Полный текст статьи
Печать

Аннотация: поднимается вопрос о том почему старшеклассники не входят активно в процесс самовоспитания. Проведен опрос на понимание сути процесса самовоспитания, который показал, правильное понимание школьниками этого термина.
Ключевые слова: воспитание, самовоспитание, социальная зрелость 

Самовоспитание является важным условием развития ребёнка. Оно было значимо во все времена и не теряет своей сущности и сейчас, т.к. входит в процесс развития и созревания личности и является одним из главных его критерием. Интерес к проблеме самовоспитания можно увидеть у таких исследователей как А.В. Иващенко (механизмы самовоспитания личности), Е.В. Петрова (проблема стимулирования нравственного самовоспитания старшеклассников), П.Н. Осипов (процесс самовоспитания) и др.

В педагогике ребёнок является одновременно и объектом, и субъектом педагогического процесса. В качестве объекта он выступает через внешнее воздействие, а субъектом – в самовоспитании, которое может стать продолжением воспитания, разворачивающимся уже непосредственно в личности, во внутреннем мире ребёнка.

А.Я. Совиньский определяет 83% учащихся, желающих работать над собой, но только треть из них действительно это делают И выдвинул предполагаемые причины этого явления, среди которых: недостаток знаний по самовоспитанию, отсутствие потребности, неверие в свои силы, слабая воля [5]. В связи с этим у нас встал вопрос: может школьники действительно недостаточно понимают саму суть процесса самовоспитания?

Попробуем разобраться в этом понятии, изучив источники. Самовоспитание, согласно большой советской энциклопедии – это «систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом». Социально обусловленным, потому что его содержание и средства достижения всегда будут зависеть от общественно-исторических условий, в которых живёт и развивается человек.

В большой психологической энциклопедии о самовоспитании говорится следующее: «это формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями».

В кратком психологическом словаре дается такое понятие: «Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Оно относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию».

В педагогике научение ребёнка самовоспитанию является важной задачей. Из приведённых определений мы видим, что более всего в самовоспитании выделяется осознанность, направленность и цель, достижение социально полезных качеств. При этом обязательным условием для самовоспитания является сила воли, или волевой компонент, без которого невозможно преодоление себя и изменение устоявшихся привычек.

Нами был проведен опрос учащихся старших классов на понимание процесса самовоспитания, в котором были получены следующие высказывания (почти без редактуры):

«Самовоспитание - стремление стать лучше, которое исходит от человека по собственной воли». «Самовоспитание для меня много значит. Я понимаю как вести себя в обществе и вообще в жизни. Самовоспитанию ты учишься сам, на своих ошибках»

«Я думаю, что самовоспитание - это когда ребёнок не слушает преподавателей. И сам придумывает слова, буквы и т.д. И мне не совсем нравится самовоспитание! Лучше учиться с образованными людьми»

«Думаю, самовоспитание - это действия, направленные на улучшение самого себя. Заставлять себя выполнять свои обязанности, например. Совершенствовать себя во всем, в плане - изучать что-то новое, узнавать, развиваться, находить новые знакомства, общаться с людьми. Главное, чтобы человек сам понимал что ему это нужно и шел к своей цели. Конечно, достичь совершенства личности невозможно, но действительно грустно, если человек не предпринимает никаких попыток»

«Это личное понимание дисциплины в поведении и стремление к ней».

«Самовоспитание очень важно для современного поколения. Для меня самовоспитание играет огромную роль, я стараюсь добиваться цели которую поставила, без самовоспитания я бы не отказывалась от прогулок ради тренировок. Я думаю, что самовоспитание - это внутренний голос, который рассуждает какой поступок хороший и что лучше сделать в той или иной ситуации».

«Самовоспитание это, когда ты можешь найти в себе силы отказаться от чего-то». «Самовоспитание - работа над своими ошибками. А так же, нужно смотреть на свои действия со стороны и думать верно ли это или нет»

«Самовоспитание это когда за тобой почти не смотрят, что ты делаешь, как делаешь, но ты понимаешь, что надо помочь или отличать правильное от не правильного».  «Сам себя воспитываешь, смотря на других».

Итак, из приведённых ответов мы видим, что ребята, в основном, также выделяют в самовоспитании наличие воли и цели, также акцент идёт на самостоятельность в выборе. В целом понимание самовоспитания учащимися 7-9 классов близко к смыслу, даваемому в словарях. В связи с этим мы делаем вывод, что нежелание включаться в процесс самовоспитания у школьников не связан с недопониманием этого явления.

Проблема определяется в социальной зрелости самого обучающегося. Мы предполагаем, что большинство старшеклассников:

- имеют трудности построения ближних и дальних целей,

- не могут ответить на вопрос: что будешь делать после окончания школы,

- испытывают сложности с построением карьерного плана, не задумываются о профессиональном будущем.

Ф.Д. Товарищева, Т.А. Макаренко, рассматривая некоторые особенности процесса воспитания, говорят о том, что современной воспитательной целью является построение личностью своей жизни на основе развитого самосознания, конструирование жизни в виде индивидуального проекта [7]. К сожалению, не все учителя и родители берут во внимание эту цель, поэтому мы и получаем школьников, которые понимают, что самовоспитание необходимо, но на практике в этот процесс не входят. Несомненно, мы не снимаем также с позиций индивидуальные особенности личности (склонности, способности, волевые и другие качества личности), которые откладывают на этот процесс свое значение. Мы полностью согласны с А.Я. Совиньским в том, что для активности в процессе самовоспитания требуется потребность роста, потребность развития, решение задач, направленных на достижение жизненных целей [6].

Нам импонируют предложенные П.Н. Осиповым идеи в рамках новой идеологии воспитания в современной школе. Он выделил несколько идей:

- идею реализации реальных целей, где предлагает подготовку учащихся к выполнению социальных ролей, формирования качеств конкурентоспособной личности;
- идею о совместной жизнедеятельности детей и взрослых.
- идею стимулирования самопроцессов, которые включают самообразование, самовоспитание, самоуправление [5].

Таким образом, проблема самовоспитания очерчивает конкретные направления исследований.

Ссылки на источники

  1. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
  2. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  3. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] -http://psychology.academic.ru/2188/самовоспитание
  4. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998
  5. Осипов П.Н. От воспитания – к самовоспитанию // Казанский педагогический журнал. 2003. № 1. С. 52-57.
  6. Совиньский А.Я. Самовоспитание старшеклассников в современной школе / Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 1. С. 9-14.
  7. Товарищева Ф.Д., Макаренко Т.А. Философско-антропологический подход к теории нравственного воспитания старшеклассников // Наука и школа 2012, № 6, С. 133-135