Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье исследуется сущность конфликта интересов, возникающего в процессе служебной деятельности государственных служащих, выделяются причины, его порождающие и предлагаются возможные пути решения конфликтных ситуаций.
Ключевые слова. Конфликт, конфликт интересов, коррупция. 

Удовлетворение интересов общества является важнейшей задачей государственных органов. Справедливое и честное выполнение своих служебных обязанностей – вот чего ожидают граждане от должностных лиц государственных органов. Общество ожидает от правительства того, что оно обеспечит должные условия организации и выполнения работы для чиновников, при которых их частные, деловые или иные интересы не смогут повлиять на механизм принятия и исполнения государственных решений.

В настоящее время, в изменяющихся условиях деятельности государственных органов, тема возникновения конфликтов интересов и пути их решения будут всегда сохранять актуальность.

Конфликты интересов, которые возникают как в государственном, так и в частном секторах, волнуют общественность многих стран мира. Проблемы, связанные с конфликтом интересов, послужили объектом для конкретной политики, развития законодательства и управленческих подходов, направленных на сохранение добропорядочности и незаинтересованности принятии решений органами власти.

Конфликт интересов, возникающий в процессе служебной деятельности государственных служащих способен привести к различным злоупотреблениям служебным положением. Подобные конфликты интересов могут приводить к серьезным проблемам, если, например, чиновник прекращает работу в государственном органе и переходит на работу в частный сектор. По этой причине рост обеспокоенности граждан служит одной из причин принятия правительством необходимых меры по охране добропорядочности механизмов принятия решений.

31 июля 2008г. Президентом РФ был подписан национальный план противодействия коррупции [1]. Данный план называет главной мерой по предупреждению конфликта интересов законодательное развитие механизма по борьбе с  коррупцией на государственной и муниципальной службе. На реализацию указанной меры были направлены положения Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2]. Но данный механизм не является достаточно эффективным и новым, поскольку это понятие уже относительно давно используется в российском законодательстве. Таким образом, нормы указанные в законе в какой-то мере повторяют положения, имеющиеся в федеральных законах о государственной гражданской службе и о муниципальной службе, принятых ранее и уточняющие понятие конфликта интересов на публичной службе и предлагающие механизмы его разрешения.

Изначально понятие «конфликт интересов» в государственной службе было использовано в «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. До этого данное понятие использовалось только в двух российских законах – в федеральном законе «О рынке ценных бумаг» и в законе «О некоммерческих организациях».

Немало важным является тот факт, что государственный или муниципальный служащий должен сам анализировать свои действия или условия, способные воздействовать на объективность его служебной деятельности [3]. Поэтому гражданский служащий обязан знать не только свои права, обязанности, запреты и ограничения, но также и требования, предъявляемые к служебному поведению [4].

Помимо самого служащего, ответственность по предотвращению возникновения конфликта интересов несет и руководитель. Обязанностью руководителя при определении должностных обязанностей, или при поступлении на гражданскую службу, является учет сведений о гражданском служащем, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы [5].

Еще одним важным фактом является то, что гражданский служащий должен сообщить о личной заинтересованности еще до того, как его действия приведут к появлению конфликта интересов.

Таким образом, служащий, собирающийся выполнять другую оплачиваемую работу, должен в письменной форме предупредить представителя нанимателя. В свою очередь, представитель нанимателя, обязан предотвратить или урегулировать конфликт интересов, который может возникнуть. Кроме того, представитель нанимателя вправе отстранить гражданского служащего, который являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов, с сохранением денежное содержание на время отстранения от замещаемой должности гражданской службы (п.2 ст.32 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-фз). Гражданский служащий может отстраняться от замещаемой должности на период устранения обстоятельств, которые привели к отстранению.

Однако понятие «конфликт интересов» не отождествляется с понятием «коррупция», тем не менее, первое понятие может порождать второе. Важно понимать, что политика государства, направленная на предотвращение конфликта интересов, не должна запрещать любые частные интересы служащих. Основной задачей государства по предотвращению возникновения подобных конфликтов является соблюдение и поддержание в должном порядке официальных государственных решений и самой государственной системы управления.

Кроме того, различные институциональные меры, такие как положительный внешний аудит или проверки, могут позитивно повлиять на управление конфликтными ситуациями. Также оказать эффект могут такие меры, как, например, ограниченное или полное обнародование раскрытых интересов и/или формирование устойчивой культуры управления, поддерживающей добропорядочность.

Вместе с тем, нужно учитывать, что излишне взыскательные пути к управлению частными интересами могут вступить в разногласия с иными правами, стать бездейственными на практике или лишить государственную службу привлекательности в глазах претендентов на службу. Вследствие этого, политика управления конфликтами интересов должна быть направлена на поиск сбалансированности за счет выявления рисков для добропорядочности государственных органов и их сотрудников, адекватного механизма управления конфликтными ситуациями, повышения осведомленности государственных органов и отдельных чиновников о таких конфликтах, и обеспечения эффективных процедур для их идентификации, раскрытия, разрешения, а также распространения информации об эффективных методах управления конфликтами.

Ссылки на источники:

1. Приказ Президента РФ от 31.07.2008г. № 1568 «Об утверждении национального плана противодействия коррупции». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2008/08/05/plan-dok.html (дата обращения 15.03.2015г.).
2. Федеральный закон от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 16.03. 2015г.).
3. Чистова М.В. Муниципальная информационная система – инструмент повышения качества функционирования органов местного самоуправления / М.В. Чистова. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. №5-5. С.215.
4. Еремина О.С. Этические аспекты в деятельности современных государственных и муниципальных служащих / О.С. Еремина. В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С.35-36.
5. Демина Н.В., Еремина О.С. К вопросу об оптимизации процесса отбора персонала в аспекте технологизации / Н.В. Демина, О.С. Еремина. Евразийский Союз Ученых. 2014. № 8. С. 134-136.