Аннотация. Статья посвящена исследованию сложившейся в настоящее время в Кабардино-Балкарской республике РФ системы предоставления электронных государственных и муниципальных услуг населению.
Ключевые слова: электронные услуги, государственные услуги, электронные государственные услуги, электронные муниципальные услуги, административная реформа, многофункциональный центр.
В современных условиях функционирования системы государственного управления в различных странах значительно возрастает актуальность проблемы повышения эффективности государственного администрирования. Совершенствование государственного управления является основной целью административной реформы, проводимой в современной России. Ключевые направления совершенствования системы государственного управления в рамках административной реформы обозначены в таких программных документах, как: «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы»[1] и Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [2].
Центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, по-прежнему остаются:
- снижение избыточного государственного регулирования;
- повышение качества государственных услуг;
- повышение эффективности органов власти;
- повышение информационной открытости [3].
Подчеркнем, что одним из основных требований, предъявляемых к т.н. сервисному государству – открытость к информационным технологиям.
Внедрение информационных технологий несет в себе не только социальную значимость, но и экономическую и политическую.
Основными преимуществами использования современных информационных технологий и систем, являются:
- повышение уровня обслуживания населения;
- повышение социальной защищенности населения за счет облегчения доступа к информации;
- создание комфортной среды для потребления информации населением;
- создание новых рабочих мест;
- повышение капитализации экономики территории;
- повышение инвестиционной привлекательности экономики территории [4].
Деятельность различных категорий служащих органов государственного и муниципального управления отражается применением соответствующих информационных технологий [5].
Учитывая тот факт, что Интернет-отрасль в Российской Федерации развивается стремительными темпами, перевод государственных услуг в электронный вид - перспективное направление реформы, призванное существенно облегчить жизнь населению.
Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде существенно повысит их доступность, снизит коррупционные риски, сократит временные и финансовые затраты не только государства, но и граждан [6].
Под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через Интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа [3].
Активная деятельность органов власти по предоставлению государственных услуг в электронном виде в Российской Федерации ведется с 2002 года, со времени первого упоминания термина «электронная услуга» в федеральной целевой программе «Электронная Россия (2022-2010 годы) [3]. Однако четкое понимание терминологии и планов по переводу услуг в электронный вид, а также связь с электронным межведомственным документооборотом нашли более полное отражение в 2006 году в связи с соответствующими изменениями, внесенными в указанную выше ФЦП. Указанный подход был предложен Минэкономразвития России совместно с Минкомсвязью России как важный элемент повышения качества предоставления услуг.
В настоящее время предоставление электронных государственных и муниципальных услуг ведется по принципу «одного окна», суть которого заключается в предоставлении государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. В целях реализации данного принципа с 2007 года на территории Российской Федерации создаются единые офисы предоставления государственных и муниципальных услуг. Сначала в пилотном режиме они были созданы в 16 субъектах Российской Федерации. В настоящее время создание многофункциональных центров (МФЦ) и практика обслуживания населения по принципу «одного окна» стремительно распространяется во всех без исключения регионах России.
Так, на конец 2011 года, МФЦ работали в 62 субъектах Российской Федерации. За 2012 год ещё 11 регионов впервые открыли МФЦ и организовали реализацию данного проекта. Сейчас в данном проекте участвуют 83 субъекта Российской Федерации. По состоянию на начало 2014 года на территории страны открыто 1013 МФЦ и тем самым обеспечена доступность государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» для 35,6 % населения [3].По состоянию на 01.01.2015 года на территории России функционирует 1812 центров.
По мнению Д.А. Медведева «От того, насколько удачным будет проект по созданию МФЦ, зависит, в известной степени, будущее государственной власти [6].
В соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской республики от 24 марта 2011 года № 76-ПП на территории Кабардино-Балкарской республики также создан МЦФ – ГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг в Кабардино-Балкарской республике», начавший свое функционирование с февраля 2012 года. Филиалы республиканского МФЦ открыты в городах – Прохладный, Баксан, Майский, а также в Эльбрусском и Чегемском муниципальных районах.
По состоянию на 01.01. 2015 года в перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых МФЦ по принципу «одного окна», включено 213 государственных и муниципальных услуг.
10 октября 2013 года Постановлением Правительства КБР № 278-ПП утверждена государственная программа «Информационное общество на 2013-2018 годы», ответственность за реализацию которой возложена на Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской республики [8]. Названная программа включает внедрение системы предоставления государственных услуг в электронной форме. Кроме того Минэкономразвития КБР реализует республиканскую целевую программу «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Кабардино-Балкарской Республике» на 2011-2018 годы.
Таким образом, следует отметить, что основным государственным органом власти республики, осуществляющим контрольные полномочия по проблеме дальнейшего развития предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде населению является Минэкономразвития КБР.
В сфере функционирования системы предоставления государственных услуг в электронной форме у Минэкономразвития КБР основной целью является повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни и безопасности общества, совершенствование системы государственного и муниципального управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
В связи с этим в качестве основных задач Минэкономразвития КБР можно обозначить:
– повышение доступности для населения информационных и телекоммуникационных технологий;
– повышение открытости и эффективности государственного и муниципального управления;
– повышение эффективности внедрения информационных технологий в образовании, науке, в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения, в культуре и в системе здравоохранения;
– создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики;
– создание программно-технологической инфраструктуры для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
– повысить общий уровень использования информационных и телекоммуникационных технологий в системе государственного управления;
– повысить уровень удовлетворенности граждан в Кабардино-Балкарской Республике качеством предоставления государственных и муниципальных услуг;
– повысить долю граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг;
– повысить долю граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме [8].
В области функционирования системы предоставления государственных услуг в электронной форме на территории КБР, Минэкономразвития КБР обладает полномочиями по контролю за деятельностью исполнительных органов государственной власти КБР в данной сфере.
Ссылки на источники
1.Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 года № 1021-рг. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/06/28/koncepciya-site-dok.html.
2. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 601. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/gosupravlenie-dok.html.
3. Совершенствование государственного управления. Портал административной реформы. [Электронный ресурс]. http://ar.gov.ru/ru/gos_uslugi_03_uslugi_v_electronnom_vide/index.html.
4. Чистова, М.В. Возможности внедрения информационных технологий для реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ / М.В. Чистова, Г.Е. Концевич, Н.В. Демина // Гуманизация образования. 2014. № 6. С. 95-101.
5. Чистова, М.В. Муниципальная информационная система – инструмент повышения качества функционирования органов местного самоуправления / М.В. Чистова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 5-5. С. 214-217.
6. Еремина, О.С. Этические аспекты в деятельности современных государственных и муниципальных служащих / О.С. Еремина // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 35-36.
7. Выступление Д.А. Медведева. РИА Новости от 05.02.2013.
8. Официальный сайт Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской республики. Режим доступа: http://economykbr.ru/.