, но в пределах одного календарного года. 

-        Если в текущем году предприниматель уже работал на ПСН, но утратил право на патент (по причине превышения лимита доходов или числа работников) или добровольно прекратил работу на патенте до истечения срока его действия, то снова подать заявление на получение патента он может только с нового года. 

-        Если по уже полученным патентам есть недоимка по их оплате.

     С 1 января 2015 года основания для отказа в выдаче патента дополнены еще и не заполнением обязательных полей в заявлении на его получение.

Других оснований в отказе выдачи патента нет, поэтому после устранения этих недочетов заявление можно подавать снова. [6]. 

Заявление на выдачу патента, в общем случае, нужно подать в налоговую инспекцию по месту действия патента не позднее, чем за 10 дней до начала применения предпринимателем патентной системы налогообложения. С 2014 года заявление о получении патента можно подавать одновременно при подаче документов для регистрации ИП, в этом случае, 10-дневный срок, естественно, не соблюдается. В течение пяти рабочих дней со дня получения такого заявления, ФНС обязана выдать предпринимателю патент или уведомление от отказе в его выдаче с указанием причин. 

Письмом от 17 декабря 2014 г. N ГД-4-3/26095@ ФНС рекомендовала новую форму заявления на получение патента в 2015 году. Изменения связаны с тем, что с 2015 года регионом действия патента является муниципальное образование, а не субъект РФ (республика, край, область), как в 2014 году.

Предприниматель теряет право на применение патентной системы налогообложения в следующих ситуациях:

  1. Стоимость патента не оплачена в указанные выше сроки.
  2. Превышена средняя численность работников (не более 15 человек) по всем видам деятельности, которые осуществляет ИП. 
  3. Превышен годовой лимит полученных доходов в 60 млн. рублей. 

Об утрате права на патент нужно заявить в налоговую инспекцию по месту выдачи патента по форме № 26.5-3 в течение десяти дней после возникновения таких причин. Предприниматель может также добровольно прекратить деятельность на патентной системе налогообложения, о чем необходимо заявить с налоговую инспекцию по месту выдачи патента по форме № 26.5-4. 

В течение пяти дней со дня получения такого заявления ФНС по месту выдачи патента снимает предпринимателя с учета лиц, применяющих ПСН. [7]. 

Несмотря на то, что внедрение ПСН вызывает ряд обоснованных вопросов и трудностей у ИП, представители налоговых органов поддерживают её дальнейшее развитие, считая данную систему перспективной заменой вмененного налога. [8]. 

Тем не менее, процесс оптимизации новой системы может занять некоторое время, в связи, с чем в закон будут вноситься поправки.

Таким образом, одним из путей преодоления кризисной ситуации должно стать налоговое регулирование развития специальных налоговых режимов, поскольку малый бизнес, в основном использует имеено эти режимы, для исчисления налогов.

 Ссылки на источники:

  1. Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ (ред. от 03.12.2012)  «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 25.06.2012, N 26, ст. 3447 [Дата обращения 20.01.2015]
  2. Борзунова О. А. О новой патентной системе налогообложения [Электронный ресурс] URL: http://www.referent.ru/48/248567
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.12.2012) URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ (дата обращения: 20.01.2015).
  4. Власова Е. В. Концепция развития налогового потенциала // Современные научные исследования. Выпуск 2 - Концепт. - 2014. - ART 54551. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54551.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X. [Дата обращения 12.01.2015]
  5. Патентная система налогообложения//Федеральная налоговая служба: официальный сайт. URL: http://www.nalog.ru/rn25/ip/ip_pay_taxes/patent/ (дата обращения: 20.01.2015).
  6. Новости ФНС / Итоги применения патентной системы налогообложения в 2013 году. [Электронный ресурс] URL: http://taxpravo.ru/novosti/statya-310566-itogi_primeneniya_patentnoy_sistemyi_nalogooblojeniya_v_2013_godu (дата обращения 20.01.2015)
  7. Власова Е.В. Налоговый потенциал как объективная экономическая категория // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 12-16.
  8. Власова Е. В., Игнатьева Е. В. Налог с продаж: положительные и отрицательные стороны // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции - ART 64323. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64323.html - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X. [Дата обращения 12.01.2015]
  9. https://www.regberry.ru/USN

Vlasova Elena Valerievna,
candidate of economic sciences, associate professor of the chair "Finance and Credit" FGBOU VPO Togliatti State University,Togliatti
Bower Anastasia Adolfovna
Student FGBOU VPO "Togliatti state University, Togliatti
The impact of the patent system of taxation for small business developmen
Annotation: The article is devoted to the development of tax administration, in the aspect of the regulatory functions of taxation. In terms of overcoming the crisis situation, a special role in the economic process is the development of special tax regimes that are most important for small business.
Keywords: tax, the patent system of taxation, special tax regimes, small business, tax mechanism, taxation